Здравствуйте уважаемые коллеги!
RAF S.E.5a. - самолет был спроектирован в 1916 году инженерами RAF (Royal aircraft factory) Генри Фолландом, Джоном Кенуорти при участии пилота испытателя майора Фрэнка Гуддена (погиб при испытаниях). Толчком к созданию самолета послужило появление перспективного мотора - восьмицилиндрового V-образного Hispano-Suiza 8, мощностью 150 л.с. Первый полет S.E.5 (scout experimental) совершил 22 ноября 1916. Самолет оказался удачным, был один из самых быстрых самолётов войны. Производился на многих предприятиях в Англии и в америке. В какой то статье его назвали Спитфайром Первой Мировой.
Roden предлагает несколько вариантов модели отличающихся двигателем и радиатором. Данный вариант самолета с мотором Wolseley Viper, улучшенной версией мотора Hispano-Suiza, выпускавшийся по лицензии английской компанией Wolseley motors.
Для сборки выбрал самый яркий вариант из предложенных - красный самолет Дункана Гриннела-Милна.
Дункан Уильям Гриннелл-Милн (6 августа 1896 — ноябрь 1973) — английский пилот Первой мировой войны, на счету которого шесть подтверждённых воздушных побед, военнопленный, бежавший из немецкого плена, писатель. После войны опубликовал две автобиографические книги: «Журнал беглеца» (1926), в котором подробно описывается его пребывание в плену в Германии, и «Ветер в проводах» (1933) о его лётной карьере, а также несколько романов.
На ютубе есть анимационный ролик со сборкой этого самолета. Очень ловко там все собирается.
После покупки набора оказалось, что не все там так просто с собираемостью, а вот с деталировкой наоборот – очень упрощено. Сперва поискал что-нибудь из дополнений, но кроме набора фототравления от Part ничего не было, да и не особо он впечатлил. Доработки в основном из подручных материалов.
Начал с крыльев. Сымитированы киперные ленты, использовал декаль Quinta Studio для самолетов Fokker.
От английской она отличается, поэтому добавил ей ширины с помощью грунтовки.
Получилось вполне похоже. Так же, при помощи грунтовки, изобразил оплетку на фюзеляжных стойках верхнего крыла. Сделал «гляделки» для контроля за состоянием блоков и тяг элеронов и рулей высоты, а также сами блоки (в наборе они даны декалью).
Ошибся с разметкой, нужно иметь ввиду, что катеты треугольников образуются нервюрой и лонжероном. На крыльях получилось со смещением и углубление попало прямо на нервюру.
На центроплане верхнего крыла заменил имитацию дренажных трубок от верхнего бака, в наборе они был замылены.
По интерьеру кабины сделано следующее:
- Элементы деревянного каркаса;
- Пол кабины;
- Блоки проводки тросов к рулям;
- Задняя стенка кабины и спинка сиденья пилота;
- Привязные ремни;
- Коробка для пистолета и сам пистолет;
- Коробка для дисков пулемета, ручки управления двигателем на приборной панели, на саму приборную панель подобраны из остатков декалей циферблаты приборов (в наборе их нет).
По внешней деталировке фюзеляжа:
- При помощи пластиковых полосок и «заклепок» Quinta studio придан рельеф верхней части фюзеляжа (элементы крепления бака, люк доступа к пулемету)
- На капоте сымитирована рояльная петля, сделаны жалюзи на нижней панели капота.
Мотор – сильно не дорабатывл, сделал только проводку к свечам и переделал выхлопные патрубки.
Патрубки переделывал по необходимости т.к. испортил штатные при попытке рассверлить отверстия. Конструкция интересная, труба заглушена на конце и в ней сделаны круглые и серповидные отверстия. Трубку сделал из двух отрезков прутка и соединил их вместе. Отверстия сверлил и прорезал лезвием.
Винт из набора выбросил, взял из набора Wingnut Wings, как и пулемет с прицелом. Самое большое подспорье в работе оказал имеющийся набор Wingnut Wings, копировал с него мелкие детали и снимал размеры. Наборы по геометрии практически идентичны, но Roden очень сильно уступает по качеству литья, проработке поверхностей, мелких деталей и собираемости.
Красил акриловыми краскамиTamiya, тонировал масляными красками.
Первоначально все опознавательные знаки были накрашены, но на крыле получилось неровно, поверхность очень волнистая из-за киперных лент и ровно уложить маски не получилось. На крылья перевел декаль из запасов. Роденовские использовать побоялся. Может и напрасно, надпись получилась без проблем.
Расчаливал плоской эластичной нитью, которую покупал еще у WingnutWings, для английских самолетов.
По сборке основная сложность - правильная установка шасси и фюзеляжных стоек т.к на деталях не предусмотрено соединение шип–паз с заданными углами установки. Шасси устанавливал в стык, а в стойки вставил отрезки проволоки, просверлил отверстия в фюзеляже вставил без клея и выровнял по отверстиям в верхнем крыле. В остальном ничего сложного.
Несмотря на свою угловатость самолет по своему красивый.