Много лет назад мне досталась модель F-101B Voodoo в 48-м масштабе от Monogramm. Так как это была одна из первых моих моделей в этом масштабе я, конечно, с энтузиазмом бросился ее собирать. Когда все основные элементы модели были собраны, пришло время задуматься о подходящем мне варианте окраски. Тут стоить заметить, что собираю я исключительно «боевые» борта, то есть самолеты учавствовавшие в боевых действиях. И вот тут меня поджидал облом – каких либо следов участия истребителей F-101 в боевых действиях во Вьетнаме или на Тайване я не нашел. Все эти Национальные Гвардии, NORAD и прочие Канады, меня категорически не устраивали. Полусобранная модель архипрочно осела в запасниках.
Единственной перспективой стала конверсия в один из разведчиков RF-101, благо те вполне себе повоевали – американские активно летали во Вьетнаме и над Кубой, тайваньские над континентальным Китаем. Именно тогда я и увидел в каком-то из каталогов Squadron смоляную конверсию RF-101C для монограммовской модели по цене 45 USD. В те времена далекие, теперь почти былинные, для меня это было почти ползарплаты, да и возможности приобретать что-то заграницей еще не было.
С появлением интернета удалось найти сайт производителя http://www.candhaerominiatures.com/, но несмотря на потенциальную возможность, до приобретения этой конверсии руки так и не доходили. Коллега Sky Dog узнав о моем интересе к продукции этого редкого и труднодоступного производителя, сделался соучастником покупки, проявив серьезный интерес к приобретению конверсии А-1Е Skyhawk за 65 USD.
Так как моим местом обитания является страна входящая в Евросоюз, и, видимо более приемлемая для торговли с Америкой, чем «дикая Россия», хозяин фирмы ответил на мое электронное послание и обещал выполнить заказ в случае его получения. Несмотря на то, что вариант с закупкой через Латвию сильно удорожал для коллеги его А-1Е (двойная пересылка плюс моя таможня), Иван решительно выслал деньги практически на «деревню дедушке» (то есть мне). Отступать теперь было некуда, я распечатал бланк заказа с сайта, отметил нужные позиции, написал реквизиты своей кредитки и отправил письмом в Штаты. Прошло месяца полтора, а в ответ тишина – дошло письмо или нет — непонятно. Начинаю интересоваться судьбой – после второго е-майла приходит ответ — Все о’кей, над вашим заказом работаем. Пока типичный представитель модельной «Гараж Индастри» (гаражной индустрии) медленно и печально отливал смолу для моего заказа, трагически истек срок жизни кредитной карты, и процедуру отправки письма с реквизитами в Америку пришлось повторять, правда при этом я решил добавить еще один небольшой заказ – конверсионный нос для RF-80A за 19 USD. В общем, сам процесс закупки конверсий занял у меня почти три месяца, причем примерно месяц – это собственно выполнение заказа самой фирмой. Как я думаю, понятия склада готовой продукции у С&H Aero Miniatures нет, скорее всего, по мере получения заказов, хозяин фирмы просто отливает необходимые детали в свой выходной день, комплектует заказ и рассылает.
Учитывая редкость этих конверсионных наборов и, пользуясь правом «первой ночи» в отношении конверсии А-1Е, решил сделать этот обзор смоляных конверсий.
С&H Aero Miniatures RF-101C
Надо сказать, что я был удивлен, когда на почте мне вручили весьма объемную коробку от С&H Aero Miniatures – ожидал увидеть небольшую картонную коробочку с полиэтеленовыми мешками смоляных деталей, а получил коробку, в которую можно было упаковать пару не очень крупных моделей 48-го масштаба.
<meta charset="utf-8"> Вскрытие почтовой упаковки показало, что там действительно лежало еще две очень прочные картонные коробки с цветными этикетками конверсий (формата А4), отпечатанными на цветном принтере. Кроме того, детали внутри каждой коробки были проложены пупырчатым полиэтиленом. В общем, повредить содержимое заказа можно было, только случайно уронив на посылку 20-футовый контейнер.
Собственно детали конверсии распиханы по нескольким пакетикам. Причем, детали RF-101C отлиты из смолы разных цветов – так как фирма выпускает несколько конверсий Voodoo (RF-101C, F-101A/C и RF-101G/H), некоторые из них общие для этих комплектов и, наверное, были в запасе.
Должен признаться, что уже с первого взгляда мне стало понятно – легкой жизни этот комплект не предполагает. Фотографии на сайте производителя не дают полного понятия о том, что тебя ждет. Во-первых, мой практически собранный в варианте истребителя Voodoo придется ломать до основания и расчленять. И только потом заниматься созидательным трудом.
Основной деталью этой конверсии, несомненно, является носовая часть фюзеляжа. Деталь полая внутри, нишу шасси и кабину надо прорезать самому. Расшивка нечеткая, замыленная, а поверхность производит впечатление немного шероховатой, как будто мастер-модель вытачивали из какого-то легкого пенообразного материала, а не из полистирола или дерева.
Робкий взгляд в инструкцию сразу подтверждает – никакой смоляной кабины или ниши шасси тут нет. Будьте добры самостоятельно переделать переднюю нишу от Монограмма в нишу одноместного самолета (они несколько отличаются), а кабину просто разрежьте в указанном месте. Все это необходимо потом инсталлировать в смоляной нос. Довольно неряшливая приборная доска дается отдельной деталью, видно, что она переделана из Монограмовской. Кроме того имеется смоляная деталь, расположенная под передним козырьком остекления.
Большой вырез в нижней части носа предполагает на выбор установку панели с призматическим наплывом (скорее всего какой-то датчик) или панель с очередным фотолюком. Надо сказать, что эти фотолюки больше всего в тупик и ставят. Их много, в них нет ничего, кроме голой стенки и к ним не предлагается никакого стекла. Ну если последнюю проблему можно решить вклеив прозрачную пленку от упаковки, то вот вид за «стеклом» — действительно проблема.
Переделке полежит и фюзеляж монограмовской модели. Согласно инструкции, надо кое-что срезать, пропилить обшивку и вставить два смоляных воздухозаборничка. Полностью заменяются сопла двигателей и жаропрочный «ласт» за движками, а также колеса и часть створки основных шасси.
Остекление одноместного разведчика дается вакуумформованным фонарем в количестве двух штук, качество среднее, но выбирать тут особо не приходится.
Инструкция к модели отпечатана на листах формата А4, и очень отличается от того, что мы привыкли видеть. Обычно инструкция к моделям — это на 99% наглядный графический материал, тут картинки конечно тоже есть, но весьма большой объем занимает текстовая часть на английском, причем она требует очень внимательного прочтения и осмысления, что еще раз подчеркивает – модель не для новичков. На последней странице инструкции дана ссылка на литературу использовавшуюся в качестве источников информации.
Декаль. Увы, тут меня поджидал большой облом — в комплекте ее не оказалось. Раньше она существовала и конверсия ею комплектовалась, причем декаль была на Вьетнамский вариант и именно поэтому я выбрал конверсию RF-101C. Обнаружив прискорбный факт отсутствия декали я вновь залез на сайт –, но теперь там красовалось «Декаль более не доступна для этого набора». Увы, шансов ее найти практически нет – придется что-то компилировать по фотографиям прототипов. А выглядела она так: </meta>
С&H Aero Miniatures А-1Е
Предназначенный Ивану (Sky Dog) конверсионный набор A-1E упакован точно в такую же коробку, как и Вуду, за исключением, конечно этикетки. Несмотря на более высокую цену, конверсия и содержит намного больше интересного. Начнем по порядку.
Конверсированию подлежит Скайрейдер от Tamiya и основным элементом набора является новый фюзеляж. В целом, он смотрится намного лучше, чем конверсионный нос от Вуду, прежде всего потому, что делался не с нуля, а на основе фюзеляжа самой Тамии и это благоприятно сказалось на качестве. Внешняя сторона смотрится аккуратно и приятно, хотя изнанка половинок этим похвастаться не может – видны хаотичные следы заполнения половинок мастер-модели шпатлевкой и приклейки брусков усиления, видимо с целью придания будущим отливкам достаточной прочности, чтобы исключить искривление этих достаточно длинных деталей.
Все остальные детали сделанные С&H — на следующей фотографии и включают передние створки основных шасси, два катапультных кресла, различную мелочевку и две панели в районе колесных ниш. Мой английский не позволил мне понять в инструкции — надо ли заменить эти панели в нижнем крыле или приклеить сверху и сошлифовать до нужной толщины.
Очень интересно решен вопрос с новым остеклением кабины. Я был уверен, что увижу вакуумформованный фонарь, но глубоко ошибся – в наборе три прозрачные смоляные отливки. В общем-то я знал, что такая технология существует, но впервые держал их в руках. Впечатление следующее – фонарь получился достаточно толстым, соответственно его прозрачность ниже, а искажений он дает больше, чем обычный полистирольный фонарь, не говоря о вакушном. Возможно, ему не повредит купание в Футуре или аккуратная полировка, но это уже будет решать хозяин модели. Видимо, такой ход, как использование прозрачной смолы для изготовления фонаря было вызвано необходимостью сделать заднюю часть остекления темно синей, как и на прототипе. Из-за толщины и насыщенной тонировки смолы эта часть действительно темная и выглядит очень непривычно.
Одним из наиболее серьезных бонусов набора является комплектация интерьером от Cobra Company, что практически закрывает проблему кабины. Вполне приличная по деталировке смола включает еще одну пару кресел, приборку, пол кабины, перегородку, борта, ручки управления.
Всего в комплекте получилось 4 кресла – по два от С&H и Cobra, причем выглядят они по разному. Матчасть этого самолета я не знаю, где какие должны стоять из инструкций не понятно, но сравнительные фото приведу, на первой фотографии кресло С&H, на второй – Cobra Соmpany.
Инструкция к кабине Cobra Соmpany – одна лаконичная страничка.
Основная же инструкция от С&H Aero Miniatures выполнена в том же стиле, что и для Вуду – целых 11 страниц и довольно много пояснительного текста, который надо внимательно читать.
С декалью на А-1Е та же история – ее нету. На сайте надпись – будет прислана, когда будет доступна. Верится в это слабо. Но учитывая, что практически все «вьетнамские» Скайрейдеры ВВС США имеют на киле код ТТ и декалей для них выпущено предостаточно, подобрать вариант будет не так уж сложно.
Общее впечатление от данного набора – несмотря на большую цену, данная конверсия более «законченная», в том смысле, что, по крайней мере на первый взгляд, не имеет таких узких мест, как выше рассмотренный RF-101C. Тем не менее переделка Тамиевского Скайрейдера в вариант A-1E отнюдь не простое занятие и этот набор явно не стоит рекомендовать начинающим моделистам.
С&H Aero Miniatures RF-80A
В момент когда мне надо было повторно отправлять письмо в Штаты с данными новой кредитки, я внезапно понял, что в ближайшие 20–30 лет я вряд ли буду еще что-то заказывать в C&H Aero Miniatures и единственное, что меня еще интересует из их каталога – небольшая конверсия на RF-80A с Корейской декалью. Цена вопроса 19 USD. В общем как в анекдоте про Чебурашку в ресторане: «Эх, гулять так гулять! Официант! Коржик!!!» На корявом английском накарябал что-то вроде «Плиз енклосе ин май ордер элсо РФ-80A фор 19 усд», запечатал писульку, плюнул на герб своей нелюбимой мачехи-Родины, прилепил его на конверт и отправил письмецо в конверте в дорогу дальнюю.
Слава богу, моя новая хотелка не отразилась на скорости получения всего заказа. Из-за миниатюрности, данная конверсия не заслужила отдельной солидной упаковки, пакет был вложен в один из больших наборов. Собственно сама конверсия состоит из трех отливок – целиком нового носа с окнами фотолюков и объективами камер, новой приборной доски – переделка из Монограмовской с заметным ухудшением качества при копировании. И отдельной отливки из прозрачной смолы синего цвета, на которой имеется пять кругляшков имитирующих стекла объективов фотоаппаратов. Надо признать, что убедительность этой имитации объективов оставляет желать лучшего, но это все же намного веселее, чем мутная пустота фотолюков RF-101C.
Вопрос с закрытием фотолюков на RF-80A решен аналогично Voodoo – то есть никак, как хочешь так и выкручивайся. Качество самого носа довольно слабое – «гуляющая» расшивка, местами канавообразная, местами теряющаяся. На отливке имеются пузырьки воздуха, которые придется зашпатлевать (кстати, ни на RF-101C, ни на А-1Е пузырьков не было вообще). Качество прорезки нижних люков откровенно безобразное.
С точки зрения собственно конверсирования это однозначно самый простой набор из трех – отрезать у Шутинг Стара нос и чуток подработать переднюю нишу шасси. Учитывая, что я сейчас собираю монограммовский F-80C в варианте истребителя и, мягко говоря, и задолбался его шпатлевать из-за плохой собираемости даже в оригинальном виде, то вряд ли установка нового носа сильно осложнила бы жизнь.
Инструкция достаточно стандартная для C&H — пять страниц с рисунками и пространными комментариями.
Что реально меня обрадовало – так это то, что хотя бы к RF-80A прилагается декаль на два варианта, один из которых использовался при испытаниях Х-1, а другой — воевал в Корее в нетипичной для Шутинг Стара зеленой окраске.
Общий вывод всего обзора таков – C&H Aero Miniatures типичный представитель «гаражной индустрии», который выпускает достаточно редкие и недешевые конверсии, найти которые в интернет-магазинах очень проблематично. Гораздо проще и, в среднем на 10 USD дешевле (за большой комплект типа RF-101) заказать непосредственно у владельца, но при этом надо учитывать, что скорее всего смола будет отливаться под ваш заказ и срок исполнения будет минимум два месяца с учетом пересылки. В любом случае, это достаточно сложный в сборке продукт, а учитывая его цену, плюс пересылку и стоимость самой модели-донора, надо иметь серьезные основания, чтобы браться за такой проект.
Дмитрий Шевчук (dagger)
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.