В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!"
А.С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке
До полки тянулась эта рыбка долго, больше полутора лет. Много раз я откладывал эту весьма трудоемкую модель, много раз садился снова. Под конец долгострой сильно утомил, но и завершить его было большой радостью.
В итоге третья по счет "Вдова" простояла на полке в готовом виде чуть дольше недели и была отпущена туда, откуда два года назад объявилась в виде коробки с моделью и афтермаркетом. Ну а у меня осталась сказочка о этом проекте, которую я и хочу рассказать.
"У нас было два набора колес шасси, семь вариантов окраски, два набора фототравления или ФТД, коробка, наполовину наполненная черными литниками, и целое море смоляных капотов, моторов и стволов, а так же металлические стойки шасси, пара книг и куча разных фотографий самолета из интернета. Не то, чтобы всё это было категорически необходимо для стройки, но если уж начал собирать модель, то к делу надо подходить серьёзно."
Модель
родом из 70ых годов, из эпичной, для своего времени,серии моделей американских самолетов, в которую помимо неё входили B-29, B-24, B-25, C-47 и другие модели. Не смотря на свой очень почтенный возраст модель довольно хороша с точки зрения геометрии, так как основа на обмерах реальной Р-61С из музея на авиабазе Райт-Паттерсон, что в штате Огайо,США. Правда сейчас, на фоне появления новых, исправленных моделей Р-61 от китайской GWH и анонсов ХоббиБоса основным плюсом старой американской модели является её цена. И то, у нас её часто пытаются продать по цене новых китайских моделей. Самые проблемные места модели - внешняя и не совсем полная расшивка, сомнительное членение капотов, слабая деталировка и плохая собираемость. В случае если модель из новых серий, а именно отлитый в китае Revell-овский набор, то к этому прибавляется отвратительный, мягкий и слоящийся пластик, который делает работу на нарезке расшивки и зачистке швов мучением. Такая вот исходная заготовка была пущена в работу.
Афтермаркет
- почти полное собрание всего, что можно было достать на Р-61 до выхода китайской модели, только выбор декалей был довольно скромным.
Декали от Zots
я уже использовал на модели А-20. С того раза впечатление о них было не лучшем. Красивая упаковка, красивые варианты окраски, вроде бы не плохая печать без смешения цветов. Но при ближайшем рассмотрении все куда хуже. Печать хромает. При ближайшем рассмотрении на части рисунков видны пиксели, что конечно не есть хорошо. Сами варианты реальные, но на фотографиях самолеты отличаются деталями(нет башни,не такой окрас мелочей) от боковиков. Кроме этого опыт говорил что лаковая подложка у этих декалей такой толщины, что убрать её почти не реально даже под множеством слоев футуры. В общем что досталось, то досталось.
Из смолы были использованы все наличные наборы от Vectora.
Фонари
из смолы это мягко говоря очень интересно. Почему они нужны? Родные фонари из-за своебразного членения почти не возможно собрать в закрытом положении. Они подгоняются удобней родных (по идее) и имеют более правильную форму переплета. Правда доставшийся мне комплект по прозрачности проигрывает родным. Для их установки придется немного попилить фюзеляж.
Моторы и капоты
точно относятся к must have. Монька дает разные моторы, один нормальный с выхлопной системой и один "ущербный". + капоты тоже разные. Один отлит почти целиком с балкой,другой отдельно. + нет патрубков, нет нормальной и точной решетки за мотором снизу и главное - нет цилиндрических насадок на картер мотора. Качество - высокое. Правда опять же - под установку нужно пилить родные детали модели. В прочем в случае моньки пилить и так приходится все и вся. Собственно для китайской модели этот набор так же подходит и нужен чуть ли не больше.
Винты
у моньки(и китайцев заодно) совсем страшненькие. У Вектора - очень приятные, лопасти отдельно, проработан узел крепления лопастей.
Quickboost
выпускает два набора стволов, для Р-61А и Р-61В. По хорошему все наоборот, и стволы от Ашки идут именно на Вшку с неподвижной башней. Проблемное место - сохрнанность хрупких стволов. Один набор достался мне уже в виде лома. Кроме этого в ход пошел набор антенн.
