Дополнить долгожданную новинку Як-9 Mоdelsvit 2015 года в 48-м решила Днепродзержинская фирма Metdetails полезными деталями фототравления. Несмотря на то, что количество наборов травленок на «девятку» оказалось больше, чем их производителей, 5-й от Metdetails я бы назвал лучшим, особенно если учесть, что предшественники были не столь копийны, как хотелось бы …
Инструкция по сборке предлагает сделать такие шаги:
Шаг 1-4
Собираем рабочую комнату. Предлагается 2 варианта приборных досок и щитков оборудования. Количество ручек и краников впечатлило, как и проработка приборных досок.
Шаг 5.
Смотрим запас топлива.
Установка окантовок бензиномеров, а про «приклейку» самого сокровенного – изюминки: пленки, не упомянули. Отмечу, что «на сегодня» этот воспроизведение рисунка бензиномера для Як-9 в 48-м лучшее, в т.ч. и с точки зрения декального способа – видно стрелку, риски и цифры (и это все в кружке диаметром 2 мм).
Аналог есть в травленке GoNzA для Як-3 (№ 48033).
Идею насчет «короны/звездочки» окантовки не понял. Можно, например, просто сделать обычное кольцо.
Радуют и триммеры на элероны. Правильно их сделать раннее удалось только Part.
Шаг 6
Управляем самолетом.
Педальки даже имеют ремешочки.
Шаг 7, 8, 10, 18.
Ставим сетки радиаторов, совки, тяги. Наконец-то хоть один производитель сделал реалистичные сетки и линии имитирующие пайку радиатора (утолщение к краям и «зубчатость»). Справа отверстие на сетке маслорадиатора – это заглушка, потому его придется заклеить кружком. Как пожелание – сделал бы сетку радиатора «с зазором», например для тех, кто будет делать съемные капоты или ставить эту сетку на другие модели: не факт что правильная форма MD станет на старинные «не ликвиды».
И, конечно, один из хитов набора – экраны патрубков. Даны одной деталью, но как по мне: лучше было сделать отдельно (с точки зрения копийности) переднюю часть, она ведь идет внахлест на экраны, да и установка так будет легче.
Шаг 9.
Ставим сетку между нишами шасси, не свойственная моделям модификаций до ДД.
Шаг 11.
«Приклеиваем» закабинный люк. Насчет рояльной петельки не уверен (фото с правого борта не встречал). Люк такой формы, для модификаций со смещенной кабиной, мог быть и съемным (на 4 болтиках, как на чертежах из книги Д.Лейпника), а не откидным.
Шаг 12, 17, 18.
Занимаемся шасси: ребра и стенки ниш (правая даже дана с откидным лючком ! как в польском музее на Як-9П).
Створки шасси: клепка должна идти наружу, а не внутрь. Почему исключили воплощение в металле ребер – сложно предположить.
Образец для подражания и использования створок шасси – набор Mars Models / Interaviа.
Самодельно щитки из фольги мне удалось воспроизвести так.
Прилагаются замки и уголок для крепления ломающегося подкоса. У меня вызвало сомнение копийность замков. Обзор реального найденного щитка для сравнения http://karopka.ru/community/user/14782/?MODEL=374872.
Имитацию частей дисков колес в виде 5-гранника с одной обрезанной стороной можно считать «допом». На поздних модифкациях Яков встречались иные колеса, потому здесь лучше использовать фото, либо уже дорабатывать диск по полной и использованием травла/смолы иных производителей.
Шаг 13.
Укрепляем броню с тыла – узлы крепления на бронестекло.
Шаг 14.
Прицеливаемся. Классная заготовка, но потребует доработки: основания-«подушечки», и по желанию можно заменить мушку, которая толстовата. А а что касается самого металла, то треугольноподобная часть возле мушки, похожая на пирамидку, не тонкая (имитировано отгибом на травленке), а имеет большую толщину (развертку надо бы дать еще, если уж крутить все одной деталью, либо составной сделать, для тех, кто захочет повысить копийность). Когда-то прицел пытался воспроизвести самодельно по фотографиям кабин, но полагаю есть смысл конверсировать MD-эшный, благо примитивный 3D-макет у меня уже есть )
Схема из временного ТО 1994 г.
Шаг 15.
Слушаем радио. Мачта антенны, на которой есть даже мини-крючок, но мне кажется стойку лучше сделать, согнув уголком, так можно обеспечит большую крепкость и ровность. Тонкая пластинка из исходного набора может искривиться.
Шаг 16.
Приземляемся/взлетаем. Ставим костыль. Также одна из полезностей. Даются створки ниши, вилка зацело с двузвенником (кто захочет – может отрезать) и установить «как надо», с точки зрения копийности, естественно. Радует, что впервые в афтере на Як-9 скоба для костыля сделана с выступающими ребрами по краям, которые можно «покоцать» дополнительно надфилем, как видно например, в документальном фильме по эксплуатации Як-9Т. Моя самодельная разломалась – с удовольствием использую обозреваемую. Аналог вилки в травленке есть только у Part, но она переразмерена.
Диск колеса, увы, не правильный: окантовка должна быть наружу, а средняя часть – внутрь (в травленке наоборот – средняя часть выпуклая).
Понять крепление двузвенника можно из Альбома по ремонту узлов и агрегатов Як-9 (1946 г).
На этом эскизе установим и тягу руля направления заодно с кабанчиком.
Шаг 19.
Улетаем закрывая фонарь ручками изнутри. Вопросы по креплению переплета уже возникли в анонсе изделия (http://scalemodels.ru/news/9095-anons-Metallic-Details-1-48-jak-9.html), точнее по изгибу и толщине металла. По первому – на обратной стороне предусмотрена линия для облегчения сгибания, что тоже похвально. По второму – можно сточить, а кому не понравится «заводская» клепка, то могут сделать самостоятельно уже на ЛКП, «набивая» шляпы болтов нужной формы. Рояльку на воздуховоде козырька забыли, ну ничего, страшного.
Фото из фильма про Як-9Т.
Вероятно, каждый сам решит как альтернативно сделать нужный его взгляду козырек и среднюю часть. А зад почему-то остался … забыт.
Прогресс, безусловно в этом направлении есть, если оценивать эволюционно потуги еще бумажноймаски на липкой серой ленте от ІСМ, до думается без фольги тут не обойтись, особенно кто будет делать сдвижной фонарь
Как видим, сложная часть модели даже для афтера зачастую остается непосильной для фабричных условий.
Полагаю, в дальнейшем совершенствовании моделей уже разберетесь, как по матчасти, так и по технологиям ) …
Альтернатива
MD 5-м вошел в историю травленок на Як-9 (АСЕ, Part, Mars Models, Extra Tech – самый примитивный из всех, даже не видел его никогда «живьем», приобретя все остальные).
Итак, MD можно признать лидером в новой ветке металло-афтера в свете перспективных моделей Modelsvit, хотя и не безоговорочный, если оценивать все детали.
Part еще предлагает открыть посадочные щитки.
И один из самых экзотичных и неточных Extra Tech.
Итоги
MD удалось сделать высококлассное травление, которое вкупе с Mars Models (в т.ч. для дополнения шасси и интерьера кабины) и АСЕ (посадочные щитки, отдельный набор с ними есть и у Part) позволит успешно дополнить «девятку», практически любой модификации, удовлетворив большинство притязаний поклонников советских истребителей.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Тема: Обзор Metallic Details 1/48 фототравл...(#8784) - обсуждение
С душой написано.
Спасибо!