Приветствую!
В 80-х годах ХХ века фирма ЕSCI выпустила модели Харриеров в масштабе 1:72 в вариантах АV-8S, GR Mk.3 и FRS Mk.1. Фирма ITALERI перепаковала две последние модели; представляю вашему вниманию обзор "тройки" - Hawker Siddley Harrier GR. 3 "Falkland".
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Несколько стран в ХХ-м веке брались за создание боевых самолётов с вертикальным взлётом и посадкой, но разработать и строить их серийно получилось лишь в двух странах, Великобритании и СССР. Англичане первыми приняли на вооружение свой боевой самолёт под названием Харриер. Первой модификацией была версия Harrier GR Mk.1a. Первая эскадрилья была сформирована в 1969 году. Позже англичане приняли на вооружение модификацию GR Mk.3 с улучшенным прицельным оборудованием и более мощным двигателем Роллс-Ройс Пегасус ( Rolls Royse Pegasus Mk.103). Самолёт имел в длину 13,87м. Высота составляла 3,45м. Размах 7,7м. Масса снаряжённого самолёта равнялась 11430 кг. У земли самолёт развивал скорость 1180 км/ч. Планёр самолёта изготавливали из алюминиевых сплавов. Кабина была оснащена катапультируемым креслом Мартин Бэйкер МВ Мk.9. Покидание самолёта осуществлялось сквозь фонарь. В него был вмонтирован детонационный шнур.
Первое боевое применение самолёта Harrier GR.3 состоялось в войне за Фолклендские острова в 1982 году. Англичане базировали их на авианосце Гермес ( HMS Hermes ). Всего было использовано 10 самолётов, из которых 4 были потеряны по тем или иным причинам. Самолёты использовались для поддержки войск, а также для бомбардировки аэродромов и аргентинских позиций.
МОДЕЛЬ
Модель фирмы Италери упакована в картонную коробку с боковыми клапанами. Размеры её 29х19х 4,5 см. Картинка показывает летящий над островом Харриер. Сзади приводятся цветные проекции в стандартном двухцветном, и в арктическом камуфляже. Коробка не очень твёрдая, и при пересылке потребует усиление.
Инструкция чёрно-белая. Выполнена в виде широкого шлейфа, и сложена гармошкой. В ней содержатся все стандартные схемы. Вариантов окраски три. Два фолкендские с авианосца Гермес, и один арктический. Этот самолёт базировался в Норвегии. Цвета указаны по каталогам Модел Мастер и Федерал Стандарт. Инструкция понятная. Перевода на русский язык нет.
Декаль на три варианта. Довольно качественная. С техничкой. Минус декали - неверные элементы на интерьер кабины. На настоящем самолёте кабина красилась в светло-серый цвет. А Италери даёт чёрный.
Остекление дано в две детали. Это позволяет сделать его открытым. Стекло качественное. Козырёк оснащён дворником. А вот детонационного шнура на колпаке нет. В статье приводятся чертежи GR.3 со шнуром. Его нужно будет сделать самостоятельно.
Пластик средней твёрдости, серого цвета. Поверхность глянцевая. Литьё неплохого качества. Расшивка внутренняя, очень аккуратная. Никаких отклоняемых поверхностей не предусмотрено. Деталировка слабоватая. Чувствуется что модель из 80-х. Колёса сделаны неверно. Диски на Харриере были другими. Для сравнения в статье даются верные диски Экипаж (смола+резина). Интерьер кабины не соответствует версии GR.3. Oн был разработан для модели ЕSCI AV-8S MATADOR. Модель унифицирована с ней. В статье приведены фотографии интерьера кабины GR.3 и кресла МВ Мk.9.
Ракеты Сайдуиндер сделаны не очень хорошо. В данный момент для Харриеров выпускается много дополнений (контейнеры с пушками Аден, кресло, колёса, сопла, ПВД, кабина, и т.д.), что позволит сделать модель более качественной.
Приятного просмотра, с уважением, Денис.