Колеса
были двух фирм - True Details и Экипаж. True Details дает не плохие колеса на основные стойки, которые надо только сделать не такими спущенными, а вот носовое колесо никуда не годится - спицы то сплошные. Колеса от Экипажа по сути просто брак. Если смоляные диски не плохи, то резиновые покрышки не исправимы.
Стойки от scale aircraft conversions
на первый взгляд казались полной гадостью. Будучи полной копией наборной детали по проработке, они отлиты с жуткими следами стыка от прессформы, имеют не ровную поверхность и недоливы.И главное - они отлиты из ОЧЕНЬ мягкого метала. Носовая стойка сворачиваеся в букву С почти БЕЗ усилий. При этом их цена - 19 баксов, сопоставима с ценой модели. В процессе работы выяснилось что наборные стойки просто убиты жутким смещением и гнутся еще сильнее, а метал установленный на модель спокойно держит её не маленький вес, легко обрабатывается и очень даже прочен.
Травленка от Eduard
- старые наборы фирмы. Сейчас нет смысла их рассматривать как цель для приобретения, новый наборы для китайской модели куда лучше. Да, они дают не плохую деталировку кабину, есть туннели радиаторов, красивые интерцепторы. На первый взгляд все красиво. При ближайшем рассмотрении выясняется что кабина дана с упущениями, приборы, напечатанные на бумаге не стыкуются с травленой приборкой, местами травленка плохо встает на модель, местами сделано полное фентези.
Из литературы
были использованы несколько книг: The Evolution of the P-61 Black Widow - Aircraft Specials series ; Queen of the Midnight Skies: The Story of America's Air Force Night Fighters и 56ой выпуск Война в Воздухе. Само-собой много информации черпалось из интернета и само собой - со скеела.
Сборка
началась в ноябре 2012 года. Для себя я поставил цель собрать модель со всеми возможными доработками, изучая матчасть и стремясь не просто поставить все наличный афтермаркет, но и сделать что-то своими руками. Кроме этого важным вопросом была покраска, потому что хотелось получить не просто одноцветное черное пятно.
Началось все с самого рутинного и неприятного момента работы - расшивки. Нормальных и верных чертежей на Р-61 к сожалению нет. Более всего мне по душе пришлись чертежи из Сквадроновского In Action, продублированные в нашей книге из серии "Война в воздухе".
Собственно говоря по ним и расшивал старую модель Р-61А. Так же поступил и тут. Перешил старую расшивку и добавил новую. Надо сказать что эта модель из новых партий, отлитая в Китае. И в отличии от старой модели пластик тут не очень приятен в работе. Мягкий, будто сливочное масло. Из-за этого получилась куча косяков расшивки, устранение которых и стало главной головной болью этой стройки.
Попутно с расшивкой занялся фонарями от Вектора. На сложенный на сухую фюзеляж они садились приемлемо. Распиливал фонарь тамиевскими травлеными пилками, которые оказались очень удобными в работе. В последующем я стал применять их для нарезки расшивки.
Прошло пара месяцев неспешного ковыряния модели, с перерывами на сборку других. Причем желание собирать эту модель сильно отбило знакомство с обновленной китайской Р-61. В итоге заказал себе китайскую модель в январе 2013 года.
Но процесс с монограмовской моделью потихоньку шел. Началась работа с воздухозаборниками. В целом довольно ажурная конструкция из травленки собирается не плохо, но один из них я согнул не верно, и когда начал пересгибать его... В общем замечательный пазл. Так же они не совсем верны по своей конструкции и главное - большой и маленький воздухозаборник имею одинаковые размеры в травленке. А в реальности они были разные. В итоге пришлось делать вставки из пластика. Так же изобразил каналы воздуховодов, что бы взгляд не обрывался в пустоту. Задул интерьер грином, правда судя по фото они были покрашены в цвет самолета, то есть были черные. В целом воздухозаборники не идеальны но ничего сделать с ними на этом этапе не вышло. Велик был соблазн заменить набором фототравления для китайской модели, но не срослось.
Руль высоты решено было сделать в отклоненном положении, для чего он был отпилен, из пластика вырезаны узлы навески.
Склеил, зашпаклевал, зашкурил начерно крылья. Собрал балки. Из-за того что они были подрезаны под установку Векторовской смолы пришлось поизголяться с фиксацией деталей на время сушки. Самые проблемные места решил зашпаклевать двухкомпонентной шпаклевкой от тамии, так как она не дает усадки.
Следующим шагом стала сборка кабины, которую я оттягивал как мог. Ну не нравилось мне тогда как я кабины делал.
Тут пришлось изрядно повозиться с травленкой. Кое где комбинировал детали с деталями из набора, которые Эдуард приписывает удалить. Наборы травления старые, и по этому изрядно косячные. При окончательной сборке пришлось удалять отмеченную красным часть одной из панелей. Так же на половине деталей не протравлены линии сгиба. Штурвал и кресла пришлось изрядно обтачивать, что бы привести в вменяемый вид. Травленый штурвал даже не снимал с платы травления. Так же доставили хлопот следы от толкателей. Новый китайский пластик очень не приятен в работе. Постоянно "ворсится". В общем кабина от идеала конечно далека, матчасть хромает, но все равно получилось лучше чем просто изкоробочная или собранная по Эдуардовской инструкции кабина.
Покрасил кабину красками от Акана и Валлехо. Акановский интерьерный просто отвратителен. С мерзким блеском, не укрывистый, местами лег с шагренью. В общем испортил он мне кабину. После покраски задул кабину глянцем, перевел пару декалей технички, задул все полуматовым лаком. К сожалению на фото со вспышкой вылезает отвратительный блеск,который не так явен в жизни. Потом приглушил его матовым лаком. Приборная доска - отдельная песня. Вместо пленки под приборы дана бумажка с отпечатанными на принтере циферблатами. Которые совершенно не совпадают с травлеными деталями. В итоге пришлось вырезать и клеить их по отдельности.
Отдельный тема - это забытые в травле детали. Напрочь забыты такие огромные и заметные детали как откидные бронеплиты у оператора турели и ночной прицел у пилота. Хотя с другой стороны на фронтовых фотографиях ни бронеплиты, не прицел не встречаются. Бронеплиты видимо снимали, а прицел и вовсе был опытным. Так что подумаю ставить ли их в итоге. Пришлось делать их из подручных средств, немного по мотивам, но лучше так, чем совсем никак. Правда откидную бронеплиту я сделал только одну, и ту не верно, так что сейчас она уже снята и их я переделаю. Надо сказать, что в травле на китайца Эдуард уже сделал эти плиты.
Векторовские фонари изначально были не отмыты от литьевой смазки. Вымыл их в мыльном растворе, прополоскал, все стало лучше. Только вот по непонятной причине одна деталь не отмылась и местами помутнела. В итоге помутнение все же удалось оттереть.
Потом загрузил нос. Запихал в него свинцовое грузило в 40 грамм и еще половину такого же. все остальное свободное место забил патафиксом. За моторы поставлю еще два 40 граммовых грузила. В итоге получается довольно увесистая модель. В итоге вес готовой модели вышел даже больше 300 грамм. Старая Р-61 весит 240 грамм и держит равновесие довольно неуверенно. Стойки спокойно держат вес, основная часть которого приходится на основные стойки. Причем старая модель стоит на пластиковых.
Установил фонари и зашпаклевал фюзеляж. Фонари встали средне. Лучше кошмара с родными, но не идеально. В придачу выяснилось что фюзеляж в носу немного поведен. И выправить его не возможно. Из-за этого придется шпаклевать и сами фонари. В паре мест шпаклевал двухкомпонеткой, что бы избавиться от уступов. На фото все эта шпаклевка выглядит страшно, но в итоге после просто мозговыносящего шпаклевания её стало на четрые пятых меньше.
Именно тут и настала свистопляска с фонарями. Да и всей моделью в целом. Из-за посредственной стыкоки махать шкуркой пришлесь изрядно. Пошел процесс зашкуривания гор шпаклевки.Несколько дней подряд тупо шкурил все стыки. Двухкомпонентная шпаклевка шкурится трудно, но она необходима - обычная на таких объемах просто даст страшную усадку. Работал 400ой шкуркой. Подсобрал моторы(без толкателей клапанов, проводки и мелочевки). Высверлил и вставил в них ось. Так же высверлил коки винтов. В итоге они хорошо сидят на трении. Может быть не буду клеить намертво. После этого заново прошелся по всем стыкам тонким слоем тамиевской шпаклевки. В паре мест на фюзеляже нанес двухкомпонетнку.
Потом сделал маски на переплет. Настало время грунтовать модель. Перед грунтовкой задул фонари в цвет интерьера.
Задул всю модель грунтом. Само собой повылезала тьма мелких, но заметных косяков. Забегая вперед скажу - устранение этих косяков шло до лета 2013 года. Так же дорезал всю расшивку, при этом сделал еще определенное число царапин.
Где то на этом этапе я занялся и работой над косячками экстерьера. Обтекатель узла навески сделан не правильно, целиком с закрылком. У китайцев, на новой модели это место тоже сделано не верно. На самом же деле при выпущенном закрылке он оставался на крыле. Вырезал его из закрылка и зашпаклевал. В крыло вживил обтекатель из полоски пластика, видно на фото выше.
После перерыва в работе снова вернулся к расшивке и грунту. Устранял прошлые косяки, шкурил. От старого грунта в итоге мало что осталось. Задул по новой. На этот раз все смотрелось куда лучше. Конечно вновь проявилась парочка проблемых мест, но их реально было жуе не так много.
Кроме того немного поработал с мелочевкой.
Во-первых собрал и загрунтовал створки ниш шасси. Самое "вкусное" тут - створки основных ниш. На модификации B они закрывальсь на стоянке, так что створку пришлось разрезать, склеить и подогнать по месту. Из-за такой особенности конструкции основные стойки шасси пришлось устанавливать до окраски модели. С другой стороны я могу быть спокоен за начинку ниш - её не будет видно. А учитывая какой там был фарш - это очень хорошо.
Во-вторых сделал нишу под посадочную фару в крыле. Сама фара будет установлена в выпущенном положении. Фару я сделал на одном крыле, хотя те же китайцы на своей модели сделали их на каждом крыле. Но я руководствовался фотографией. (Ага, как же. Потом увидел фотку с двумя фарами и пришлось делать нишу и под вторую.)
Где то в этот момент модель меня почти доконала. Больно уж однообразно и скучно возиться с кроем и стыковкой. К счастью впереди была возня с лючками из декалей и фольги. Это хотя бы интересно, в отличии от унылой возни с кроем.
Собственно говоря лючки. Сначала в процессе работы, только те что из фольги. На фото делана одна балка с крылом и фюзеляж.
Часть лючков и противообледенительных панелей сделаны по привычной технологии из фольги. А вот часть - из объемных декалей от Archer-а, за которые спасибо коллегам с одного форума.
Что могу сказать. Вполне приятная в работе штука, для ленивых - в самый раз. Переводятся они хорошо. Единственное что не очень облегают криволинейные поверхности, но приварить их к ним довольно легко. Да, лаковая подложка на декали общая. Сетовской жидкостью для декалей растворяется на ура и становится не видна. При этом отрезать лючок лучше с запасом, что бы он лучше приклеился. На грунтовке декали после высыхания держатся не плохо, но чую отодрать их скотчем - проще простого. Эту проблему решает задутие грунтом поверх декалей. Ах да, еще. Те маленькие прямоугольники, которые совсем маленькие, тоже имеют свой спектр применения. Я лично сделал из них петли и ручку на дверь оборудования турели.
Круглые лючки из фольги, что видны на фото выше , сделаны при помощи пробойника. Сам пробойник - наконечник провода, из арсенала электриков. Надевается на соединения проводов, вместо обматывания изолентой. Они как раз сделаны из тонких трубок и имеют подходящий диаметр. Достаточно снять фаску - и пробойник готов.
Так же на фото видно что я обшил часть переплета фольгой и накатал заклепки по всему переплету. Во-первых сделал это потому что резать расшивку по стыку фонаря почти не реально - фонарь тонкий и там изрядно шпаклевки. То еще удовольствие. Во-вторых фонарь на Р-61 в самом деле имел довольно грубую окантовку из полосок метала, соединенных внахлест. Так что одним выстрелом я убил сразу двух зайцев.
В середине мая 2013 года закончил возьню с лючками.
Всего приклеил:
4 антиобледенительных панели из фольги
88 лючка из фольги
41 лючок из декалей
Итого около 140 накладных панелей (считая переплеты фонарей и тд).
А потом взялся за стойки шасси, ведь как я писал выше из-за конструкции створок стойки нужно ставить до покраски. И тут пришел к интересному выводу... Изначально я думал что металлические стойки - бесполезный муср...
Сначала взялся за наборные стойки. Срезал родную проводку и двузвенник, начал зачищать след стыка прессформы. Получил не приятный сюрприз. На деталях присутствует не только не слабый след от стыка, но и банальное смещение половинок. Прибавим к этому мягкий и вязкий пластик. В итоге после зачистки стыка весь рельеф на стойке погибает, стойка становится овальной, а от 600ой шкурки остаются какие то жуткие царапины. Все же собрал одну из стоек с травленкой и кинул проводку. Немного восстановил рельеф фольгой. Да, самоклейка держится на стойках весьма паршиво. В общем результат мне мягко говоря не понравился.
Решил взять металлические стойки. Все познается в равнении и может быть они не так уж и плохи? Когда я достал их в первый раз мне не понравилось то, что метал был мягкий и довольно легко гнулся. В придачу качество литья было далеко не лучшим.
При более подробном рассмотрении качество литья, в сравнении с родными стойками оказалось не таким уж и плохим. В придачу стойки довольно хорошо обрабатываются. Но меня больше волновала гибкость. Сравнил пластик и металл. В итоге получилось что основные стойки в металле прочнее и что бы их деформировать надо приложить куда большее усилие, чем к пластиковым. Просто пластиковые возвращаются в исходное положение, а метал нет. Да, у метала легко гнется подкос, но он никакой несущей роли не играет и вобще не будет виден. Так что собрал одну металлическую стойку с доработками. Понравилось. И рельеф сохранился, и шток амортизатора можно не красить(отполировал 2000 шкуркой, закрыл скотчем и все) и обрабатывать метал легче. Даже получилось высверлить колечки внизу стойки.
Покрасил и вклеил в ниши. Ниши совсем не трогал, только задул в желтый. Все в итоге ничего не будет видно.
Приклеил створки ниш. Сложил модель на резинках, воткнул на трении носовую стойку, надел колеса от старой модели(родные, остались после замены на True Detals). Как то вот так. Весит ровно 300 грамм, груза в неё грамм под 180-200 минимум. Стоит на ногах уверенно, на зад не садится. Даже если наклонить на хвост - вернется в нормальное положение.
Немного порылся в интернете, посмотрел фотографии живой Вдовы из Китая и реставрируемой американской. Хоть и не тянусь к 100% точности, парочка косяков с лючками и панелями резанула глаза. Правда учитывая что я клеил лючки по мягко говоря сомнительным и главное разным чертежам - все не так уж и плохо. Пришлось убрать несколько лючков и сделать пару воздухозаборников.
Сел работать дальше. Сделал нишу под вторую фару, высверлил посадочные места под крепления антенн, исправил ситуацию с лючками. Вытянул из пластиковой трубочки воздухозаборник. Вот он у китайцев на новой модели есть. Сфоткал вместе со старой моделью. Замазал оставшиеся косячные места сюрфейсером.
После этого настал довольно долгий перерыв в работе над моделью. В том числе потому что пришла китайская модель и началась работа с ней. Сборка Монькиной модели сильно застопорилась. По сути ковырял её по мелочам.
Сделал упущенный воздухозаборник у задней кабины. Выводил углы воздухозаборников на крыльях при помощи шпаклевки.
На внешних заборниках добавил забытую эдуардовцами, но отлично заметную на фото перегородку. Вырезал её из листового пластика. А видно её на фотографии с фарой, выше.
В этот момент я уже определился если не с конкретным прототипом, то с подразделением, самолеты из которого я собирался делать. И тут выяснилось что все они несли неподвижные башни, сильно отличающиеся по форме от обычных, какие идут в наборе. Судя по всему все тихоокеанские Р-61В несли такие. Ну и уж точно все машинки из 548ого NFS, которые я и собирался делать.
Печально вздохнув я полез делать эти башни. Сделал болванку на основе родной башни, выдавил по ней пару деталей из пластика, укрепил их, обрезал, приклеил,подогнал, оклеил местами фольгой, загрунтовал.
Следующий шаг на внешний вид модели повлиял изрядно. Когда клепал GWH-шную модель - проклепал и эту. Причем GWHшная была скорее кошкой. Из-за более мягкого пластика клеп тут получился более выразительным. Ну и аккуратнее, чем на китайской модели. Клепал нанося линии карандашом, что бы достичь симметрии. Особенно актуально это было на балках. Кроме это собрал основные детали вместе. Швы были капитально проклеены, щели заделаны полосками пластика, ибо местами были объемов изрядных.
Так же собрал травленые интерцепторы. В итоге изучив этот спорный вопрос матчасти (выпускались ли они одновременно, как воздушные тормоза) решил их не ставить.
А модель, спортивлясь и упираясь медлено шла к стадии покраски. К сожалению не так быстро как думал. Швы на стыках стабилизатора и крыльев пришлось долго и нудно выводить. Учитывая конструкцию самого самолета в некоторых местах процесс был далек от приятного. Вроде бы как сделал, хотя предстоит еще локальное грунтование этих мест.
Закрылки, створки носовой ниши и прочая мелочевка просто приставлена на свои места для фото.
Кстати о мелочевке. С ней тоже оставалось много возьни. Из-за того работа над моделью шла с перерывами и планы работ постоянно менялись не получилось сделать всю мелочевку сразу и оттдельно, как я привык делать.
На этом этапе сделал посадочные фары, которые будут в выпущенном положении. За основу взял Ельфовские фары для авто в 35ом. Срезал не нужные элементы, сделал штырь крепления. Со стекла сточил рельеф, свойственный для фар авто. Искупал в футуре. Стекла правда в кадр не попали.
Проклепал закрылки. Взял колесико клепалки с отличным от основной клепки шагом. Сделал крепления на входной лестнице на люке в передней нише. Кроме закрылков проклепал и створки шасси.
В таком виде модель встретила весну 2014 года. Надо было начинать красить. Но по различным причинам я все откладывал и откладывал это... Но тут настало лето, появилось вдохновение. И в 20ых числах июня 2014 года я слел за покраску.
Покраска
"Черной Вдовы" дело сложное. Еще на прошлой китайской модели я пытался покрасить модель в черный цвет так, что бы не получить однородное пятно. Получилось осуществить только часть задуманного. Тут был необходим реванш за прошлые неудачи.
Покраску начал с задувки в черный цвет и имитации панельного эффекта. Конечно панельный эффект сильно утрирован и сделан больше для зрелищности. Но все же на многих фотографиях заметно отличие оттенков различных панелей друг от друга. Начиная от более светлого цвета рулевых поверхностей и радиопрозрачного обтекателя, заканчивая просто разными панелями обшивки (предпоследнее фото, створка шасси).
Красил Валлехой. Основной цвет - черный. Дальше возьня с масками, два дополнительных оттенка с добавлением зеленого и синего. Рулевки задул Тамиевским Нато Блэк. Смотрится все очень контрастно и лоскутно, но по опыту двух предыдущих моделей спокойно продолжил работу дальше. При дальнейшей окраске все сильно сгладилось.
Следующий шаг - красные "юбки" капотов и следы герметика/скотча на носовой части. На фото прототипа хорошо видно что все лючки на носу заклеены светлой лентой.
Задул полосы светло-серой краской, надул красный цвет. И поставил модель сохнуть в шкаф.
На следующий день продолжил работу. Еще на прошлой модели я пытался имитировать облезание и выцветание слоев краски солевым методом. Но в прошлый раз я сделал все это слишком не контрастно. В целом технология довольно спорная, но опять же - на многих фото горизонтальные поверхности Р-61 выглядтят очень и очень потрепанными. Все же служба на Тихом Океане и в Юго-Восточной Азии вносила свои коррективы во внешний вид машин.
Сам процесс довольно прост. На поверхность модели широкой кистью наносим воду, обильно посыпаем модель солью, ждем пока пода подсохнет, задуваем все жидко разведеной серой краской. И потом долго и упорно убираем соль. Сначала кистью, потом зубной щеткой. От белесых разводов помогает избавиться любая жидкость для приварки декалей, к примеру Тамиевский Марк Фит. Уже поверх всех этих художеств задул технологические полосы на крыльях.
К такой изношенности ЛКП явно просились сколы. Я не рискнул делать их солевым методом, решил просто нарисовать от руки/протереть шкуркой (передние кромки крыла, обшитые фольгой). Рисовал сколы кистью и поролоном. Больше всего решил ободрать передние кромки крыла и капотов. В целом встречаются и очень ободранные экземпляры Р-61, которым позавидуют даже японские самолеты, но я решил особо не увлекаться. Судя по всему передняя кромка крыла активно облезала из-за того что по ней шла антиобледенительная система. В принципе примеры ободранности на фото.
Сделал некую сборную солянку, стараясь все же не слишком сильно обдирать самолет.Кроме этого протер до грунта краску на носу, благо грунт белый, в цвет стеклоткани, из которой делался обтекатель. После нанесения сколов задул все Футурой в пару слоев. Сейчас могу сказать что надо было дунуть еще пару, все же она сильно впитывается в краску и глянца вышло не достаточно.
Настал черед декалей. Тут все на самом деле очень грустно. В наличии были декали от Zots и Print Scale. И то и то - не подарок. Зотс имеет слишком толстую подложку, которая почти не берется никакими жидкостями. В придачу Pin Up-ки имеют заметный типогравский растр. Декали от Принта напечатаны со смещением некоторых элементов, а рисунки сильно упрощены и смотрятся убого. В итоге пришлось использовать все что было под рукой + родные декали. В итоге процесс нанесения декалей доставил множество не приятных эмоций. Буквально все звезды от Зотс разрывались при попытке хоть как-то вварить их в поверхность. Каждую из них потом пришлось подкрашивать в ручную. Кроме этого после прорезки по расшивке декали из-за своей жесткости норовили отойти от краев. Причем это была особенность именно звезд, видимо белая краска такая. Номера перевелись лучше, правда все равно дали легкое серебрение, не смотря на приварку спиртов и глянцевую поверхность. Больше всего я опасался за изображение барышни. К счастью она перевелась вполне нормально и даже облегла своей пятой точкой пару лючков. Правда толстая подложка все равно заметна под некоторым ракурсом, не смотря на обильную заливку лаком. Ах да. Весь крой пришлось прорезать по декалям, да и потом катать по ним клепку. Схема была такая - декали - прорезка расшивки - приварка - сушка - лак - клепка. Техничку собрал из разных декалей, в целом она легла хорошо, но вот в паре мест Зотовская техничка опять же серебрилась. Эмблему 548ой эскадрильи взял из декали Принта. Что самое обидное? Дека с барышней у Зотс не верная. Сама барышня немного не правильных пропорций и полновата. Кроме этого возможно что-то не так с обводами самой модели. Потому что в итоге будучи приклееной на свое место (если смотреть по стойке антенны радара и переплету) декаль заметно отличается от рисунка и надписи на прототипе.
После этого занялся оставшейся мелочевкой. Начал с носовой стойки шасси. Сама стойка тоже из набора металлических. Дополнил её травлом, подкос доработал проволокой и пластиком. Кроме этого сделал отличительную черту Р-61В - посадочную фару.
Фото стойки для примера.
На первых фото поставлено смоляное колесо от True Details для примерки. Как видно из фото оно сделано довольно халтурно, со сплошными спицами. По этому из запасов было взято колесо от модели GWH. На нем пришлось восстановить протектор по стыку половинок.
На двигателях добавил толкатели клапанов из проволоки и проводку из фототравления. Особо не заморачивался, учитывая что на собранной модели в глубине капота моторы почти не видно.
Следующий шаг - антенны. На Р-61В они имели довольно сложную конструкцию. Плоские "усы" и подкосы интересной формы.
100% сходства добиться конечно не удалось(причем по своей глупости, запомнил что подкосы одной формы, а то что они с закруглением - забыл. Самоуверенно не смотрел на фото... ), да и на макро вырезанные из обрезков фототравления антенны не очень аккуратны. Но все же лучше и копийней чем родное чудо.
После занялся антеннами на брюхе. По сути Р-61 очень сильно отличались набором и установкой антенн. Захотелось какой-то экзотики. А тут на глаза попалась фото машины из 548 nfs с тросовой антенной снизу.
Сказано - сделано. Обточил зубочистки, вклеил в них штырьки из проволоки. Чуток облагородил фольгой. Покрасил их позже, перед самой установкой на модель. А вот радиополукомпас реши решил не ставить.
Пошли дальше. Аэрографом надул подложку копоти. И сделал смывку. Тут меня опять подвел пинен, поскольку смывка на нем оказалась слишком агресивной, немного въелась в лак и послужила как фильтр.В итоге это сильно забило панельный и солевой эффект. На счет светлого цвета смывки- вполне копийно, если глянуть на фото выше. Там видно что стыки панелей явно светлее остального самолета. В принципе все логично, самолеты служили в таких "веселых" местах как Сайпан, Гаваи, Иво-Джима, Окинава. Пыли, особенно на двух последних было хоть отбавляй. Она и оседала в стыках.
Настал черед финальной примерки, докраски, установки мелочевки и снятия масок. Приклеил большую часть мелочевки. На фото приклеены капоты, моторы, винты, откидная часть фонаря кабины, входной люк задней кабины, баки, руль высоты и закрылки. После снятия масок стало ясно что фонарь все же мутноват. Кроме того пришлось убирать на нем поддувы грунта изнутри.
Еще чуток по мелочевке. Входной люк задней кабины. Сделал подпуржиненные тяги.
Самолет:
Модель:
В носовой нише поставил травленые фиксаторы стойки.
Самолет:
Модель:
На носу из проволоки сделал мелкие "усы" радара.
Самолет:
Модель:
По возвращению из Питера, в районе 10ых чисел Июля модель была доделана. Нанес черный цвет копоти пигментом, приклеил тросы антенн. Приклеил БАНО. Поставил на место фонарь.Приклеил закрылки, ВМГ, руль высоты.
Конечно не обошлось без всяких мелких ошибок, которые может быть и обидны, на фоне такого объема работы. В принципе про косячки в курсе, но часть исправить сложно, часть - слишком мелочные. Думаю знающие люди их заметят.
Таким оказался результат полутора лет работы с перерывами. Самый долгий из моих долгостроев строился на фоне изменения подхода к моделям, на фоне постепенного роста мастерства. Что-то из этого отразилось на этой модели, что-то было порождено ею. И не смотря на то что модель часто лежала камнем на душе и изрядно надоела в процессе работы расставаться с ней было немного жалко. В прочем тему Р-61 я для себя не закрываю, впереди еще как минимум пара моделей.
Ну а всех кто дотерпел-дочитал досюда или просто промотал эту долгую и сумбурную сказку о стройке приглашаю посмотреть фотографии готовой модели. Отдельным бонусом - фотографии в компании пары других Р-61.
P-61B "Black Widow" с серийным номером 42-39525, "Night Take-off". 548-ая эскадрилья ночных истребителей, Иводзима, весная 1945 года.
глядя на твою работу, Ваня, я решил в конце концов "добить" свою, лежащую много лет "убитую" и брошенную в помойку, монограммовскую "Вдову".
Думаю, к выставке закончу ее "убивать"