Доброго времени суток,уважаемые коллеги!Представляю Вам свой первый биплан...дался мне тяжело,но очень интересно его было собирать.
Историческая сводка
Очередная модификация истребителя "Спад" S VII с новым мотором, более мощным вооружением и рядом усилений в конструкции планера. В частности появились дополнительные подкосы центроплана верхнего крыла.
S XIII разработан под руководством Луи Бешеро в начале 1917 года. Первый полет опытного экземпляра состоялся 4 апреля, в том же месяце началось серийное производство. Поначалу машина оснащалась 200-сильным редукторным мотором "Испано-Сюиза" 8Ba, затем - 220-сильной "Испано-Сюизой" 8Be. Вооружение составляли два синхронных пулемета "Виккерс".
Уже в конце мая S XIII начал поступать во французские истребительные эскадрильи. Несмотря на свой "несчастливый" номер, самолет оказался настолько удачным, что французы почти полтора года, вплоть до конца войны не ставили вопрос о его замене, хотя в те времена большинство истребителей морально устаревало буквально за несколько месяцев.
Более того, S XIII стал самым массовым истребителем Первой мировой войны. К выпуску машины, помимо фирмы SPAD, подключили еще семь авиазаводов и все вместе они сдали около 9300 серийных экземпляров (фирма SPAD - 1941, ACM - 361, "Бернар" - 1750, "Блерио" - 2300, "Борель" - 300, "Кельнер" - 1280, "Левассор" - 340, "Ньюпор" - 700 и SAFCA - 300). Выпуск был прекращен вскоре после окончания войны.
К моменту своего появления на западном фронте S XIII считался лучшим истребителем союзников по совокупности летных и боевых характеристик. Правда, его превосходство над S VII в летных данных и огневой мощи, по мнению ряда пилотов, сопровождалось усложнением техники пилотирования.
К осени 1918 года S XIII стал фактически единственным типом одноместного истребителя во французских ВВС. На нем летало в общем счете более 80 истребительных эскадрилий. Самолет оставался на вооружении еще несколько лет после войны. Последние экземпляры французских S XIII списали в 1923 году.
Кроме того, с июля 1918-го S XIII являлся основным истребителем американских экспедиционных сил в Европе. Всего американцы получили от французов 893 S XIII, из которых 435 штук пережили войну и впоследствии были вывезены в США. Эти самолеты составляли основу американской истребительной авиации вплоть до начала 20-х годов, когда их начали заменять машинами собственного производства.
Еще 273 самолета французы в 1917 году передали Италии. На них успешно воевали на итало-австрийском фронте 77-я, 91-я и ряд других итальянских истребительных эскадрилий, хотя итальянцы предпочитали "Спаду" более легкий и маневренный "Анрио" HD-1. В том же 1917 году 60 машин получили англичане. На них до апреля следующего года воевал на западном фронте 23-й дивизион RFC. "Спадами" также была вооружена одна бельгийская и одна греческая эскадрилья.
Утверждение ряда авторов, в том числе - известного авиационного историка В.Б.Шаврова, что несколько экземпляров S XIII до октябрьской революции успело попасть в Россию, пока не получило документального подтверждения.
Уже после войны 100 штук S XIII в рамках французской военной помощи получила Чехословакия, 40 штук - Япония и еще 40 - Польша. Единичные экземпляры приобрели Перу, Таиланд и Иран, а Германии и Турции несколько таких машин досталось в качестве трофеев.
Греческие и турецкие "спады" принимали участие в греко-турецкой, а польские - в польско-советской войне 1920 года. (источник информации).
Хотелось бы рассказать о прототипе. Сам самолет принадлежал 103-й эскадрильи Американского экспедиционного корпуса ,пилотом был Р. Субриан 1918г.
"Отряд под названием American Squadron in France состоял из семи пилотов американского происхождения под командованием француза - капитана. В течение 20 месяцев пребывания на фронте, эскадрилья пополнилась 31-м американским пилотом. Первым боевым крещением эскадрильи считается дата 13 мая 1916. А 23 июня 1916 стал днем первой боевой потери в воздушном бою. Когда о существовании американской боевой единицы на Западом фронте стало широко известно, немецкое правительство выступило с протестом против участия американцев, так как официально США еще не вступило в войну, и его название было изменено на эскадрилью «Лафейетт» в декабре 1916 ВВС Франции.
Из-за международной огласки, американские добровольцы стремились попасть в отряд, в результате комитет из американских и французских бизнесменов, создал франко-американский летный корпус - Lafayette Aviation Corps (более правильно La-feet, и не совсем вено La-fay-yet) впоследствии известный как «Лафейеттский Корпус Авиации», чтобы помочь молодым американцам в вербовке. Благодаря ему более 200 американцев получили возможность обучаться во Францией на летчиков, которые в последствие направлялись во французские авиационные подразделения.
В феврале 1918, самолеты эскадрильи и большинство его пилотов были приняты на службу в вооруженные силы Соединенных Штатов, в качестве 103-го Воздушного эскадрона Американских Экспедиционных войск в Европе. «Птенцы» «Лафейетт» имелись фактически на каждом участке боевых действий во Франции, и в общей сложности сбили 57 вражеских самолетов, и потерял девять своих пилотов. А самый большой вклад американские пилоты внесли в 1918 после официального создания Воздушной Службы Соединенных Штатов (USAS) в составе Экспедиционного корпуса. "(цитата-источник)
Модель
Вернемся к модели,при покупке я только думал о худ. фильме "Эскадрилья Лафейеет" ,который очень мне понравился,единственно ,чего я все ровно боялся- расчаливания,поэтому пал взгляд именно на большой масштаб....но я даже не задумывался какую ошибку сделал....литники древние...куча изъянов и детализация для такого масштаба мягко говоря не очень.
Хочу сказать спасибо коллегам,которые помогли мне собрать данный самолет - mng ,Сергей Витальевич,Тень ,badger,Нечаев
P.S. Извините коллеги,что имен Ваших не знаю,но хочу поблагодарить,что обратили внимание и потратили время на обьяснения!
Собственно вот,все что мою ручонки могли вытворить!:)
MGitin
Tandem23
Да ладно Вам, горряяячие "финские" парни, мы все косячим порою, но на выходе истина одна.... :wink:
Самое главное ,чтобы на выходе все было прекрасно;)а то модно и самолетик запустить)
Tandem23
Нет сынок, модно сейчас родители 1 и 2, а у нас тысячелетние традиции, мама и папа, самолет, так самолет. :mrgreen:
Тоже верно;)дай Бог ,чтобы у нас не появилось это...
Tandem23
Меня многое в этом Мире уже не удивляет, но когда я вижу молодую поросль, которая стремится ввысь, ей Богу слеза накатывается.
Ты помнится хотел собрать русский Ньюп? Завтра, 10-00, Чистяковская Роща, на Центральной Аллее! Только назови сынок Имя?
Tandem23
Меня многое в этом Мире уже не удивляет, но когда я вижу молодую поросль, которая стремится ввысь, ей Богу слеза накатывается.
Ты помнится хотел собрать русский Ньюп? Завтра, 10-00, Чистяковская Роща, на Центральной Аллее! Только назови сынок Имя?
Без проблем)))завтра в 10)меня зовут Кирилл;)
Tandem23
Да ладно Вам, горряяячие "финские" парни, мы все косячим порою, но на выходе истина одна.... :wink:
Самое главное ,чтобы на выходе все было прекрасно;)а то модно и самолетик запустить)