Модель этого знаменитого «корейского труженника» попала мне в руки в первой половине 90-х годов каким-то нетривиальным путем вроде обмена. Хотя выпущена она была под маркой Monogram в 1991 году, тут явно не обошлось без сотрудничества с немецким Revell, о чем говорят типично ревелловская коробка и инструкция с добавкой немецкого и прочих европейских языков. Более печальным было то, что декаль была выпущенна самим Revell, даже ее вид не вселял бурного оптимизма в смысле некоторой грубости печати и больших подсознательных опасений на толщину лаковой пленки. А самое смешное, что и вариант окраски предусматривал только самолеты базировавшиеся в послевоенной Германии. Для человека, который строит исключительно модели самолетов-участников боевых действий, это было совершенно не приемлемо. В ту далекую пору я был молод и беден как церковная крыса, никакими кредитными карточками, разумеется, не располагал и поэтому даже физически не мог себе заказать ту же «корейскую» деку из западных магазинов. Надо признать, именно это уберегло Шутинг Стар от постройки, ибо ручонки у меня чесались и я таки расковырял его из чистого азарта и забросил в закорма Родины в ожидании деки, которое растянулось на многие годы и лишь в прошлом году дошли руки до покупки на Ебее декали Aeromaster 48-627 – Shooting Star over Korea part 1.
К моменту, когда на Скейлмоде нарисовался новый Group Bild на тему USAAF, бурные перемены в личной жизни несколько устаканились, удалось собрать тихий компрессор для работы в квартире с малым ребенком (старый «гаражник» на 96 дБ остался на «главной базе» – у предков) и настало время вернуться к любимому хобби в полном объеме. Вот я и рискнул ввязаться в мероприятие с моделью этого американского истребителя. Необходимый бюджет был выделен и на F-80 и на еще пару запасных вариантов. Тем более особых трудностей с Шутинг Старом не предвиделось.
Итак, задачи я себе поставил следующие: во-первых, собрать древнюю и на данный момент безальтернативную модель интересного самолета в окраске Корейской войны и постараться сделать это на более-менее приличном уровне. Во-вторых, наконец-то прервать вынужденный двухлетний мораторий на собранные модели и не впасть в типичный для меня долго- и вечнострой, чему и должен был способствовать конкретный срок назначенного GB.
Сама модель выполнена с типичным Монограмовским «почерком» - наружная расшивка, красивая кабина и ниши шасси. Плюс ко всему этому пара любимых монограмовских фишечек – открытый пулеметный отсек и снимаемая хвостовая часть фюзеляжа, позволяющая продемонстрировать реактивный двигатель. Когда-то, лет в 18-19, меня от этих монограмовских «фишечек» так заколбасило, что я рапродал и раздал не только складские запасы, но и собственно коллекцию самолетов в 72-м масштабе и с головой ушел в 48-й. Теперь, когда я стал старым и нудным, это все воспринимается исключительно как помеха в работе, ибо степень детализации, что оружейного отсека, что двигателя не устраивает, да и желание делать открытые отсеки давно пропало.
Как я упомянал, на начало GB модель была «расковыряна» - большинство деталей внутрянки покрашено в некое подобие Interior Green, склеены крылья, из 4-х частей фюзеляжа склеены две стандартные половинки (демонстрировать плохонький движок я не собирался никогда), к одной из которых была прикллеена носовая ниша шасси. Собрана и неплохо окрашена кабина. Створки ниш шасси хотя и были когда-то окрашены, несли следы толкателей на внутренней поверхности, которые пришлось шпатлевать.
Моим «тараканом» двух «безмодельных» лет стали отклоненные рулевые поверхности и выпущенные закрылки – вот к каким извращением приводит длительное «модельное воздержание», поэтому ничтоже сумнящееся я отчекрыжил элероны и рули с твердым намерением их куда-нибудь отвернуть. А закрылки «отпилили» еще конструкторы Монограма, оставив шикарные дырки внутрь фюзеляжа, без каких-либо намеков на необходимый силовой набор.
Из необходимых работ сразу наметил перезание расшивки. Дело я это не особо умею и сильно не люблю, но, как говорится – выбора нет, не только потому, что мода на внутреннюю расшивку и вообще, так оно красивше выглядит, но и по собственному опыту знаю, что собрать старый Монограм без обширного шпатлевания мне еще ни разу не удавалось. Поэтому наружной расшивке по любому была бы хана.
Как ни странно, дело это у меня пошло довольно весело – посидел каких три вечера и все. Серебристый пластик Монограма удобен тем, что даже если полностью сошкурить внешнюю расшивку остаются как бы нарисованные следы расшивки, что видимо связано с добавкой аллюминивой пудры в этот пластик на заводе. Радуясь, что мне не надо заниматься рисованием расшивки карандашом на голом пластике, я тупо резал по следам оригинальной. Только потом меня торкнуло скачать чертежи Каруаны на F-80 и сравнить. В целом, Монограмовская расшивка неплохо им соответсвует, но кое-что все-таки отсутвует и пришлось добавлять некоторые панели.
В процессе нарезки расшивки фюзеляж благополучно вернулся в первозданное состояние из 4-х частей, так как никакого усиления в местах склейки не было.
Трезвый взгляд на Шутинг выявил проблемы в области воздухозаборника. Пришлось истончить лист, расположенный около борта фюзеляжа для придания ему более масштабной толщины. Сложнее оказалось побороть каналы воздухозаборника – не то чтобы они сильно просматриваются, но их полное отсутствие все же бросается в глаза. Рентген самолета показал их довольно сложную форму, так как по высоте они значительно ниже оси двигателя и кроме изгиба от бортов к центру фюзеляжа одновременно поднимаются вверх. Да по большому счету, даже компоновка модели не оставляет возможности для другой их формы.
Опыта в таких делах я не имел и решил экспериментировать, что называется «на местности». Вначале из кусков толстого полистирола выклеил внутренние стенки воздухозаборников, потом по диаметру двигателя свернул из полистирола трубку, имитирующую первые ступени движка, а сами каналы сделал из тонкой оттожженой пивной жести, в нижней части остались щели между пластиком и каналом, и хотя эта щель не просматривается, снаружи прикрыл куском такой же жести. Примерка крыла с развитой нишей шасси потребовала удаления самоопальной центрирующей пластиковой трубки. Так как из-за поворота каналов внутрь снаружи все равно ничего лишнего не просматривается, результат меня вполне устроил. Конечно, этот подход оказался намного менее изящен, чем продемонстрированный коллегой Lavka в его теме по близкому к Шутинг Стару перехватчику F-94, но и трудозатрат потребовал намного меньше.
Следующее, что задерживало склейку фюзеляжа – кабина и передняя ниша шасси. Хотя традиционно ниши шасси у старых монограмовских моделей - одна из наиболее красивых вещей из того, что делается в полистироле, сравнение с фотографиями показало, что и они сильно упрощены по сравнению с оригиналом. Не питая особых иллюзий по поводу собственных навыков супердеталировки ниш, решился добавить пару самых заметных блоков и несколько трубопроводов.
Та же ситуация и с кабиной пилота – вроде все классно, если не смотреть фотографии. Кое-что пришлось добавить. Выявился и один неприятный косячок. В свое время я приобрел смоляной конверсионный нос для фоторозведчика RF-80 и там не только давалась новая приборка, но и в инструкции между делом упомяналось, что на Монограмовской модели доска стоит не правильно – слишком глубоко. Разглядывание фотографий подтвердило, что козырек приборной доски явно не правильный, крепление прицела не соответсвует действительности, а он сам далек от копийности. Возможно, самым простым выходом было купить смоляную кабину от Black Box, но я не был морально готов выложить за банальную смоляную кабину 17 британских фунтов. Решил делать ручками. Установив «ванну» кабины, полностью удалил козырек приборки, после чего склеил переднюю часть фюзеляжа, подогнал и поставил в нужное место приборную доску. Сделал новый козырек из тонкого полистирола так, чтобы он не выступал за пределы приборки. Прицел худо-бедно изготовил сам, взяв от оригинального только кожаную подушечку, в которую должен головой биться пилот при вынужденной посадке. Прицел и смоляное кресло от Truedetail устанавливал позже, перед монтажом остекления.
Сразу после установки стволов пулеметов из игл, первым делом был заклеен пулеметный отсек, зашпатлеван и зашкурен.
Так как фюзеляж давно распался на 4 части, теперь мне показалось удобнее его клеить не из классических половинок, а собрать как и реальный самолет – целиком передняя часть фюзеляжа и хвост отдельно, правда двигатель с соплом были вклеены в хвостовую часть, чтобы избежать проблем центрирования задней обечайки фюзеляжа и самого сопла. Не особенно надеясь на прочность клеевого стыка, изнутри фюзеляжа все было конкретно усилено эпоксидкой Bison. Залитая между движком и фюзеляжем она позволила не беспокоиться за его прочность.
По-хорошему, в этот момент до приклейки крыла надо было вплотную заняться облагораживанием того вида потрохов фюзеляжа, что будет виден через опущенный закрылок. Как говорится, и хочется и колется – вроде и первоначальные сроки GB уже близятся, и не шибко понятно, что там должно быть видно. В общем, крыло клеилось со словами – «ну может потом чего придумаю...». Но мере того, как я увяз в сборке, желание делать отклоненный закрылок постепенно угасало. Прикинув по месту понял, что каждый элемент силового набора придется делать и подгонять вручную, ну это не так страшило, а вот дырка, открывающая вид внутренностей фюзеляжа нескромным взглядам меня реально напрягала. В общем, закрылки решил закрыть. Сказать, что они хорошо подходят для монтажа в таком виде, нельзя – здравствуй надфиль и шкурка.
После этого модель была собрана и началась долгая и нудная эпопея с заделкой стыков крыла и фюзеляжа. С усиленным фюзеляжем больших проблем не было. А вот крыло из меня выпило море крови – во-первых, там действительно большие щели между крылом и фюзеляжем, которые я почему-то решил заделать не полосками полистирола, а суперклеем с содой в качестве отвердителя. Такое решение привело к двум неприятным последствиям – так как из-за вырезанного закрылка задняя часть крыла в районе фюзеляжа вообще не склеивается между верхом и низом крыла, конструкция даже после приклейки к фюзеляжу остается весьма хлипкой и держится только на приклееных встык деталях. Малейшее неосторожное движение и сразу - «хрусть». А это означает повторную приклейку, шпатлевание и зашкуривание. Для более тонкой заделки шва, по привычке, я использовал свою любимую автомобильную нитрошпатлевку Sikkens. В общем, восстановление расшивки в этих местах обычно приводило к выкрашиванию, что суперклея, что шпатлевки и круг замыкался. Точно такая же беда меня преследовала и внизу, где крыло приклеивалось к фюзеляжу также встык. Наверное, ¾ времени постройки модели заняла именно эта эпопея тупой сборки и шпатлевания, совершенно истощившая мои моральные силы. Так, пара глупых ошибок при сборке чуть не перевела эту модель в разряд долгостроя.
Хотя поверхности были все еще далеки от идеала, в конце-концов решил, что пора модель грунтовать. С одной стороны это должно было меня несколько отвлечь от осточертевшей работы шкуркой, помочь выявить остающиеся дефекты и частично заделать их грунтом. Должен сказать, что я и раньше любил прокрасить все «подозрительные» места на модели какой-нибудь краской на предмет выявления дефектов поверхности, но от таких понятий как шлифуемый грунт был очень далек. Я всегда считал, что грунт необходим только для лучшего сцепления краски с моделью и так как это никогда не было для меня какой-то заметной проблемой, игнорировал его. Начитавшись о пользе грунта в книжке Михаила Нерадкова и по собственному опыту зная, что «серебрянка» требует выведения поверхностей, что называется в «ноль», решил опробовать это дело. Разумеется, что заблаговременно заказать что-то приличное из специализированных модельных грунтов я не удосужился, а в «обоих двух» рижских модельных магазинах их не обнаружил и решил использовать наличные запасы автохимии. Первым я опробовал на «кошке» грунт ”Festo” для пластиковых деталей типа бамперов, нанося его через аэрограф. Результат мне совсем не показался из-за «шагренистости». Видимо, можно было поэкспериментировать с более тяжелыми растворителями, поискав что-то вроде 648 или 649, но мне проще было взять «из наличия» баллон с белым грунтом «Motip», который дал более приятный результат – им я и грунтовал модель несколько раз после каждой порции устранения дефектов поверхности.
Непосредственно перед заклейкой фонаря был капнул эпоксидкой линзы на горизонтальной части прицела и установил в него наклонное «стекло» из пленки.
Остекление, данное Монограмом, позволяет, конечно, сделать открытую кабину, но это на любителя, да и технологическое членение задней части весьма своеобразное – отдельно переплет из серого пластика и приклееваемая к нему прозрачная часть. Поэтому, изначально я планировал замену штатного остекления модели на вакуформ от Falcon и хотя, в принципе, я весьма доволен результатом, дело оказалось довольно не простым.
Во-первых, пришлось отпилить от оригинального переплета заднюю часть, видимую под стеклом за креслом пилота и подтачить ее так, чтобы вакуумформованный фонарь свободно садился на свое место. Следующая проблема – правильно вырезать фонарь из пленки, так как на заготовке никаких намеченных линий типа «резать здесь» нет, резать надо на глазок и, в отличии от наборов Squadron, где обычно дается два фонаря, запасного «стекла» нет – на пластине набора Falcon десяток разных фонарей на разные машины.
Еще одна проблемка - сложность монтажа фонаря на круглый фюзеляж, то есть, фактически надо сопрягать две поверхности двойной кривизны и тут без щелей не обходится. Кроме того, фонарь настолько тонкий, что клеить его к фюзеляжу чем-то вроде Clear Fix я даже не пытался, Суперклеей тоже не лучший вариант для фонарей. Взял брутальную 5-минутную прозрачную эпоксидку Bison. Она же и «шпатлюет» стык, но обрабатывать ее потом очень тяжело. Во избежание царапин на прозрачной части, фонарь был замаскирован дедовским способом – двумя слоями медицинского клея БФ с последующей прорезкой переплета. После этого эпоксидку по стыку обрезал модельным ножом, шкурил, кое-где дополнительно шпатлевал нитрошпатлевкой. В принципе, с моими темпами работ стоило на шпатлевание и вышкуривание выделить еще время, но начавшийся цейтнот не позволил это сделать.
В общем, "апупея" с покраской получилась еще та. Взял отпуск от семейной жизни и на день уехал на главную базу красить. После осмотра некогда богатых запасов всевозможных серебрянок, выяснилось что все металлизеры Model Master приказали долго жить. Пришлось взять "кошечку" и провести ходовые испытания оставшихся в наличии красок. Тамиевский акрил мне не понравился зернистостью, Humbrol из серии 27ХХХ на первый взгляд тоже, но надо признать, после высыхания он выглядел вполне терпимо. Но так как эмаль сохнет достаточно долго, а я предпологал, что на "серебре" еще вылезут всякие дефекты поверхности и первый слой послужит дополнительным грунтом - придется его в некоторых местах шлифовать, я взял в работу баллонный Chrome от Abro, слив его в аэрограф. Тонкий слой на "кошечке" выглядел совсем не плохо. Увы, этот выбор оказался не правилен - уж не знаю, что это за краска по своему составу, но более толстый слой внутри сохнет очень плохо. Фокус со шлифовкой не прошел.
Пришлось бросить все и мчатся на прочесывание всех двух рижских модел-шопов. В одном из них нашел пару металлизеров Model Master. Второй этап покраски проходил дома в отсутвии семьи. Краска очень хорошая - запах легкого ароматического ацетона, после покраски стираешь тряпочкой излишек - остается буквально микронный слой. Правда, все так и не устраненные дефекты - как на ладони. Поверху задувал нитролаком на 647, где дефекты там толстым слоем с подшлифовкой и подкраской заново. От нитролака по всей квартире вздымались дурманящие облака - от перво го же дуновения кошка взвыла и бросилась в закрытое окно.
В целом, на покраску ушло несколько вечеров – подкраска черным, оливковым, исправление дефектов и «подрыва» краски в районе одной из «пешеходных дорожек». Перед покраской мелочевки вдруг выяснилось, что одна из створок потеряна. Пришлось взять пару створок от аналогичного академовского Т-33. Снова засада – там где монограмовский пластик «влегкую» держал толстый слой агрессивного нитролака, академовские створки, что называется «поплыли» - оказались изъедены растворителем. Шлифовка, индивидуальная «облегченная» покраска.
Маску с фонаря снимал просто с трепетом – если бы там была какая засада, времени на исправление не осталось бы. Ну все оказалось даже лучше чем я ожидал, начал клеить деки, предварительно все буквы и полосы вырезая по контуру скальпелем. Декаль мне показалась достаточно тонкой, но жесткой, плохо облегающей неровности расшивки и рулей. Обычно я в таких случаях, для размягчения дек я использовал одеколон, но тут под рукой был спирт, который для декалей использую в случае крайней дубовости оных. К моему удивлению, спирт вообще не произвел никакого эффекта на отпечатанную в Мексике декаль. Идея применить уксусную эссенцию для меня оказалась трудноприменима – у нас она запрещена к продаже и найти ее так сходу проблематично. Пришлось идти двумя путями - кое-где подклеивал декаль на ПВА - на руль направления, например. Кое-где использовал варварское средство – макал кисточку в 647, вытирал до полусухого состояния и проходил по деке. Ее, как положено, слегка коробило, после высыхания она принимала надлежащий вид. По мере готовности элементы задувались нитролаком, ибо техничка имеет тенденцию прилипать к рукам и теряться – одну надпись так и потерял.
Так получилось, что килевые полосы у меня не сошлись на передней кромке и так как они даны в черной окантовке у меня не было уверенности надо их сводить или нет. Коллега Lavka меня убедил в такой необходимости и по его совету недостающие милиметры с каждой стороны были довольно удачно окрашены кисточкой и потом задуты лаком. Заметил, что нет серой «пилотки» на киле и радиопрозрачной панели. Делал, что называется, на ходу – держа картонку рукой (маски использовать на оклееном декой хвосте боялся) задул из аэрографа.
Закончив «обдеколевание» задул все лаком, намутил уайт-спиритовой жижки, точнее взял ее из емкости для мытья кисточки и сделал то ли смывку, то ли фильтр, поглядывая на цветные фотографии Шутингов в Корее. Результат понравился – удалось «пришибить» яркие краски аэромастервской деки и дать какую-то неоднородность «люминию», на баках изобразил потеки. После высыхания все снова было задуто полуматовым лаком.
Как всегда оказалось, что полностью не готова подвеска – дырки под пилоны, намеченные изнутри на крыле не высверлены, слава богу место их монтажа однозначно идентифицируется по «рентгену». Подвесные баки не готовы, ибо изучив литературу по F-80 в Корее выяснил, что в большинстве случаев вешались большие баки типа «Мисава», которым надо еще придать круглую форму, заделать шов и покрасить. Тем более, что в инструкции к деке Aeromaster указывала именно их для моего варианта. В качестве аварийного запаса были окрашены каплевидные баки, которые не требовали большой доводки. Осмотрев свой скромный запас американских бомб подходящих марок, убедился, что вешать это на модель нельзя – коробчатый стабилизатор во всех случаях (от Hasegawa до Monogram) сделан из «корабельной стали» в смысле толщины. Просто так истончить его не получится, надо делать полностью новый, так что модель пока изображает «голубя мира».
Так как все это делалось в последний день GB и оставалось совсем немного времени перед уходом на работу в ночь, окончательно собрать модель дома уже не успевал и занялся отмывкой ниш шасси. По Interior Green прошел желтым цветом сухой кистью, чтобы визуально выделить силовой набор и трубопроводы. Потом сделал что-то вроде фильтра и наконец смывку в углублениях, результатом остался крайне доволен, но качественно заснять результат не получилось.
Окончательную сборку произвел на работе – благо ночами начальство нас посещает не часто и никто особо не мешал. Поставил «ероплан» на «ноги», сделал створки ниш, приклеил обломанные пилоны и элероны, затонировал все это. Тут же на работе и отснял результат, благо освещение не плохое, по крайней мере лучше чем дома.
Как автор я вижу в этой модели достаточно много «косяков», тем не менее результатом в целом доволен. Модель оказалась трудной для меня именно в плане сборки и шпатлевания, многие хотелки не были реализованы, частично из-за кривости рук, частично из-за цейтнота в который попал по собственной вине. В любом случае свой модельный мораторий я благополучно прервал, уложившись хоть и в сильно продленный, но официальный срок GB.
А если говорить о самой модели – она ох как не проста, но сам самолет – просто песня! Стоит того, чтобы быть собранным! А у меня где-то в далеком будущем маячит перспектива еще целого семейства Шутинг Старов – конверсионного разведчика RF-80 из такого же набора, учебно-боевого Т-33 и разведчика RT-33 из пластика Академа. Но будет это сильно не скоро, надо тему сменить – ибо «сыт я по горло, до подбородка, и даже от песен стал уставать»...
Дмитрий Шевчук (dagger)
Дмитрий, я за сборкой следил с самого начала. Все очень понравилось. Модель,подход, подача и статья. Теперь хочется собрать себе F-80, да никак не поймаю его. Желаю удачи в следующих проектах.
Спасибо на добром слове. Модель лучше всего сейчас на Ебее брать - там обычно их много и по ценам 10-15 баксов можно ухватить, ну и еще, что из Монограмма заодно нужно. Только смотреть, чтобы продавец делал дешевую доставку Worldwide в пределах 10-15 долларов.
Ну и сразу кресло и фонарик крайне желательны.
Дмитрий, я тоже за сборкой следил, все понравилось МОДОДЕЦ!!!!, заслуженный+...Сборка моделей Монограм, вомногом заслуживает уважения в нашем сообществе.
Еще раз хочу сказать Молодец......
Да я просто не утруждался особым поиском на E-bay. Ну на счет пересылки, для меня по всему миру не важна, мне главное в Канаду что бы слали, но это так, особенности "добычи" моделей из-за океана. Буду искать. Благо люблю моньку собирать.
Тема: Monogram 1/48 F-80 Shooting Star - Ко...(#3395) - обсуждение
Дмитрий, я за сборкой следил с самого начала. Все очень понравилось. Модель,подход, подача и статья. Теперь хочется собрать себе F-80, да никак не поймаю его. Желаю удачи в следующих проектах.