Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Уже скоро год, как на выставке-конкурсе в Броварах была презентована эта модель. Весной 2011 года к ней вышла дополнительная декаль от Микромира. А в конце весны Вячеслав Демченко собрал модель, и обзор по сборке опубликован в журнале М-Хобби. А на саму модель обзора так никто и не удосужился написать.

В свое время я уже порывался написать обзор, но на тот момент не был готов сделать это из-за незнания матчасти прототипа. Зато весной этого года начал рисовать декаль на Як-1/Як-1Б, вот при работе над ней и пришлось матчасть изучить. Потому, постараюсь заполнить этот пробел.
Вернемся к самой модели. Пока что, это первая, и на данный момент единственная модель под маркой Modelsvit. Будем надеяться, что все-таки не последняя.

Коробка

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Коробка имеет приличные размеры: 310х215. Внутрь поместилось бы как минимум две такие модели. Низ из плотного картона, верх - из обычного. Открывается сверху. 

Боксарт

Изображение на коробке откровенно разочаровывает. Такое ощущение, что рисунок рисовал школьник. Видимо, кто-то решил, что кому надо, тот и так купит, а кому не надо – того и красивой коробкой не заинтриговать. Странный такой маркетинговый ход.
На коробке изображен Як-1Б майора Б.Н. Еремина в августе 1943 года с эффектной дарственной надписью.

На коробке также размещены логотип компании, масштаб, номер модели по каталогу 4801 и надпись Як-1Б (Yak-1B WWII Soviet Fighter). На одной боковине информация о прототипе на русском и английском языках, на другой – четыре боковика на предложенные в декали варианты окраски.
Внутри коробки, в пакете с закрывающимся клапаном, обнаруживаются восемь рамок с деталями, одна из которых – прозрачный литник, пакет с резиновыми колесами, инструкция, цветной вкладыш с вариантами раскраски и декаль.

Инструкция

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Представляет собой распечатку на 6 страницах формата А4. Содержит информацию о прототипе на русском и английских языках, схему литников и инструкцию по сборке. Все достаточно четко и вполне понятно. Цветной вкладыш содержит информацию по окраске модели с указанием цветов в палитре Humbrol, а также схему нанесения декалей и технички.

Пластик

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда
Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Пластик серый. Крой внутренний, тонкий. Для технологии ЛНД фактически предел совершенства. Впрочем, без брака все-таки не обошлось: обнаружил утяжины на капоте и заусеницу на элероне верхней половины правой плоскости крыла. Еще из недостатков обнаружил достаточно заметную трещину на сдвижной части фонаря. Как следует из обсуждения на форуме, это не частный случай, а производственный дефект. В принципе, фонарь довольно толстый, потому его все равно лучше поменять на вакуумный.

В наборе восемь литников: один с половиками фюзеляжа; один с нижней поверхностью крыла, данной одной деталью с заданным углом V; один с половинками верхней поверхности крыла; четыре литника с мелочевкой и плата с прозрачными деталями. Кабина дана довольно подробно, но несколько упрощенно. Приборка дана рельефной пластиной.

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда
Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Пропеллер отлит отдельно от кока винта. Кстати, в наборе даны два кока: более острый на Як-1 и более закругленный на Як-1Б. Также в наборе дается два набора основных стоек шасси. Возможно, как и в случае с коком, на Як-1 и на Як-1Б. На форуме неоднократно говорилось, что за основу мастер-модели был взят гаргротный Як-1 от «Южного фронта». Возможно, два комплекта коков и стоек – результат этого родства. Помимо пластмассовых колес в наборе имеются также резиновые с протектором. А вот задняя стойка шасси отлита вместе с колесом. Моветон!

На фюзеляже и рулевых поверхностях имеется имитация провиса полотна. На внутренней поверхности половинок фюзеляжа имитация каркаса в районе кабины и задней стойки шасси. Кстати, в инструкции предусмотрен вариант с открытыми боковыми панелями кабины. Для этого их предлагается вырезать из половинок фюзеляжа, а в наборе даются дополнительные детали этих панелей (детали Н2, Н5 и Н10). На фюзеляже и крыле имитирована клепка. Достаточно тонко и аккуратно. Но неизбежная шпаклевка швов и прочие манипуляции с пластиком наверняка сведут всю эту красоту на нет, потому клепку скорее всего придется восстанавливать.

Стабилизаторы даны половинками. Есть подозрение, что после их склейки придется приложить усилия для стачивания задней кромки.
Фонарь в наборе дан один, в закрытом положении. Поэтому, если собираетесь делать фонарь открытым, придется его распилить. Хотя, как уже говорил выше, его лучше полностью заменить. Имеются БАНО, но они прозрачные. Соответственно, нужно заменить на зеленый и красный.

Сравнение с чертежами


«Доренко: Добрый день! И хватит о хорошем».

Один мой знакомый, которому у меня нет причин не доверять, сказал, что если мастер-модель делал А-макетчик, то он вряд ли ориентировался только на чертежи, а больше сверял модель с фото. Потому модель должна быть более точной, чем чертежи.

1-я схема:

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

2-я схема:

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

В принципе, несовершенство каких-либо чертежей стало притчей во языцах, потому слепо верить чертежам я бы не советовал. Но и не приложить пластик к имеющимся чертежам тоже не имею права. В наличии имею две схемы на Як-1Б. Модель довольно точно ложится в обводы что того, что другого. Отличия заметил лишь в обводах киля, в задней кромке стабилизатора и в форме маслорадиатора.
Но когда дошла очередь до крыльев, то тут меня ждало разочарование. Первое, что приходит на ум, это крылья от раннего Як-1. Отличий, правда, не очень много, но они все-таки имеются.

Сравнение с крылом Як-1:

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Рулевые поверхности Як-1 и Як-1Б (два слева рисовал я для декали, два справа - схема):

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Первое – рулевые поверхности. Я бы и сам не обратил бы на это внимания, но М. Голованов (mgolovanov), когда я рисовал техничку, указал на такой момент: на левом крыле Як-1Б ставился триммер, а на Як-1 просто отклоняемая пластина. На модели – пластина. Второй момент – АНО. На ранних Як-1 и Як-1Б они отличаются. И в модели они даны как раз для Як-1.
Сомнения вызывают еще датчики бензомера. На некоторых чертежах они по центру крыла, а на модели они смещены немного к передней кромке. Как раз во время написания обзора мне подкинули еще один комплект чертежей. Так вот, там датчики - таки смещены вперед. Потому, я более доверяю модели.

Декаль

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

Довольно большая и содержательная. Без видимых на глаз смещений и на матовой подложке. Содержит четыре варианта:

  1. 2 Гв ИАП ВВС Северного флота, пилот – капитан В. Покровский, 1943 г.
  2. 427 ИАП, пилот – капитан Чувилев, Харьков, Основа, август 1943 г.
  3. 31 Гв ИАП, Сталинградский фронт, пилот – Майор Б.Н. Еремин, декабрь 1942 г.
  4. 31 Гв ИАП, пилот – Майор Б.Н. Еремин, 1943 г.

Все варианты достаточно интересны, с дарственными надписями, бортовой живописью и звездами побед.
Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда
По трем предложенным вариантам ничего особо сказать не могу, а вот что касается варианта Чувилева, то тут есть несколько мелких неточностей. Во-первых, камуфляж нарисован «от балды». Во время работы на это обратил внимание М. Голованов. В инструкции предлагается нестандартная схема камуфляжа. А со слов Голованова, по имеющимся фото отчетливо видно, что камуфляж должен быть стандартным.

Во-вторых, звезды побед на фото только на левом борту, а на правом их нет. В декали же предлагается нанести с обеих сторон фюзеляжа. Правда, звездочки даются отдельно от надписи, потому их можно просто не наносить на модель.

В-третьих, производитель почему-то предлагает на этот вариант нанести звезды трех типов: бортовые с черной окантовкой, килевые – с двойной бело-красной, а крыльевые – без окантовки. На самом деле, такое вряд ли соответствует истине. На корпусе звезда с черной окантовкой, на крыле или с черной окантовкой или без окантовки, на киле скорее всего с черной окантовкой.

В декали дается достаточно много технички. Единственный замеченный мной недочет – на все четыре варианта дается один серийный номер. В лучшем случае, он подходит к одному из предложенных вариантов, в худшем – взят с потолка и не соответствует ни одному. В оправдание производителя могу сказать, что серийный номер достаточно мелкий, и по некачественным фотографиям тех времен их обнаружить фактически невозможно.

Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда Обзор Modelsvit 1/48 Як-1Б - Лучше поздно, чем никогда

В завершении еще могу добавить, что достаточно оперативно вышла дополнительная декаль от Микромир, которая содержит аж 14 вариантов, включая несколько бортов эскадрильи Нормандии-Неман. Хотя, обзор на эту декаль уже имеется, потому повторяться не стану.

Вывод

Модель, конечно, заслуживает внимания. И любителям отечественной авиации Второй мировой рекомендую обратить на нее пристальное внимание.
К чему придется приложить руки, так это необходимо привести крыло к виду Як-1Б. Для этого нужно убрать место размещения АНО и сделать огни заново. Так же придется удалить с элерона следы отклоняемой пластины и добавить триммер. Необходимо заменить фонарь, т.к. тот, что в коробке, вряд-ли подлежит исправлению. Также желательно запастись афтемаркетом для детализации кабины.
А вот декаль можно использовать как изкоробочную, с учетом высказанных замечаний, так и докупив декаль от Микромира. Этого будет более чем достаточно, чтобы сделать очень яркий борт.

По проблемам, которые могут возникнуть при сборке, рекомендую почитать обзор Вячеслава Демченко.

И удачной вам сборки!
Павлыгин Александр (foxbot).

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
alex_reft в 24.01.2011 - 22:48
Ну почему оклейка фольгой- бессмысленно. Она дает эффект настоящего металла, который не передашь в пластике. А ступеньки не будет заметно -после грунтовки и окраски. Хотя все зависит от толщины фольги. Вот у меня их 2 вида самоклейки -одна потолще -другая потоньше.
Так я обклеивал свой Як-1, результатом остался доволен
mgolovanov в 24.01.2011 - 23:17
результатом остался доволен
вообще у вас хорошо получилось

это вроде бы говорит в пользу правильности геометрии модели - если фольга ложится без морщин. Реальные капоты, пишут, проектировались так, чтобы можно было легко выколотить из плоских листов

Разве можно эти "ушки" изобразить в пластике?
"ушки" - вы имеете в виду как бы отогнутые края? как я уже понял, это популярная "фича" в моделях Як-1, но рискну вставить свое ИМХО - ничего специально отогнутого там не было, а были просто немного выпуклые боковые панели капота, которые в этих местах были шире следующих за ними поверхностей фюзеляжа (боковины патронного ящика слева и боковой крышки справа) - по моим расчетам примерно на 15-20 мм:

проще говоря, теоретическое горизонтальное сечение по оси винта таково:
AlexM в 25.01.2011 - 09:58
Обклейка фольгой как то не впечатлила, верхний капот теперь будет со ступенькой тк пластик возле кабины вы не выбирали. А боковые крышки? что, тоже внахлёст? Бессмысленная работа, мастер модель уже была оклеена, и вмятинки и неровности уже присутствуют. Тем более, что качество оклейки фольгой у вас далеко не айс.
Как раз из-за верхнего капота и затеял обклейку. Не все там хорошо получилось, а сейчас намного лучше. Ступенька, о котрой Вы говорите, не столь значительна, да и грунтовка с краской ещё её уменьшат. По поводу оклейки бум стараться и стремиться к лучшему.
flomaster в 25.01.2011 - 15:08
mgolovanov
Да не было там никаких "ушек" и ниче отогнуто не было - просто вырез.
Изначально в этом месте на модели все правильно сделано... было :smile:

А вот ступеньки как раз были!



С Уважением Виталий
А-Макетчик в 25.01.2011 - 15:14
Ну почему оклейка фольгой- бессмысленно. Она дает эффект настоящего металла, который не передашь в пластике
Это имеет смысл когда модель совершенно гладкая, например изделия Звезды или других производителей. Эффект настоящего металла на этой модели уже присутствует. Вдобавок самоклейка ИМХО совсем не тот металл который даёт реалистичную поверхность. Кроме того, вы совершенно не учитываете где листы лежат встык, где внахлёст и просто клеите лючки поверх всего, почему то считая что в этом и есть некий реализм. Хотя конечно, это ваше дело, каждый из нас сходит с ума по своему. А ступеньки не будет заметно -после грунтовки и окраски Если после вашей грунтовки и покраски не будет заметно даже ступеньки тощиной в 0,1 мм не понимаю о каком "эффекте настоящего металла" можно вообще говорить.
Разве можно эти "ушки" изобразить в пластике? Чем вы тут предлагаете восторгаться? Мне что, сфотографировать как это вентиляционные щели выглядят на отливках? И заранее прошу прощения если мои замечания каким то образом задевают вас, я хотя и принципиально стараюсь не комментировать чужие модели, но в случае с яками, да ещё со своей мастер-модели молчать не могу.
flomaster в 25.01.2011 - 16:11
alex_reft
Да нормально в принципе выходит.
Вот только ушки убрать...

С Уважением Виталий
AlexM в 25.01.2011 - 16:57
А-Макетчик
Как автору мастер-модели Вам большое спасибо. И возвращаясь к ступеньке хотел бы добавить, что заливать шпаклевкой и краской толстенный слой я конечно не собираюсь. Но сделать так, что бы 0,1 мм не бросался в глаза вполне по силам.
alex_reft
Предагаете параллельно вести сборку двух Яков разных модификаций? Я в принципе не против. Даже интересно будет.
А-Макетчик в 25.01.2011 - 21:54
А вот ступеньки как раз были!
Разбитый фонарь, прикрученные проволокой элероны и зализы от Як-3 тоже "были"?
flomaster в 26.01.2011 - 10:24
А вот ступеньки как раз были!
Разбитый фонарь, прикрученные проволокой элероны и зализы от Як-3 тоже "были"?
Витя, а при чем тут фонарь и проволока??? Зачем ты перекручиваешь?
Речь (насколько я помню) идет о капотах, боковых панелях и зализах крыла (зализ там от Як-3 только в местах воздухозаборников)...
На Головатовском и Як-3 в Ле - Бурже они тоже имеют ступеньки. За югославский вообще молчу, там имхо по капоту ногами бегали...
А тут еще и Як-9 на глаза попался...
Один - случайность, два - совпадение, а три - уже закономерность!

Опять таки, вещи скорее приобретенные в процессе эксплуатации или нашего серийного производства (как и имхо кривизна борта в сечении) а не заложенные конструктивно, но факт остается фактом... И судя по фото и актам о "плохом прилегании капотов", Яковлев был в курсе о "ступеньках" которых "не было".

Так что ты совершенно прав - каждый с ума сходит по своему.
Я например, постараюсь твою расшивку не портить и оставлю все как есть, только гаргрот в сечениях немного поправлю и совок радиатора... :wink:

[url=http://postimage.org/image/2h3mxxjtw/][/url]

С Уважением Виталий
А-Макетчик в 26.01.2011 - 17:11
Витя, а при чем тут фонарь и проволока??? Зачем ты перекручиваешь?
При том, что судить о поверхности самолёта по полуразграбленному музейному экземляру который несколько раз неквалифицированно разбирали при переносе с одной экспозиции в другую и который полвека не видел грамотного ремонта находясь в "очумелых ручках" музейщиков, по меньшей мере странно. Да, на фото реальных самолётов видно, что капоты прилегают неидеально, но при этом эта неидеальность на каждом самолёте своя, где то лучше где то хуже. Факт в том, что в конструкции Як-1 предусмотрены поднутрения в которые укладываются капоты и лючки создавая (в идеале) ровную поверхность. И если уж говорить о эффекте реализма, то именно эти поднутрения - выборки в пластике и надо делать, именно тогда с использованием фольги поверхность и приобретёт тот самый "реализьм", тк идеального прилегания не будет, где то капоты лягут встык, где то будет ступенька в результате чего и получится поверхность близкая к реальной. А уж никак не клеить всё тупо внахлёст утешая себя тем, что это будет незаметно.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy