Наши проекты: : NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1

Sea Harrier FRS.1 разработан фирмой «Бритиш аэроспейс» в качестве палубного варианта тактического истребителя вертикального взлета и посадки (ВВП) «Harrier-GR.3». Первый полет предсерийного образца состоялся в августе 1978 года, а серийного - в июне 1979-го. При модификации «Harrier-GR.3» в палубный вариант из его корпуса изъяты элементы из магниевого сплава, изменена конструкция носовой части фюзеляжа для размещения РЛС, установлено РЭО в соответствии с требованиями авианосного базирования.

История

Дополнительное отличие от самолета ВВС состоит в некотором подъеме кабины пилота и расширении ее фонаря для лучшего обзора, особенно во время посадки. Предусмотрено также откидывание носовой части фюзеляжа для уменьшения длины самолета (с 14,5 до 12,7 м). Кроме того, установлено новое катапультируемое сиденье, обеспечивающее раскрытие парашюта через 1,5 с вместо 2,5 с, что весьма важно для спасения пилота при аварийном старте. До 1984 г. ВМС Англии получили 48 таких самолетов.
Самолеты Sea Harrier FRS.1 принимали участие в боевых действиях в Южной Атлантике в составе экспедиционного корпуса. В начале англо-аргентинского конфликта на авианосцах «Инвинсибл» и «Гермес» базировалось 20 Sea Harrier FRS.1. Впоследствии англичане перебросили туда еще 50 машин: восемь Sea Harrier FRS.1 и 42 Harrier GR.3 (из состава ВВС), срочно переоборудованных для действий с кораблей.

Самолеты Sea Harrier FRS.1 в основном обеспечивали ПВО своего оперативного соединения. Всего было совершено более 2000 боевых вылетов. Главным оружием для борьбы с самолетами ВВС Аргентины являлись усовершенствованные УР «Сайдвиндер» AIM-9L с инфракрасной системой наведения. Кроме того, уже во время конфликта самолеты Sea Harrier FRS.1 были оснащены пассивными и активными средствами создания помех работе РЛС противника. Это, в сочетании с ведением высокоманевренного ближнего воздушного боя, повысило боевые возможности самолета. В ходе военных действий Sea Harrier FRS.1 сбили 31 самолет аргентинских ВВС, а собственные потери составили восемь машин.

Сборка

В качестве прототипа модели выбрана машина XZ451 с б.н. 006 из 801 Naval Air Squadron.
На счету пилотов этой машины сбитая 1 мая 82-го "Канберра", 21 мая сразу 2 победы - над "Даггером" и "Пукаррой", ну и 1 июня "Геркулес" С-130.
При сборке модели каких-либо особо амбиционных задач не ставилось, я планировал собрать модель с минимумом доработок и небольшим количеством афтомаркета, с упором на более-менее реалистичный внешний вид.

Для дополнительной детализации кокпита был использован набор «смолы» от чешской «Pavla». Для детализации экстерьера использовалось фототравление «Eduard» и металлический ПВД от «Master». Кроме того были использованы выполненные из смолы управляющие поверхности, киль и стабилизатор, а также сопла двигателя, производства всё той же «Pavla». Декаль использована от достаточно известного производителя «Aztek».

Сборка начинается как всегда, со сборки и окраски смоляного кокпита. В целом он вполне удовлетворительно интегрируется в пластик «Фикса», повозиться пришлось только с правильным позиционированием приборной доски с козырьком над ней. Дело в том, что смоляная деталь слишком широкая в верхней части и будучи установлена на место в своем, не доработанном виде, просто не позволит правильно позиционировать переднюю часть фонаря. Пришлось так же сильно уменьшить высоту пилотского кресла, заголовник просто упирался в верхнюю часть фонаря и не давал поставить его на место.
Окрашен интерьер кокпита водорастворимым акрилом Валехо.
Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1
Сдвижная часть фонаря кабины дополнена изнутри фототравленной имитацией разрывного корда, деталь клеилась на своё место текучим цианокрилатом, получилось, к сожалению, не так аккуратно, как хотелось бы.

Сборка половин фюзеляжа прошла без особых проблем, ниши шасси встали на свои места без дополнительной подгонки, пришлось только слегка зашпаклевать и отшлифовать внутренние стыки. Замена киля тоже проблем не составила. Смоляная деталь несколько лучше и подробнее детализована, к тому же откорректирована форма контейнера с радиоаппаратурой в верхней части киля, в «пластике» он не совсем верен.

Крыло встаёт на своё место вполне корректно, стык крыла и фюзеляжа не требует дополнительной шпаклёвки, но пришлось сделать небольшие вставки пластика в месте стыка передней кромки крыла и фюзеляжа. Ниши боковых стоек шасси в крыле модели отсутствуют как таковые, пришлось повозиться, выбирая пластик самодельной полукруглой стамеской. Элероны и закрылки были отрезаны и заменены на смоляные, установленные в отклонённом положении. Стоит отметить, что соотношение площадей закрылков и элеронов, как и их площадь не совсем верны, это один из недостатков данной модели, но исправить его без существенного «перепила» не представляется возможным. Дополнительно на задней кромке крыла смонтированы трубки для слива топлива, смоляные детали мне показались грубоватыми, я их заменил на пластиковые из профиля «Эвергрин». Из цветного прозрачного пластика сделаны БАНО, включая красные проблесковые огни сверху и снизу фюзеляжа.

В модели достаточно корректно выполнена имитация канала воздухозаборника, шпаклёвка потребовалась только в местах стыка с верхней и нижней частью фюзеляжа. Заодно пришлось дополнить модель парой небольших воздухозаборников в верхней части фюзеляжа за кабиной, производитель о них забыл.
Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1
Маршевые сопла двигателя в «пластике» весьма условно напоминают реальные, особенно это касается передней пары, это, пожалуй, второй существенный недостаток данного кита.

Смоляные сопла больше похожи на реальные, особенно задняя пара. Но форму передней пары пришлось несколько скорректировать, сопла выполнены слишком вытянутыми в длину. Так же нужно уменьшить примерно на 1.5 мм высоту всех сопел, в противном случае они слишком сильно выступают над своими обтекателями. Нуждаются в коррекции и посадочные места сопел на фюзеляже, там имеется несколько совершенно неуместных технологических прорезей и сам диаметр посадочных мест под сопла великоват. Проблемы были решены вклеиванием пластиковых колечек из листового пластика толщиной 0,5 мм на циакрине.

Непосредственно перед покраской фюзеляж был дополнен многочисленными антеннами. Частично использовалось фототравление, часть антенн «родные» пластиковые, часть самодельные. ПВД заменён на металлический, к качеству его изготовления претензий нет, но вот технологическое решение по его монтажу в обрезок основания пластиковой детали мне показалось не слишком удачным. Конструкция получилась слишком непрочной и гибкой в месте сочленения и есть риск сломать ПВД при последующих манипуляциях с моделью, гораздо разумнее было бы сделать ПВД металлическим целиком, включая и деталь его основания.

Передняя стойка шасси была слегка переделана для лучшего сопряжения с фототравленным задним щитком, посадочная фара сделана из маленького стеклянного страза. Задняя стойка дополнена шлангом гидравлики из проволоки. Штоки амортизаторов на обоих стойках имитированы самоклеющейся фольгой.
Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1
Все ниши шасси выполнены с открытыми щитками, что не соответствует взлётному режиму, но щитки могли открываться на этапе осмотра и обслуживания машин при подготовке к боевому вылету.

Окраска

Окраска модели не особенно сложна, благо англичане перекрасили часть машин по пути к Фолклендам в один цвет – Extra Dark Sea Gray, попутно закрасив часть надписей и обозначений. По этой причине на фотографиях реальных машин в зоне боевых действий практически не заметно следов износа ЛКП и существенных загрязнений. За исключением следов выхлопа двигателей, и то не слишком заметных. Этот момент также облегчает процесс окраски, хотя и делает модель менее эффектной.
Перед окраской модель была покрыта слоем белого «Алкладовского» грунта и слегка отполирована мягкой тряпочкой. Затем были окрашены ниши шасси в Ghost Gray, замаскированы, а затем вся модель окрашена осветлённым на 20% акрилом «Валехо» в цвет Extra Dark Sea Gray. Для придания некоторой неоднородности окраске часть поверхностей была задута «Акановским» осветляющим покрытием, затем был нанесён слой «Футуры».

Далее были нанесены декали. К сожалению, британские кокарды с «Ацтековской» декали оказались слишком переразмереными, пришлось использовать «родные» кокарды из набора, но они имеют слишком яркие цвета, причём их яркость не удалось задавить даже при последующей тонировке. Тоже касается и технических надписей и обозначений красного цвета, в «Ацтековской» декали они просто отсутствуют.

Герметик на сдвижной части фонаря светлого цвета также был имитирован декалью, нарезанной из обрезков старых декалей.
После второго слоя «Футуры» была выполнена смывка масляными красками на разбавителе АК и проведена тонировка модели методом «масляных точек» для придания неоднородности однотонной окраски модели.

Сопла двигателя и «металлические» листы жаропрочного покрытия окрашивались в несколько слоёв металликами «Gunze» и «Акан», затем тонировались пигментами «АК» и «Тамия».

После покрытия слоем финишного лака на базе «Футуры» с матовой добавкой, пигментами тех же производителей были нанесены следы выхлопа на фюзеляж модели.
После окончательной сборки модели на прозрачные части фонаря, а также БАНО, был нанесён слой «Футуры» мягкой кистью для придания большей прозрачности и блеска.
Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1 Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1
Несмотря на некоторые недостатки и сложности в сборке модели, работа доставила истинное удовольствие и прошла практически на одном дыхании, что случается не так уж и часто, и это не может не радовать.

