Созданный в Великобритании самолет вертикального взлета и посадки Харриер не нуждается в особом преставлении. Харриер является одной из немногих удачных и ставших серийными машин подобного типа, и уже только благодаря этому занимает важное место в истории авиации. Но более того, постоянно совершенствуясь, Харриеры более 40 лет служили в ВВС и ВМС Соединенного Королевства, успешно применялись в ряде вооруженных конфликтов, а в некоторых странах продолжают служить до сих пор.
Харриер самолет не обычный. Несмотря на простой внешний вид, внутри скрывается сложная конструкция, полная оригинальных инженерных решений, позволяющая этому самолету взлетать и садиться вертикально, зависать в воздухе и летать со скоростью больше 1000 км/ч. Потрясающе. Создание такой машины - большое техническое достижение своего времени. Поэтому, занимаясь стендовыми моделями, я всегда хотел сделать уменьшенную копию этого самолета. С выходом в 72-ом масштабе новой модели Харриера модификации GR.7A/GR.9A от Airfix появился подходящий повод осуществить задуманное.
Модель Airfix выполнена по массовой ЛВД технологии, состоит из множества деталей и включает большой лист декалей, отпеченный итальянской фирмой Cartograf. Так как я обычно делаю модели самолетов, принимавших непосредственное участие в том или ином конфликте, то в качестве объекта для сборки был выбран подходящий вариант из коробки. Это BAe Harrier GR.7A с/н ZD404, названный в честь одной симпатичной девушки "Lucy", входивший летом 2006 года в подразделение Joint Harrier Forces, базировавшееся в Кандагаре, Афганистан. На фото ниже он справа.
Сразу была отмечена небольшая проблема. В модели Airfix нет всего необходимого вооружения для выбранного прототипа. В наборе представлено вооружение и подвесное оборудование для Харриеров после 2007 года, хорошо подходящее для "заглавного" варианта из набора - машины с с/н ZD433. А вот ZD404 "Lucy" в 2006 году был бомбардировщиком в паре действующих совместно Харриеров, о чем в том числе свидетельствуют контуры бомб под фонарем кабины. Соответственно он должен нести на подвесках пару 1000-фунтовых бомб Enhanced Paveway II, баки, направляющие BOL, прицельный контейнер TIALD и одну пушку ADEN. Бомб, нужного контейнера и пушек в наборе Airfix нет.
Однако расскажем обо всем по порядку.
Сборка
Традиционно все началось с кабины пилота. Она была заменена на смоляной набор Aires 7176 для модели Hasegawa:
Несмотря на наличие смоляного набора от Pavla, предназначенного именно для модели Airfix, кабина от Aires для меня имела два преимущества. Во-первых, она существенно лучше проработана (особенно хорош прицел из фототравленных деталей). Во-вторых, она просто у меня уже была. Хотя набор Aires предназначен для американских Харриеров, для британцев, кроме катапультируемого кресла, он тоже подходит. Кресло было заменено на смоляное нужного типа Martin-Baker Mk.12 от Pavla:
В последствии оказалось, что кабина Aires не очень-то и хорошо вписывается в модель Airfix. Задняя стенка кабины имела деталировку, не соответствующую полностью ни американской, ни британской версии Харриера
и толком не подходила к половинкам передней части фюзеляжа. Поэтому был сделан гибрид из смолы и оригинальных пластиковых деталей.
Боковые панели были переделаны под другой угол установки задней стенки кабины.
В сборе:
Деталь, расположенная под козырьком фонаря кабины, тоже не подошла к модели Airfix. Ее пришлось удлинить и сузить (как она, интересно, вписывается в модель Hasegawa?). Заодно добавились недостающие мелкие детали.
Смоляное кресло пилота имело неверную крышку парашютного отсека. Существует несколько модификаций кресел Martin-Baker Mk.12 и Pavla сделала немного не ту.
После всех доработок получилось так:
А после покраски так:
Кабина была еще дополнена рамой сдвижной части фонаря, тоже богатой разными мелкими деталями, которые не были воспроизведены в пластике.
Хорошо видимая особенность Харриера - изогнутый пиротехнический шнур на стекле сдвижной части фонаря. Его предлагалось нанести декалью. Честно говоря, я не понял, как это сделать, и вместо этого накрасил его через маску на внутренней стороне прозрачной детали.
Для упрощения было решено пойти на маленькую хитрость и сделать ниши шасси закрытыми. Ниши носовой и основной стойки шасси Харриера при взлете и посадке всегда закрываются для защиты от грязи и камней, поднимаемых с земли реактивной струей от двигателя. После посадки они остаются в закрытом положении, и при необходимости их нужно специально открывать.
А вот ниши воздушного тормоза и аэродинамического элемента для увеличения подъемной силы (LIDs), на земле обычно открыты.
Оригинальная ниша воздушного тормоза была хороша, но не для меня, поэтому я ее переделал так, как меня больше устраивало.
Ниша LIDs представляла собой пустое углубление с ужасным швом между половинками деталей фюзеляжа. Я зашил ее потолок пластиком и добавил недостающие детали.
Воздухозаборники у Харриера большие с заметными створками подпитки, часть из которых на стоянке обычно открыта. Через них должен быть виден вентилятор компрессора двигателя, и кроме того, сквозь открытые створки может проходит свет, освещая внутренности воздухозаборников. Этот момент хотелось воспроизвести, а в модели Airfix створки подпитки заканчивались глухой стенкой. Поэтому каналы воздухозаборников были расточены, створки заменены, а также добавлены маленькие ограничители их хода.
Крыльчатка первой ступени компрессора двигателя в наборе не соответствовала выбранной модификации. На Харриерах GR.7A устанавливался двигатель Роллс-Ройс Pegasus Mk.107, у которого первая ступень компрессора имеет 23 лопатки. В наборе деталь имеет 26 лопаток, что соответствует менее мощной модификации двигателя Mk.105, устанавливавшейся на обычные Харриеры GR.7. Кроме того, у этих двигателей заметно отличается расстояние от оси, на котором расположены перемычки между лопатками, у Мк.107 они заметно ближе к центру. В процессе переделки решил заодно собрать неподвижную крыльчатку, расположенную за первой ступенью компрессора, ее немного видно в промежутках между лопатками.
Сопла на модели Airfix - слабое место. Они неправильные. И по размеру и по форме. Посадочные места под них на фюзеляже соответственно тоже неправильные. Тут немного помог еще один смоляной набор от Aires - 7251 - для модели Hasegawa:
Пара передних "холодных" сопел в этом наборе мне не понравилась, они слишком мелкие и узкие. Поэтому я использовал оригинальные пластиковые сопла, но немного их сжал по вертикали, скруглил углы и уменьшил толщину стенок и перегородок внутри. "Горячие" задние сопла были взяты из набора Aires почти без изменений. На всех соплах переделаны рельефные выштамповки.
Для устранения сквозных дыр посадочные места под сопла были зашиты пластиком, вырезы в фюзеляже были уменьшены по площади и дополнены недостающими кусками обшивки.
В сборе получилось следующее:
По ходу работы непрерывно дорабатывались наружные поверхности модели. И вот здесь заключен главный недостаток модели Airfix. На литниках детали выглядят красиво, но на самом деле на модели отсутствует множество мелких и даже не очень мелких элементов. Все выполнено упрощенно. Было необходимо добавить расшивку на фюзеляже, сделать сопла струйных рулей на носу и в хвосте самолета, всякие сетки, контейнеры для разброса тепловых ловушек, установить различные антенны и датчики.
Расшивка на модели своей глубиной и шириной сразу вызывала сомнения, и в итоге по возможности заделывалась и перерезалась. В некоторых местах для придания приемлемого вида было достаточно немного сошкурить пластик вокруг нее. Но даже после последующей проливки грунтовкой и покраски я считаю, что так до конца ее и не победил.
Несмотря на закрытые ниши, стойки шасси и колеса дорабатывать все же пришлось. В наборе они были выполнены достаточно хорошо, но многих деталей, конечно, не хватало. Все видимые штоки гидроцилиндров были заменены на металлические иглы подходящих диаметров. Фары на передней стойке выдавлены из фольги. Колеса я почти не трогал, только более четко прорезал протектор на шинах и добавил тормозные барабаны на дисках колес основной опоры шасси.
Крышки люков и створки ниш были существенно переработаны или сделаны заново, потому что оригинальные детали после всех переделок перестали подходить по форме, размеру и уровню деталировки.
Пилоны для подвесного вооружения на модели были выполнены неоднозначно. С одной стороны на них были сделаны всякие многочисленные ручки, но с другой стороны на них почти полностью отсутствовала расшивка. Также не было обтекателей узлов крепления пилонов к крылу. Потребовались соответствующие доработки. На центральном пилоне под фюзеляжем и крайних пилонах на крыльях механизмы крепления подвесного вооружения были воспроизведены более подробно, потому что они должны были оставаться пустыми, без подвесок.
Пилон для контейнера TIALD оказался слишком коротким. Для того, чтобы контейнер не уперся в открытую створку LIDs или колесо основной опоры шасси, пилон был удлинен и перемещен на более правильную позицию.
Подвесное вооружение, как было сказано выше, нужно было менять на самодельное или брать подходящее из других наборов.
Контейнер с пушкой ADEN в наборе отсутствовал, но мне подарили такой от Sword-овской модели учебно-тренировочного Харрира. Правда оказалось, что этот контейнер не только более ранней модификации, так еще и в принципе слишком мелкий. Его высота была увеличена на треть, а форма существенно переработана. Только после этого удалось получить нечто похожее на оригинал.
Бомбы Enhanced Paveway II были сделаны из обрезков баков от старых моделей и кусков разного пластика.
Желтые прозрачные части головок наведения сделаны из коробок от CD.
BOL-ы переделаны из оригинальных деталей, но, так как они должны были оставаться пустыми, у них был доработаны направляющие в нижней части.
TIALD был использован смоляной от фирмы Freightdog:
Выяснилось, что он не очень точный, но в целом на себя похож. Я ограничился заменой воздухозаборника сбоку и поворотом головы на 90 градусов в более обычное положение.
Баки из набора были слишком заострены в задней части, которая была соответственно заменена обрезками баков от других моделей. Плюс были сделаны узлы подвески.
В завершении работ с пластиком я выдавил из прозрачной пленки блистер прицельной системы AN/ASB-19 в носу самолета и сделал видимую часть самой этой системы из кусочков пластика.
Покраска
Перед окраской в основные цвета модель была покрыта серой грунтовкой Tamiya. На этом этапе оригинальная расшивка была пролита дополнительным слоем грунтовкой с последующей шлифовкой, что позволило еще немного уменьшить ее ширину и глубину.
Затем черной эмалью Tamiya был сделан прешейдинг
и модель была окрашена в основные цвета эмалямиHumbrol 156 (низ) и 164 (верх).
Сопла и прочие металлические детали покрашены металликами Alclad. Разные мелкие элементы окрашены эмалями Tamiya, Humbrol и Revell подходящих цветов. После окраски модель была покрыта несколькими слоями глянцевого лакаFuture.
При нанесении декалей использовалась разбавленная уксусная кислота. В соответствии с приведенной выше конкретной фотографией выбранного прототипа было уменьшено количество контуров бомб под фонарем кабины, немного подкорректирован ноуз арт. Чтобы избежать ошибок, позиционирование технических надписей и символов осуществлялось по фотографиям реальных машин.
Мелкие таблички на бомбах и контейнере TIALD, для которых, естественно, декали не были предусмотрены, выполнены из обрезков цветных декалей. Мелкие надписи нанесены краской при помощи металлической иглы. Для контейнера более сложные значки были напечатаны на струйном принтере на бумаге Experts-Choice.
Поверх декалей была нанесена еще пара слоев лака Future. Смывка и загрязнения были выполнены водорастворимыми красками, эмалями и пудреницами Tamiya. В конце все покрыто лаком Humbrol.
Галерея
Заключение
В целом модель Харриера GR.7A/GR.9A от Airfix не идеальна, но с ней можно работать. Мне понравилась ее общая геометрия, аккуратное литье, хорошая стыковка деталей и отличная декаль. Но есть у нее и недостатки, основной из которых - неудачная расшивка. Кроме того, модель создает впечатление сырой и грубоватой. Проработка поверхностей очень простая, в наборе нет действительно тонких и мелких деталей, как будто у производителя не было возможности или желания пролить их даже при использовании ЛВД технологии.
Из-за этого для получения желаемого результата пришлось провозиться над моделью существенно дольше, чем планировалось, но в итого все получилось!
Класс! Всю стройку наблюдал, комментировал местами, и все равно статью читал от корки до корки очень внимательно.
Женя, я не видел в 72-ом масштабе Харриера лучше, чем этот.
Прекрасная фотосессия. Наконец появилась возможность оценить твою работу как в общем, так и во всех подробностях.
Все проработано очень скрупулезно и тщательно. Некоторые мелочи особенно удивляют меня в твоей работе - есть чему поучиться и на что ровняться. Очень интересные детали в плане их изготовления на мой взгляд - это створки шасси со всякими дополнительными элементами, проработка задней стенки кабины. Очень интересная технология выполнения различных выштамповок. К примеру на соплах это проявилось во всей красе. Бомбы - отдельный "рэспэкт". Тут вообще многое меня поразило своей выдумкой и качеством её реализации. Как ты маску для пирошнура вырезал из тамиевского скотча - для меня вообще загадка.
Как итог - поздравляю с шикарной работой!
Пару вопросов. Не обращал внимание (или ты не писал, или я пропустил этот момент), что ты в основном работаешь Хамбролом. Как? Ведь этой краской крайне проблематично работать через аэр. Ну по крайней мере я и многие другие моделисты приходили к такому выводу.
Еще технический вопрос из устройства самолета. Какую функцию выполняет этот отклоняемый элемент?
Он что, для чего то блокирует потоки газов во время взлета и посадки? Или что?
ПС.: может попроси модераторов, чтобы они переместили обсуждение твоей статьи в ветку о постройки модели. Обычно так всегда делается, что весьма логично, а тут почему то иначе. :???:
Отвечу на вопросы по порядку:
1) Вентилятор компрессора сделан без каких-либо особых методик. Я просто нарезал нужное количество одинаковых лопаток и приклеил их с регулярным шагом по разметке. Там немного кривовато вышло, честно говоря. Лучше можно сделать, если разработать макет в каде и потом нарезать на плоттере. Но мне было лень.
2) Потеки на пузе сначала были нанесены кистью, краской немного разных оттенков, в соответствии с фотографиями прототипа. Потом, где надо, немного растушеваны.
Копоть на бортах в хвостовой части нанесена аэрографом. Вначале более коричневой краской, от жаропрочных панелей до самого хвоста. Потом все более черным оттенком, но уже не на всю длину борта, а только ближе к соплам. Краску смешивал с прозрачным полуматовым лаком, в пропорции где-то 1:1 - 1:5 (больше лака). То есть красил чем-то вроде известного тамийского Smoke X-19, но нужного мне оттенка.
Поверх копоти кистью были добавлены еще разводы грязи.
В конце, по советам коллег, немного усреднил потеки на пузе, легонько пройдясь аэрографом и пудреницами тамия.
Закрепил лаком.
Ссылка на тему по сборке:
А! Почему фикс, а не хасегава внятного ответа я не дам) Некоторые размышления изложены в ветке по ссылке выше, но в целом это просто мое волевое решение, потому что особых преимущество у обеих моделей друг перед другом я не видел.
DimaADA
Дима, спасибо за интерес к моей работе. Я делаю так, как делаю, потому что мне нравится именно процесс постройки модели и сложная работа, за результат которой не стыдно перед самим собой)
Фотосессию я сделал по новой методике. Раньше я снимал при дневном свете. В этот раз я снимал при многоточечном искусственном освещении. При этом немного поплыли цвета в сторону зеленого, но получилось лучше осветить модель и уменьшить шум на фотографиях. Если честно, то съемка - не моя сильная сторона.
Хамборолом я пользуюсь, потому что у него лучшая для моей основной тематики палитра из доступных у нас эмалевых красок. Однако у Хамброла сильно отличаются по качеству краски разных цветов, есть такое. Некоторые при покраске аэром ложатся ужасно. Получается каша кашей. А вот те цвета, которыми я красил Харриер, оказались очень классными. И покрытие ровное, и краска образует очень прочный слой, и адгезия хорошая, и шлифуется при необходимости легко, и сохла очень быстро. Укрывистость тоже в самый раз. Я был очень удивлен)
Отклоняемый элемент - это Lift-Improvement Devices (LIDs). И правильно, он блокирует потоки газов во время взлета и посадки. Гребни на пузе (или пилоны/пушки вместо них):
этот элемент и выпущенная основная стойка образуют "коробочку", которая стабилизирует потоки газов, отраженные от земли.
Если позволите, еще помучаю.
1) как удалось выполнить крутку лопаток компрессора так симметрично? Из чего они?
2) мне очень понравились следы стекавшей копоти на баках. Очень "жизненно".
Comanche
1) Лопатки из обычного полистирола от крышек растворимых супчиков) Лопатки были слегка подкручены пинцетом перед приклейкой, но более-менее равномерный шаг и угол крутки заданы одинаковыми по форме и размеру перемычками между ними.
2) Потеки на баках сделаны по той же методике, что и на брюхе самолета.
Женя, посмотрел твой "Харриер" вживую - просто Прелесть! Великолепно смотрится, фото этого не передадут, всё аккуратно и ажурненько. Еще раз Браво! Молодец!
Женя, я не видел в 72-ом масштабе Харриера лучше, чем этот.
Прекрасная фотосессия. Наконец появилась возможность оценить твою работу как в общем, так и во всех подробностях.
Все проработано очень скрупулезно и тщательно. Некоторые мелочи особенно удивляют меня в твоей работе - есть чему поучиться и на что ровняться. Очень интересные детали в плане их изготовления на мой взгляд - это створки шасси со всякими дополнительными элементами, проработка задней стенки кабины. Очень интересная технология выполнения различных выштамповок. К примеру на соплах это проявилось во всей красе. Бомбы - отдельный "рэспэкт". Тут вообще многое меня поразило своей выдумкой и качеством её реализации. Как ты маску для пирошнура вырезал из тамиевского скотча - для меня вообще загадка.
Как итог - поздравляю с шикарной работой!
Пару вопросов. Не обращал внимание (или ты не писал, или я пропустил этот момент), что ты в основном работаешь Хамбролом. Как? Ведь этой краской крайне проблематично работать через аэр. Ну по крайней мере я и многие другие моделисты приходили к такому выводу.
Еще технический вопрос из устройства самолета. Какую функцию выполняет этот отклоняемый элемент?
Он что, для чего то блокирует потоки газов во время взлета и посадки? Или что?
ПС.: может попроси модераторов, чтобы они переместили обсуждение твоей статьи в ветку о постройки модели. Обычно так всегда делается, что весьма логично, а тут почему то иначе. :???: