Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Введение
Всем привет, коллеги! В этот раз речь пойдет о самолете – легенде F-104 «Starfighter». У этого летательного аппарата (ЛА) удивительная харизма, в кругу моделистов его горячо любят авиаторы и если модель не собрана, то наверняка лежит в ожидании своей очереди на полке. Вот и я решил собрат одного “Звездного бойца” из своих запасов, а за одно сделать на него обзор и выбор пал на итальянца в 72 масштабе.

Историческая справка

«Звездный боец» по прозвищу «Алюминиевый гроб» или сверхзвуковая афера США.

История создания, эксплуатации это самолета довольно захватывающая и в тоже время трагична по своей сути. Описывать ее в деталях и всех подробностях в обзоре будет не уместно и очень долго. Я лишь вкратце опишу основные события и интересные факты, которые с моей точки зрения стоит упомянуть.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

С чего все началось?

После окончания Корейской войны (1950-1953 г.) ВВС США сильно озаботились созданием полноценного сверхзвукового истребителя перехватчика, который должен был быть лишён недостатков своих предшественников. Причины этих беспокойств были вызваны тем, что новые истребители того времени F-86 Sabre по многим параметрам проигрывали советским Миг-15, которые в свою очередь наносили ощутимый урон в воздушных боях ВВС США в период войны в Корее. Требовалось создать принципиально новый и революционный сверхзвуковой летательный аппарат (ЛА).
Проектированием самолета занялся «Локхид». В основу создания самолета легла идея о сверхбыстром ЛА, который должен на сверхзвуковых скоростях подлетать к цели, наносить удар и быстро уносить «ноги». Было решено, что маневренность перспективному самолету не очень-то и нужна, ставка была сделана на высокую скорость.
В качестве основного вооружения предполагалось использовать новейшую шестиствольную 20 мм пушку «Вулкан», что делалось впервые в авиации США, а также ракеты воздух-воздух. Помимо вышеупомянутого в проект были заложены новые для авиации того времени решения: катапультирование пилота осуществлялось вниз, под фюзеляж самолета, что с технической точки зрения упрощало конструкцию самолета в угоду сверхзвуковой скорости, но было крайне небезопасно для пилота. На это почему-то просто закрыли глаза и этот факт не раз обернется катастрофой для многих пилотов.

Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Начало испытаний

Проект от «Локхид» был "высочайше одобрен" комиссией ВВС, началось строительство двух прототипов XF-104. Руководство ВВС США сделала ставку на этот самолет и еще до создания первого летного XF-104, заказала 17 предсерийных YF-104 и шести серийных F-104A.
В марте 1954 года первый прототип XF-104 совершил первый полет, в апреле начались испытания вооружения, которые привели к гибели прототипа вместе с пилотом (в момент стрельбы орудие сорвалось с лафета и разнесло снарядами носовую часть самолета, пилоту оставалось только катапультироваться). Так была заполнена первая строка в огромном списке летных происшествий, которыми сопровождалась карьера F-104. Гибель прототипа повлекла за собой длительный перерыв в испытаниях, о планах принятия его на вооружение в 1956 году пришлось забыть. Несмотря на неудачи и выявленные недостатки перспективного самолета руководство ВВС по-прежнему сохраняло доверие к проекту и 14 декабря 1955 г. с фирмой «Локхид» заключили контракт на поставку 155 серийных экземпляров истребителя F-104A, 18 разведчиков RF-104A и 26 учебных "спарок" F-104B, существовавших пока лишь на бумаге. В дальнейшем предполагалось заказать еще 700 перехватчиков со сроком поставки до конца 1958 года. Завод в Бэрбэнке сразу, не дожидаясь результатов испытаний YF-104, приступил к выполнению контракта.
Между тем, в февраль 1956 года испытания на авиабазе Эдварде развернулись по полной программе. 27 апреля 1956 года истребитель развил скорость более двух "Махов", став первым в мире боевым самолетом, преодолевшим этот рубеж. Вместе с этим таяли надежды относительно перспектив нового самолета, проблемы сыпались одна за другой. Оказалось, что из-за слабой маневренности на сверхзвуковых скоростях пилоту "Старфайтера" чрезвычайно сложно занять позицию для прицельной стрельбы из пушки. Также существовала реальная угроза, что самолет, летящий на скорости полтора-два "Маха", догонит снаряды, выпущенные из собственной пушки, и врежется в них! Вдобавок ко всему пороховые газы при стрельбе из "Вулкана" попадали в воздухозаборник, а это могло привести к помпажу и остановке двигателя. В конце концов, на серийных F-104A решили вообще отказаться от пушки, а на ее месте разместили балансировочный груз. Так "Старфайтер" стал истребителем, вооруженным только управляемым ракетным оружием. По мере роста проблем, интерес военных к изделию "Локхида" продолжал падать. В феврале 1957-го ВВС аннулировали контракт на разведчики RF-104, заказ на F-104A был снижен со 155 до 146 экземпляров, а о планах постройки 700 "сто четвертых" военные теперь предпочитали вообще не вспоминать. Однако уже заказанные машины продолжали сходить с конвейера. 16 января 1957-го взлетела первая "спарка" F-104B. На ней, как и на F-104А, отсутствовала пушка.

Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Летная эксплуатация

26 января 1958 самолет начал поступать в строевые части ВВС. 20 февраля самолеты приступили к боевому дежурству. Начало служебной карьеры новой машины вызвало шок. В течение одного месяца несколько истребителей разбилось в авариях, и уже в апреле 1958-го "Старфайтеры" временно отстранили от полетов. Оказалось, что новый самолет очень сложен в управлении для строевых летчиков и не прощает ошибок. В июне эксплуатация F-104 с рядом ограничений по полетным режимам возобновилась. Освоение нового истребителя практически во всех строевых частях сопровождалось различными летными происшествиями, нередко приводившими к гибели людей.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Первоначальный энтузиазм американских пилотов по поводу нового перехватчика быстро пошел на убыль. Это довольно ярко отразилось в смене кличек, которыми награждали локхидовский истребитель на авиабазах. Сперва F-104 за своеобразный внешний облик, придававший ему сходство с ракетой, и за высокие летные характеристики прозвали «бескрылым чудом». Затем, это хвалебное прозвище, сменилось на более нейтральное - «серебряный осколок». И наконец по мере того, как "звездный боец" уносил в могилу все новых пилотов, за ним укрепилась совсем уж мрачная формула - "алюминиевый гроб".
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Также была разработана ударная версия F-104. Самолет был заказан в серии, но в качестве ударной машины "Старфайтер" оказался так же далек от идеала, как и в роли перехватчика. Поэтому все ограничилось постройкой в 1958 году 77 одноместных F-104C и 21 двухместной учебной машины на его базе, получившей обозначение F-104D. На этом закупки "Старфайтеров" американскими ВВС окончательно прекратились. В середине 60-х годов F-104A и В были окончательно сняты с вооружения и отправлены на базы хранения, а оттуда - на слом. В свою очередь ударный F-104С/D после окончания войны во Вьетнаме сразу перевели в резерв и сдали на базу хранения Дэвис Монтан. Там они простояли на консервации до 1975 года, после чего были окончательно списаны и отправлены в металлолом.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Экспорт

Поскольку ВВС США еще в 1958 году отказались от дальнейших закупок "Старфайтера", единственная надежда фирмы "Локхид" оставалась на экспорт. Но продавать самолет по прозвищу "алюминиевый гроб" - дело вполне безнадежное. Прекрасно осознавая это, фирма развернула невиданную по масштабам программу рекламной "раскрутки" своего детища. В итоге самолет обрел вторую жизнь, продаваясь на экспорт в третьи страны и союзникам НАТО. CША лоббировала свои интересы в авиационной сфере очень умело. Так США в погоне за наживой вырыли яму, в которую попали сами, всем кто покупал или производил этот самолет по лицензии. Количество экспортных машин перевалило за 2000 тысячи экземпляров, аварийность этого самолета по-прежнему оставалась очень высокой. Самым крупным экспортером "Старфайтера" стала западная германия, которая эксплуатировала порядка 900 машин.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
В 1966 году немцы решились, наконец, принять меры для повышения безопасности полетов на "Старфайтерах". К тому времени F-104 уже успел отправить в "лучший мир" 65 пилотов Люфтваффе. А незавидный "рекорд" по части аварий и катастроф на "Старфайтерах" поставила Канада. Там из 238 машин данного типа разбилось 112 (почти 50%!), при этом погибло 37 пилотов. По данным на 1983 год, в ФРГ разбилось 269 F-104, что привело к гибели 110 пилотов.

Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
F-104G (G от Germany - для Германии) - экспортный многоцелевой всепогодный истребитель. Построено 1322 самолета, включая 139 фирмой Локхид для ФРГ, Греции, Норвегии и Турции, а остальные по лицензии в Канаде.

Боевое применение

Военная служба F-104C и D продолжалась немного дольше своих предшественников. Этим машинам пришлось даже повоевать в Юго-восточной Азии. Правда, ратной славы они там не стяжали. Если не считать сбития индийского Су-7, которого "Старфайтер" "подловил" в момент штурмовки, практически все воздушные бои с советскими машинами завершились для пилотов F-104 весьма печально. Тут же, кстати, можно вспомнить гибель американского летчика в поединке с китайским МиГ-19 над Тайваньским проливом. Факты говорят сами за себя и вряд ли нуждаются в комментариях.

Что в итоге?


На этом можно закончить скандально-драматичную историю "алюминиевого гроба". А в заключение приведем несколько цифр. Начиная с 1956 года для ВВС Соединенных Штатов было построено в общем счете 296 "Старфайтеров", включая прототипы. Только за период до 1963 года и только на территории США 49 из них разбилось в авариях и катастрофах. За тот же период "Старфайтер" стал алюминиевым гробом в буквальном смысле этого слова для 18 американских пилотов. Всего за 20 лет серийного производства было построено 2615 экземпляров F-104. Свыше 600 из них (полная статистика до сих пор не опубликована) разбилось в авариях и катастрофах. Ни одна из войн последних десятилетий, за исключением разве что вьетнамской, не приводила к таким потерям в авиации.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Полезные ссылки :
История создания F-104
История приключений F104 в странах НАТО
F-104 Starfighter.Обманутые надежды
Сообщество, посвященное F-104

Starfighter по-итальянски

Italeri получила в наследство от ESCI модель разработки 1980 годов и теперь переупаковывает ее только в одноместном варианте с 2001 года в модификациях F-104A, C и G с разной вариацией декалей. Сама модель представлена на 4 литниках (A, B, C и D -прозрачная деталь). Литники В, C и D общие для всей линейки старфайтеров, a литник A незначительно отличается между модификациями F-104-AC и G. На фотогафиях представлены последние выпуски модели с незначительной разницей в деталях. На литнике A для модификации F-104G в наборе от 2010 года (№1296) есть разведывательный контейнер, дополнительные пилоны так как это ударная версия самолета и есть возможность выбрать вид катапультного кресла.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Таким дополнением обладает только этот набор, остальные переупаковки F-104G (№1344) выходят только с дополнительными пилонами.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
F-104 AC на литнике А имеет штангу дозаправки и отличия в геометрии детали хвоста фюзеляжа. По сути, вся линейка Starfighter у Italeri это одна модель на все модификации самолета.

Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Подробную информацию по китографии модели смотри на scalemates

Что в коробке?

Традиционно отмечу, красиво исполненную коробку модели с боковой загрузкой. Прекрасный бокс-арт, сделанный со вкусом – это характерная изюминка упаковки моделей у Italeri. Внутри лежат 4 литника на которых размещены 68 деталей, декаль, инструкция на одном листе с разворотом, где приведена схема сборки, покраски и нанесения декалей в чёрно-белом варианте.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Декаль и схема покраски

На коробке заявлено, что к модели прилагается супер декаль! Давайте посмотрим на сколько она хороша, но начнем сначала со схем покраски, которые предлагает производитель. В инструкции представлены 3 схемы камуфляжа: ВВС Германии, Италии и Голландии.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Пользоваться схемами не удобно из-за маленького размера, считывать бледно пропечатанные переходы цветов камуфляжа и гадать к какому цвету этот оттенок серого относится совсем не интересно. Сравнивая схемы с фотографиями прототипов, сталкиваешься с неточностями рисунка, но это больше к придиркам относится. В схеме камуфляжа приведены цвета с привязкой к федеральному стандарту, а на коробке эти же цвета приведены с поправкой на то как их видит italeri и также с привязкой к федеральному стандарту. Возникает путаница в том какие цвета использовать. Здесь приведу дополнительные схемы камуфляжа с привязкой к цветам для ВВС Германии от Print Scale.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Теперь поговорим о декали на которой представлены опознавательные знаки и технические надписи в немалом количестве.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Особое внимание здесь уделено ВВС Италии (AMI) и в наборе сделаны декали для двух бортов в нескольких исполнениях.
Первый борт 3-32 F/RF-104G из 28º Gruppo”Streght”, 3º Stormo, “50.000 Flying Hours”, Verona – Villafranca, 1989 год
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Итальянские F/RF-104G в 1991 году принимал участие в войне в Персидском заливе, в качестве разведчиков. Starfighter модернизировали специально для разведывательных вылетов контейнерами Orpheus. Базировались самолеты в Турции, оттуда же совершали боевые вылеты на север Ирака.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Второй борт 3-11 F/RF-104G из 132º Gruppo”Streght”, 3º Stormo, Verona – Villafranca, 1983-1991
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Участие AMI в первой войне в Персидском заливе осуществлялось в рамках операции “Ace Guard” . Также есть некоторые данные по числу и принадлежности F-104G в этой операции В сети есть ресурсы где можно подчерпнуть информацию о судьбе Starfighter в AMI

Третий борт 20+50 F-104G – Jagdbombergeschwader 51(Boelke), Norvenich AB, Germany, 1983.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Четвертый борт D-6654 F-104G Koninklijke Luchtmacht, 322º Squadron, Leeuwarden, Holland,1966.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Представлен в ранней-серой цветовой схеме окраски. Есть интересный сайт где восстановили F-104G в такой ливрее. Также ссылка на сайт где есть много информации о F-104G ВВС Нидерландов

Теперь о самой декали пару слов скажу. Декаль насыщена техническими надписями и обозначениями, которые в большинстве своем не читаются, еще к недостаткам можно отнести незначительное смещение печати на некоторых опознавательных знаках и технических надписях, размеры и масштаб, которых не соответствует заявленному. Если строго говорить, то качество печати на троечку, и эта декаль на Super точно не тянет. Схемы нанесения в инструкции маленькие и не удобные, из-за большого количества декалей и технических надписей схемы перегружены информацией, возникает путаница какие декали и куда переводить. В общем сделали инструкцию очень сумбурной и неудобной в использовании.

Кокпит и фонарь кабины

Кокпит модели выполнен очень просто и не содержит никакой деталировки. Он состоит из “ванны”, приборной доски, РУСа, кресла пилота и на козырек приборной панели устанавливается ИЛС (жёлто-зелёный оттенок предполагает, что на него выводится информация). На ванну и приборную панель переводится декаль, имитирующая приборы.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

В наборе представлены два катапультных кресла, которые устанавливаются на выбор: поздний вариант от Martin-Baker 7-ой серии
или ранний Lockheed C2. Копийность вышеперечисленных деталей условна и в общих чертах отражает оригинал.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянскиОбзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянскиОбзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Фонарь кабины выполнен одной деталью, прозрачный пластик не имеет дефектов и помутнений. Установить фонарь на модель можно только в закрытом состоянии. На некоторых деталях встречается облой и следы толкателей. Основной недостаток при установке фонаря на свое место – это щель, которая возникает из-за неплотного прилегания к корпусу, также переплет фонаря проработан не полностью, его нет на стыках с фюзеляжем.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Фюзеляж и крылья

Фюзеляж собирается из 4 частей: носовая часть из двух половинок и хвостовая часть также из двух половинок. Расшивка модели очень тонкая и в меру глубокая, подробная, но не точная, стыкуется при сборке деталей без смещения. Надо отдать должное ESCI, подход к изготовлению модели чувствуется по качеству расшивки и масштабной толщине деталей. Расшивка на этой модели самая лучшая по своему качеству, если сравнивать с моделями, которые мне приходилось собирать. А это, на минуточку, продукт 45 летней давности!
На деталях замечены утяжены, полностью отсутствует имитация клепки. При сборке хвостовой части образуется большая щель между аэродинамическим гребнем и фюзеляжем и без шпаклевки здесь не обойтись.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Хвостовой часть киля не доработана, на ее месте остается впадина, которую нужно заделывать.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Два крыла прекрасно стыкуются к фюзеляжу без щелей и зазоров, что само по себе, большая редкость у моделей из далекого прошлого. Хвостовое крыло устанавливается с зазорами что поправимо и не критично.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
В носовой части устанавливается ПВД. В пластике выглядит грубо и лучше заменить его на иглу от шприца и тонкую проволоку.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Очень просто сделан пушечный отсек в носовой части
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Набором предусмотрены антенны EL-70 для F/RF-104G AMI, выполнены аккуратно.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Тормозные щитки