Александр Гришин

 

» Информация о статье
AleksGRI в 04.05.2013 - 20:47
Отличная харя! Но блин ОЗ как режут глаз....
Спасибо!
ОЗ мне тоже не нравятся, но в родной декали они именно такие, а в Ацтековской цвета ближе, но кокарды переразмеренны, и намного, причём и для фюзеляжа, и для крыла.
OnetoGo в 19.05.2013 - 21:16
Тема: Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1(#6328) - обсуждение

Хорошая и полезная статья. Аккуратная сборка и покраска. Для себя отметил непохожесть фонаря модели на оригинал. Нет характтерной макушки сдвижной части. Это, конечно, не к Вам, а к Фиксу.
DimaADA в 19.05.2013 - 23:56
Неплохая вышла модель! А в цвет Вы попали? По фото создается ощущение, что цвет самолета ушел в синеву. Есть фото прототипа?
AC в 20.05.2013 - 08:35
Работа хорошая, аккуратная. Кокпит красивый.
Только вот не доработанные ниши шасси не вписываются в общую картину. И расшивка толстая для 72-го, можно было бы пошкурить немного.
Usatiymen в 20.05.2013 - 10:59
Хорошая работа.
Kent в 21.05.2013 - 00:40
Толковая работа! И статья довольно информативная!
AleksGRI в 21.05.2013 - 11:10
Спасибо, коллеги!
А в цвет Вы попали? По фото создается ощущение, что цвет самолета ушел в синеву. Есть фото прототипа?
Да он и должен быть с заметным синим оттенком: http://www.colorserver.net/showcolor.asp?fs=36118
Фото перекрашенных машин приводились в ветке по постройке.
Только вот не доработанные ниши шасси не вписываются в общую картину. И расшивка толстая для 72-го, можно было бы пошкурить немного.
Собственно, такая задача и не ставилась изначально. Расшивка широкая местами, но её сколько не шкурь, меняется только глубина, но не ширина, а заново всё перешивать у меня не было ни малейшего желания, да и в поставленые сроки я бы не уложился. Эта модель для меня практически "изкоробка", дорабатывалась по минимуму.
Aardvark в 24.05.2013 - 18:01
Как всегда ложка дерьмищща организуется уже после того как бочка меда сформирована :oops: :

http://www.britmodeller.com/forums/index.php?/topic/59024-esci-harrier-gr1/
Danger, Will Robinson! Danger!

Harriers were never parked with dropped flaps. Doing so gave misleading hydraulic fluid readings on the turnround. If a pilot were to shut down with the flaps still dropped, it would cost him money and a crate of beer for the liney who had to manually pump the flaps back up. If a pilot were to make the same mistake three times, it would mean that he would have to spend two months as the Squadron Auth, thereby losing his flying pay.

However, all is not lost. The flaps could droop very slightly so that they were not quite flush with the wing

Иными словами (в моем вольном переводе) если на стоянке у Харриера опускались закрылки вниз, то на первый-второй раз он выставлял пиво техникам долго и нудно ручным насосом (непонятный для меня момент) закачивавшим из взад! Если же пилот косячил трижды, то я так понимаю его на два месяца отправляли в некий Squadron Auth...ну видать там он картошку в наряде чистил :twisted: , туалеты зубной щеткой драил :mrgreen: и пр. измывательства терпел которые выдумала британская военщина апосля двух ранее выпитых ящиков пиваса и качания мышц ручным насосом. :mrgreen:

Так что эти закрылки от чешского Павлуши стоит забыть аки дурной сон, ибо на уровень "very slightly so that they were not quite flush with the wing" можно и не кормя чехов выйти при желании. А можно и не выходить по сути а оставить как есть в модели.

...не ну кто ж знал что оно так вот... :roll:

Будем считать что это как раз тот (неописанный в мемуарной литературе случай) когда Морган на резиновой лодченке (не а кому ж охота картоху чистить? :twisted: ) сплавал от Инвинсибла до Порт-Стенли, затарился там аргентинским пивасом в местном супермаркете аргентинской десантуры, вернулся обратно на Инвинсибл и выставился механикам!
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
mn в 10.07.2014 - 12:44
Тема: Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1(#6328) - обсуждение
Симпатичная модель получилась, у меня такая в корбке лежит, а собрана от ESCI. Если позволите, маленький комментарий. На мой взгляд, основной цвет (Extra Dark Sea Gray) темнее примерно на 2 тона, поворотные сопла на оригинале - жженый металл, даже в рыжий цвет. Ну (это к ФИКСУ), расшивку я бы мелкой шкуркой прошелся, глубоковата на мой вкус. А так вполне симпатично, у меня Фолклендский, смотрится не так нарядно....
Anonymous в 03.05.2016 - 09:19
Тема: Airfix 1/72 BAe Sea Harrier FRS1
Аккуратно...

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy