Прежде всего я рад, что вы открыли эту статью. Это означает, что вы моделист или занимаетесь аэрографией и что верите в коллективный опыт. Я не претендую на звание опытного аэрографиста, но надеюсь что мои скромные знания и исследование расширит Ваш кругозор, ответит на пару вопросов и поможет сделать наиболее взвешенный и продуманный выбор при первой или последующей покупке аэрографа. Эта статья таже содержит ссылки на другие полезные статьи, готовые обзоры аэрографов и тесты. Таким образом сделана попытка собрать как теоретическую так и практическую информацию. Сразу извинюсь, что статья получилась на пол газеты. Краткость не моя фишка. Но уж очень захотелось поделится.
СохранитьСохранить
1. Мой первый аэрограф
Все бывалые предлагают купить фирму, но многие начинали с дешевых инструментов. Я – не исключение. Мой самый первый аэрограф – белорус. И после большого перерыва, когда интернет появился в каждом доме, люди узнали о вэб-шопах, а космические корабли...
Вобщем не вижу ничего плохого в покупке дешевого аэрографа. Наверно через это должен пройти каждый, чтобы полностью оценить (не)качество и придти к решению покупки «фирмы». Или не придти к такому решению. Почему нет? Для основных работ подойдёт большинство дешевых вариантов. Да и не все дешевые аэрографы так уж и плохи. Самые первые «белорусы», кстати, заслуженно остались в строю многих моделистов. Есть и достойные «китайцы» и «тайваньцы». На эту тему проводится дополнительное исследование, с которым читатель может познакомится.
Итак, в Форумах моделистов часто появляются вопросы новичков о покупке первого аэрографа. Выбор часто падает на модели дешевых аэрографов с маленьким соплом. Чтож, мой следущий аэрограф после белоруса это BD-181 фирмы Fengda тоже тому пример. Как и многих подкупила возможность рисовать тонкие линии, регулятор подачи краски, регулятор воздуха. Подробней можно посмотреть на официальном сайте или Российском распространителе. Не подумайте, что это реклама Fengd-ы. Подобные модели делают и другие фирмы –
• JAS 1117
• Air Pro PS910
• Inked Ritual 900 - (http://www.inked.ru)
• Миол 80-897
• Master MAS G44.
Оригинал, с которого копируют эту модель стоит больших денег. Поищите Iwata CM-C Plus. Цена в сравнении оригинала с подделкой отличается в 5-10 раз. И это наверно ещё один момент, который подкупает – у меня копия последней марки Ламборджини :D ...
Iwata CM-C Plus - офицальный сайт, в продаже
Так сложилось, что подобные модели стали панацеей. Цель этой статьи расширить кругозор об альтернативах этим моделям. О плюсах и минусах разных моделей. В часности, будет уделено внимание разнице в конструкции сопла – одной из главных деталей любого аэрографа.
Статья большая и для удобства она разделена на главы. Если читатель ограничен временем – не читайте всю статью. Вкратце, если деньги есть берите любую модель Iwata, Hansa или H & S – проверенные популярные брэнды. Денег нет – берите любую копию, которая доступна и (это важно), на которую легко купить ремкоплект. Кстати, по секрету скажу, что даже на самых дорогих Мерседесах спускают колёса и надо менять масло в движке.
Если же при более-менее серьёзной покупке Вы предварительно посещаете все магазины, форумы и аптеку с валидолом, то садитесь поудобнее, начнём разбор полётов.
Мнение, выраженное в этой статье субъективно, и подлежит обсуждению. Потому буду признателен за комментарии.
2.Суть покупки
2.1 Цель покупки
Итак, начну с того, что выбирая аэрограф, первый вопрос должен быть – зачем? Что им придётся красить, какие работы выполнять? Рассуждая над целью использования сформируются требования к аэрографу. Какие функции крайне важны, а какие желательны? Насколько аэрограф удобен, можно ли привыкнуть к «развесовке», расположению триггера?
2.2Преимущество аэрографа
Не секрет, что главное достоинство аэрографа перед кистью в равномерности покрытия. Тут конечно можно поспорить. Хорошо владея кистью и понимая способность краски равномерно растекаться, можно получить не менее ровную поверхность. А если ещё и отполировать.. Но аэрографом такой же результат получить проще и для многих быстрее. Т.е. равномерность искорость покраски это главная функция аэрографа.
Чуть подробней про скорость. Для большой поверхности логично взять широкую кисть, а для узкой поверхности – узкую кисть. Узкой кистью равномерную большую поверхность получить проблематично – пока ложил полосу, она уже подсохла вначале и уже не «сольётся» с соседней. Широкой же кистью трудно аккуратно покрасить тонкие линии.
То же самое касается и сопла аэрографа.
Узкие сопла (0.15-0.2) позволяют рисовать тонкие линии, но не так эффективны для больших поверхностей. Кроме того, в зависимости от качества краски, тонкие сопла быстрее засоряются. Также тонким соплом труднее красить акриловой краской, т.к. пигмент акрила больше, чем у той же эмали.
Средние сопла (0.25-0.35) Используются в моделизме чаще всего, ибо способны и на тонкие линии и на широкие.
Большие сопла (0.3-0.8) удобны для покраски большой поверхности. Но менее эффективны для тонкой работы. (В тонкой работе большим соплом помогает использование масок).
2.3 Факел распыла
Стоит добавить, что кроме размера сопла на факел распыла влияет также:
• расстояние до поверхности (чем меньше, тем тоньше линия)
• густота краски (чем жиже, тем тоньше линия)
• давление (в комбинации предыдущими факторами даёт разные результаты)
• качество аэрографа (у дешевых Китайцев "укрывистость" обычно хуже).
2.4 Область применения
Главным параметром в любом случае для Вас будет диапазон распыла. И чем он шире, тем быстрее будет скорость покраски. Это «приложение» поможет в подборе аэрографа по диапазону...
Вот и получается, что выбирая аэрограф надо учитывать для каких работ он нужен. Так, например, в авто-мото, корабельном моделизме, БТТ, авиации масштаба1/48, 1/32 и т.д. больше используется аэрограф с средним-крупным соплом (>=0.3). Иногда для больших масштабов уместно даже использование краскопульта. Для рисования фигурок, камуфляжа в маленьких масштабах (где маски не помогут), аэрографии на телефонах (а это тут причём? Да так, просто ) и других тонких работ без аэрографа с узким соплом не обойтись.
Есть ещё один ньюанс. Как правило, аэрографы с бОльшим соплом потребляют больше воздуха. К примеру Fengda BD-181 ест примерно 20 литров в минуту. А BD-183 примерно 25-30. Не говоря уже о краскопультах Соответственно, требования к компрессору будут выше. Так же больше воздуха потребляют аэрографы с нижней подачей краски.
Теперь задумайтесь над таким вопросом – как часто Вам придётся рисовать черепа на монетках или портреты на мобильниках? Готовы ли к этому? Не дрогнет рука? Опыта хватает? Легко проверить. Возьмите тонкую кисть и нарисуйте несколько вертикальных и горизонтальных линий. Тонких и прямых. Не прижимая кисть (вы же аэрограф не будете прижимать.. хотя это возможно). А теперь проведите кончиком кисти по нарисованным линиям. Если повторные линии полностью совпали, поздравляю – вы справитесь с черепами на монетке :D У меня – не получилось. Мало у кого получается. И это нормально. Опыт необходим во всём. Наше дело – не исключение. Но главная мысль этого параграфа – трезво оценить необходимость покупки аэрографа, заточенного на тонкую работу. Или всётаки искать что-то универсальное? Подумайте над этим.
Далее сделаю попытку раскрыть несколько конструктивных моментов.
3.Конструктивные особенности
3.1 Сопло Теперь поговорим о соплах. Самое распространённое сопло – сопло на резьбе. Относительно недавно появилось ещё 2 вида, на которые стоит обратить внимание:
• конусные
• самоцентрирующиеся
Это разделение условно, ведь конусное сопло тоже самоцентрирующееся. Но небольшая разница всёже есть, потому я их решил описать отдельно. 3.1.1 Конусное сопло О конусном сопле я узнал случайно, купив ещё одного китайца (Fengda BD-183. Делая модель F-22 в 72-ом я понял, что с BD-181 получить сносный результат будет не просто, и мне нужен аэр с большим соплом. У BD-183 в комплекте 3 сопла – 0.3, 0.5 и 0.8. Это и стало критерием выбора. Это потом уже разобрав аэрограф я удивился – а где же резьба? Ещё меня удивил размер – оно оказалось раза в 3 больше того, что на BD-181. Мне вдруг подумалось: если такое поставить на Белоруса, то проблема с центровкой и прокладками там будет решена.
И всё же, какие особенности у конусного сопла?
Во первых нет резьбы и прокладки. Сопло «садится» на место благодаря своей форме и углубления для него в корпусе. А сверху надевается колпак, который решает 2 проблемы. Прижимая сопло к его посадочному месту решена проблема герметичности. А благодаря точному круглому вырезу, через который проходит нос сопла, решена проблема центровки.
Это положительно влияет как на качество покраски, так и на простоту сборки, поддержку (прокладки не нужны). Да и не так просто потерять его.
3.1.2 Самоцентрирующиеся сопло Если вы слышите о таком впервые, то смело заходите на H & S и ознакомтесь с яркими представителями этой технологии. Принцип похож на конусные сопла. Резьбы нет, сопло прижимается колпаком. Для герметичности используются прокладки. Это, пожалуй, единственный их минус в сравнении с конусным соплом. Вообще, при покупке аэрографа это надо учитывать заранее и закупить пару запасных прокладок, дабы работа не стояла. Это касается и сопел на резьбе. Кроме отличной центровки за счёт сочетаемости формы форсунки и колпака, у форсунок аэрографомHansa и H & S (по сути это тот же завод-иготовитель) есть ещё один плюс – ступенчатая полость. Сопло у основания толстое. Там скапливаются пыль и прочяя нечисть. A дальше эта самая нечесть не идёт, ибо дальше идёт резкое сужение. Это видно и по внешней форме сопла. Как и конусное, это сопло легко снимается и одевается. К сожалению, я не знаю дешевых моделей (например китайских). Если кто подскажет любые другие модели, буду рад.
