Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы капитана КуценкоЗдравствуйте коллеги!
Война
Войну встретил 22 июня на границе, в звании младшего лейтенанта. Отступал с советскими войсками, воевал на Брянском и Воронежском фронтах. В этом месте хочется сказать, что к сожалению, мне не удалось разыскать каких либо документальных свидетельств боевого пути и военных заслуг Куценко в тот нерадостный период, единственное, что удалось выудить на сайтах, это несколько сканкопий. Награжден правительственными наградами. Первый орден Красного Знамени был вручен 21 декабря 1941 года на Брянском фронте, второй орден 14 августа 1942 года на Воронежском (позже на профильных сайтах обнаружил письмо Военного Совета Воронежского фронта от 26 марта 1943 г., поименный список и наградной лист о награждении штурмана 274 иап, ст. лейтенанта Куценко Н.Е., вторым орденом Красного Знамени). По письмам его боевого товарища Ерошенко Прокофия Илларионовича, Куценко и ГСС Григорий Онуфриенко, входили в группу дважды Героя Советского Союза Супруна2 Далее был 73 Гв.иап, где капитан Куценко также занимал должность штурмана полка. Во время службы его однополчанами были Николай Баранов, Алексей Соломатин, Лидия Литвяк, Екатерина Буданова. Был Сталинград, Миус фронт и бои за освобождение его родного Донбасса… Последний бой. О самом бое я слышал неоднократно, от разных людей. Впервые это было в школе. Очевидцем событий была наш библиотекарь Королёва Нина Андреевна, она видела как падал самолёт, как немцы оцепили место падения и извлекали тело лётчика. Второй раз я услышал о воздушном бое в 1987 году от мастера производственного обучения ПТУ-108 Омелькина Владимира Ивановича, который в военные годы был воспитанником Рутченковской коммуны для детей-сирот. Владимир Иванович видел непосредственно сам воздушный бой, как два немецких самолёта атаковали один советский, последний задымил и полетел со снижением в сторону Лидиевки… Третьим очевидцем событий был отец моего друга, Барсуков Василий Иванович, которого старший брат запер в хате и не позволил ему бегать «туда где немцы»… Четвертым и пожалуй, самым авторитетным очевидцем, была Лидия Литвяк. Вот как это описано в книге О.В. Растенина «Расколотое небо». [i]…Одновременно с налетами штурмовиков 17 «пешек» от 86-го бап 270-й бад (ведущий комполка подполковник Белый) с высоты 4700 м с одного захода нанесли бомбовый удар по аэродрому Сталино, где, по наблюдениям экипажей, находилось до 95 самолетов различного типа…………… Тем временем в районе [i]ст. Михайловка3 штурман полка капитан Куценко со своей группой завязал воздушный бой с подошедшей в район боя шестеркой Bf109. В ходе боя ведомый Куценко старший сержант Байков не смог удержаться за ним и оторвался. Этим сразу же воспользовался противник. В атаку на Куценко вышла пара «мессершмиттов». Заметив, что командиру угрожает опасность, младший лейтенант Литвяк развернулась и пошла на отсечение атаки немецких пилотов. Но было уже поздно. Ведущий «мессер» с дистанции 40 м открыл огонь по самолету Куценко. Литвяк наблюдала, как на его самолете появился дым и огонь. Падение «Яка» Куценко она не видела, так как была атакована четверкой истребителей люфтваффе. Ее ведомый Зоткин на развороте отстал. Литвяк осталась одна. Ей на помощь поспешил летчик Мельницкий. Продолжая воздушный бой в паре с Мельницким, Литвяк подбила один Bf109. Истребитель вышел из боя с дымом черного цвета. Мельницкому также удалось подбить «мессер», который с пикированием пошел к земле. За ним тянулся дымный шлейф. Падения самолетов никто из них не наблюдал — вели бой. Ведомый Литвяк, оставшись в одиночестве, мгновенно был атакован «мессером» и его самолет получил повреждения. Зоткин вышел из боя и потянул на свою территорию. Его отход прикрыл Пашаев. Оба летчика благополучно сели на аэродроме базирования 31-го гиап Ростов-Центральный и после устранения неисправности к вечеру этого дня перелетели на свой аэродром Чуево………. Таким образом, за два дня боев 73-й гиап потерял двух опытнейших летчиков — командира полка подполковника Баранова и штурмана полка капитана Куценко.[/i] Возможные противники в том бою 07.05.43 Hptm. Johannes Wiese 2./JG 52 Yak-1 71 742: at 1.200 m. 12.34 Film C. 2032/II Anerk: ASM 07.05.43 Oblt. Karl Ritzenberger 6./JG 52 Yak-1 85 141: at 4.500 m. 07.47 Film C. 2032/II Anerk: X k 07.05.43 Uffz. Hans Waldmann 6./JG 52 Yak-1 75 291: at 4.500 m. 07.49 Film C. 2032/II Anerk: X k 07.05.43 Ltn. Helmut Haberda 5./JG 52 Yak-1 85 141: at 1.000 m. 07.59 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 722 07.05.43 Ltn. Fritz Bühmann 4./JG 52 Yak-1 75 263: at 4.500 m. 11.20 Film C. 2032/II Anerk: X k 07.05.43 Ltn. Helmut Haberda 5./JG 52 Yak-1 85 113: at 1.800 m. 17.16 Film C. 2032/II Anerk: Nr. 724 (вполне вероятно, что могли быть пилоты и из другие "швадеров", базировавшихся в Запорожье и Краматорске)[/i] Первая могила. Со времени боя прошло 26 лет. При строительстве новой АТС на шахте "Лидиевка", во время прокладки телефонного кабеля по шахтному двору, на глубине около полутора метров, экскаватор зацепил и вытащил на поверхность обломки самолёта. Работы сразу прекратили и вручную раскопали место падения машины. Из земли извлекли остатки двигателя, радиостанции, боекомплекта, часть обшивки самолета, фрагменты пневматика основных стоек шасси, лоскуты парашюта, реглана пилота, сняли вооружение (пулемет и пушку). Были найдены и собраны часть останков летчика. Однако земля так и не отдала остатки самолета и пилота! Во время раскопок, яма стала быстро наполняться водой, что помешало извлечению всех обломков самолета, яму пришлось засыпать. Кто был этот летчик, тогда никто не знал. Официальная версия идентификации сбитого самолета и его пилота была следующая... Когда место падения самолета окружили немецкие солдаты, они всё осмотрели и извлекли останки лётчика, которые завернули в парашют и увезли в село Старо-Михайловку, где и захоронили на сельском кладбище. Однако к месту падения первыми прибыли не немцы, а местное население, среди которых были Владимир Михайленко и Федор Кондратенко, вот они-то первыми и смогли вытащить из самолёта планшет со всем его содержимым. Вот якобы этот планшет, спустя годы и стал ключом в процедуре опознания. Кроме того, в тот день в этом районе другие Яки не падали… Извлеченные из земли обломки истребителя решили разместить в экспозиции музея шахты, о чем попросили разрешения у высшего военного руководства Киевского военного округа, которое естественно было получено. Ответственным за экспозицию, оформление материалов и экспонатов назначили Вербицкую Лидию Григорьевну, замечательную женщину, которая через годы пронесла на своих плечах груз памяти о том времени, сохранила оригиналы писем, фотографий и газетных статей. Вторая могила. Собранные, на месте падения самолета, останки летчика, (немцы увезли не всё, некоторые части тела остались в кабине - фрагменты кистей рук, некоторые фрагменты лицевых костей – нашли на двигателе) решено было захоронить на алее славы поселка. Что и было сделано… Так памятник выглядел тогда. Затем пришли смутные времена и как сказал Сергей (Aardvark)4 «…а с ней пришла та самая разруха, которая в головах, и свободные алколоидные радикалы в один моментик этот самолетик с памятника и свинтили…» и стал памятник выглядеть вот так. Кроме модели самолета «свинтили» все литые алюминиевые таблички на которых находилась информация о пилоте и о том воздушном бое. Одну потом отбили у приемщиков металлолома. Спасибо «охотникам за сокровищами», что эмалированную фотографию выкинули - другой такой не было. Памятник. Как-то в одни из вечерних посиделок у моего друга Андрея Барсукова (BDGR) за кружкой пивка и рассуждениями о перспективах моделестроения «у нас на раёне», к нам подсел отец Андрея - Василий Иванович (один из очевидцев боя), и предложил восстановить памятник в первоначальном виде, приурочив это к Дню освобождения Донбасса. Подумали, прикинули …. Потянем? Должны потянуть! Обязаны! Начало было положено. Но в первую очередь надо было выяснить, на чем всё таки летал Куценко? Сразу возникла трудность с доступом в шахтный музей, поскольку на тот момент заправляла там председатель поселкового совета – сущность интеллектом не отягощенная, в общем темная и приземлённая. Сие воплощение меркантильности, потребовало за разовое посещение сумму в 200 грн. Сумма не большая, но обидная, как-никак музей место общественное и для посещения должно быть открыто. Денег не стали давать принципиально - будем брать измором! С чего же начать? В памяти хорошо отложилось, что на всех экспонатах написано, что самолёт был Як-3 (????). Эту версию отбросили сразу – рановато «Тройке». Пропахали в сети множество сайтов на предмет матчасти 73-го ГвИАП, выяснили, что на вооружении полка в разное время стояли МиГ-3, Як-1, Як-7, Як-9. Вспомнили, что было ржавое вооружение. Какое? ШКАС или УБС? А может, то вообще пушка была? В общем, в ожидании смены власти в музее, прошло достаточно много времени, проект начинал быть похож на утопию. На свой страх и риск было принято решение строить Як-1. С гаргротом или без? Сомнения не давали покоя и терзали душу. Подумали, подумали и решили– строим Як-1Б! В конце-концов, будет похоже на то, что раньше было. Распечатали увеличенные чертежи из «Моделиста», товарищ Кирилл Соколовский (uveyorgin) поделился остатками пенополиуретановых плит утепления, склеили из них брусок для фюзеляжа, на плоскости и оперение подготовили тот же пенополиуретан, но уже потоньше. Из гипсовой отливки изготовили болванку фонаря, который выдавили из 1,5 мм. плексы. На центроплане, перед водорадиатором «вживили» металлическую пластину 200х200 мм. с приваренным по центру болтом для удобства будущего монтажа на стеле. Для придания жесткости всю модель оклеили строительной штукатурной сеткой (серпянкой) из стекловолокна с ячейкой 5х5 мм., причем воск с нее не обжигали – стекловолокно рассыпается. В качестве клея использовали двухкомпонентную эпоксидную смолу с белым наполнителем. Из металлической трубки согнули и вклеили выхлопные патрубки, из неё же сымитировали храповик в коке винта. Приближалась условленная дата. И настал черед зашкуривания. Эту «весёлую» работу поручили отставному подполковнику-чекисту Потапову Дмытру, с которым дружим с 6 лет. Он и живет прямо рядом с памятником, да и на пенсии человек, в общем времени у него вагон и маленькая тележка. Несколько смутило то, что после обработки куда-то исчез выступающий воздухозаборник в корне крыла и очертания руля направления изменились в сторону, более приятную глазу Димы. Но человек он душевнейший, работу проделал огромную и не самую чистую, какие могут быть к нему после этого нарекания? В общем, спасибо ему огромное за помощь! Собрались красить. Как водится, ничего необходимого под рукой не оказалось и Дмитрий Василич рванул на рынок за краской в аэрозольных баллонах. Авторынок не был готов к нашему появлению. Купили, что было. Из трёх цветов «похожим» оказался только голубой. Покрасили. Покрыли яхтовым лаком. К сожалению, смонтировать к назначенной дате не успели. В 2010 году, 8 сентября выпало на будний день. Монтировали 11-го. Ни с кем начало производства работ не согласовывали – себе дороже выйдет, а нервы, сами понимаете, беречь надо. В общем, сняли старое крепление, приварили и подкрасили новый кронштейн, к нему приварили макет. Из-за неудобства проведения работ на 5 метровой высоте пришлось изменить расположение и угол наклона макета самолёта, потом единодушно пришли к мнению, что «так даже лучше». Подтянулся с «тормозком»5 Кирилл. Помянули…. В апреле 2011 года руководство поселкового совета с удивлением узнало о том, что на памятнике появился самолет. Может быть, не знали бы и до сих пор, но им о-о-очень «тонко» намекнули, деваться некуда, пришлось вставать и идти…смотреть. Что «интересно»…. памятник стоит в центре микрорайона, в паре сотен метров от этого самого поселкового совета. Более того местным исполкомом выделяются средства на его содержание, а именно окраску и уборку территории. Короче, «подстегнули» МЫ – ИХ и к 9 мая 2011 года на памятнике появилась мраморная плита с фотографией лётчика! Как памятник выглядит ныне, можно узнать, набрав в любом поисковике «памятник Куценко в Донецке» Третья могила. Как было написано выше, частично тело Куценко было увезено в комендатуру в Старо-Михайловку, где немцы похоронили его на местном кладбище. Буквально в начале текущего года Лидия Григорьевна Вербицкая рассказывала мне, что кто-то из жителей «Лидиевки» бывал там и якобы видел эту могилу. Эту информацию еще необходимо будет проверить в дальнейшем. Но и это еще не всё. Спустя год, в канун своего 42-го дня рождения, зашел на «базу» интернет магазина «Hobby.dn.ua» и решил я порадовать себя какой-нибудь моделью самолёта, а порадовал двумя. Одна из них была модель Як-1Б, производства отечественной компании «Model Svit» в масштабе 1/48. И как только был объявлен старт турнира по Якам, стал его участником. Дополнительно были приобретены два набора фототравления от «Armory», патрубки «Rexx» и декаль производства «AuthenticDecals» на него же. С прототипом определялся долго, то камуфляж не нравился, то вариант слишком «расписной», то «акула глухая». И тут осенило! А не сделать ли самолёт Куценко? И опять всё сначала. В музее к тому времени уже поменялось руководство, с которым очень быстро удалось найти общий язык и в дальнейшем мне оказывали всяческое содействие, в отношении посмотреть, повертеть, сфотографировать. Для определения типа и модификации самолета, решил разыскать на двигателе его серийный номер. Первый поход в музей, 09.02.2013г., принес удивление, на блоке цилиндров стояло клеймо «М-106», кроме того, отснял все номера, что удалось найти. Но об этом речь пойдет несколько позже. Учитывая тот факт, что после удара о землю часть двигателя разрушилась и в своё время из земли извлечена не была, то осталась единственная возможность выяснить серийник – внутренняя поверхность поршней. Задача оказалась не из простых. Номера были видны, но расположены они глубоко и прочесть их не удавалось. Несмотря на то, что использовалась достаточно нормальная пользовательская фототехника, приемлемого результата добиться не удалось, мой «Nikon D3100» из-за своих габаритов, не мог поместиться в нужном месте для хорошей фокусировки изображения, а откидная вспышка так и не смогла должным образом осветить точку съёмки. Проблема была решена 19 февраля. Прибыло подкрепление в лице трубкозубой зверушки, которую на здешнем ресурсе многие знают аки Aardvark. Позвонив ему накануне, я описал проблему со съемкой и Сережа приехал со своей камерой, которая меньше по габаритам и самым обычным налобным фонарикам на светодиодах. Дополнительный источник света и захваченный мной старенький телефон «Nokia N73» с портативной камерой, тоже сыграли свою роль - у нас всё получилось! Вот те самые фотографии серийника, сделанные Сергеем. №315-1159. Кроме того, Сергей не смог пройти мимо оригинальных цветов и позанимался с заранее припасенными выкрасками, приложив их к фрагменту обшивки самолета. Оставалось самое главное – сам самолет. «М-106»? Как уже сказано выше, было клеймо. Пришлось сесть и внимательно прочесть монографию Кузнецова «Первый Як», всё что я там вычитал о двигателе М-106, неоднократно обсуждалось и цитировать эту главу не вижу смысла. Вот эта «пуля» и засела глубоко в голову, время от времени шевелясь «…если это «М-106», которых выпущено было немного, а часть их переделана под «М-105», то и разыскать их следы в заводских документах будет проще…» как-то так я рассуждал. За помощью обратился к Михаилу Голованову и я её получил. Михаил не только охотно всё разъяснял, но и в свою очередь подключил Сергея Кузнецова, который используя свои возможности работы с оригинальными заводскими документами, дал следующий ответ: «…Оказался М-105ПФ №315-1159. По моим данным стоял на Як-1Б №10129, отправленном с завода 30.03.43 г. в 3-ю ЗАБ…» А оттуда уже в один из полков. Также Михаил добавил, что самолет имел бортовой номер 10 и относился к 129 серии, Имел штатное вооружение пушка + пулемет и был окрашен в стандартный для позднего Як-1 камуфляж и предоставил проект боковика. Модель. Вот теперь, когда все более-менее стало на свои места, можно было продолжить изготовление модели. Напомню, что для постройки модели применялось травление от "Армори". На тот момент было сделано следующее: 1. Собрана и окрашена кабина пилота. 2. Сточены кромки крыльев, руля направления и горизонтального оперения. 3. Установлены ниши закрылков, собраны сами закрылки, сделаны имитация проводки в нишах, имитация замков шасси. 4. Двухкомпонентной Тамиевской шпаклевкой заделан вырез под посадочную фару и вырезы под габаритные огни (на Як-1Б они имели форму отличную от Як-1). 5. Установлены металлические имитации сеток масло и водорадиаторов. Единственное, что в моем исполнении не встало на место - это «совок» водяного радиатора, место под который было расточено и всё равно, он не лез! Наверно что-то с руками. Пришлось изготовить эту деталь из алюминиевой фольги толщиной 0,2 мм. 6. Изготовлена гидравлика и двузвенники на стойках шасси. 7. Поскольку качество литья модели несколько далеко от идеальной, в паре тройке мест пришлось применить шпаклевку, а именно: а) капоты; б) места стыковки центроплана и фюзеляжа снизу модели; в) хвостовая балка сверху и снизу; Наряду с этим хочу заметить, что на общее впечатление от сборки модели это никак не повлияло. 8. Из того же алюминия были изготовлены и некоторые другие элементы модели. 9. Выполнена имитация белого (кажется называется строевым) фонаря на руле направления. 10. Антенна - бантичная нить. Изоляторы - окрашенные в белый, капельки "Супер Момента". 11. Камуфляж традиционно нарисован без помощи масок. Оные применялись лишь для отрисовки границы голубого цвета. К сожалению, сегодня мне уже затруднительно вспомнить обо всех деталях и нюансах, которые встретились мне на пути постройки модели. Думаю этот пробел будет хорошо восполнен фотографиями, которые я не поленился тогда сделать. Модель была загрунтована 1200-м "Mr. Surfacer", слегка зашкурена в проточной воде 2000-й шкуркой. Хочу акцентировать внимание, что данная метода позволяет быстро и наилучшим образом удалить с поверхности модели всевозможные огрехи, связанные с прилипанием пылинок, нерастворённых комочков грунта протиснувшихся через жерло аэрографа и т.п., тем самым подготовить поверхность модели к окончательной покраске. Исчезнувший благодаря этой процедуре клёп, восстановлен ревитером. Как водится, перед нанесением краски, был выполнен ненавязчивый прешейдинг. Окрашивалась модель красками "Gunze Sangyo" и "Revell". Нареканий ни к одной ни к другой нет. Далее, покрытие модели глянцевым лаком НЦ-22, обдекаливание (спасибо парням из «AuthenticDecals», которые сделали замечательную декаль), выделение расшивки (смесь "сажи газовой" с "сиеной жженой" разбавленная уайтспиритом) и в завершение смесь матового и глянцевого лаков от всё той-же "Ганзы". Потом окончательная приклейка элементов, которые могли в процессе выше оговоренных работ или отломаться, или просто прийти в негодность. Теперь предоставляю вашему вниманию, далеко не все фото процесса постройки. Приятного просмотра! Эпилог. В заключение, хочу сказать, что в данном (на мой взгляд сумбурном) повествовании, пропущены многие детали, которые сопутствовали и способствовали выяснению тех или иных нюансов описываемой истории. Это и неудачная попытка посещения очень известного форума, на котором выяснилось, что неподготовленным, вопросы там задавать не стоит... И поиск на донецких исторических ресурсах, и общение с людьми, которые не смотря ни на что, затрачивают личное время на поездки по городу собирая по крупицам информацию о тех далёких годах. Спасибо им... Одно могу сказать - всё, что удалось найти, прочесть, всё о чем пришлось пообщаться в ходе этой работы, если не в корне, то однозначно сильно, повлияло на моё мировоззрение и отношение к тому городу, где я живу и тем людям которые меня окружают. Самое главное - неравнодушные есть! Хочу так же поблагодарить всех, кто оказал посильную помощь и поддержку, а именно: Барсукова Василия Ивановича, Вербицкую Лидию Григорьевну, Збитневу Ирину, Михаила Голованова (mgolovanov), Сергея Кузнецова, Сударикову Светлану Викторовну, Барсукова Андрея (BDGR), Сергея (Aardvark), Соколовского Кирилла (uveyorgin), Потапова Дмитрия, Курилову Елену, Пояркова Александра, Староконя Кирилла, а так же и многих других жителей нашего города, которые сами того не ведая, оказали нам большую помощь. За два прошедших года экспозиция шахтного музея была расширена и по площади, и по количеству экспонатов, в помещении проведен ремонт, доступ желающих ознакомиться с историей нашего поселка никак более не ограничивается. Есть ли в этом и наша заслуга - с уверенностью сказать не могу. Но хочется думать, что да... С уважением, Демянчук Евгений. январь - апрель 2014г. Донецк Примечания: 1 В сентябре 1939 года захвачен немцами, но тотчас в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа передан СССР. Стал административным центром Белостокской области Белорусской ССР. 2 Этот факт приведен в статье, исходя лишь из писем Ерошенко П.И., а посему может быть спорным. Что это была за группа, мне неизвестно. 3ст. Михайловка – скорее всего ошибка автора. На самом деле это не станция Михайловка, как может показаться в сокращении, а село Старо-Михайловка, существующее и ныне, в годы оккупации крупный населенный пункт в котором располагалась комендатура. 4 Далее по тексту, в скобках, будут приведены «ники» моих друзей и коллег, которые оказали помощи и зарегистрированы на этом сайте. 5 «Тормозок» - сленговое название обеда, который шахтеры берут с собой под землю, получило довольно широкое распространение в угледобывающих регионах. |
|
OygenDem в 01.05.2014 - 14:02 foxbot Саша, ты не ошибся, я использовал, часть декалей от ЛаГГ-3, часть от "Микромира". К своему стыду об этом забыл написать. :oops: |
foxbot в 01.05.2014 - 15:45 Саша, ты не ошибся, я использовал, часть декалей от ЛаГГ-3, часть от "Микромира".
Понятно. Вот я и подумал, не перепутал ли ты производителя декалей. Не хотелось бы приписывать себе чужие заслуги. :mrgreen: |
Nickname в 01.05.2014 - 20:43 Тема: ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы кап...(#7363) - обсуждение Отличная модель, хотя немного "везеринга" не помешало бы. Статья выше всяких похвал!!! |
Алексей_Крюков в 01.05.2014 - 23:10 Эта Работа достойна самых лестных слов! Модель очень хороша, а историческое исследование крайне интересное и "живое"!
Да и вообще подобные работы встречаются редко. Спасибо! |
OygenDem в 04.05.2014 - 21:37 foxbot Ваша заслуга в этом безусловно есть! Звёзды, которые я использовал, были с ЛаГГовской декали.
Nickname Согласен, что модель смотрелась бы гораздо выгоднее со следами износа и воздействия атмосферы, но именно в таком виде, как она выглядит на фото, я и собирался её построить. Как я уже писал, самолет выпущен с завода 30.03.43 г., а сбит 07.05.43 г., т.е. он отлетал всего чуть более месяца... |
Rurik в 12.05.2014 - 15:08 Тема: ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы капитана Куценко Комплексный подход к истории, памяти, исследованию материала и воплощению в "металле". Отличная работа! Спасибо! |
Илья_Велижанин в 02.06.2014 - 21:03 Тема: ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы капитана Куценко Отличная статья! То, что проделано в отношении памяти наших предков выше всяких похвал. Як великолепный получился. |
Kapkan в 24.07.2014 - 09:54 Тема: ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы кап...(#7363) - обсуждение Да..Впечатлён..Побольше бы таких людей,..таких статей...Аж влажность на глаза навернулась...Держись Донбасс!!! |
sk16rus в 01.08.2014 - 12:19 Тема: ModelSvit 1/48 Як-1б - Три могилы капитана Куценко Спасибо огромное за великолепный рассказ! |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|