Приветствую, коллеги! Данная модель – завершение долгостроя и одновременно возвращение к активному моделизму после многолетнего перерыва.
Сам набор – полиуретановая смола от всем хорошо известной компании «Prop&Jet» в масштабе 1/72.
Прежде чем описывать постройку модели – небольшой экскурс в историю.
В начале 1935 г. Алексей Боровков и Илья Фролов задумали самолет, который должен был сочетать в себе свойства скоростного моноплана и маневренность биплана. Для выполнения этих противоречивых требований была реализована схема биплана со свободнонесущими крыльями, без стоек и расчалок.
На самолете были впервые в СССР использованы цельнометаллические крылья, в виде жесткого кессона, образованного обшивкой, подкрепленной внутренним гофром, с гладкой внешней поверхностью. Для увеличения обзора кабина пилота была сдвинута назад и оснащена цельным сдвижным фонарем, как у ранних И-16, для достижения большей скорости полета.
В официальных документах самолет получил наименование «7211», что означало тип 7 завода №21, первый экземпляр. Создатели называли свою машину «семеркой».
Первый полет самолет совершил 6 мая 1937г. В течении месяца шли предварительные испытания, за время которых было совершено 22 вылета. Самолету были даны положительные оценки от летчиков-испытателей, и было принято решение о передаче самолета на госиспытания. Однако, при подготовке к перегонке самолета на аэродром НИИ ВВС, во время ознакомительного полета одного из опытнейших испытателей НИИ – Эдгара Премана, произошел отказ двигателя. Высота полета в этот момент была слишком низкой, и самолет врезался в железнодорожную насыпь, пилот погиб.
На этом история этого неординарного самолета закончилась.
Теперь, собственно, переходим модели.
Исходный материал, как и всегда для «Prop&Jet», на высоте. Замечаний к качеству отливок нет. Фонарь кабины также дан в смоле, только прозрачной. Вот по нему некоторые замечания есть. Фонарь чуть шире в основании, и на свое место садится с заметной ступенькой, что требует монтажа с одновременным сжатием по бокам, что не совсем удобно и требует повышенной аккуратности, и качественного цианокрилата, к тому же, не оставляющего следов на прозрачных деталях. И, кстати, на форуме поднималась тема пожелтения со временем прозрачных деталей из полиуретановой смолы, но данная деталь не пожелтела несмотря на то, что набор пролежал в коробке порядка 8 лет. Да и на других уже собранных моделях пожелтения также не наблюдается.
И все же, использование в данном случае вакуум формованного козырька, на мой взгляд, было бы более уместным.
Сборка интерьера особенностей не имеет, тем более что в наборе он минималистичен, и этого вполне достаточно. Фотографий реальной кабины конечно же, не сохранилось, так что при желании, каждый может добавить деталей интерьера в меру своей фантазии, я добавил только привязные ремни, остальное решил оставить как есть. То же самое касается и доработок двигателя. Под установленным капотом двигатель не виден, можно заметить только кольцо, судя по всему – маслорадиатора. Окрашивался интерьер водорастворимым Аканом. Сборка фюзеляжа и коробки крыльев особенностей не имеет.
Вот на этом этапе постройки модель и была отложена в коробку на долгие 8 лет.
И вот недавно модель была вновь извлечена из коробки, и работа продолжена. Собственно, оставалось только собрать и установить на место стойки шасси и козырек кабины, верхнее крыло было дополнено трубкой ПВД из тонкой иглы от шприца. На этом модель была готова к покраске.
При ревизии старых запасов ЛКМ выяснилось, что весь водорастворимый Акан в полном составе столь долго хранения не пережил, полностью полимеризовавшись, и был выброшен в мусорное ведро. При этом вся 8 серия Акана хранение пережила, и после разбавления столь же «древним» 646-м была приведена в более-менее пригодное для использования состояние. Кстати, если кому интересно, то хранение без особых проблем пережили водорастворимые Вальехо, Миг и АК, а также спиртовые Тамия и Ганза, как и Ганза серии «Mr Color».
Возвращаясь к модели, в качестве первого слоя использовался грунт из Тамиевского баллона на нитрооснове. Ранее он меня не подводил, но в данном случае хранение на нем сказалось не лучшим образом. Несмотря на жидкую консистенцию, гладкую поверхность получить не удалось, хотя проблем с нанесением и последующей адгезии к смоле не наблюдалось. В качестве основной окраски использовался металлик от АК «Xtreme Metal», так же из старых запасов. Наносился аэрографом непосредственно из пузырька, без дополнительного разбавления. На мой взгляд, результат вполне удовлетворительный, учитывая не слишком удачную грунтовку. Пигмент на самую малость мне показался крупнее, чем у «эталонного» Алклада, который, тоже, кстати, хранение пережил без проблем. Красный на части фюзеляжа и элеронах – Акан 8 серии на 646-м растворителе, тоже без особых замечаний.
Далее – слой глянцевого лака, в данном случае, Футура из старых запасов. Сама Футура, как и положено – пожелтевшая от времени, причем достаточно сильно. И, кстати, несколько потерявшая в объеме и загустевшая. Поскольку терять тут было совершенно нечего, была разбавлена процентов на 10 «Мистером Мускулом», приобретя в результате желто-зеленый цвет. Тестовое «купание» в этом растворе ненужного фонаря подтвердило, что Футура полностью сохранила все свои свойства, и какой-либо окраски детали после нанесения не добавляя, что, собственно, и не удивительно, учитывая ничтожную толщину слоя лака после полимеризации.
После нанесения слоя Футуры и сушки в течении суток, была выполнена смывка соответствующими жидкостями от Миг. Попутно выяснилось, что некоторая часть жидкостей пришла в негодность, превратившись в резиноподобную массу. В первую очередь это коснулось жидкостей имитирующих потеки масла и топлива, видимо, в их составе было что то еще, кроме масляной краски и уайт-спирита 😊.
В качестве финишного покрытия – полуматовый лак из все той де Футуры с матовой основой Тамии. Далее - окончательная сборка – установка на место двигателя с капотом, выхлопного коллектора и винта, а также колес. В завершение работы над моделью – немного пигментов для имитации грязи и нагара от выхлопов, и покрытие фонаря Футурой после снятия масок.
На этом работа над моделью, растянувшаяся на столь долгий срок – закончена.
Александр Гришин
2025г.
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Боровков, Фролов сам...(#17265) - обсуждение
Александр,с возвращением! Рад снова увидеть в деле !