По наводке Lukas-a найдена 3D модель H & S Silverline. Если 3D плагин у Вас не установлен, прочтите инструкцию.
3.1.3 Сопло на резьбе Если первые 2 вида встречаются редко (особенно конусное), то сопло на резьбе без сомнений самое распространённое. На фирменных аэрографах (Iwata, Richpen, Badger, Sparmax/АэроПро, Tamiya, Procon Boy, и т.п.) такое сопло сделано из прочного, качественного материала. Точность центровки, долго служащие тефлоновые прокладки, малый диаметр сопла – позволяют получить отличные результаты как в тонкой работе так и в «ежедневке». Но к великому сожалению о подделках-копиях приходится слышать разные вещи. Часто рвутся или набухают прокладки, сопла ломаются пополам у резьбы, неточная центровка. Конечно, на долговечность таких сопел влияет и краска (нитра например убивает прокладки быстрее) и аккуратность владельца. Но всё же копии по качеству изрядно отстают от своих фирменных оригиналов. Чтож, если денег на фирму не хватает и других вариантов нет, то советую кроме запасных прокладок прикупить сопла, иглы и колпачок, который предохраняет иглу при падении аэрографа. Примеров моделей очень много, я перечислю лишь некоторые (несколько уже указаны первой главе) • Sparmax DH 103
• Paasche Talon
• Iwata HP-C Plus
• Jas 1127
3.1.4 Сопла у Aztek Особое место в конструкции занимает Aztek. У типичного аэрографа этой фирмы весьма не типичное сопло. Словами не описать. Как говорится, лучше один раз увидеть (http://www.testors.com/category/137226/Quick_Change_Nozzles). По словам уважаемого коллеги Alexander эти машинки заточены изначально под ретушь фото(увы сопло с самым малым отверстием уже лет пятнадцать не выпускается) и разрабатывались при участии фирмы Кодак. когда цифрового фото не было :mrgreen:. Потом перешли эти аэры к Тесторсу и являются заточенными под моделизм и хобби. Вполне нормальные аэрографы, (см. Кодак) - ресурс корпуса изначально был пожизненный, но сопла были и есть расходным товаром. В США и Канаде - это одиин из ходовых аэрографов у моделистов(например Бретт Грин им пользуется), сопла там широко доступны и недороги по их меркам. Обслуживать просто. В наших краях мы привыкли покупать вещи "на века", и сами сопла к Ацтекам по нашим меркам обходятся дорого - дилера в СНГ нет. Некоторые из нас их используют. Хорошо бы услышать их отзывы. Знаю только, что некоторые владельцы после Aztek-ов покупали что-то другое – H & S, Tamiya…
Как раз недавно был сделан обзор. Читайте статью и комменты
3.2 Типы аэрографов
Аэрографы делятся на групы по следущим атрибутам
управление (одинарное, двойное действие и автомат)
подача краски (нижняя, боковая и верхняя)
тип смешивания краски (внешнее, внутреннее )
На эту тему есть отличный недогайд, сделанный нашим коллегой Ворчуном. Потому повторятся не буду.
Ещё из наворотов, к примеру у H & S Infinity, регулятор подачи краски оснащён кнопкой «Quick Fix», которая работает по принципу включить/выключить ограничитель подачи краски. Это удобно – при промывке выключаем регулятор, а при работе включаем. Причём «на том же самом месте». Ещё на Infinity идёт насадка «distance cap», которая при покраске служит дополнительной опорой. Впрочем, можно и без неё можно обойтись: если игла не выходит за пределы колпака, то опиратся можно прямо на колпак. Такое прокатит на других H & S и Hansa, т.к. у них проточены колпаки, и будет видно куда направлена игла (туда и краска пойдёт).
4.Выбор фирмы
4.1 Брэнды
Выбор фирмы – вопрос религиозный. Iwata, Hansa, H & S, Badger, Richpen, Procon Boy, Tamiya, Grex, Paasche, Aztek, Inked, JAS, Fengda – выбор огромен. У каждой фирмы модели имеют свои особенности. Тут уж каждый сам должен решить, что по нраву. Это как выбор машины или мотоцикла. Есть люди, кто предпочитает только BMW или Мэрсы или WV, да что угодно. На вкус и цвет фламастеры разные, и никто не вправе вас упрекать за это. Если нравятся аэрографы Iwata – берите. Нравятся Badger – берите Badger. Не слушайте глас толпы, покупайте то, что нравится вам. Ведь главное – чтобы аэрограф приносил вам удовольствие.
4.2 Эксплуатация
Так же нужно учесть доступность запасных деталей именно для Вас. Не всем доступна покупка в интернете (или ждать приходится месяцы). Если в вашем городе есть магазин с аэрографами, обязательно посетите, повертите в руках, распросите продавцов.
В придерживании одной фирмы есть плюс – взаимозаменяемые детали. Так, например, у Hansa серии Х81, у H & S, у Badger и Iwata (правда не все модели) подходят ремкоплекты (сопла, иглы, прокладки) от их собратьев. Это удобно, когда у вас появляется второй аэрограф. Можно, например, переставлять сопла разных диаметров, или купить прокладки на сопла, которые в итоге подойдут обоим. Ах да! При покупке аэрографа H & S учтите, что крышки для баночек в комплект не входят. При необходимости их можно приобрести отдельно.
Не стоит покупать редкие модели, не совместимые с другими - трудней будет достать детали на замену.
4.3 Бюджет
На выбор конечно влияет и Ваш бюджет. Если готовы к доработкам и поиску запасных деталей, можно взять что-то дешевое типа Inked, Fengda, Jas, Sumake (в порядке убывания качества). И лучше брать с конусным соплом - с ним меньше проблем, а они на Китайских аэрографах гарантированы. Желательно выбрать модель, похожую на одну из дорогих, чтоб позже при необходимости сделать апгрэйд.
Если немного накинуть, можно смотреть Тайваньнские Аэро Про, Sparmax. При своей относительно невысокой цене качество у них вполне. К примеру Sparmax DH 103 не уступает Hansa 381.Если есть возможность интернет-покупки, загляните к примеру на http://www.chicagoairbrushsupply.com/newpatagrai.html. Цена на многие брэнды (к примеру Badger или Paasche Talon) непристойно малы и доступны.
Ну а если денежный вопрос не сильно волнует, можно свободно сделать выбор учитывая цели покупки, доступность запчастей, личные предпочтения.
Опыт показывает, что личные предпочтения появляются на опыте "проб и ошибок". И нет ничего плохого, если сначала купите менее дорогой вариант. Я совеиую взять для начала что-то универсальное, более-менее надёжное. Во-первых, такого варианта может хватить на долго. Во-вторых, если созреете на покупку более дорогой модели, старый не полетит в мусорник.
Следует понимать, что дешевые модели требуют большей бережности, более тщательной промывки, частой замены прокладок, сопла, иглы...
Для аналогии тут уместно сравнение Мерседеса и Lada. Какая машина будет ехать быстрее по городу? Правильный ответ - быстрее едет тот, у кого есть деньги на штраф :D Но ломается Мерс куда реже. Только вот если сломался, то ремонт дорогущий.
Так и с аэрографами.
Покупаем некачественный = "маленький первый взнос" + "высокая абонентская плата"
Покупаем качественный = "высокий первый взнос" + "низкая абонентская плата" (включая экономию времени на промывку и замену деталей. А время это самое дорогое, что у Вас есть ;])
5.Обзоры
В этом разделе собрана коллекция обзоров аэрографов. Тесты аэрографов
Итак, аэрограф, компрессор, краски, модель есть. Вроде всё. Но не совсем. Подумайте вот о чём:
• как оставлять аэрограф с краской. Нужна подставка.
Можно и самому изготовить
• где вы будете красить и какими красками – вопрос вентиляции
• Промывка. При смене цветов или в конце работы в аэрограф заливают растворитель и распыляют. Можно просто в салфектку или тряпку дуть, а можно соорудить илиприобрести продувочную станцию. Такой агрегат можно сделать и самому из пластиковой бутылки на 1.5 литра. Дополнительный совет – напихайте в ёмкость туалетной бумаги – она впитает распыляемый растворитель. Вот несколько примеров: 1, 2, 3, 4
• прочистка. После промывки аэрограф иногда разбирают и прочищают канал подачи краски, форсунку и .т.п. Для этого пригодятсы тонкие щёточки и ватные
палочки (Iwata=И вата :D ). При прочистке аэрографа следует соблюдать определённый порядок.
• уход. Рекомендуется смазывать «заднюю» половину иглы любрикантом или другой «мягкой» смазкой.
Послесловие
Ещё одна хорошая, рациональная статья на данную тему (советую всем). И вот
В заключении хочется выразить благодарность всем, кто косвенно принимал участие в написал статьи - это коллеги, активно отвечающие в форуме на нашу тему, авторы статей, на которые сделаны ссылки, всем кто оставил комментарии к первой версии статьи.
И последнее.. Не так важно какой аэрограф Вы в итоге выберете. Это всего лишь инструмент, которым управляют ВАШИРУКИ.
С Уважением,
Волшеб-Ник
687_dsc04129.jpg" />Все бывалые предлагают купить фирму, но многие начинали с дешевых инструментов. Я – не исключение. Мой самый первый аэрограф – белорус. И после большого перерыва, когда интернет появился в каждом доме, люди узнали о вэб-шопах, а космические корабли...
Вобщем не вижу ничего плохого в покупке дешевого аэрографа. Наверно через это должен пройти каждый, чтобы полностью оценить (не)качество и придти к решению покупки «фирмы». Или не придти к такому решению. Почему нет? Для основных работ подойдёт большинство дешевых вариантов. Да и не все дешевые аэрографы так уж и плохи. Самые первые «белорусы», кстати, заслуженно остались в строю многих моделистов. Есть и достойные «китайцы» и «тайваньцы». На эту тему проводится дополнительное исследование, с которым читатель может познакомится.
Итак, в Форумах моделистов часто появляются вопросы новичков о покупке первого аэрографа. Выбор часто падает на модели дешевых аэрографов с маленьким соплом. Чтож, мой следущий аэрограф после белоруса это BD-181 фирмы Fengda тоже тому пример. Как и многих подкупила возможность рисовать тонкие линии, регулятор подачи краски, регулятор воздуха. Подробней можно посмотреть на официальном сайте или Российском распространителе. Не подумайте, что это реклама Fengd-ы. Подобные модели делают и другие фирмы –
• JAS 1117
• Air Pro PS910
• Inked Ritual 900 - (http://www.inked.ru)
• Миол 80-897
• Master MAS G44.
Оригинал, с которого копируют эту модель стоит больших денег. Поищите Iwata CM-C Plus. Цена в сравнении оригинала с подделкой отличается в 5-10 раз. И это наверно ещё один момент, который подкупает – у меня копия последней марки Ламборджини :D ...
Iwata CM-C Plus - офицальный сайт, в продаже
Так сложилось, что подобные модели стали панацеей. Цель этой статьи расширить кругозор об альтернативах этим моделям. О плюсах и минусах разных моделей. В часности, будет уделено внимание разнице в конструкции сопла – одной из главных деталей любого аэрографа. Статья большая и для удобства она разделена на главы. Если читатель ограничен временем – не читайте всю статью. Вкратце, если деньги есть берите любую модель Iwata, Hansa или H & S – проверенные популярные брэнды. Денег нет – берите любую копию, которая доступна и (это важно), на которую легко купить ремкоплект. Кстати, по секрету скажу, что даже на самых дорогих Мерседесах спускают колёса и надо менять масло в движке.
Если же при более-менее серьёзной покупке Вы предварительно посещаете все магазины, форумы и аптеку с валидолом, то садитесь поудобнее, начнём разбор полётов.
Мнение, выраженное в этой статье субъективно, и подлежит обсуждению. Потому буду признателен за комментарии.
2.Суть покупки
2.1 Цель покупки
Итак, начну с того, что выбирая аэрограф, первый вопрос должен быть – зачем? Что им придётся красить, какие работы выполнять? Рассуждая над целью использования сформируются требования к аэрографу. Какие функции крайне важны, а какие желательны? Насколько аэрограф удобен, можно ли привыкнуть к «развесовке», расположению триггера?
2.2Преимущество аэрографа
Не секрет, что главное достоинство аэрографа перед кистью в равномерности покрытия. Тут конечно можно поспорить. Хорошо владея кистью и понимая способность краски равномерно растекаться, можно получить не менее ровную поверхность. А если ещё и отполировать.. Но аэрографом такой же результат получить проще и для многих быстрее. Т.е. равномерность искорость покраски это главная функция аэрографа.
Чуть подробней про скорость. Для большой поверхности логично взять широкую кисть, а для узкой поверхности – узкую кисть. Узкой кистью равномерную большую поверхность получить проблематично – пока ложил полосу, она уже подсохла вначале и уже не «сольётся» с соседней. Широкой же кистью трудно аккуратно покрасить тонкие линии.
То же самое касается и сопла аэрографа.
Узкие сопла (0.15-0.2) позволяют рисовать тонкие линии, но не так эффективны для больших поверхностей. Кроме того, в зависимости от качества краски, тонкие сопла быстрее засоряются. Также тонким соплом труднее красить акриловой краской, т.к. пигмент акрила больше, чем у той же эмали.
Средние сопла (0.25-0.35) Используются в моделизме чаще всего, ибо способны и на тонкие линии и на широкие.
Большие сопла (0.3-0.8) удобны для покраски большой поверхности. Но менее эффективны для тонкой работы. (В тонкой работе большим соплом помогает использование масок).
2.3 Факел распыла
Стоит добавить, что кроме размера сопла на факел распыла влияет также:
• расстояние до поверхности (чем меньше, тем тоньше линия)
• густота краски (чем жиже, тем тоньше линия)
• давление (в комбинации предыдущими факторами даёт разные результаты)
• качество аэрографа (у дешевых Китайцев "укрывистость" обычно хуже).
2.4 Область применения
Главным параметром в любом случае для Вас будет диапазон распыла. И чем он шире, тем быстрее будет скорость покраски. Это «приложение» поможет в подборе аэрографа по диапазону...
Вот и получается, что выбирая аэрограф надо учитывать для каких работ он нужен. Так, например, в авто-мото, корабельном моделизме, БТТ, авиации масштаба 1/48, 1/32 и т.д. больше используется аэрограф с средним-крупным соплом (>=0.3). Иногда для больших масштабов уместно даже использование краскопульта. Для рисования фигурок, камуфляжа в маленьких масштабах (где маски не помогут), аэрографии на телефонах (а это тут причём? Да так, просто ) и других тонких работ без аэрографа с узким соплом не обойтись.
Есть ещё один ньюанс. Как правило, аэрографы с бОльшим соплом потребляют больше воздуха. К примеру Fengda BD-181 ест примерно 20 литров в минуту. А BD-183 примерно 25-30. Не говоря уже о краскопультах Соответственно, требования к компрессору будут выше. Так же больше воздуха потребляют аэрографы с нижней подачей краски.
Теперь задумайтесь над таким вопросом – как часто Вам придётся рисовать черепа на монетках или портреты на мобильниках? Готовы ли к этому? Не дрогнет рука? Опыта хватает? Легко проверить. Возьмите тонкую кисть и нарисуйте несколько вертикальных и горизонтальных линий. Тонких и прямых. Не прижимая кисть (вы же аэрограф не будете прижимать.. хотя это возможно). А теперь проведите кончиком кисти по нарисованным линиям. Если повторные линии полностью совпали, поздравляю – вы справитесь с черепами на монетке :D У меня – не получилось. Мало у кого получается. И это нормально. Опыт необходим во всём. Наше дело – не исключение. Но главная мысль этого параграфа – трезво оценить необходимость покупки аэрографа, заточенного на тонкую работу. Или всётаки искать что-то универсальное? Подумайте над этим.
Далее сделаю попытку раскрыть несколько конструктивных моментов.
3.Конструктивные особенности
3.1 Сопло Теперь поговорим о соплах. Самое распространённое сопло – сопло на резьбе. Относительно недавно появилось ещё 2 вида, на которые стоит обратить внимание:
• конусные
• самоцентрирующиеся
Это разделение условно, ведь конусное сопло тоже самоцентрирующееся. Но небольшая разница всёже есть, потому я их решил описать отдельно. 3.1.1 Конусное сопло О конусном сопле я узнал случайно, купив ещё одного китайца (Fengda BD-183. Делая модель F-22 в 72-ом я понял, что с BD-181 получить сносный результат будет не просто, и мне нужен аэр с большим соплом. У BD-183 в комплекте 3 сопла – 0.3, 0.5 и 0.8. Это и стало критерием выбора. Это потом уже разобрав аэрограф я удивился – а где же резьба? Ещё меня удивил размер – оно оказалось раза в 3 больше того, что на BD-181. Мне вдруг подумалось: если такое поставить на Белоруса, то проблема с центровкой и прокладками там будет решена.
И всё же, какие особенности у конусного сопла?
Во первых нет резьбы и прокладки. Сопло «садится» на место благодаря своей форме и углубления для него в корпусе. А сверху надевается колпак, который решает 2 проблемы. Прижимая сопло к его посадочному месту решена проблема герметичности. А благодаря точному круглому вырезу, через который проходит нос сопла, решена проблема центровки.
Это положительно влияет как на качество покраски, так и на простоту сборки, поддержку (прокладки не нужны). Да и не так просто потерять его.
3.1.2 Самоцентрирующиеся сопло Если вы слышите о таком впервые, то смело заходите на H & S и ознакомтесь с яркими представителями этой технологии. Принцип похож на конусные сопла. Резьбы нет, сопло прижимается колпаком. Для герметичности используются прокладки. Это, пожалуй, единственный их минус в сравнении с конусным соплом. Вообще, при покупке аэрографа это надо учитывать заранее и закупить пару запасных прокладок, дабы работа не стояла. Это касается и сопел на резьбе. Кроме отличной центровки за счёт сочетаемости формы форсунки и колпака, у форсунок аэрографомHansa и H & S (по сути это тот же завод-иготовитель) есть ещё один плюс – ступенчатая полость. Сопло у основания толстое. Там скапливаются пыль и прочяя нечисть. A дальше эта самая нечесть не идёт, ибо дальше идёт резкое сужение. Это видно и по внешней форме сопла. Как и конусное, это сопло легко снимается и одевается. К сожалению, я не знаю дешевых моделей (например китайских). Если кто подскажет любые другие модели, буду рад.
По наводке Lukas-a найдена 3D модель H & S Silverline. Если 3D плагин у Вас не установлен, прочтите инструкцию.
3.1.3 Сопло на резьбе Если первые 2 вида встречаются редко (особенно конусное), то сопло на резьбе без сомнений самое распространённое. На фирменных аэрографах (Iwata, Richpen, Badger, Sparmax/АэроПро, Tamiya, Procon Boy, и т.п.) такое сопло сделано из прочного, качественного материала. Точность центровки, долго служащие тефлоновые прокладки, малый диаметр сопла – позволяют получить отличные результаты как в тонкой работе так и в «ежедневке». Но к великому сожалению о подделках-копиях приходится слышать разные вещи. Часто рвутся или набухают прокладки, сопла ломаются пополам у резьбы, неточная центровка. Конечно, на долговечность таких сопел влияет и краска (нитра например убивает прокладки быстрее) и аккуратность владельца. Но всё же копии по качеству изрядно отстают от своих фирменных оригиналов. Чтож, если денег на фирму не хватает и других вариантов нет, то советую кроме запасных прокладок прикупить сопла, иглы и колпачок, который предохраняет иглу при падении аэрографа. Примеров моделей очень много, я перечислю лишь некоторые (несколько уже указаны первой главе) • Sparmax DH 103
• Paasche Talon
• Iwata HP-C Plus
• Jas 1127
3.1.4 Сопла у Aztek Особое место в конструкции занимает Aztek. У типичного аэрографа этой фирмы весьма не типичное сопло. Словами не описать. Как говорится, лучше один раз увидеть (http://www.testors.com/category/137226/Quick_Change_Nozzles). По словам уважаемого коллеги Alexander эти машинки заточены изначально под ретушь фото(увы сопло с самым малым отверстием уже лет пятнадцать не выпускается) и разрабатывались при участии фирмы Кодак. когда цифрового фото не было :mrgreen:. Потом перешли эти аэры к Тесторсу и являются заточенными под моделизм и хобби. Вполне нормальные аэрографы, (см. Кодак) - ресурс корпуса изначально был пожизненный, но сопла были и есть расходным товаром. В США и Канаде - это одиин из ходовых аэрографов у моделистов(например Бретт Грин им пользуется), сопла там широко доступны и недороги по их меркам. Обслуживать просто. В наших краях мы привыкли покупать вещи "на века", и сами сопла к Ацтекам по нашим меркам обходятся дорого - дилера в СНГ нет. Некоторые из нас их используют. Хорошо бы услышать их отзывы. Знаю только, что некоторые владельцы после Aztek-ов покупали что-то другое – H & S, Tamiya…
Как раз недавно был сделан обзор. Читайте статью и комменты
3.2 Типы аэрографов
Аэрографы делятся на групы по следущим атрибутам
управление (одинарное, двойное действие и автомат)
подача краски (нижняя, боковая и верхняя)
тип смешивания краски (внешнее, внутреннее )
На эту тему есть отличный недогайд, сделанный нашим коллегой Ворчуном. Потому повторятся не буду.
Ещё из наворотов, к примеру у H & S Infinity, регулятор подачи краски оснащён кнопкой «Quick Fix», которая работает по принципу включить/выключить ограничитель подачи краски. Это удобно – при промывке выключаем регулятор, а при работе включаем. Причём «на том же самом месте». Ещё на Infinity идёт насадка «distance cap», которая при покраске служит дополнительной опорой. Впрочем, можно и без неё можно обойтись: если игла не выходит за пределы колпака, то опиратся можно прямо на колпак. Такое прокатит на других H & S и Hansa, т.к. у них проточены колпаки, и будет видно куда направлена игла (туда и краска пойдёт).
4.Выбор фирмы
4.1 Брэнды
Выбор фирмы – вопрос религиозный. Iwata, Hansa, H & S, Badger, Richpen, Procon Boy, Tamiya, Grex, Paasche, Aztek, Inked, JAS, Fengda – выбор огромен. У каждой фирмы модели имеют свои особенности. Тут уж каждый сам должен решить, что по нраву. Это как выбор машины или мотоцикла. Есть люди, кто предпочитает только BMW или Мэрсы или WV, да что угодно. На вкус и цвет фламастеры разные, и никто не вправе вас упрекать за это. Если нравятся аэрографы Iwata – берите. Нравятся Badger – берите Badger. Не слушайте глас толпы, покупайте то, что нравится вам. Ведь главное – чтобы аэрограф приносил вам удовольствие.
4.2 Эксплуатация
Так же нужно учесть доступность запасных деталей именно для Вас. Не всем доступна покупка в интернете (или ждать приходится месяцы). Если в вашем городе есть магазин с аэрографами, обязательно посетите, повертите в руках, распросите продавцов.
В придерживании одной фирмы есть плюс – взаимозаменяемые детали. Так, например, у Hansa серии Х81, у H & S, у Badger и Iwata (правда не все модели) подходят ремкоплекты (сопла, иглы, прокладки) от их собратьев. Это удобно, когда у вас появляется второй аэрограф. Можно, например, переставлять сопла разных диаметров, или купить прокладки на сопла, которые в итоге подойдут обоим. Ах да! При покупке аэрографа H & S учтите, что крышки для баночек в комплект не входят. При необходимости их можно приобрести отдельно.
Не стоит покупать редкие модели, не совместимые с другими - трудней будет достать детали на замену.
4.3 Бюджет
На выбор конечно влияет и Ваш бюджет. Если готовы к доработкам и поиску запасных деталей, можно взять что-то дешевое типа Inked, Fengda, Jas, Sumake (в порядке убывания качества). И лучше брать с конусным соплом - с ним меньше проблем, а они на Китайских аэрографах гарантированы. Желательно выбрать модель, похожую на одну из дорогих, чтоб позже при необходимости сделать апгрэйд.
Если немного накинуть, можно смотреть Тайваньнские Аэро Про, Sparmax. При своей относительно невысокой цене качество у них вполне. К примеру Sparmax DH 103 не уступает Hansa 381.Если есть возможность интернет-покупки, загляните к примеру на http://www.chicagoairbrushsupply.com/newpatagrai.html. Цена на многие брэнды (к примеру Badger или Paasche Talon) непристойно малы и доступны.
Ну а если денежный вопрос не сильно волнует, можно свободно сделать выбор учитывая цели покупки, доступность запчастей, личные предпочтения.
Опыт показывает, что личные предпочтения появляются на опыте "проб и ошибок". И нет ничего плохого, если сначала купите менее дорогой вариант. Я совеиую взять для начала что-то универсальное, более-менее надёжное. Во-первых, такого варианта может хватить на долго. Во-вторых, если созреете на покупку более дорогой модели, старый не полетит в мусорник.
Следует понимать, что дешевые модели требуют большей бережности, более тщательной промывки, частой замены прокладок, сопла, иглы...
Для аналогии тут уместно сравнение Мерседеса и Lada. Какая машина будет ехать быстрее по городу? Правильный ответ - быстрее едет тот, у кого есть деньги на штраф :D Но ломается Мерс куда реже. Только вот если сломался, то ремонт дорогущий.
Так и с аэрографами.
Покупаем некачественный = "маленький первый взнос" + "высокая абонентская плата"
Покупаем качественный = "высокий первый взнос" + "низкая абонентская плата" (включая экономию времени на промывку и замену деталей. А время это самое дорогое, что у Вас есть ;])
5.Обзоры
В этом разделе собрана коллекция обзоров аэрографов. Тесты аэрографов
Итак, аэрограф, компрессор, краски, модель есть. Вроде всё. Но не совсем. Подумайте вот о чём:
• как оставлять аэрограф с краской. Нужна подставка.
Можно и самому изготовить
• где вы будете красить и какими красками – вопрос вентиляции
• Промывка. При смене цветов или в конце работы в аэрограф заливают растворитель и распыляют. Можно просто в салфектку или тряпку дуть, а можно соорудить илиприобрести продувочную станцию. Такой агрегат можно сделать и самому из пластиковой бутылки на 1.5 литра. Дополнительный совет – напихайте в ёмкость туалетной бумаги – она впитает распыляемый растворитель. Вот несколько примеров: 1, 2, 3, 4
• прочистка. После промывки аэрограф иногда разбирают и прочищают канал подачи краски, форсунку и .т.п. Для этого пригодятсы тонкие щёточки и ватные
палочки (Iwata=И вата :D ). При прочистке аэрографа следует соблюдать определённый порядок.
• уход. Рекомендуется смазывать «заднюю» половину иглы любрикантом или другой «мягкой» смазкой.
Послесловие
Ещё одна хорошая, рациональная статья на данную тему (советую всем). И вот
В заключении хочется выразить благодарность всем, кто косвенно принимал участие в написал статьи - это коллеги, активно отвечающие в форуме на нашу тему, авторы статей, на которые сделаны ссылки, всем кто оставил комментарии к первой версии статьи.
И последнее.. Не так важно какой аэрограф Вы в итоге выберете. Это всего лишь инструмент, которым управляют ВАШИРУКИ.
Интересней было бы выложить модель аэра и как он ведет себя с разными красками (указывая давление и степень разбавления жидкости).Прорисовка линий,пятен комуфляжа и.т.д. Думаю многие подчерпнули для себя много интересного,особенно кто только купил аэрограф.имхо
VolshebNik
Мне кажется что правильнее будет рассматривать на загрунтованом полистероле (можно разную грунтовку),дуть по бумаге,да же незнаю?!На бумаге мы неувидим укрывистость аэрогрофа,нераскроются все качества и недостатки.
Можно конечно и на пластике и грунтовать. Но зачем всё усложнять? :smile:
Потому и предлагаю на бумаге - всем доступно и просто. Да, не будет подтёков видно, бумага впитывает краску. Но это же сразу видно по глянцу. И этого вполне достаточно для ясности. А уж по укрывистости проблем вообще не вижу. :grin: Уж пяток аэрографов выложил в ветке (ещё столько же ещё не выложено) :grin: И всё вполне наглядно. По крайней мере моим коллегам, хоть может они не такие продвинутые. :mrgreen:
VolshebNik
Как себя ведет тамия и акан на грунтовке волехо (если интересно),две разных краски акрловых.Могу сказать что давление у акана нужно ставить чуть больше.(Можно меня и осудить).У Тамии укрывистость по акриловому грунту 100%.Это мое мнение но Вы открыли данную тему вам выбирать советы.(У всех красок разная укрывистость по разным грунтам по этому рабовлять нужно то же по разному.)
толстый
Потрудитесь прочитать тему о тестах аэрографа сначала до конца. Про краску всё что надотам указано :wink:
А как рабавлять что, с каким давлением дуть и т.д. - это смежная, но уже другая тема.
Тогда уважаемый заходите на сайт "Черная речка" выбираете аэр в ценовой палитики от 4000р и будет счастье на долгие годы!!!Кстати там же дается описание аэрогрофов.Нет смысла заниматься глупостями как вы,перепешите все с их сайта и нетратьте время Уважаемый.
Очень тронут такой заботой о моём благополучии. Спасибо!
И спешу обрадовать, что я уже осчастливил себя. И не раз. И Инфинити (ах, это просто мечта!) у меня есть, и Эклипс (выше всех ожиданий!). И примерно десяток прошел через мои руки. А сколько коллег и приятных эмоций! Вы бы знали!
Ну а глупостями уж разрешите мне, грешному, позаниматься, прошу. Право. Мне это тоже доставляет не мало радости!
И ещё, искренне Вам завидую в том, что Вам в магазинах всегда честно и подробно объясняют недостатки и преимущества продукта, а так же показывают их в действии. Честно. Мне почему-то об этом магазины не распространяются. А уж тем более не дают сравнить разные модели.
Вот для таких не везунчиков как я и создана тема о тестах аэрографов. А статья скорей как приложение.
Видимо Вы к ним не относитесь. Потому простите что заставил прочитать столько глупостей. Ей богу простите.
С Уважением
RSEв 04.03.2017 - 23:03 Тема: Как выбрать аэрограф для моделизма
А что Вы скажете о
http://hlj.com/product/GNZPS-770