На этой модели можно сделать открытыми тормозные щитки. В них неплохо проработан силовой набор, но сами детали выполнены с облоем, есть следы толкателей на внутренней стороне и сами детали толстые и выглядят грубо. Если делать модель с закрытыми щитками, то придется повозиться с их установкой в ниши.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Самолет оснащен тормозным гаком, который устанавливается в нишу хвоста. Ее форма упрощена до максимума и геометрически не верна.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Есть в наборе два аэродинамических гребня, кривых по геометрии, с внешней расшивкой. Они никуда не устанавливаются, но очень похожи по форме на те что стоят в F-104S. Возможно в будущем Italeri решит всех перехитрить, сделав красивую коробку с F-104 в модификации S, положив в нее древний пластик от ESCI.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Двигатель

Сборка воздухозаборников состоит из четырех деталей, которые между собой хорошо стыкуются, при сборке с фюзеляжем есть ступеньки и нужно подгонять детали, шкурить и шпаклевать. Сопло двигателя состоит и двух деталей и устанавливается в нишу хвостовой части.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянскиОбзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянскиОбзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Шасси

Собрать модель можно как с выпущенными шасси, так и с закрытыми створками ниш. Передняя ниша имеет незначительную деталировку, к ней прилагаются два варианта створок: одни в закрытом положении, другие для выпущенных шасси. Створки даны одной деталью и их нужно разделить острым инструментом на две части. Аналогичным образом сделаны створки основной стойки шасси, ниши, которых полностью пусты. На модели не продуманы посадочные места для приклеивания створок шасси, поэтому моделист сам решает, как выкручиваться из этой ситуации.
На деталях присутствует облой и следы толкателей и их стыкуемость оставляет желать лучшего.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Колеса выполнены с хорошей - верной деталировкой дисков, есть тоненький шов от литья на покрышках, которые выполнены без протекторов. Передняя и основная стойка шасси выполнены одной деталью и их детализация вполне приемлема для 72 масштаба. При стыковке основной стойки шасси к фюзеляжу возникает люфт, детали не подогнаны по размеру и этот дефект нужно устранять.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Подвесное вооружение и оборудование

В инструкции к модели представлено два варианта подвески оборудования на самолет. В первом случае собираем разведывательный вариант 104-ки, где в качестве подвесного оборудования предлагается 4 сбрасываемых топливных бака и разведывательный контейнер Orpheus, его можно заменить контейнером для практичного бомбометания SUU-21. Второй вариант вооружения несет 2 ракеты AIM-9В Saidwinder и два топливных бака. Ракеты устанавливаются по выбору: 2-е на законцовки крыла вместо топливных баков или 2 на специальной подвеске под фюзеляж с топливными баками на законцовках крыла.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Американские управляемые ракеты «воздух—воздух» AIM-9В.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
В наборе 2 ракеты, сделаны аккуратно, есть тонкий шов от литья и следы толкателей, оперение умеренной толщины, для 72 масштаба чуть тоньше и было бы самое то. Из всех Aim-9 в 72, которые попадали в мои руки, эти самые аккуратные и пилоны к ним выглядят не плохо.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Разведывательный контейнер Orpheus, cобирается из двух деталей вместе с пилоном, есть внутренняя расшивка. Особенности этих деталей заключаются в том, что они отлиты пресс-формой Italeri и такие характерные черты как грубоватое литье и размыленная расшивка сразу выдают эту особенность.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Контейнером для практичного бомбометания SUU-21 собирается из двух деталей вместе с пилоном, имеет внешнюю расшивку.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Подвесные топливные баки 1280 литров, в наборе их 4 штуки. Собираются из двух деталей. Для подвески баков под крыло есть два пилона с внешней расшивкой. Хвостовое оперение тонкое, что для 72 масштаба встречается редко.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
В наборе есть два лишних пилона с внешней расшивкой, которые никуда не устанавливаются.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски

Чертежи и точность модели

Для определения соответствия пропорций модели были взяты чертежи в 72 масштабе из издания “Моделист -конструктор” номер 11 от 2005 года для модификации F-104G. Чертежи готовы для печати в 72 масштабе.
Для модификации F-104С/D есть готовые для печати чертежи в 72масштабе от “Ing. Martin Lebl 2005”
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
После печати чертежей, проверил насколько точно детали фюзеляжа и крыла им соответствуют и не нашел существенных отклонений.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Пропорции колес также соответствуют масштабу.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
К недостаткам относится неверная геометрическая форма подвесных топливных баков, они сильно заужены в носовой и хвостовой части, имеют не соразмерный диаметр со своим прототипом. Баки устанавливаются на законцовки крыла таким образом, что их длинна чрезмерно вынесена вперёд в сторону носа.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Размеры фонаря превышены и выходят за обводы чертежа, в то время как фонарь от Hasegawa хорошо ложится в чертеж.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Расшивка модели подробная, но во многих местах неверная по своей геометрической форме, если сравнивать ее с прототипом, то можно сказать, что на модель нанесена приближенная расшивка лишь в общих чертах совпадающая с прототипом.

Полезные ссылки

На сайте scalemodels есть тематическая ветка по матчасти и выбору модели F-104 Starfighter.
Обзор f-104G от Italei на Aeroscale.
Обзор f-104G от Italei на Sittingducksmodels
Сборка F-104G от italei на scalemodels от w33zing
Сборка F-104G от italei на scalemodels от MT23
Познавательный обзор модели F-104 G/S в 1/32 от italeri на The Modelling news
Клуб любителей F-104 полезная и разнообразная информация
Сборка starfighter-1/48 от kinetic.
Много фотографий на britmodeller

Итоги

Итак, дорогие друзья, пришло время подводить итоги. Что находится в коробке я подробно описал в этом обзоре. Собранную модель из этого пластика можно увидеть в галерее на сайте Italeri 1/72 F-104G
Starfighter .
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Модель с полувековой историей удивила своей изящностью, хорошей стыкуемостью и качественной расшивкой. Для своего времени отличное приобретение. Собирается без особого труда, но при этом есть и недостатки, с которыми придется повозиться. Модель не является большой редкостью и ее легко купить в модельных магазинах, ценник будет составлять порядка 1800 рублей. Собрать Starfighter также можно, купив модели от таких производителей ка Hasegawa, Revell и Academy, модели находятся примерно в одной ценовой категории и также доступны в продаже.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
Какой вам приобрести Starfighter, подскажет свежий сравнительный обзор этих моделей на ютубе . От себя добавлю лишь то, что у Academy есть две модели: первая относится к старой разработке
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски и ее переупаковывает наш Моделист.
Обзор Italeri 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfighter по-итальянски
А вот вторую модель №12576 Academy пакует с 2022 года, взяв пластик у Revell.
На этом наш обзор подошел к концу. Желаю всем успешных строек и побольше завершённых проектов.
Всем пока-пока, c уважением Dilettante!

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Pavel_P в 22.02.2025 - 10:59
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Отлисный обзор. Жаль не про 104А.
Pavel_P в 22.02.2025 - 10:59
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Отлисный обзор. Жаль не про 104А.
romanmec в 22.02.2025 - 11:23
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Отлично написано!
Плюсанул.
Мне больше нравится набор от Ревелл. Поладнее, скажем так, причем это касается и С, и G.
Модели Старфайтера, особенно G, все моделисты делают в основном только с баками на пилонах.
Типа, самолет, который таскал только баки... Немного странная позиция.
G был прежде всего ударным самолетом, призванным прорывать нашу систему ПВО на низких высотах.
Следовательно, бомбы или кассеты как минимум должны висеть на пилонах, на немцах, так 100%.
Контейнер Орфеус очень хорошего качества в настоящее время дается Италом в новой модели AMX разработки 2023г. У меня остался такой после сборки "афганского" борта.
danil1973 в 22.02.2025 - 11:36
Да, обзор отличный. Только во фразе ,,.. Количество экспортных машин перевалило за 2000 тысячи экземпляров..." Нолики лишние. :smile:
Dilettante в 22.02.2025 - 13:50
Тема: Re: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starf
Отличный обзор. Жаль не про 104А.
Доброго дня. Думаю, что обзор на f-104А отличался бы от этого примерно на 3% по содержанию. Пластик у itala одинаковый на всю линейку.

Добавлено спустя 13 минут 6 секунд:

Да, обзор отличный. Только во фразе ,,.. Количество экспортных машин перевалило за 2000 тысячи экземпляров..." Нолики лишние. :smile:
Доброго дня! Рад, что читаете. Нули не лишние. На экспорт и по лицензии было произведено порядка 2200 штук. Общее число построенных примерно 2500 единиц по разным источникам. :neutral:

Добавлено спустя 7 минут 38 секунд:

Re: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight

Отлично написано!
Плюсанул.
Мне больше нравится набор от Ревелл. Поладнее, скажем так, причем это касается и С, и G.
Модели Старфайтера, особенно G, все моделисты делают в основном только с баками на пилонах.
Типа, самолет, который таскал только баки... Немного странная позиция.
G был прежде всего ударным самолетом, призванным прорывать нашу систему ПВО на низких высотах.
Следовательно, бомбы или кассеты как минимум должны висеть на пилонах, на немцах, так 100%.
Контейнер Орфеус очень хорошего качества в настоящее время дается Италом в новой модели AMX разработки 2023г. У меня остался такой после сборки "афганского" борта.
Доброго дня! Про модель "на вкус и цвет" как говорится. Я делал с баками исключительно по эстетическим соображениям :mrgreen: хотя на этой модели баки самое кривое место. :mrgreen:
По Орфеус скажу, что он тоже разных модификаций бывает. Если есть возможность, фотку от AMX сюда скинете, сравним.
romanmec в 22.02.2025 - 15:55
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Фотку контейнера не скину, к сожалению.
Коллега "подрезал" себе как раз для установки на итальянского разведоса F-104.
danil1973 в 22.02.2025 - 16:42
Dilettante
Так я и говорю - не два ж миллиона их наклепали, а всего 2+ тысячи. Т.е. - лишние :smile:
Надо свой достать, от ESCI, сравнить. Такое впечатление что Итал всё-таки не слабо доработал модель.
pirovskikh в 22.02.2025 - 17:06
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Почитал с удовольствием
Rafaelik897 в 22.02.2025 - 18:49
Тема: Обзор Italery 1/72 F-104G Starfighter (Арт.1296) - Starfight
Это даже не обзор, а полноценная статья.
Очень качественная работа.
Читается на одном дыхании.
Сам самолет - хорошая иллюстрация к борьбе средств защиты и нападения.
К моменту становления этого самолета средства ПВО развивались быстрее, поэтому пришлось перейти к полетпм на бреющем.
С этим большинство катастроф F-104 и связано. Сверхзвук и саерхмалая высота.
danil1973 в 24.02.2025 - 00:09
Заглянул в свой F-104C от ESCI, art.9011 - да, пластик идентичный (за вычетом конечно новых для ,,итальянца" деталей). Дека у Итал конечно не в пример бегаче, чем у Эски 1983го года, особенно в части ,,технички".
Про ракеты можно добавить, что они хоть и довольно аккуратные, но есть пара отличий от прототипа:
1. Задняя кромка рулей прямая, а не стреловидная (объяснимо желанием не делать рули отдельными деталями, а будь они тогда стреловидными - ракету не вытащить из пресс формы). Лечится легко порезкой задних кромок до нужной стреловидности.
2. Проигнорированы роллероны, характерная особенность Сайдвиндеров - они должны выступать за обрез крыльев. Или доклеивать самому (кто оставит изкоробочные ракеты), или - заменять ракеты на вытер...
Как правильно отметил автор, баки слишком ,,худые" (не считая прочих отмеченных недостатков). А, кроме всевозможной графики - ни у кого нет более-менее достоверных размеров баков (концевых и подвесных)?

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy