Фу-ух, успел!!! Приветствую, народ! С Днём Победы!
Есть у меня две традиции – одна хорошая, другая - не очень.
Первая – каждый год к 9 мая я делаю модель чего-то краснозвездного из Великой Отечественной. Вторая «традиция», к сожалению получается как-то сама собой – откладывать и затягивать стройку как можно дольше, что-бы доделать в самый последний момент, в авральном режиме.
В строгом соответствии с этими «законами жанра», я только что завершил очередную модель.
Сразу хочу оговориться - «мопед не мой», точнее, не только лишь мой.
У этой работы два автора, один из которых – ваш покорный слуга, а другой мне до сих пор неизвестен.
А дело было так…
Те, кто читал мои предыдущие статьи, помнят про моё странное патолого-моделистское отклонение, выражающееся в доделке или переделке чужих и собственных моделей. Вот и в этом случае моё подсознание встрепенулось, увидев фотки хорошо выполненной заготовки интересного и редкого прототипа, выставленные на продажу. Подкупило качество исполнения на предоставленных продавцом фото, вот они:
Недолго думая, моделька была приобретена. Оказалось, что продавец не являлся автором проданной модели, а другой информации уже получить не удалось...
Прелюдия
Получив модель «на руки», в целом остался удовлетворен заготовкой – сделана была добротно, неплохо имитирован провис полотна, и металлические элементы. По геометрии было несколько огрехов – фюзеляж модели на 4 мм был длиннее общедоступных чертежей из М-К, и к сожалению, в плане сверху крыло (консоли в сборе) было приклеено чуть криво, погрешность составляла порядка 1-2 градусов.
К тому моменту, когда в последних числах апреля я решился доделать Як-6, у меня уже накопилось достаточно много информации по самолету, а также, очень удачно, недостающий афтемаркет – двигатели М-11 от Вектора, и, главное – два капота и воздушных винта от Ут-1, любезно предоставленные Сергеем Косачевым в качестве заготовок под ВМГ моего Як-6.
Изучение мат.части показало, что модель повторяла прототип в варианте лёгкого бомбардировщика, поступившего на испытания в ЛИИ в 1942 году. Об этом говорили скошенные передние линии окна и двери грузопассажирского отсека, лафет под ШКАС и размеченный люк стрелка на верхней части фюзеляжа, наличие ветрогенератора, мачты радиоантенны и кольца радиополукомпаса. Такой борт существовал в единичном экземпляре, и дальше испытаний в ЛИИ нигде не засветился. Серийные машины строились исключительно в транспортном варианте, они имели ряд существенных отличий.
И, хотя у меня был отличный и интересный вариант на серийный самолет, о котором я скажу позже, учитывая временной лимит, я решил пойти по пути наименьшего сопротивления и сделать Як-6 в бомбардировочном варианте.
Сборка, первый подход.
• Итак, перво-наперво я аккуратно отодрал крыло) Исправив кривизну установки, вернул его на место, зашпаклевав все стыки. Все прошло относительно несложно, и я воодушевился) Напрасно, наивный, всё только начиналось))
• Мотогондолы оказались существенно уже частей от Векторорвского Ут-1, и их пришлось разрезать вдоль и установить клинья. Споренько прилепив капоты от Утенка, я нарастил нижнюю часть капота двухкомпоненткой, и – вуаля, теперь мой Ячок был с моторчиками.
• Далее все было зачищено-загрунтовано, окрашено в базовые цвета камуфляжа, и задуто глянцевым слоем лака.
• На этом этапе я решил-таки заглянуть под маски и посмотреть, что там вообще за остекление.
• И тут случилось «это фиаско, братан». Я так и не понял что это за маски, из какого они материала, но снять их оказалось практически невозможно. В итоге после подскабливания, подшкуривания, и плясок с бубном я более-менее очистил лобовую часть остекления, и снял маску с бокового, правого окошка пассажирского салона, которое оказалось треснувшим. Маски с откидной части остекления пилотской кабины слезать отказывались, и кроме того, при всех этих манипуляциях была оторвана дверь, оказавшаяся отдельной деталью.
Переобувание в прыжке
Посчитав произошедшее достаточно явными сигналами Вселенной, было решено – раз окна и дверь пассажирской кабины всё равно переделывать, логично выбрать строевой прототип.
И такой прототип у меня уже был. Вот он:
Удивительно высокое качество этой военной фотографии позволяло подробно деталировать модель, с оглядкой на реальный прототип.
Кроме того, Сергей Косачев и Александр Тарасов предоставили мне дополнительную информацию на этот борт – несколько других фото и нарезку из кинохроники,
Несмотря на невысокое качество изображения, из видео можно почерпнуть достоверную информацию обо всех цветовых полях камуфляжа.
Решено было переделать модель под новый прототип - серийный транспортный вариант, на лыжном насси, попутно спасти лобовое остекление кабины, изготовив остальные прозрачные детали заново, и добавить деталировки, видимой на фото.
Сборка – второй подход к «снаряду»
• Удалены откидные части остекления кабины и высверлено пассажирское окошко правильной формы.
• Добавлена задняя часть стенки фюзеляжа в кабине пилотов, и исправлена форма дверного проёма.
• Открывшаяся начинка кабины как заготовка была неплохо сделана, я добавил от себя деталировки, - циферблатов в приборы, пультов, и перекрасил и смыл заднюю и боковые стенки, кресла пилотов.
• Далее через дверной проем деталировал пространство грузопассажирского отсека.
• Между делом демонтировал генератор, кольцо РПК и мачту антенны, и лафет под ШКАС - на строевых транспортниках такого оборудования не было, а также оторвал и приклеил в отклоненном положении элероны и руль направления.
Наконец-то, окраска!
• Далее модель была частично загрунтована, и перекрашена в летний камуфляж в соответствии с фото и видео.
• Затем модель была задута новой для меня, но уже полюбившейся химией – двухкомпонентным автомобильным лаком.
• Далее стандартным уже приёмом был нанесен зимний камо – прямо из баллона модель была задута лаком для волос, а сверху планер задут грязно-белой акриловойкраской.
• Аккуратненько, зубными щетками и жесткими кистями белый цвет был ободран до базового летнего камо.
• Результат был зафиксирован ещё одним слоем 2К лака.
• Далее отрисованы дарственные надписи, и распечатаны на декальном принтере и декальной бумаге у моего товарища. Звезды были взяты из декали Як-7 фирмы Бегемот.
• В завершение покрасочных работ были нанесены высветления, подкрашивания и прочее усложнение камуфляжа, на верхних и нижних поверхностях.
Мелочевка, или ода уховертке.
Я не люблю мелочевку, особенно, когда её много, и особенно, когда её нужно изготавливать самому. Поэтому оставил её на потом. Очень помогли в её изготовлении… дожди в первые майские праздники, и .. использованные ватные палочки, разбросанные по моему рабочему месту, (слабых сердцем просьба следующую фотку не открывать)
Множество разнообразных элементов я сделал из тянутых ватных палочек, посаженных на отрезки проволоки – трубки Вентури и Пито, выхлопные патрубки, храповики винтов и пр.
Дошли руки «победить» и прочую мелочь -
• Сделал лыжи и лыжные крепления.
• Сделал пассажирскую дверь и иллюминатор.
• Сделал сложенную часть остекления кабины.
• Сделал посадочную фару в носовой части фюзеляжа
После монтажа этой, и многой другой, совсем уж мелкой мелочевки (заметили термометр на лобовом остеклении?) Модель была задута сатиновым лаком, и отдельно – глухо-матовым по белым полям, и отснята в фотосессии, которую я предлагаю вашему вниманию:
И альтернативно-контрастная фотосессия для тех, кто не любит голубенький))
А также для тех, кто решил перейти на тёмную сторону)
Вот, так я и стал обладателем раритетного (пока) пепелаца, нечасто встречающегося на полках любителей 48-го масштаба. На этом, собственно, всё.
Ещё раз хочу всех поздравить с великим днём, Днём Победы советского народа в Великой Отечественной Войне!
P.S. Хочу выразить признательность моим соратникам по хобби за консультации, информацию, помощь и поддержку: Александру Тарасову (TAE), Кириллу Воскресенскому, Сергею Косачеву (KSL).
P.P.S. Да, и если кто-то узнает в этой работе бывшую свою, просьба связаться со мной.
..Ведь страна должна знать своих героев!
Спасибо ещё раз всем отписавшимся. Очень приятно!
KSL Сереж, ну без твоей помощи бы её вообще не было бы наверное в законченном виде, так что спасибо тебе ещё раз!
TAE Саш, в последний вагон практически вспрыгнул, на ходу, но успел))) Спасибо тебе за материалы.
rum-ata Ну, рад, что передал задор дальше)) Это же прекрасно!!
Хорошая модель, качественные снимки, душевный рассказ! Модели повезло! :-)
С чего делали стёкла пассажира и на дверце? Хорошо подогнаны они. Какой-то секрет есть подгонки? :-)
Дверь сделана по принципу будерброда, где между двух подогнанных элементов внутренней и наружней части двери проложен кусок прозрачной пленки. На крупной фото этой двери, зажатой в моих пальцах, это заметно по необрезанному ещё после склейки краю.
Иллюминатор подогнан и приклеен сначала на футуру, а потом непроклеенные щели были заполненны прозрачной двукомпонентной - эпоксидкой, Абро, и до её застывания излишки просто стерты уховерткой. Очень удобная штука, к слову. Из неё также сделано стекло посадочной фары - просто заполнено отверстие с отражателем из фольги, до полимеризации можно сколько нужно добавить-убавить зубочисткой, эпоксидка гелеобразная и сама в ровную поверхность стремиться вытянуться. Время полимеризации 5-7 минут.
lavka, спасибо!
Я про прозрачную эпоксидку что-то забыл совсем. А про такую гелеобразную Абро даже не знал.
Когда-то использовал прозрачную, но она не нравилась по причине очень быстрого времени застывания.
А эта я так понял достаточно долго не застывает?
VMS
Нет, время застывания эпоксидки Абро минут 5, набирает прочность сутки. Но первые две минуты она свойств густой жидкости/геля не теряет, что позволяет всячески её корректировать, убирать-прибавлять, вытирать излишки и пр.
Amouse
Автомобильный. Про них уже много говорено, но если вкратце - Не дает усадки, ложится ровно, растекается сам до полимеризации, сверхпрочный (выдерживает случайные проводы надфилем или скальпелем даже без царапин), нудновато (из-за прочности), но офигенно полируется и пр. Это как муха в янтаре. Футура просто курит в сторонке.
Тема: Самодел 1/48 Яковлев Як-6 - Дугласенок неизвестного художни
С днём Победы!