Приветствую коллег моделистов, а в особенности любителей вертолётов!!!
Закончена очередная модель. На этот раз основой послужил набор формы Whirlybird, а в качестве прототипа был выбран вертолёт Agusta HH-3F Pelican Итальянских ВВС.
Совмещая приятное с полезным, постараюсь в одной статье сделать небольшой обзор самого набора и описание непосредственно сборки.
Итак, начнём с обзора:
Мною было приобретено сразу два комплекта Sikorsky HH-3F Pelican набор №72036 и Sikorsky HH-3E Jolly Green Giant набор №72037.
Как оказалось (что вполне предсказуемо) наборы практически полностью идентичны. Отличаются они лишь декалью и использованием или не использованием некоторых деталей и элементов травления ну ещё несколькими листами в инструкции.
Коробка из очень плотного картона, подразумевает надёжную сохранность содержимого. На первом фото видно, что хвостовая балка отломлена, но это исключительно по моей вине после неудачно выпавшего из рук пакета. Все детали упакованы в целлофан и разделены на отдельные секции для исключения соприкосновения, в отдельном пакете плата с травлением.
Травление выполнено качественно и по ощущения очень похоже на PART. Для сборки тех модификаций, которые определены надписью на коробке их вполне достаточно. Если есть желание сделать другую модель (мой вариант) то тогда уже надежда только на собственные руки.
Детали из смолы отлиты на первый взгляд очень прилично. Но в процессе сборки начали вылезать косяки (об этом позже).
Втулка несущего винта похожа на оригинал, но на этом всё и заканчивается. Она очень сильно упрощена. Это же касается и рулевого винта.
Стойки шасси, наоборот сделаны очень хорошо и с использованием элементов травления достаточно копийны. Но при всём этом они очень мягкие и гнутся в руках. Выполнены все элементы шасси и лопасти несущего винта из смолы чёрного цвета.
Кабина экипажа упрощёна и по хорошему, её нужно существенно доработать. Не спасёт её даже травлёние из комплекта которое имитирует только панели, а приборной доски в нём нет.
Кресла лётчиков отличаются от крайних модификаций этого вертолёта. Хотя возможно, на рассматриваемых модификациях стояли именно такие, какие есть в наборе. Привязные ремни, в инструкции предлагается сделать самостоятельно из полосок скотча.
Грузовая кабина ещё более обделена вниманием. Кроме пола в ней больше ничего не предлагается делать.
Толщина отливок фюзеляжа составляет от 1.5 до 2.5 мм. в разных точках. Расшивка на фюзеляже можно сказать что отсутствует. Есть нечто не выразительное на капотах двигателей и редуктора. Её естественно лучше полностью перерезать по фото оригинала.
Остекление состоит только из фонаря кабины экипажа очень среднего качества (с царапинами, помутнениями и прочими неприятностями). По виду очень напоминает прозрачную смолу (скорее всего она и сеть).
Блистера грузовой кабины предлагается изготовить самостоятельно из прилагаемой в комплекте тонкой прозрачной плёнки толщиной около 0.1 мм. Справедливости ради скажу, что фонарь от Cyber-Hobby (на фото он слева) уже искупан в Future и готов к установке. С родным фонарём из набора никаких действий не производилось.
Декаль (вот тут производитель постарался) очень хорошего качества. В каждом наборе свои элементы, но у всех достаточно неплохая техничка и ОЗ. Сетки в районе промежуточного и хвостового редукторов, а так же на капотах двигателей выполнены в виде декалей. В общем, этих элементов вполне достаточно для сборки и дополнительно ничего не понадобится. На фото, из правой декали уже вырезаны жёлтые полосы и нанесены на лопасти несущего винта.
Инструкция состоит из 10 листов и очень насыщена текстом. Есть схемы сборки и фото собранных узлов, маленькие фото этих элементов на реальных бортах, но они не дают полного понимания процесса сборки, как например у Итала, Кинетика, Хеллера и почти всех производителей пластиковых моделей. Инструкцию пришлось отсканировать и перевести. После этого многие вопросы разрешились, хотя на некоторые из них всё же нужны были подсказки Робертаса. За что ему в очередной раз огромное спасибо!!!!
Для любителей повыискивать в модели несоответствие чертежам, этот набор равносилен контрольному выстрелу в голову. Мало того что чертежей, именно чертежей а не схем, на этот вертолёт нет да и к тому же после склейки, шпаклёвки и шлифовки швов фюзеляжа геометрия очень сильно гуляет.
Цена наборов по прайсу производителя составляет 60 фунтов, что по нынешнему курсу составляет порядка 6500 рублей. За эти деньги модель такого качества и такого масштаба …..?. Я покупал уже давно (по другому курсу), но всё равно деньги были не малые. Да и за них хотелось бы получить более (значительно более) качественный набор.
На этом обзор заканчиваю и перехожу к сборке.
Ну что, поехали!
Итальянская фирма Agusta начала производство этих вертолётов по лицензии в 1974 году и изготовила 22 единицы для замены Grumman HU-16 Альбатрос в спасательных подразделениях. Вертолеты ВВС Италии AS-61R осуществляли спасательные операции в разных уголках планеты под обозначением HH-3F. Все вертолеты были определены в 15° Stormo Stefano Cagna и развернуты на 4 базах по всей Италии. ВВС Италии с сентября 2014 поэтапно заменяют HH-3F на Agusta Westland AW139. Так вещает Википедия.
