Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Звезда 1/72 МиГ-29 (9-13)Прошло 25 лет и наконец российский производитель выпустил свою собственную модель популярного в народе и среди моделистов фронтового истребителя МиГ-29. Многие из читателей наверное были знакомы с моделями этого самолета. И в 2015 году наконец закончилась эра репаков "кривых чужих" МиГов у Звезды. Посмотрим что из себя представляет в деталях долгожданная модель от Звезды, новогодним подарком свалившаяся под елки отечественным моделистам.
ПрологЯ написал много обзоров на различные модели разных тематик. Но ничто так не вводит меня в творческое уныние как копание в теме крайне популярных моделей и матчасти их прототипов. МиГ-29 как раз из их числа, с моделями которого мне приходилось ранее сталкиваться. Впервые мое знакомство с этим самолетом состоялось в августе 1989 г. на авиационной выставке на Ходынке, а 20 лет назад, в 1995 году я стал счастливым обладателем двух коробочек с моделями МиГов 29 9-12 и УБ 9-51 от Italeri в перепаковке Звезды. Освоив азы моделизма к рубежу 2000-х годов, в 2002 году я начал параллельную сборку этих двух моделей. К тому моменту я понимал, что сборка модели "из коробки" это не мое, а начитавшись "вредных советов", рецензий и авторских статей по доработке Италовских МиГов в журнале М-Хобби я принялся за их переделку, используя различные материалы из журналов Авиация и Время, Мир Авиации, Крылья Родины, Военный Парад, Вестник Воздушного Флота и других изданий. В итоге, летом 2004 г. одноместный 9-12 был доведен до ума насколько мне позволяли тогдашние навыки и объем доступной информации, покрашен и занял свое место на полке. А спарку ждала более печальная судьба. Процесс параллельной сборки и доработки двух почти одинаковых моделей лишил меня сил и мотивации на финишный рывок №2 и постройка УБ-шки застопорилась на окраске. Хотелось получить "стрижевскую" спарку с 34-м номером в раннем окрасе первой половины 90-х. Но таких декалей и интернета на тот момент не существовало. А после получения трещины на козырьке фонаря спарка окончательно лишилась шансов на достройку и стала "кошкой" в для освоения новых навыков покраски моделей, начитавшись Скалы на рубеже десятых годов. И вот спустя почти 12 лет, мне снова приходится приоткрывать для себя покрытую пылью тему МиГ-29. На этот раз с новинкой от Звезды. Надеюсь она меня и читателей не разочарует. КитографияЯ не буду описывать всю китографию МиГ-29, так как большинство моделей, представленных на рынке составляет ранняя модификация 9-12 или 9-12А. Подробнее про китографию всех МиГ-29 можно почитать тут на сайте .Поэтому остановлюсь только на китографии модификации 9-13. Прочитать про отличия второй серийной модификации 9-13 от первой серийной и экспортной модификации 9-12 можно тут Упаковка и инструкцияУпаковка традиционная для современной Звезды. Мягкая внешняя коробка и внутренняя прочная из жесткого картона. ДекальДекаль отпечатана Бегемотом на 3 варианта. Качество печати хорошее, но не безгрешное. Имеются почти все технические надписи, сделанные по заводской документации, кроме самых мелких надписей из нескольких букв. Но для некоторых вариантов окраски необходимо учесть некоторые нюансы, о которых расскажу ниже. Также имеются звезды нового образца. В целом, декаль из набора модели полностью самодостаточна и не требует замены на другую декаль по качеству. Разве, что для другого варианта окраски. Приборные панели даны декалями, но о них позже. МиГ-29 9-13 б/н 51, Борисоглебский учебный центр, лето 2001Самолет выпущен 31 мая 1990 г., заводской № 2960729031. С завода попал в 343 ИИАП на аэродром Багай-Барановка. Именно оттуда его перегнали в Домну в состав 2 АЭ 120 ИАП, где Валерий Максименко нанес на него знаменитые эмблемы и по новому оформил бортовые номера. В феврале 2000 г. самолет совместно с тремя другими МиГ-29 (б/н 47, б/н 23 и УБ б/н 70 ) из Домны был передан в учебный полк в Борисоглебск. В 2001-2002 году самолет был передан в Армавир (Борисоглебский АУЦ являлся на тот момент структурным подразделением Армавирского Военного Авиационного Института), где и продолжил дальнейшую службу. После этого ему присвоили бортовой номер 19 синий. Позже, машина в неисправном состоянии попала в Миллерово, где эмблемы были закрашены, а самолет поставлен в "калашный ряд". Окраска самолета была еще заводской, поэтому на момент нахождения самолета в Борисоглебске он был сильно выгоревшим. МиГ-29 9-13 б/н 21, 3624-я авиабаза ВКС России, аэродром Эребуни, Армения, 2015Самолет выпущен в 1988 г. Начинал свою службу в составе 91 ИИАП аэродром Липецк, откуда в 1993 году был передан на аэродром Миллерово. На новом места истребителю присвоили бортовой номер 21 синий. После принятия решения о начале перевооружения российской авиационной группы в Армении на самолеты МиГ-29, одним из полков ставших "донором" и выделившим свои самолеты для этой цели, стал именно 19 гвардейский ИАП. Борт 21 вошел в состав 9 машин переданных этим полком в Эребуни. В марте 2013 года самолет был сдан для проведения капитального ремонта на 514 АРЗ г.Ржев. После завершения ремонта он получил обновленный камуфляж серо-зелёного цвета. Форма и схема расположения пятен не соответствовала стандарту, заложенному еще в советские годы, но главное, что отметили инженеры и лётчики - в этот раз машины покрасили в естественные для природы оттенки. Именной борт "Александр Невский". Через несколько дней после окончания приемки самолётов и ввода их в строй, на аэродроме состоялась церемония освящения боевых истребителей и присвоения трём из них имен православных святых. Инициатива присвоения имён авиационной технике принадлежит помощнику командира 102-й российской военной базы по работе с верующими военнослужащими - архимандриту Андрею. Архимандрит Андрей приехал на аэродром, и уже на месте узнав, что совсем недавно база получила с завода партию боевых машин, предложил в ближайшее время провести чин освящения всех истребителей с одновременным присвоением новым МиГ-29 с бортовыми номерами 21, 23 и 24 имен святых князей: Александра Невского, Дмитрия Донского и святого мученика Меркурия Смоленского. 14 марта 2014 года было проведено это торжественное мероприятие. В начале октября этого же года на именные самолёты (на правом борту под кабиной лётчика) нанесли эмблемы. Каждый рисунок имел изображение лика святого, прообраз которого был взят разработчиками эмблемы (Сергей Войлоков и Антон Павлов) с соответствующих воинских наград (орденов) и православных икон, и имел написание имени святых на развивающихся лентах. Свою лепту в работу над эмблемами внесли заместитель командира по воспитательной части подполковник Алексей Шаповалов и техник МиГ-29 б/н 24 ст.лейтенант Кисленко Андрей. Кроме того, в октябре, на большинство самолётов авиабазы нанесли фирменную эмблему КБ «МиГ» (07, 09, 21, 23, 24, 28, 70). МиГ-29 9-13 б/н 01, 31-й Гвардейский ИАП, аэродром Зерноград, 2008Самолет выпушен в 1989 г. Начал свою службу на аэродроме Липецк 91 ИИАП, 760 ИИАПИБ. 1993 году его передали в 73 ИАП, а из Шайковки он уже попал в Зерноград. Произошло это в апреле 1998 года, в процессе расформирования 73 ИАП. В Зернограде самолет получил характерные эмблемы полка в виде пасти, российского триколора и гвардейской ленты на килях. Гвардейский знак так же нанесли уже в 31 ИАП. В 2006 году 31 ИАП отмечал свой очередной юбилей, к этому событию был приурочен торжественный митинг и наземный показ авиационной техники. Незадолго до этого, по приказу замкомандира полка по ИАС, борт №01 перекрасили и выставили на обозрение гостей аэродрома. Схема камуфляжа очень близка к первоначальному заводскому стандарту истребителей данного типа. В процессе окраски, техник самолета дополнил и без того насыщенный декор своей машины изображениями стилизованного флага ВВС и дополнительным триколором на нижней поверхности носовой части планера. После расформирования 31 ИАП в 2009 г. этот самолет передали в состав 6969-й авиабазы в составе 7-й бригады ВКО на аэродром Миллерово, где все эмблемы были удалены, а машина получила бортовой номер 04 синий. Окраска самолета выполнена в местной ТЭЧ, поэтому не содержит никакой технички. Есть нестандартная белая окантовка на радиопрозрачных обтекателях. Литники и литьеВсего в модели 6 литников из серого пластика и 1 литник из прозрачного пластика - 188 деталей из серого пластика и 7 из прозрачного. Итого 195 деталей. 6 литников относятся именно к модели МиГ-29, а маленький литник с фигурками пилотов из набора с моделью Т-50 ПАК-ФА (арт. 7275). В отличие от последних моделей, в которых были усадки пластика, мелкие утяжины и шагрень - здесь этого нет. Мелкий облой есть на закрылке, но его легко убрать наждаком. Клепки и винтов нет, есть только имитация замков на капотах двигателей. ФюзеляжФюзеляж собирается из 5 деталей - привычные "верх" и "низ", боковые половинки фюзеляжа-кабины и обтекатель РЛС. На внутренней стороне "низа" есть отверстия для установки подфюзеляжных блоков выброса ловушек для модификации СМТ. "Низ" отлит вместе с нижней плоскостью крыла и стабилизаторами. Поэтому если кому-то захочется их отклонить, стабилизаторы придется отрезать. Практически вся расшивка и лючки модели повторяют прототип. Отсутствуют только штучные линии или наоборот присутствуют единичные лишние. Как к примеру, лючок у носовой ниши шасси и лишние линии на кожухах двигателей у жаропрочных панелей. Придраться в целом особо и не к чему. Сопряжение гаргрота с хвостовым ластом на реальном самолете было чуточку более плавным, чем в модели. Рельефом выделены некоторые усилительные накладки поверх лонжеронов на верхней части центроплана. Отверстие в воздухозаборнике турбостартера и пушечный порт необходимо будет рассверлить. По правой стороне гаргрота нет смотрового окошка. Подфюзеляжный обтекатель с антеннами немного иной формы в задней части, а расположение одной антенны на нем неверно - она смещена к носу. ПВД и другие крупные антенны сделаны похожими на прототип, но отлить их масштабными в пластике в 72-м масштабе крайне сложно. На ПВД сымитированы вихрегенераторы. Поэтому антенны можно доработать, чтобы лучше смотрелись. Что касается различных мелких датчиков по всему самолету (как например датчик угла атаки, датчики внутри воздухозаборников и на килях) - в пластике они не даны, но отмечены расшивкой их посадочные места. Кому надо, тот может их самостоятельно сделать из травления или подручных материалов более копийно, чем это можно было отлить в пластике. В остальном все верно и без вопросов. КрылоЗадние кромки крыла тонкие, на законцовках заметна имитация крутки крыла. На нижней плоскости крыла по передней кромке не хватает нескольких линий расшивки. Но самая большая беда модели оказалась на элеронах - они оказались без расшивки. Но это временная проблема. Пока писалась данная статья, информация о недостатках модели была передана разработчикам Звезды и пресс-формы были доработаны. Поэтому в новых отливках проблемы с расшивкой на элеронах не будет. БАНО отлиты вместе с законцовкой крыла и их надо заменять на прозрачные от Elf. Нет одной линии расшивки и маленького обтекателя на лючке на законцовке крыла. Задняя часть законцовки крыла в районе стекателя статического электричества сделана немного неверно - она должна сильнее закругляться. Но это просто исправить. Кили и стабилизаторыТак как мне в обзоре попалась одна из ранних декабрьских отливок модели, то в ней недостаточно хорошо пролита расшивка на одном стабилизаторе и его задняя кромка. Пресс-форма в январе также была доработана и стабилизатор теперь будет сделан чуть толще. На крышке контейнера тормозного парашюта нет расшивки и рельефа, отчего она кажется немного неверной формы. Необходимо учесть тот момент, что на стоянке, если тормозной парашют был не заряжен, крышка контейнера была открыта. Задние кромки стабилизаторов и килей сделаны тонко, особенно это заметно на острых как бритва стабилизаторах первой серии отливок модели. На обоих сторонах килей не хватает двух линий расшивки в районе блоков ЛТЦ. На внутренней стороне правого киля нет одного лючка в районе руля. На самих рулях не совсем верно сделаны линии расшивки - верхняя выштамповка должна быть чуть другой формы. Пилотка киля имела более сложную форму в сечении, но видно из-за проливки формы это не было сделано. Задняя кромка между обтекателями на верхушке киля не параллельна задней кромке на пилотке киля и руле. Воздухозаборники и мотогондолыМотогондолы собираются из двух половинок, поэтому клеевой шов внутри канала воздухозаборника придется обрабатывать. Сам канал воздухозаборника хорошо сделан. Не хватает только пары мелких датчиков перед лопатками компрессора. К имитации лопаток компрессора вопросов нет - все сделано точно и число лопаток совпадает с оригиналом. На мотогондоле в районе створки гидроцилиндра основной стойки шасси нет двух линий расшивки. Также между воздухозаборником и фюзеляжем нету двух мелких воздухозаборников - вентиляции пушечного отсека (слева) и турбохолодильника (справа). Также на боковых стенках мотогондолы нет выхлопных отверстий из них. Для стояночной конфигурации в модели даны заглушки воздухозаборников. На них пары ручек, но качественно и масштабно пролить их в пластике довольно сложно, поэтому проще сделать самим. По желанию, можно доработать створку воздухозаборника и сделать ее в опущенном положении. Перфорации на створке нет. Отверстия в торцах мелких воздухозаборничков на мотогондолах и сливные трубки на капотах двигателей необходимо рассверлить. СоплаДля модели масштаба 1/72 сопла сделаны отлично. По деталировке не придраться. Лучше можно сделать только из смолы. Имитации лопаток турбины нет, так как они практически полностью закрываются стабилизатором пламени. Также в наборе даются заглушки сопел, на которых по той же причине как и на заглушках ВЗ, нет ручек. КокпитВанна кабины отлита вместе с верхней частью фюзеляжа. Боковые стенки кабины отлиты вместе с деталировкой на половинках фюзеляжа. Деталировки в ванне нет. Все приборные панели даются декалями, поэтому панели и приборка не имеют рельефа - приборов, рычагов и кнопок. С одной стороны масштабно пролить в пластике все приборы и рычаги в 1/72 крайне сложно (это в основном делается уже в масштабе 1/48), поэтому деталировка приборных панелей дается декалями и это облегчает задачу окраски кокпита начинающим моделистам. С другой стороны, плоские панели облегчают задачу тем, кто будет устанавливать в кокпит травление, которое обязательно выйдет под эту модель позже. ОстеклениеФонарь кабины сделан из уже привычного мягковатого пластика, который не рекомендуется полировать. Если он мутноват или имеет царапины на момент покупки, это брак и необходимо писать на Звезду и делать возврат-замену литника. Прозрачность хорошая, искажений нет, как будет смотреться деталировка под ним - покажет уже сборка. Сам пластик довольно тонкий. Фонарь предлагается сделать в двух положениях - открытом и закрытом. Есть имитация механизма подъема фонаря и заголовника. Для того, чтобы не было лишних щелей, между фонарем и гаргротом даются 2 комплекта деталей, которые эти щели закрывают в открытом или закрытом состоянии. Основные стойки шасси и нишиСтенки ниши основной стойки шасси собираются из 4-х деталей. Роль 5-й и 6-й детали ниши шасси играют нижняя и верхняя половины фюзеляжа, образующие потолок и низ ниши в районе углубления для колеса. Как было выше сказано, проводки в модели нет вообще. В нишах реального самолета была довольно сложная и объемная проводка, которую нереально воспроизвести в пластике в полном объеме, сохранив ее масштабность. Тоже самое относится и к стойкам шасси, где магистрали пневмосистемы шли поверх двухзвенников. К деталировке ниш основных стоек шасси придраться сложно, но можно. Сделано многое, все правдоподобно - есть имитация гофра на потолке и стенках ниши. Но есть и недочеты. К ним можно отнести не совсем верную выштамповку в боковой стенке ниши под колесо. В реальном самолете она начиналась почти от краев стенки и была большей глубины. В модели она сделана более пологой и менее глубокой. Чуть смещены точки крепления тяги большой створки ниши. Отсутствует гофр на потолке ниши в задней ее части над гидроцилиндром опоры. Правда это место в модели практически не просматривается. Нет некоторых замков и элементов по углам ниши. На средней створке ниши нет круглого обтекателя, а на внутренней стороне створки не совсем верно расположены выштамповки. Из реально заметных недостатков - не совсем верная форма большой створки ниши. Носовая стойка шасси и нишаПередняя ниша шасси отлита вместе с нижней частью фюзеляжа. Поэтому ее боковые стенки плоские и не содержат деталировку. Но одна из стенок дается отдельной деталью. В модели предлагаются два варианта сборки - с выпущенным или убранным шасси. Поэтому есть второй комплект "закрытых" створок. На внутренней стороне створок шасси не совсем верно сделаны выштамповки. Также не совсем верно сделана выштамповка на потолке ниши. И нету некоторых мелких механизмов типа замков. К колесам передней стойки шасси только одна претензия - диск колеса немного утоплен по отношению к пневматику. Довольно хорошо и аккуратно сделан грязевой щиток на колесах. К стойке шасси вопросов нет, только есть ненужная перемычка между корпусом посадочной фары и стойкой шасси. Пока проверял деталировку стоек, заметил, что на модификации 9-13 ставились как минимум 6 типов дисков передних колес. Один из них представлен в модели. ВооружениеВооружение в модели представлено:
Предлагаются по инструкции 4 варианта (но комбинаций на самом деле больше) подвески:
Подфюзеляжный топливный бак на 1500 литров сделан хорошо. Сымитирован канал выхлопа турбостартера внутри бака. Из замечаний - на заднем торце нет решетки и она не отмечена линией расшивки. Также нет мелких креплений стабилизаторов на баке, но их отлить в пластике нереально - уже не тот масштаб. Решетку по идее надо было бы давать отдельной деталью, так как пролить ее нормально на половинках ПТБ было бы сложно. В носовой части бака нет 4 углублений под крепежные болты. ФигуркиФигурки даются из другого набора - модели Т-50 ПАК-ФА. В целом, для пластика отлиты нормально. Но смола смотрится лучше. ГеометрияРади интереса модель была вложена в 3 чертежа из изданий Zlinek, 4+/Война в Воздухе и чертежи Михеева. Проверялась геометрия крыла, стабилизатора, киля, колес, вооружение, боковая проекции мотогондолы и вертикальная проекция фюзеляжа. В чертеже Zlinek немного не совпала форма наплыва крыла и задняя кромка киля. Проверить геометрию носовой части без сборки модели крайне затруднительно, но на фотографиях немногих собранных моделей из сети она выглядит отлично. АфтемаркетЯ не буду перечислять весь афтемаркет, который выпускался для разных моделей МиГ-29. Конкретно к этой модели подойдут колеса от NorthStar Models, смоляные сопла Aires, декали от Бегемота (7238 - всего несколько вариантов), Authentic Decals (7203 и 7216) и Linden Hill (72034) и различное афтемаркетное подвесное вооружение, если оно понадобится. Остальной афтемаркет - новые декали Бегемота на 9-13, травление и смола конкретно под эту модель выйдут позже. СтыкуемостьЯ лично не собирал модель, но судя по первым отзывам начавших сборку, модель отлично собирается без щелей и применения шпаклевки. ИтогоВ сухом остатке хочется сказать, что Звезде удалось сделать достойную, качественную и точную модель истребителя МиГ-29. Я не могу сказать, что модель получилась идеальной, в ней есть некоторые шероховатости и мелкие недостатки, которые будут в любой модели. Но на общую картину они не сильно влияют. Часть недостатков - ракеты Р-27Р, расшивка на элеронах и проливка стабилизатора - в момент написания статьи исправлялись в пресс-форме. Итак, обобщим итоги: Достоинства:
Недостатки:
Источники информации
РезюмеДолгое ожидание модели оправдалось. Несмотря на мелкие недочеты, модель удалась и ее можно смело назвать самой точной модель истребителя МиГ-29 в масштабе 1/72. Звездинская новинка получилась лучше (точнее и деталированнее) своих прямых конкурентов - моделей от ICM и Trumpeter. Сравнивать новинку Звезды со старыми и убогими на текущий момент моделями от Hasegawa, Heller, Fujimi и Italeri я не вижу смысла. Да, модель МиГ-29 от Звезды пусть и не идеальна и содержит немногочисленные недостатки. Но все они не критичны, легко поправимы и на внешний вид модели не влияют. Чтобы их найти пришлось приложить много усилий, сравнивая модель с реальным прототипом. Модель достойно выдержала этот сложный экзамен сверки с фотообзорами, который я сделал, чтобы показать общественности не насколько плоха модель, а наоборот насколько близка к оригиналу и прототипу модель МиГ-29. Поэтому для обычного моделиста вышеперечисленные недостатки легко останутся незамеченными. Пресс-форма модели разработана с учетом практически полной унификации с МиГ-29СМТ (9-19), которая может появиться следом на 9-13 и делает возможным в будущем последующий выпуск моделей МиГ-29 9-12 и МиГ-29УБ (9-51) путем замены нескольких литников. Возможно, что найденные в ходе написания обзора модели ошибки и неточности будут исправлены в 3D-модели и будут учтены в работе над моделями модификаций 9-19, 9-12 и 9-51 или над моделью МиГ-29 в уже другом масштабе... В общем, время покажет. Перспективы развития Звездой линейки моделей МиГ-29, заложенные разработчиками, я оцениваю как хорошие. И Trumpeter получил "новогодний подарок" в виде более качественного конкурента. Сама модель МиГ-29 от Trumpeter впитала в себя ДНК китайских разработчиков и имеет "соответствующую" ДНК форму носовой части, фонаря, средненькую деталировку и красивую расшивку и клепку, нанесенную на модель по принципу "от балды".
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
» Автор | |
---|---|
SilverGhost | |
Опыт: | 26089 |
Репутация: | +1061/–22 |
Откуда: | Moscow |
Конструктор в 08.07.2016 - 13:47 а я вот решил его собрать.
какой он все таки маленький=) Я тоже удивился.... :smile: Такой же, как ICM и итал. |
Wild Weasel в 08.07.2016 - 15:39 Мне тоже показался мелким, меньше Итала и Кондора/ВЭ, которых я собрал несколько... Правда было это лет 15-20 назад - сейчас тех моделей уже у меня нет, чтобы сравнить...
А может продолжительное общение с 48-м масштабом дает знать - сейчас почти любая модель в 72-м кажется очень маленькой :roll: |
Конструктор в 08.07.2016 - 16:13 Иллюзия какая-то, кода я его из коробки достал, то тоже показался маленким. А сейчас, в процессе сборки, стоит на столе рядом с двумя "предками", и по размеру совсем не выделяется. |
Aardvark в 13.07.2016 - 20:30 Звезда еще и подвеску неправильную-неполную дала:
в топку ее модель однозначно! :lol: :lol: :lol: |
Babtor в 12.08.2016 - 18:22 Смоляную кабину с нишами под новый МиГ так пока никто и не сделал из афтермаркетчиков? |
Котков_Андрей в 12.08.2016 - 19:08 Я Айрес кабину вставил - немного подпилил и вошло.
Ниши думал Prop&Jet имплантировать, но потом передумал. |
Конструктор в 12.08.2016 - 20:17 Ниши думал Prop&Jet имплантировать, но потом передумал.
И правильно! Основные ниши у Звезды имхо лучше (ибо глубокие), а передняя и там и там требует доработки. |
Ту-114-й в 25.03.2018 - 15:44 Тема: Обзор Звезда 1/72 МиГ-29 (9-13) Интересно- СПАРКА 9-51 планируется? |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
какой он все таки маленький=)
Я тоже удивился.... :smile: