Введение
Всем привет! В этом обзоре разберём в деталях модель Harrier GR Mk.3 от известной японской фирмы Hasegawa. Купил ее по сносной цене в красивой коробке. Предварительно прочитал отзывы и понял, что надо брать. Вообще, отзывы о наборах Hasegawa как правило очень положительные, моделисты славят хорошую стыкуемость и деталировку моделей и поэтому, я решил собрать более качественную модель, чтобы отдохнуть от дров, которые в последнее время попадались ко мне в руки.
Историческая справка
Hawker Siddeley Harrier или рожденный в муках!
В 1950 годах возникла потребность в создании самолёта с вертикальным взлётом и посадкой (СВВП). Считалось, что в военное время такой аппарат ценен тем, что не привязан к уязвимым аэродромам, способен базироваться ближе к линии фронта, более эффективен при взаимодействии с войсками. В мирное время использование СВВП могло бы дать заметную экономию на содержание аэродромной сети, что тоже рассматривалось как аргумент в пользу подобной техники.
Великобритания, имевшая в то время большой научно-технический задел и наиболее передовую школу авиационного двигателестроения, в 1957 году во главе фирмы Bristol Engine Company, разработала силовую установку, позволявшую изменять направление вектора тяги, получившую обозначение Pegasus. На базе этой силовой установки был создан целый ряд опытных конструкций СВВП фирмой Hawker Aircraft. Данное направление в авиастроении считалось новаторским, основным камнем преткновения в котором было создание мощной и надежной силовой установки. Фактически, с момента создания в 1957 году силовой установки Pegasus 1-ой серии и до первого полета в 1966 году предсерийного опытного экземпляра СВВП, прошло почти 10 лет. За это время было осуществлено множество доработок силовой установки, вокруг которой проектировался СВВП. Финансовые затраты на разработку данного летательного аппарата были громадны и в начале 1963 года, было достигнуто соглашение о совместном финансировании дальнейшей разработки СВВП со стороны Великобритании, США и Западной Германии, но в 1965 году Германия вышла из этого соглашения.
Первый прототип P.1127(RAF) приступил к лётным испытаниям в августе 1966 года, а в 1967 году фирма «Хаукер-Сиддли» получила заказ на 60 серийных самолётов P.1127(RAF), принятых на вооружение ВВС Великобритании с обозначением Harrier GR Mk.1. На данном ЛА устанавливался подъёмно-маршевый двигатель Pegasus 6-ой серии фирмы «Роллс-Ройс». Первые серийные «Харриеры» начали поступать в ВВС с апреля 1969 года. Производство осуществлялась на заводах фирмы «Хаукер-Сиддли». США, сыгравшие значительную роль в финансировании проекта, изначально рассчитывали развернуть производство самолёта и у себя, на базе мощностей компании «Макдоннел-Дуглас», но это оказалось не выгодно и американский вариант «Харриера», получивший обозначение AV-8A также производился на мощностях авиапрома Британии.
В конечном итоге, для ВВС Великобритании с 1967 по 1986 год построили 118 одноместных «Харриеров». Базовая модификация GR.1, часть из которых модернизировали до GR.1A, установив более мощный двигатель Pegasus 10-ой серии.
Модификация GR.3 обладала двигателем Pegasus 11-ой серии и позволяла использовать бомбы с лазерным наведением.
Также было построено 8 учебно-боевых «Харриер» T.2 и T.4.
В 1975 году Королевские ВМС заказали для своих нужд морскую версию “Харриера”, который был разработан на основе GR.3 сухопутного базирования и в 1979 году был принят на вооружение Sea Harrier FRS Mk.1. На основании опыта англо-аргентинской войны 1982 года прорабатывались различные проекты усовершенствования самолёта и в 1984 году было утверждено тактико-техническое задание для модернизации уже построенных Sea Harrier FRS Mk.1 до стандарта FRS.2, позже переименованного в Sea Harrier FA Mk.2. В 1990-1994 годах Королевские ВМС заказали у «Бритиш Аэроспейс» в дополнение к модернизированным ещё 22 новых самолёта, после постройки которых серийный выпуск Sea Harrier завершился. Всего было построено 57 самолетов.
КМП США получил 102 боевых AV-8A, которые модернизировали до AV-8C и 8 учебно-боевых TAV-8A с 1971 по 1976 год.
Полезные ссылки для ознакомления с историей создания Hawker Siddeley Harrier
Свою первую модель Harrier Hasegawa выпустила в далеком 1969 году и это был Британский GR.1 он же AV-8A КМП США все зависит от того какую декаль положить в коробку. Модель выпускается до сих пор, найти ее в продаже не составит труда. Качество исполнения уровня 60 годов прошлого века, расшивка внешняя, порадовать может, разве что ценителя старины.
В первой половине 1980 годов Hasegawa выпускает модель новой разработки Sea Harrier FRS Mk.1 и следом Harrier GR Mk.3. По сути, это одна и та же модель, отличия только в носовой части и наборе вооружения. Качественно отличается от своего предшественника из 60-ых и по схеме деления деталей не имеют с ним ничего общего.
Эти три базовые модели представляют линейку Harrier первого поколения. Спарки Hasegawa не делает и похоже, что никогда не соберется сделать. Все три переупаковываются с разной вариацией декалей время от времени.
Что в коробке?
Красивый бокс арт коробки подкупает, внутри лежат 4 литника с деталями, декаль и инструкция по сборке со схемой покраски модели, выполненной почему-то в трех цветах.
На литниках размещено 59 деталей, цвет пластика светло-серый глянцевый, пластик твердый и колкий, хорошо обрабатывается абразивным инструментом. Все детали качественно отлиты и как правило, хорошо стыкуются друг с другом, нет облоя и утяжин. На деталях нанесена не глубокая, тонкая, равномерная расшивка и ее очень легко повредить.
Декаль и схема окраски модели
Декаль у Hasegawa сделана на толстой подложке, что оптимизма не прибавляет. Схема окраски модели представлена на два варианта:
- борт XV786 из 4-ей эскадрильи Королевских ВВС базировавшийся в Западной Германии;
- борт XV738 из 3-ей эскадрильи Королевских ВВС базировавшийся в Западной Германии.
Версия камуфляжа 3-ей эскадрильи предполагает покраску днища самолета в светло-серый цвет, что не естественной для модификации Gr.3, такая схема камуфляжа присуща модели Gr.1. Есть предположение, что после модернизации Gr.1 в Gr.3, часть самолетов оставляли в старой схеме окраски. В сети попалась всего одна фотография такого камуфляжа.
На декали в среднем объёме представлена техничка и поэтому модель будет нарядно выглядеть. Еще пару слов скажу о декали: ее подложка оказалась очень чувствительной к жидкостям Mr.Mark Setter и Softer. Последнюю перестал даже использовать, так как она очень агрессивно проявила себя и разъедает декаль. Setter более мягче работает, но и с ним нужно быть осторожным. Эти декали очень капризно себя ведут при взаимодействии с жидкостями приварки и размягчения, поэтому лишнюю подложку лучше срезать по граням декали, там, где это возможно. Также, в дополнение к исходной декали, рекомендую приобрести декаль от СTA и взять от нее по максимуму технички в очень хорошем качестве.
Полезный сайт для поиска фотографий самолетов по бортовому номеру
Что в наборе?
Кокпит и фонарь кабины
Носовая часть фюзеляжа в которой располагается кокпит рассечена продольно и состоит из двух половинок. Кокпит очень маленький и не имеет никакой деталировки, в нем есть РУС, кресло пилота, встроенное в ванну кокпита, и приборная панель. Все приборы даны декалью. Отдельной прозрачной деталью представлен индикатор на лобовом стекле (ИЛС), сделан грубо и его лучше заменить или переделать. Также в наборе есть фигурка летчика.
Фонарь кокпита выполнен двумя деталями его можно сделать открытым. Пластик прозрачный без помутнений, есть имитация детонационного шнура на остеклении. Между собой детали фонаря хорошо стыкуются, но не плотно, с выступом и зазором стыкуются к фюзеляжу, что совсем не радует.
С откидной частью фонаря есть нюансы: он слегка не доделан с внутренней стороны, отсутствует перегородка, которая делает кабину герметичной и без этой перегородки в фонаре зияют две дыры, что очень странно.
Фюзеляж
Разбит на две части. Носовая часть из двух половинок отделена от корпуса. Корпус собирается из двух половинок. Носовая часть и корпус соединяются с деталью канала воздухозаборника. Детали хорошо стыкуются и к сборке вопросов не возникает. Расшивка нанесена, верно, если сравнивать с фотографиями прототипа, но не очень подробно. Клепки на деталях нет. При желании, клепку и расшивку можно дополнить самому, что сделает модель более привлекательной. Из минусов: расшивку очень легко повредить, при обработке швов модели, она очень тонкая и не глубокая.
Крылья собираются из продольных половинок, а хвостовое оперение можно сделать поворотным. На крыльях выполнены аэродинамические гребни, сделаны не реалистично и очень грубо и это минус.
Набором предусмотрена возможность установки на модель штанги дозаправки самолета в воздухе. Устанавливать или нет, выбор за вами.
В носовую часть устанавливается датчик рысканья, он сделан очень грубо и не соответствует масштабу.
Нижний подфюзеляжный тормозной щиток можно сделать как в открытом, так и в закрытом положении. Его толщина сильно завышена для масштаба 1/72
Шасси
Передняя стойка выполнена одной деталью вместе с колесом, что не очень хорошо. Створки ниш шасси на модели сделаны в закрытом варианте и это минус. К центральной стойке крепятся два колеса. Стойки шасси на крыльях сделаны одной деталью вместе с колесами их ниши совсем не проработаны. Модель можно собрать с выпущенными шасси и в летном положении. После сборки, если центральную стойку не “утопить” модель не встает на три точки опоры. Если стойку “утопить”, то модель сильно просаживается на хвост.
Вооружение
Набором предусмотрена установка на самолет двух 30 мм пушек ADEN в подвесных контейнерах. Боекомплект каждой пушки составляет 130 снарядов. Если модель делать без пушек, то на их место устанавливаются аэродинамические гребни.
В качестве ударного вооружения представлены два блока НАР Matra 155 в каждом блоке по 18 68 мм неуправляемых ракетами SNEB.
Одна 270 кг кассетная бомба BL755 устанавливается на пилон под фюзеляжем. Начинена 147 осколочно-фугасными суббоеприпасами двойного назначения.
На пилонах под крылом также можно подвесить две 1000 фунтовые фугасные авиабомбы.
Варианты подвесного вооружения на Gr.3 в упрощенном варианте есть в инструкции к модели. В сети нашлась схема побогаче.
Очень часто в модельном сообществе говорят что в наборах Hasegawa недостает подвесного вооружения. Здесь Harrier хоть и не обделен подвеской, но разнообразия все же не хватает.
Двигатель
В канале воздухозаборника сымитирован вентилятор двигателя. Есть две накладки воздухозаборника, которые стыкуются к фюзеляжу. После сборки вся эта конструкция выглядит аккуратно и реалистично, если детали должным образом подогнать друг к другу. К недостаткам можно отнести полностью закрытые воздушные каналы воздухозаборников. Сопла двигателя можно сделать поворотными, их предлагается защелкивать в углубление на фюзеляже под разным углом, не используя клей. Решение спорное так как устанавливать их нужно после покраски и если ошибиться, то краска будет содрана об пазы посадочного места.
Чертежи и точность модели
Найти приемлемые чертежи в масштабе 1/72 на линейку Харриеров получилось быстро. Смотрим тематическую ветку форума
Эти чертежи публиковались в спец выпуске №1/2007 издания Моделист-конструктор “Взлет по вертикали”. Отливки ложатся в проекции чертежа вполне приемлемо, а сам чертеж подробно проработан в плане расшивки и клепки, из минусов, обводам и линиям не хватает резкости, но это мелочи. В сети была найдена книга SAM Modellers Datafile the British Aerospace Sea Harrier с качественными фотографиями и полезной информацией по данному типу самолета, в ней есть чертежи в масштабе 1/48. Проверить их точность не представляется возможным, но саму книгу как источник полезной информации очень рекомендую.
Не мудрствуя лукаво скажу, что модель отличная для своего времени, а по сегодняшним меркам простовата. В целом, от модели остались хорошие впечатления. Сборка происходит без нареканий, детали легко встают на свои места. Трудности возникают при окраске модели так как Harrier сложный с геометрической точки зрения самолет. Нужно заранее продумывать как наносить камуфляж на детали и не спешить приклеивать их сразу. Покрасить эту модель будет сложным процессом, и в этом плане она больше подходит опытным моделистам. Для себя сделал вывод, что Harrier в 72 масштабе — это маленький самолет, поэтому его лучше собрать в 48 масштабе. Завершенную модели можно увидеть в галерее сайта Harrier GR.3. После публикации выяснилось, что эта первая и единственная модель harrier Gr.3 в галерее на scalemodels.
На сегодняшний день этот набор можно легко купить в модельных магазинах и на момент написания обзора цена на него составляет около 1100 рублей. Ровесником Harrier GR.3 от Hasegawa выступает модель italeri (по факту ESCI) Harrier GR.3 №1401., ее также легко найти в продаже, но ценник будет уже вдвое увеличен. В 2013 году британская Airfix выпустил свою новую разработку No. A04055 Hawker Siddeley Harrier GR.3 в 72 масштабе. Это самая свежая новинка Harrier GR.3 и достать ее в России будет не просто.
На этом пока все. С Уважением Dilettante!
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Отличный обзор. Даёт вполне объемное представление о содержимом набора от Хаси. А по альтернативам ему - кто-то может что-то определенное (достоинства/недостатки) сказать?
C какой целью в обзоре выложены рисунки кресла МВ.МК.4? Ведь на Харриер ставилось кресло МВ.МК.9.
Там, не все так однозначно, если говорить: "ставились на Харриер" на прототип ставился МК.4, не исключено, что на первые серийные GR.1. тоже шла 4-ка. Строго говоря на GR.3 ставился МК.9, в этом Вы правы.
Moжет лучше не упорствовать, признать свою ошибку и попросить модераторов убрать из статьи неправильные иллюстрации? А то историческая справка с прототипом, не имеющим никакого отношения к обозреваемый модели, написана в верхних абзацах, а картинка прикреплена в абзаце КОКПИТ И ФОНАРЬ КАБИНЫ, где повествуется о Гр.3? Вводить читателей в заблуждение - значит способствовать их будущим ошибкам. Насмотрятся таких обзоров и будут ставить кресло МК.4 в Гр.3. Которого там никогда не было.
Moжет лучше не упорствовать, признать свою ошибку и попросить модераторов убрать из статьи неправильные иллюстрации? А то историческая справка с прототипом, не имеющим никакого отношения к обозреваемый модели, написана в верхних абзацах, а картинка прикреплена в абзаце КОКПИТ И ФОНАРЬ КАБИНЫ, где повествуется о Гр.3? Вводить читателей в заблуждение - значит способствовать их будущим ошибкам. Насмотрятся таких обзоров и будут ставить кресло МК.4 в Гр.3. Которого там никогда не было.
Написал Михаилу, чтобы он удалил фото.
Ок. Kcтати, и текст неплохо было бы отредактировать. Написать, что спинной маяк расположен неправильно, что первую пару сопел красить в металлик не нужно, что Хасегава не даёт декаль на герметик колпака фонаря. Что лобовое стекло имеет лёгкий голубовато-зеленый оттенок. А экран прицела подсвечивается в рабочем состоянии желто-зеленым.
И еще одно. Кресла МВ МК 9А и МВ МК 9В разные. На фото видно, какое ставилось на Гр.3. А то в смоле выпускают и то и другое, кто-то может перепутать. Второе шло на Ягуар.
Ок. Kcтати, и текст неплохо было бы отредактировать. Написать, что спинной маяк расположен неправильно, что первую пару сопел красить в металлик не нужно, что Хасегава не даёт декаль на герметик колпака фонаря. Что лобовое стекло имеет лёгкий голубовато-зеленый оттенок. А экран прицела подсвечивается в рабочем состоянии желто-зеленым.
Давайте по порядку!
1) Про маяк: размещен на модели симметрично, а должен быть смещен относительно, оси симметрии. Его форма могла отличаться по внешнему виду на разных бортах (смотри фото в разделе декаль и схема окраски).
2) Про покраску сопел: зачем писать об этом в обзоре? пусть красят так как в инструкции прописано, в защитный. В обзоре нигде не говорится, что сопла нужно в металлик красить (если смотреть фотографии GR.3 разных бортов, то цвета передних сопел на них, сильно гуляют по цветам и оттенкам, какой выбрать, решает каждый для себя сам. Это мое мнение на этот счет ).
3) Про герметик и декаль: На фонаре есть очень-очень тонкая риска под него и при желании и умении можно его накрасить. Упомянуть об этом в обзоре лишним не будет.
4) Про катапультное кресло с пояснениями и фотографиями. Я бы добавил в обзор.
5) Про стекло и коллиматор: смотрю фотографии и кокпит из обзора, для 72 масштаба это совсем не существенные вещи, их даже всматриваясь сложно различить, как по мне, это просто естественный цвет стекла коллиматора так бликует, из-за своего расположения под углом. Похоже на игру света, если смотреть под разными углами.
Я не против редактировать обзор. И вставить новые фото и текстовые пометки. Как это сделать я не знаю. Хорошо, что удалили фото ненужное, а нужное, вставить с толком не получилось. Я писал на эту тему Михаилу, но ответа как редактировать и с кем взаимодействовать пока не получил.
Тема: Обзор Hasegawa 1/72 Harrier GR Mk.3 ...(#17092) - обсуждение
Хорошо обозрел... Практически, руководство к действию.