Повторюсь, в качестве прототипа был выбран борт Agusta HH-3F Pelican Итальянских ВВС в юбилейной окраске (ну люблю я пёстрость в военном однообразии).
Часть фото взято с этого сайта, другая часть предоставлена Робертасом из своих неисчерпаемых закромов. Сколько пролетал вертолёт в таком виде не знаю, но судьбы его в итоге не завидна. Фото датированы 9 сентября 2008г.
Так как декали с таким Пеликаном на борту в природе нет, то я решил изготовить сам. Изображение пеликана, ОЗ, бортовых номеров и некоторых других надписей нарисовал в Corel. Для корректировки распечатывал то что получалось на простой бумаге – вырезал, и прикладывая к модели корректировав по факту. Когда было уже более-менее приемлемо, распечатал изображение на декальной бумаге с белой подложкой для финальной подгонки. Качество изображения самодельной декали распечатанной на струйном принтере и неоднородность белой подложки меня не устроило. Изготовление декали я решил отдать в руки профессионалов, а именно Питерской фирме ProDecals. Сделали быстро и качественно. Некоторые цвета на готовом листе отличаются от макета, но это как я понимаю уже издержки полиграфии. Цена получилась не детская, какая не скажу.
Уже в процессе нанесения, выяснились некоторые подводные камни. Цвета были плотные и не просвечивались, но из-за этого, декаль получилась достаточно толстой. Никакие средства для приваривания и размягчения не могли с ней справиться. На поверхность с кривизной ложиться тоже никак не хотела.
В сборке модель очень не однозначна. Нужно полностью нарезать расшивку с «0», стыкуемость посредственная и требует большое количество шпаклёвки.
Вся мелочь (антенны, датчики облучения, система отстрела ловушек) изготовлена самостоятельно из обрезков травления и пластика. Основание кассет ИК-ловушек попытался сделать с помощью самодельного травления. Так же из подручных средств была изготовлена система для крепления каната для спуска спецназа в районе двери грузовой кабины.
Как уже писал в обзоре, несущий и рулевой винты меня не устроили по качеству, и поэтому пришлось использовать донора. Очень хорошо для этой цели подошла модель SH-3D от Cyber-Hobby (с пяти лопастным рулевым винтом). Кто подсказал – правильно Робертас. Втулку несущего винта всё же пришлось слегка доработать. Добавил трубопроводы из проволоки и тяги автомата перекоса лопастей. Странно, у Cyber-Hobby места под них отмечены, а в комплекте нет даже намёка.
Из этого же набора были взяты помимо несущего и рулевого винта, кресла пилотов, боковые панели в кабине экипажа, а так же заменен родной фонарь кабины экипажа. Качество у него намного лучше и встал он на место с минимальной подгонкой.
Для деталировки кабины экипажа использовал набор для Sea King HC-4 от Eduarda для модели от Cyber-Hobby. Внешний вид кабины от этого только выиграл. Хотя, честно говоря, расположение приборов на панели и их цвет несколько отличается от прототипа. Но в любом случае это лучше, чем использовать родные травлённые панели которые ещё больше далеки от оригинала.
Остекление грузовой кабины изготовлено из более толстого пластика, нежели данного в комплекте. К тому же из-за своеобразной окраски отпала необходимость в изготовлении четырех блистеров по левому борту.
В загашниках уже очень-очень давно лежал набор колёс от Экипажа на этот вертолёт. Но сравнение колёс у прототипа, колёс из набора и колёс от Экипажа однозначно склонило чашу в пользу «родных» колёс. «Экипажевские» совершенно не такие как надо.
Стойки из-за своей мягкости были усилены сквозным просверливанием оных и вставлением металлических штырей, которые в последствии были использованы для крепления модели на подставке.
Окраска производилась по стандартной схеме. Грунт – краска – лак – декали – лак. Предшейдингом я пока баловаться не решаюсь, так же сомнения в необходимости применения этой технологии были из декали очень большого размера. Как бы это смотрелось под ней (декалью) не взялся предугадать. Но зато, есть к чему стремиться.
Грунт Mr.Surfacer для смолы, краска Mr.Hobby, промежуточный лак Future, финишное покрытие - матовый лак Микроскале.
Маски на остекление кабины экипажа изготовил Константин Жириков (Kostya-zkv), но из-за использования другого фонаря применил маски от Eduard.
В сборке модели использовал:
- сам набор Whirlybird
- донор Cyber-Hobby
- декаль изготовленная на заказ
- травление Eduard
- маски Eduard
- фары Эльф
- различный пластик Evergreen
- подставка из пластика с наклеенным изображением распечатанным на самоклейке
Честно говоря, модель по моим впечатлениям очень не точна для того что бы из неё получилась именно копия.
После всех заморечек в сборке, я честно говоря, даже не знаю когда решусь на второй набор. И если сложить стоимость всех комплектующих, то выйдет весьма и весьма приличная сумма. Не считал, ибо страшно!
С уважением Алексей.
Отличная вертушка вышла. Хотя бы я рискнул продавить пеликана по расшивке, чтобы не так светилась под декой. Брали у производителя или где-то на стороне?
Спасибо Всем за столь лестные отзывы о моей работе.
omega у Итальянцев Маккряк уже прямо ветеран (вся грудь наградами завалена) да и зубы с глазами не юноши.
Tancist и рискнул и попытался продавить расшивку, но из-за качества декали (писал об этом) она просто прорывалась при этом. Делал это в незаметном месте. Поэтому ничего в итоге и не видно. Покупал не сам лично, так что где именно не знаю.
С уважением Алексей.