Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Памяти летчиков 116 и 611 иап
Здравия желаю, уважаемые коллеги. Впервые представляю модель, которую еще и так неожиданно долго собирал. А поначалу все казалось ужасно простым – купить несколько самолетиков и быстренько их склеить …ага,ага, как же.

Немного предыстории

Виновата во всем, как водится, супруга, потащившая в конце 2017-го года от рождества Христова в ТЦ в качестве бесплатного шофера машины, тележки, ну и конечно обладателя карточки.Выезжая с нагруженной нужными и не очень покупками тачкой из дебрей ТЦ, по дороге к кассам мы проследовали мимо полок отдела игрушек. Мне кажется, существо мужского пола в любом возрасте притормозит в таком отделе. Я - не исключение) И притормозил я потому, что заметил коробки с моделями самолетов и танков. И среди них те, что в детстве и юности, когда я увлеченно клеил модели, найти было нереально. Ла-5, Пе-8, фрицевские мессер, фоккер, юнкерсы...глаза разбежались. Я не удержался и прихватил пару коробок с мыслью просто вспомнить прошлое и склеить то, что раньше было недосягаемым.
Позже появилась более конкретная цель – а почему бы не собрать то, на чем летал мой двоюродный дед и то, что он сбивал во время Великой Отечественной. Дело в том, что дед, Коваленко Петр Илларионович, был летчиком-истребителем и незадолго до этого на сайте «Память народа» я нашел его наградные листы и сильно впечатлился. От старшины до подполковника, от старшего летчика эскадрильи до старшего штурмана авиадивизии, ордена Красного Знамени, Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1ст., Красной Звезды, заработанные во время войны, говорили о многом. Я до знакомства с документами и знать не знал, что до середины 43-года наши еще воевали на И-153, а дед умудрился отлетать на ней (Чайке) и остаться в живых на Кубани с декабря 42-го по июнь 43-го после более чем сотни штурмовок. По наградным среди сбитых дедом числились по паре Ю-87 и 52, хотя в основном Чайки использовались в качестве штурмовиков, а позже, уже на Як-1, по одному Ме-109 и Ме-110 (в группе). Нашлись и рапорта о незасчитанных. К сожалению, я не был знаком с ним лично, о чем сейчас жалею ужасно. Это же…эххх-х-х…а ведь можно было сгонять к нему в восьмидесятых в Киев…посидеть, поговорить…У отца в альбомах нашлась и фотография 43 года, которую Петр прислал своему двоюродному брату, Степану (моему деду Коваленко Степану Акимовичу) в Ужур Красноярского края.

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

В общем, влип я. Через некоторое время, начитавшись и насмотревшись многого из того, что было пропущено за 30 внемодельных лет, обалдев от того, насколько далеко ушла модельная жизнь от пластикартовского флюгзеуг моделбаукастен, собрав для тренировки десяток моделей из коробки, обзаведясь за это время аэрографом, компрессором и прочими скрайберами , кучей моделей по теме и найденных в инете хотелок с детства, а проще говоря – проходя путь, великолепно описанный в своей нетленке motorhead-ом, я понял, что топчусь на месте и начал искать наставника, который бы помог выйти на уровень выше начального.
…Им согласился стать Сан Саныч, который в свое время начинал свой моделистский путь как раз с Ju-87, а у меня были варианты собирать пару Чаек или как раз-таки пару Ju-87. На последних мы и договорились. Но когда я отписался, что готов начинать, Сан Саныч извинился и ответил, что не сможет мне помочь. Я начал самостоятельно в надежде, что Сан Саныч, решив свои проблемы, подключится по ходу стройки. По этой же причине стал вести ее даже излишне подробно, чтобы представить потом шефу результаты деятельности. Но увы, увы…(ссылка на стройку- http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=77716)

Немного истории и искажения истории

Все время до и по ходу стройки я изучал те документы по 611 иап, которые удалось найти на «Памяти народа» и очень приятный сюрприз ждал меня, когда я нашел сначала в сети книгу командира 611 иап полковника Николая Федоровича Исаенко «Вижу противника», а позже купил ее «живой» экземпляр.
И читаю в одной из глав следующее:
…для летчиков 611-го полка, прибывших на фронт, как уже говорилось, 1 января 1943 года, март был месяцем возмужания, месяцем легендарных побед. Устаревшим «чайкам» полка тяжело было тягаться с вражескими истребителями в скорости и маневренности. Перкалевая обшивка «чаек» вспыхивала, как порох, от первой же искры, они были уязвимы даже для стрелкового оружия противника. И, тем не менее, стали грозой для наземных гитлеровских войск, не уступали в воздухе ни «фоккерам», ни «мессерам», беспощадно и успешно уничтожали бомбардировщики врага. Вот несколько примеров. Еще 11 февраля 1943 года старшина П. И. Коваленко с ведомым старшим сержантом В. С. Борщевским прикрывали на «чайках» позиции высадившейся на легендарную Малую землю 225-й бригады морской пехоты 18-й армии. По морским пехотинцам намеревались нанести удар девять пикирующих бомбардировщиков врага. Коваленко и Борщевский с ходу атаковали ведущее звено «юнкерсов», пулеметным огнем и реактивными снарядами сбили три Ю-87, посеяли среди гитлеровцев панику: уцелевшие бомбардировщики посбрасывали бомбы в Цемесскую бухту, рассыпались и поодиночке бросились наутек…
Этот небольшой кусочек книги отлично ложился в идею сделать «на чем летал и что сбил». Но как-то надо было привязать все к действительности, а некоторые моменты в этом рассказе меня смутили и требовали уточнения. Дело в том, что Исаенко в это время еще не был командиром 611 иап, он им станет летом 44-го года. Стало быть, этот эпизод он включил в книгу с чьих-то слов или записей или каких-то других источников.
Потом- три Юнкерса завалить в одном бою на Чайках, пусть и вдвоем и чтобы это не было как-то отмечено поощрением? Странно.
Сверил даты… Старшина Коваленко П.И. прибыл на фронт в середине декабря 42-го в составе не 611иап, а 116 иап и первым своим орденом – орденом Красной звезды был награжден приказом по 5 воздушной армии как раз в тот же день- 11.02.43 г. за успешные штурмовки конца января - начала февраля. А в приказе все строго – на момент подписания указано: место службы- 116 иап 5 ВА СКФ
(...116 иап был вооружен И-16 и теми же И-153, был переведен на Кавказ из того же Среднеазиатского округа, что и 611 иап, только на пару недель раньше и судя по тому, что уже в середине марта 43-го 116 полк вывели из боевых действий и отправили на доукомлектование личным составом и техникой, ему здорово досталось).
Могли ли ст-ну Коваленко в один день 11.02.43 наградить в приказе как летчика 116 иап, тут же подписать приказ о переводе из 116-го в 611иап, перевести в 611 иап и сразу отправить ведущим на прикрытие Малой земли, где они на пару с ведомым завалили три Юнкерса? Теоретически, конечно, это возможно, но маловероятно, подумалось, какая-то путаница имеет место.
Но вот когда эта статья была уже готова, я еще раз зашел на «Память народа и не зря. Нашлись новые документы и в частности наградной лист к ордену Отечественной войны 2ст. на старшего сержанта Барщевского Василия Семеновича, белоруса, 1919 г.рождения. И в представлении с нескрываемой радостью читаю: «…11 февраля 1943 года ведя воздушный бой в составе группы с 4-мя Ме-109 в один из критических моментов выбил самолет противника из-под хвоста самолета младшего лейтенанта Борисова тем самым спас ему жизнь.
Того же числа в паре на самолете И-153, прикрывая свои войска в районе Новороссийска, заметил 21 Ю-87 намеревавшихся бомбить наши войска, невзирая на явное превосходство противника старший сержант БАРЩЕВСКИЙ вместе со старшиной КОВАЛЕНКО смело атаковали противника и в ожесточенной схватке сбили 3 Ю-87, а остальным помешали сбросить бомбы прицельно.
Факт сбития 3 Ю-87 немедленно был потвержден нашими постами ВНОС…»
То есть практически все совпадает с мемуарами Исаенко за исключением количества атаковавших Ю-87, одной буквы в фамилии и место службы летчиков! Но нет сомнений в том , что и в книге и в наградном речь идет об одном и том же бое.
И наградной этот от 15.02.43 г. и подписан командиром 116 иап м-ом Шатилиным!
Этим наградным объясняется многое. Во-первых,не Борщевский, а Барщевский (явно белорусское написание фамилии), во-вторых, почему Коваленко тоже не наградили за этот бой (он же сегодня , 11 февраля, Красную Звезду уже получил, что же его, каждый день теперь орденами награждать?), в третьих, что и на 15.02.43г. Коваленко и Борщевский не были еще переведены в 611иап.
Как говорится, в сухом остатке имеем : 11.02.43г. Петр Коваленко с Василием Бо(а)рщевским завалили три Ю-87 над Черным морем недалеко от Новороссийска на И-153 будучи летчиками 116 иап.
Кстати сказать, еще в нескольких более поздних документах 611 полка Барщевский В.С. записан уже как Борщевский В.С.
Но вообще нельзя не сказать, что день 11 февраля был самым трагичным за всю войну в истории 116 иап. Несмотря на то, что в этот день были сбиты еще 4 немецких бомбардировщика, но и шестеро(!) наших летчиков были сбиты в воздушных боях и не вернулись на свой аэродром. Среди них штурман полка, комэск, зам. комэска, командир звена… Таких потерь за один день больше в полку не было даже во время Курской битвы. Потеряны три И-16,остальные И-153(?).
И еще о Василии Борщевском, не могу не привести этот боевой отзыв о его действиях от наземных войск:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Да уж, тут Вася, что называется, «уперся»)). Мог вполне вместо представления ко второй награде, о чем ходатайствует ЗНШ 9-й армии и по шее схлопотать за то, что не ушел домой с группой, а самовольно остался добивать минометчиков. И скорее всего так оно и было, поскольку награда за В.Борщевским числится только одна.
Нашлась у В. Савончика в истории 611 иап такая запись в списке потерь:
17 апреля 1943 года. Борщевский Николай Дмитриевич. Старший сержант. Заместитель командира эскадрильи 611-го истребительного авиационного полка. Погиб в авиационной катастрофе на самолёте И-153.
У Исаенко в мемуарах и в наградном листе – ведомый ст.с-т Борщевский Василий Семенович, имя-отчество не совпадают, стал разбираться.
Здесь вообще чистый детектив. Нахожу, что вроде как да, служили в 611 иап Борщевский Н.Д. и Борщевский В.С. и по документам оба они, увы, погибли , причем в один день 17 апреля 1943г.! Причем оба в результате авиакатастроф!?
Сопоставляя боевые документы 611 иап нашел сильно заинтересовавшие:

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Стоп! И вроде оба Борщевских получаются белорусы и оба из-под Орши…родственники? Но вот запись об исключении из списков части- Борщевский Николай Дмитриевич, а отец-то- Семен Кузьмич! Что это? Ошибка писаря? Подмахнувшего, не проверяя списки, кадровика? Начальника штаба? И у Василия Семеновича Борщевского отец тот же!- Семен Кузьмич, ну тут вопросов нет. И адреса отца совпадают у обоих Борщевских. А то, что Николай - Дмитриевич как-то не совпадает, его отца-то Дмитрием должны звать, это очевидно.
Может сводный брат по матери? Или двоюродный , указавший Семена Кузьмича Борщевского как ближайшего родственника, оставшегося в живых?
И погибли братья в один день по одинаковой причине - авиакатастрофе? Как-то фантастично.
По документам – да, а по –настоящему?
А может погиб один из них, по ошибке из-за совпадения фамилий записали в погибшие обоих, а второй в это время продолжал воевать? Хотелось бы хоть так, но судя по тому, что наград больше не было у обоих Борщевских…О Николае пока вообще ничего не нашел, а по приведенным эпизодам о боевой работе Василия понятно, что одним орденом , останься он жив, там бы не обошлось. Василий Борщевский был лихим истребителем.
У меня пока нет ответа на эти вопросы. Буду ждать публикации новых документов.
...дальше – читая рапорта летчиков о выполнении боевых задач на «Подвиге народа» нахожу вот этот, собственноручный рапорт деда!:

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Не уверен, что все можно разобрать по фото, потому приведу то, что удалось прочитать мне (орфографию сохранял):

От старшины Командиру 611 иап
Коваленко
2аэ
№_____
г.Геленджик
Рапорт.
11 марта имел задачу на штурмовку
с последующим прикрытием района
Абинская-Ахтарская в составе
4-х чаек и 6 И-16 . В районе
Абинская в 14.20- 14.28 я увидел группу Ю-87
с прикрытием 4-6 Ме-109 покачива-
нием я предупредил старшину
Чурилина и группу в составе
которой мы шли и с набором
высоты ушел к группе «Ю-87»
С первой атаки нашей пары
был сбит «Ю-87» старшиной
Чурилиным и врезался в землю (вставка, прим.мое) горящим
юго-западнее пункта Гришки
с-т (самолет, прим.мое) атакованный мной со снижением
переворачиваясь ушел за абинскую
старшина Коваленко

Знаете, когда читаешь через 77 лет сохранившийся настоящий, собственноручный рапорт твоего хоть и дальнего, но родственника… совсем другие чувства, однако. Я не могу это описать словами. Как представишь, что твой двадцатипятилетний дед на тряпочной этажерке, у которой всей защиты – это движок впереди да сиденье с парашютом под задницей, прёт на мессеры с юнкерсами…холод по спине. Это ж как на запоре с мерином тягаться, только не в гонках по шоссе, а кто кого первый быстрей убьет. Совсем убьет. Насмерть. Навсегда. И у тебя шансов умереть и сгореть во много раз больше, потому что ты на устаревшем еще до начала войны биплане, а он катается на последнем достижении конструкторской мысли в области убийства… Деды круты были, ребята-гвозди, это даже не сталинские соколы, это черти какие-то. Горжусь… И понимаешь отчетливо, в каком же сложном положении были ВВС, если кадровыми летчиками, не имея возможности пересадить их на что-то более приличное, затыкали дыры в небе, чтобы хоть как-то облегчить действия наземных войск (116 и 611 иап это ведь не «взлет-посадка», и дед и вот Борщевский Василий, кадровые , летали с 38-го года).
Отметим также и то, что 11.03.43 ст-на Коваленко уже вовсю воевал в составе 2аэ 611иап и то, что этот рапорт хоть и не имеет прямой связи с эпизодом в мемуарах Исаенко, но служит документом, описывающим события интересующего периода.
Нашел рапорт о том же самом бое и старшего группы, командира 2аэ 611иап ст-л-та Новойдарского В.П (тоже переведенного из 116 иап и тоже кадровый- в ВВС с 1936г).

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
( Интересно, а немецкому эксперту засчитали бы самолет, который ушел после его атаки, задымив, переворачиваясь со снижением? Деду - нет, По данным Быкова М.Ю. за ним вообще числится всего 2 сбитых.)
В майском представлении деда ко второму ордену, ордену Красного Знамени, есть следующие строчки: …14.03.43г. будучи сам ранен в воздушном бою продолжал выполнять боевое задание по штурмовке войск и техники противника в районе Крымская, и после успешного выполнения боевого задания привел группу в район своего аэродрома, где передал командование группой своему заместителю и пошел на посадку…, значит какое-то время с 14.03 ст-на Коваленко находился на лечении.
Собственно вопросы-то возникли из-за того, что надо было решать, раз я начал с побед деда, а чьи юнкерсы были сбиты, какого подразделения? Кто тогда мог участвовать в бомбежках Малой Земли? И какие юнкерсы? Два года назад я вообще понятия не имел, что были Антоны, Берты и прочие Доры, которые, как оказалось, отличались друг от друга и весьма значительно. Все они были для меня «лаптежниками». И хотелось все-таки узнать не только то, на чем летали враги, но и какие это были гешвадеры и прочие штаффели. Глупо было бы клеить на юнкерс, сбитый зимой 43-го над Черным морем, коды подразделения находившегося в это время где-нибудь на Балтике. И уж просто идеально было бы, если нашлось подтверждение сбитым с немецкой стороны. Но об этом оставалось разве что мечтать.
А вот подразделение с помощью коллег и некоторых других источников вычислилось. Им оказалась I./St.G.3, базировавшаяся в районе Керчи, которая с самого начала Новороссийской десантной операции бомбила плацдарм с укрепившимся на нем нашим десантом.
И имела на вооружении она Ju-87 D-3. Оставались вопросы: использовали немцы зимний камуфляж на юге? Он решился довольно быстро – да, конечно. Нашлись фото разных подразделений, действовавших на Штуках на юге, в зимнем камке.
Еще был один технический вопрос. Дело в том, что купленная Ревелловская модель Ju-87 G/D по инструкции предполагала установку «длинного» крыла на оба предлагаемых к сборке варианта G-2 и D-3, а D-3 вообще-то выпускались с «коротким» крылом с установленными в них MG-17. Длинное крыло ставилось на D-5 и при этом устанавливались 20-мм пушки MG151/20 и именно D-5 переделывались в штурмовик G-2 . Причем в инструкции никак не оговорено то, что на G-2 надо ставить длинное крыло, а на D-3 – короткое, в обоих вариантах по схеме сборки должно быть длинное. В довершение этой путаницы, в схемах окраски и нанесения декалей крылья для обоих вариантов нарисованы правильно! Совесть моя успокоилась, когда в одном из источников нашлась запись о том, что в октябре – ноябре 42-го часть D-3 была выпущена с длинным крылом. Так что теоретически они могли появиться в составе интересующего меня подразделения. Нашлась и фотография вроде как подверждающее вышесказанное, переломанного D-3 c длинным крылом и MG-17 :

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
И подписана она Крым, р-н Аджи-Мушкая, март 44г. И коды почти те, что нужны и эмблема подразделения! Я аж затрясся, но увы, эта же фотография потом нашлась с подписями – Тунис, есть просто Северная Африка, есть еще что-то далекое от Крыма и даты от 41-го года до 44-го, винегрет, короче.
Таким образом, тем не менее, наступила определенность: собираю Ju-87 D-3 с длинным крылом, но с MG-17, в зимнем камуфляже, принадлежащем 2/St.G.3., которая базировалась в Керчи (Крым) и отвоевавшийся 11.02. 1943 года в районе Новороссийска.
Плохо было то, что сборка этой модели хоть и нашлась в инете на ютубе, но ее вели во всех случаях, похоже, совсем юные мальчики, потому пользы от их роликов было ноль, а других отчетов о сборке не нашлось. Саму модель, пока шло описанное выше изучение матчасти и истории я понемногу собирал, потому дальше:

О модели и сборке

Здесь, как водится, для начала хочется поныть, что, мол, модель Ju-87 G/D «Tank buster» Revell 04692 это перепак древней модели Italery с замыленным пластиком, низким уровнем даже для 72-го масштаба детализации, ошибочной инструкцией ну и так далее… И все это правда).
Начну о недостатках модели от кока к килю - от кончика антенны к шасси и сразу укажу в скобках о том, что переделано при сборке, чтобы к этому не возвращаться:
- сам пластик из которого выполнена модель плохо обрабатывается, ворсится при обработке (как вспомню нарезание расшивки, сильно нервный становлюсь, приходилось по одной линии проходить несколько раз, потом стачивать ворс на краях, он забивался обратно в канавки, снова нежно скрайбером и т.д.);
- сходимость центроплана и фюзеляжа такая, что еще на этапе их примерки друг к другу хочется или сказать полуфабрикату модели «прощай», или доставать из шкафа электрический рубанок и шлифмашинку с болгаркой (выводил шпатлевкой и стачиванием ступеньки между хвостом и центропланом миллиметра в полтора примерно, сейчас бы ступеньку убрал, наклеив на центроплан пластик, тогда не допер по неопытности);
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
- винт не похож на деревянный WS-11, скорее на металлический от Антона или ранних Берт (срезал лопасти, оставил кок, использовал его при изготовлении имитации вращающегося винта + собрал неподвижный винт – смола Квикбуста, поскольку на тот момент я не решил окончательно какой использую в итоге);
-верхний капот голый и лысый (нарезал лючки, расшивку, обозначил клепку);
-воздухозаборник справа на капоте по форме и размерам больше похож на Бертовский, расположение его не соответствует действительности (срезал, выточил новый из литника, зря старался, поскольку правильный нашелся позже в комплекте смолы Квикбуста вместе с выхлопными патрубками, переделал заодно всякие замыленные вентиляционные патрубки на капоте, просверлил отверстие ракетницы);
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
- выхлопные патрубки кривые, косые, замыленные, форма их выдумана какой-то «девочкой-дизайнером» (заменены на смолу Квикбуста);
- фонарь мутный, как самогон, с вкраплениями мелких пузырьков, переплет выполнен весь внешним, что неверно, козырек и посадочное место в фюзеляже под него выполнены неверно. Стойка антенны непонятно от какого самолета. Кабина внутри бедная настолько, что хочется на сиденья положить по бутерброду с колбасой (заменен на фонарь Академа с приключениями, стойка антенны тоже академовская, подробно- в ветке, посадочное место доработано, переплеты имитированы полосками крашеного Оракала внешними и внутренними, как положено, затем подклеены травленые элементы – ручки на козырьке, зеркало из наборов фтд Микродизайна, из остатков травления сделан стопор пулеметной установки в поднятом положении, посажен экипаж из доработанных фигурок из Б-2 Звезды, приборка Эдуардовская, некоторое оборудование на бортах из травления Микродизайна и Эдуарда, все последнее зря, ибо суслики. Очень жаль, что травленые плечевые и поясные ремни, которые одел на пилота и стрелка и которые интересно смотрелись без фонаря потом стали еле заметны)
- оборонительная пулеметная установка MG-81Z - в мусорку, прицелов нет (установка заменена на смолу от Эдуарда, прицелы - Микродизайн, их кронштейны – латунный пруток, наружный кожух установки сформовал из салфетки, пропитанной ПВА. Сделал гильзоотвод и гильзо-звеньесборник, собрал патронные ящики с травлеными лентами Aber, ленты засунул в рукава Mini World, как и должно быть и все это тоже зря, ибо суслики. Ни черта не видно из-за искажений фонаря даже мне, хотя знаю, что оно там все есть.
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
-подкосы стабилизаторов упрощены, законцовки их толстые и замыленные, хвостовое колесо упрощено (подкосы доточил, досверлил, законцовки – травление + обточенный литник, хвостовое колесо дополнил тягой и швартовочной проушиной);
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
- смотрового окна пилота внизу фюзеляжа нет (сделал);
- рама отвода бомбы напоминает таковую Берты, что неверно для D-3, кронштейнов для ее подвески к фюзеляжу не предусмотрено, углубления в фюзеляже для дуги рамы нет, бомбодержателя нет, размеры самой бомбы представляют что-то среднее между SC-250 и 500 (раму спаял из латуни и медной проволоки, кронштейны для подвески рамы – листовая медь, углубление вырезал, подклеил к раме тросики из тонюсенькой проволочки для ее подъема к фюзеляжу, вклеил проушины для фиксации хвостовиков рамы в поднятом положении, бомбодержатель врезал в фюзеляж – лишний из набора Airfix, бомбу чуть уменьшил, оперение ее – травление);
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
- АНО нет, обтекатели крыльевых пулеметов неверны, сирен на стойках либо обтекателей для их замены нет, посадочная фара отсутствует, подкрыльевые бомбодержатели упрощены до состояния поплавков гидросамолета (АНО- Elf, обтекатели пулеметов – нарастил, стволы - иглы, обтекатели вместо сирен- из набора Airfix-a, стекло фары выточил из прозрачного литника, отражатель Elf, высверлил рядом отверстие фотопулемета, крыльевые бомбодержатели – изрезал бормашинкой и надфилями для придания им более-менее внятного вида, из остатков травления сделал в них имитацию бомбодержателей, 50-кг бомбы в заключение вклеил на штифтах, ПВД собрал из латунных трубок;
- тяги элеронов, закрылков, вертикального и горизонтального оперения представляют собой толстые треугольники, отлиты заодно с соответствующими деталями, компенсаторы элеронов отсутствуют (все тяги срезал, заменил на травление, компенсаторы из травления же - вклеил);
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Расшивку рисовала все та же «девочка-дизайнер», сама, как ей нравилось, чтобы было покрасивше, спилил ее за исключением люков для обслуживания крыльевых пулеметов, нарезал новую неправильно первый раз, наивно, как дурак, положившись на «девочку», ибо резал на даче, забыв дома схемы, опять сточил в ноль, ругаясь и … ругаясь, довел толщину фюзеляжа и крыльев в результате до состояния вакушного, еще раз нарезал, но прямо скажу, это не самая …..м-м-мммм, сильная моя сторона, что-то не пошлО у меня, скромно так скажем, есть… есть к чему стремиться, как и в нарезании лючков. Накатал клепку частично на плоскостях и фюзеляже, тоже это делал впервые с помощью ревитеров от Gonza и Микродизайна. Полностью не смог, была вклеена уже почти вся мелочь, не подлезть было, занимался этим больше для тренировки, тем паче понимая, что все зальется при нанесении камка.
Стал бы я рекомендовать эту модель для сборки? Да, безусловно.Но разве что своему врагу.Или небедному гражданину из-за великолепной декали, которая прилагается к набору, ну чтобы декаль оставить, а модель безжалостно выбросить. Техничка там просто лучшая из всего, что у меня есть (либо видел) для Штук в 72-м. Самая богатая и подробная. Еще бы порекомендовал этот кит бесстрашному любителю возни с травлением, поскольку есть совершенно шикарнейший Part-овский набор фтд для D-5 арт. S72102 на двух пластинах с более чем сотней элементов.
Но кроме набора травления, которое к слову стоит в полтора раза дороже модели, надо еще будет купить кит от Academy Ju-87 G-1 «Tank buster» либо G-2 1/72 ради нового фонаря. Там их два, открытый и закрытый вариант, можно выбрать нужный. Либо научиться давить фонари самому, как вариант.
Нужен весь этот геморрой приличному человеку или нет…по мне, так нет. Второй раз связываться не буду однозначно. Есть что склеить в 72-м масштабе из 87-х D,G вместо этого Revell-a.
Кроме декали в этом наборе нет ничего привлекательного, вот то есть вообще ничего.
Есть и еще некоторые моменты, которые, думается, будут интересны почтенной публике, интересующейся Ju-87, перфекционистам особенно.
По расшивке - подметил, сравнивая cхемы, фото и модели ранее собранных Штук в разных масштабах:
Первое - на центроплане не должно быть линии расшивки вдоль передней кромки сверху. Клепки там полнО, да, а линии-нет. Хотя на большинстве схем ее показывают, видимо передирая друг у друга с ошибкой.
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Второе - на фото заметна линия расшивки в верхней задней части фюзеляжа, уходящая до накладки в основании киля. На схемах и чертежах ее не рассмотришь ни в жисть просто потому, что там всегда начерчена продольная осевая линия самолета.
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Третье - на фюзеляже под фонарем с левого борта есть три ручки для передвижения по крылу. Впереди и чуть выше средней на фото разных 87-х виден торчащий из борта штырь. Причем он имеется не только на Дорах, но и на Бертах и даже на Антонах! Заинтересовавшись предназначением, на немецкой схеме нашел его, но мои знания немецкого языка хуже, чем у Кисы Воробьянинова, а транслейтер выдал что-то типа «подставки для технического помоста». Но, поскольку элемент заметный, я не раздумывая просверлил борт и вклеил кусочек латунного стержня. Стоит заметить, что в 32-м и 48-м масштабах у Штук некоторых производителей в этом месте есть углубление. А вот на правом борту производители уверенно делают тоже три ручки, хотя по фото их две, потому ближнюю к капоту я зашпаклевал.
Четвертое- на одном из фото в теме матчасти Ju -87 есть стопор спарки пулеметов в опущенном положении, который тоже как-то обойден вниманием производителей и даже фтдэшников. А элемент заметный и в поднятом положении прекрасно виден через фонарь. И нужный стрелку, чтобы не получить по морде казенной частью пулеметов при взлете – посадке, скажем, на грунтовом аэродроме. Я много раз летал в детстве на Ан-2 по маршруту Красноярск- Балахта и обратно, потому прелести взлета - посадки на грунте помню хорошо.
Пятое- на фото Штук моделей D, G в полете стволы спарки всегда задраны вверх под углом градусов в 50-60, поскольку пулеметы расстопорены и их казенные части с лентами перевешивают стволы с прицелами и потому это является естественным положением MG-81Z в полете, ну разве только ежели стрелок не держит рукоятку рукой. Соответственно и я задрал стволы вверх.
И последнее, шестое, из перфекционистских мелочей - на некоторых фото «припаркованных» на аэродроме Штук хорошо были заметны растяжки, которыми они якорились при сильном ветре к земле. Долго мне не попадались фото, чтоб можно было понять, а к чему собственно крепились на самолете эти тросы? Первой была замечена швартовочная проушина на одном из фото на хвостовом колесе и быстренько воплощена на модели. А вот на крыльях – ну никак не мог найти. И вот когда уже модель была почти готова и покрашена, при очередном рассматривании архивных фото попадается несколько подряд, где швартовочная проушина хорошо заметна на нижней части плоскостей. Примерно вычислив место, вклеил, свернув из проволочки.
Покраска.
Надо сказать честно, что столкнувшись с перспективой достаточно многочисленных для меня тогдашнего переделок и доработок, я, не будучи уверенным в том, что из всего этого выйдет что-то, поначалу воспринимал эту модель больше как кошку. Но после того, как было вклеено все экстерьерное травление, приведено в порядок ужаснувшее меня поначалу брюхо, модель была загрунтована и под грунтом исчезли следы шпатлевок, я с некоторым удивлением обнаружил, что она даже начала мне нравиться и стал относиться к ней как-то серьезнее, что ли. И в какой-то момент даже забросил Ju-87 B-2 от Звезды, который строился параллельно. Потом нанес стандартный камуфляж, после этого футура, декали, которые собрал из четырех разных комплектов, снова футура, затем клепка и зимний камуфляж. Зимник наносил в три слоя по лаку для волос поверх футуры, сначала темно-серым, потом серым, последний слой белый. Это все для того, чтобы имитировать предыдущие изношенные слои, поскольку предположил, что борт за зиму подкрашивали неоднократно. Каждый из слоев старил кистью с подрезанным ворсом, стирая водкой по свежепокрашенному, а потом обрабатывая мокрой наждачкой №1000-2500. Краски- акрил Тамия, Мр.Хобби , акрил и суперакрил Звезды.
Я исходил из того, что это боевой самолет, это конец зимы и зимник должен быть сильно ухандокан. Это Керчь, Крым, 11.02.43 г., зимний камуфляж самолета перенес полеты в тяжелых условиях, снегопады, метели, оттепели, дожди со снегом и просто дожди, поскольку приморский климат переменчив по триста раз на дню, по самолету каждый день бродили и ползали экипаж, техники, механики, оружейники, заправщики, обслуживая его, очищая от снега и льда, постоянно прогревая двигатель и утепляя капот, чтоб движок остывал медленнее. Никто самолет, естественно, не мыл, просто потому что это война и это зима 43-го и это полевой аэродром и это Крым, в котором и сейчас с водой напряженно. Да и кому в голову взбредет мыть самолет покрашенный нестойкой краской? То есть зимний камок должен быть истерт. Соответственно истертому зимнику он должен быть и засран, прошу прощения. Ибо формула с моей точки зрения простая: степень засранности должна соответствовать степени истертости. Поскольку эта степень на модели после выставления ее на конкурс по одномоторникам люфтваффе ужасно напугала некоторых коллег и вызвала комментарии типа:
-крашен, как танк…
-неужели у немцев были такие зачумазенные…
-…на выходе нечто. Что-то очень грязно-танковое…,
рассказываю, что я и сам удивился, когда найти чистый Ю-87 в зимнем камуфляже на фото мне вообще не удалось. Просто чтобы посмотреть на такой эксклюзив. Негрязные они только на рисунках бортовиков. А на фото ни одного не нашел. Создалось впечатление, что Штуки могли быть чистыми только сразу после нанесения на них зимнего камка.
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
После этого они очень быстро становились и грязными и ободранными. И грязными настолько, что говорить про Штуку- грязная, как танк, это значит обижать… танк. Ибо таким закопченным, как Штука, танк быть не может по определению. У танка нет впереди работающего винта, который гонит воздух назад, у него нет впереди на капоте двенадцати выхлопных патрубков движка из которых летят отработанные газы, копоть, сажа, сгоревшее и не сгоревшее масло и прочая дрянь типа конденсата… Танк может быть с грязной ходовой, гусеницами, но закопченным, как Ю-87 он будет, только если он был подбит противником и долго горел. И то, надо еще сильно поискать такую фотографию. Просто так, от выхлопа или сам по себе, танк не закоптится.
А вот найти грязную зимнюю Штуку вообще проблем нет, просто потому, что они все грязные, как свиньи, различаются только степенью закопчености. Попсовый стиль «уси–пуси-ми-ми-ми» с чистеньким розово-голубым камуфляжем и нежным кислотно- сиреневым выхлопом совсем не подходит боевой технике вообще и Штукам в особенности. Причем не просто боевой, а повоевавшей.
Потому для разогрева такой лайтовый рок-н-ролльчик с самой-самой меньшей испачканностью:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

А вот это уже немного полетавшие борты, это явно рОковые мотивы, выглядят они потяжелее:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Переходим к хард-роковым композициям:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

А теперь хард-унд-хэви метал пожалуй что и с элементами трэша:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Обратите внимание на обтекатели шасси, некоторые выглядят так, как будто на них отработку из лейки лили. А шлейфы копоти на бортах…свят-свят. Поднимаясь от патрубков аж до фонаря, грязнят борт до хвоста включительно, закрывают даже коды подразделения с крестами почти полностью.
Как вы думаете, копоть летит и загрязняет только борта самолета? Правильно, конечно же нет. Так выглядел зимой центроплан Штук:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Понятно, что если верх модели выглядит «хардово», то и низ должен быть соответствующим, а не «попсовенько–чистеньким». Вот несколько фото на которые ориентировался я:
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Правда какому-нибудь Тигру до Штуки далеко? Откуда эта копоть в таком количестве? Движки зимой прогревают , работают они при этом на богатой смеси, время прогрева в зависимости от наружной температуры воздуха, но в любом случае оно гораздо больше, чем летом. На непрогретом движке взлетать нельзя. Копоть от сгоревшей смеси покрывает борта, центроплан сверху и снизу. Снег, лед тают на капоте, фонаре и фюзеляже, талая вода и дождевая стекает по бортам , смывает свежую сажу и эти черные сопли капают с передней кромки центроплана на сирены и обтекатели шасси, а часть их стекает в обратную «V» - ложбину стыка центроплана и консоли и веселыми черно-серыми ручейками льется по ложбине и вообще по консоли на закрылки (поскольку самолет с хвостовым колесом имеет на стоянке на земле естественный дифферент на хвост), а когда работает двигатель, подгоняется потоками воздуха от работающего винта. Кроме того, выхлопные патрубки боевого самолета это фактически прямоток, на них нет катализатора, резонатора, глушителя. Они пердят и плюются копотью и конденсатом напрямую, и те, нигде не задерживаясь, вместе с выхлопными газами и сгоревшим маслом из цилиндров летят наружу. А по мере старения цилиндро-поршневой группы и несгоревшего масла все больше. И это старение происходит быстро ибо моторесурс невелик. Я не поверил было словам в одной статье, что обтекатели шасси Штук забрызгивало маслом и не верил до тех пор пока не увидел фото не то, что обтекателей, а передней кромки крыла Штуки за посадочной фарой(!) забрызганной маслом и конденсатом. Не стоит забывать, что все это летит не на стандартные темные RLM 70,71, а на белую краску. А на белом все заметнее, любая дама подтвердит.
Подводя итог этой фотоэкскурсии, следует сделать первый вывод, что Штука в зимнем камуфляже – один из самых грязных самолетов 2-й мировой войны вообще, если не самый грязный и второй, как бы странно он не звучал - но увидев излишне грязно-копченую модель немецкого не самолета, нет, а танка, правильно будет сказать:
-…крашен , как самолет…
-…неужели у немцев были такие зачумазенные?
-…на выходе нечто. Что-то очень грязно-самолетное…
Вот такой вот реализм, который на первый взгляд кажется сюром.
Убедил ли? Надеюсь, что да.

…остановившись на варианте «харда», причем на трижды (как полагал) к тому времени перекрашенном самолете в реале, я должен признаться, что малость перестарался в натягивании совы на глобус. Дело в том, что 2/St.G.3 не просидела всю зиму в Керчи, а была в декабре 42-го переведена из Северной Африки, получив затем месяца полтора отпуска в Германии перед отправкой на Восточный фронт в последние недели января 43-го. И по всей видимости именно в Германии приводилась в порядок матчасть и заодно самолеты перекрашивались в зимний камуфляж. Интересно и то, а на какой камуфляж наносился зимник? На тропический? Но до этих исторических изысков я сразу не допер, потому сделал ненужную вышеописанную работу по нанесению зимнего камка трижды разными цветами серого, а потом белого, старя каждый из слоев. Потому в окончательном варианте, хоть и не очень комильфо было переделывать уже готовую модель, все-таки я собрался с силами и слегка «забелил» модель учитывая то, что в зимнем камуфляже прототип был едва ли больше месяца.
… нанеся выхлоп в несколько цветов аэрографом от серо-белого до коричнево-серого в качестве фона, в заключение наносил копоть живой сажей от сожженного литника , растирая кистью. Тонировка, подтеки – акварельными карандашами и кистью акрилом и жидкостями Mig, Wilder. Низ модели, бомбы и вытертые до летнего камуфляжа части плоскостей и фюзеляжа задул полуматовой Тамией, все остальное матовой Тамией. Антенна- эластичная нить.
Идею имитации вращения винта спер у американцев в части касающейся формы лопастей. Правда, они делают лопасти из травления. Я травление делать не умею, поэтому сделал лопасти из прозрачной упаковки от какого-то гаджета. Ничего сверхсложного, но возни много, коротко- вырезать круг правильного диаметра- обязательно уточнить направление вращения- нанести риски- отполировать- вырезать сектора по шаблону-обточить-отполировать-покрасить-футура-смывка-футура-финишная полировка. Вклеить лопасти в заранее подготовленный, просверленный и покрашенный кок. Обработать и подкрасить места вклейки. Вариант с имитацией лопастями из оргстекла пока отложил в сторонку.
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Идея подставки в виде тени откуда-то тоже из-за бугра. Нужно было уложиться в сроки конкурса, торопился, собирал ее во временном цейтноте из всякого барахла, что было под рукой –пустотелого мебельного крючка, который набил свинцом для противовеса, пластика и полоски металла. Очень не хотелось жестко крепить модель к подставке, сверлить фюзеляж, вставлять штифты и т.д…Потому сначала вырезал шаблон из картона с таким расчетом, чтобы боковые рога подставки заходили в радиаторы охлаждения, чтобы исключить поперечное перемещение, а длинный центральный рог- под фюзеляжную бомбу. Подогнав, перенес все на металл примерно 0,5 мм, вырезал, собрал части воедино, склеил, скрутил, обточил, зашпаклевал, обработал, покрасил. Модель в итоге легко снимается, при этом исключительно надежно держится на подставке без какой бы то ни было дополнительной фиксации. Кроме того, можно много раз корректировать положение модели в полете… да хоть каждый день…ну пока не надоест… или не сломается металлическая нога)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

Использованы были:
травление Eduard SS133 Ju-87 D
травление Микродизайн 072210 Ju-87 B-2
травление Микродизайн 072235 –авиационные прицелы 2-й мировой войны
пулемет- смола Eduard 672019 MG 81Z guns
пулеметные ленты- Aber 72A13
рукава для лент Mini World A72 53a
травление Микродизайн 072251 зеркала авиационные
АНО Elf
патрубки Quickboost QB 72267
фигурки экипажа и 50-кг бомбы- Звезда
фонарь и стойка антенны - Academy
Все. За многословие не обессудьте, все-таки за два года долгостроя надо было отчитаться). Как и за фото, лучше на сегодняшний день я не умею.

Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943) Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

PS. Особо хочется выразить огромную благодарность за помощь материалами, консультации и поддержку вообще Владимиру CTS, Сергею Ozols, Дмитрию e2-e4, Вадиму ака Полковник, Павлу Paul82, Мансуру mmoustaf. Спасибо, вы здОрово помогли.
С уважением, М. Коваленко.

 

 

» Информация о статье
reddeer в 30.03.2021 - 15:11
Тема: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Спасибо за статью и отличную модель.
57 в 30.03.2021 - 16:18
Плюс.
За модель и особенно за статью.

Из замечаний:
если цель собрать самолёты из истории семьи, а в списке штурмовики и истребители,
то может лучше собирать в более крупном масштабе? - на полке будет смотрибельнее...
BorisfonBock в 30.03.2021 - 17:45
Отличная статья. Хотя я не понял, как "Штука" относится к памяти лётчиков РККА. Типа поставить на монумент "Тигр" и написать "Памяти героев такого-то полка" ?
Котовский в 30.03.2021 - 20:52
Полковник, Zaets54, Pavel_P, reddeer, 57, BorisfonBock - спасибо!

Добавлено спустя 2 минуты 15 секунд:

Re: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)

....Надеюсь данные аспекты применишь на новых проектах.
Удачи и жму руку.

Конечно, Вадим.Бум стараться) Не в последнюю очередь благодаря тебе)

Добавлено спустя 7 минут 7 секунд:


...то может лучше собирать в более крупном масштабе? - на полке будет смотрибельнее...

Нет, уже не буду. Мне всегда нравились маленькие машинки и самолетики) Потому, пока глаза позволяют возиться с мелочью, ее и буду делать. Тем более, что у меня лежит около полусотни коробок в 72-м среди которых нет случайных. Большинство из которых с афтемаркетом. С ними и так не скучно)...долгими зимними вечерами).

Добавлено спустя 12 минут 50 секунд:

Отличная статья. Хотя я не понял, как "Штука" относится к памяти лётчиков РККА. Типа поставить на монумент "Тигр" и написать "Памяти героев такого-то полка" ?

Была такая же мысль . Потому в тексте и упомянул основную идею - " на чем летал и что сбивал". Конечно, логично было начать с того- "на чем летал". Но была договоренность с Сан Санычем, потому получилось так, как получилось. И вообще-то я начал с "Чайки", но она при перевозке из деревни пострадала, коробку чем-то сверху прижало и верхние плоскости согнулись вниз, увы. Реанимационные мероприятия не помогли. Так и стоит до сих пор недоделанная.
Paul82 в 30.03.2021 - 21:32
Тема: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Миша, поздравляю с окончанием увлекательного и очень важного проекта! Статья интереснейшая! Модель удалась. 72-й однако! Я бы не отважился.
DmitryMff в 30.03.2021 - 21:52
Тема: Re: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Я бы не отважился.
А я бы, так сделать, уже и не смог бы ... :cry:
Михаил, идея шикарная! Статья зацепила..это же, действительно, история..И не какая-нибудь там, "по мотивам", а вот она реальная :roll:
taktik в 30.03.2021 - 22:56
"Штука" памяти летчиков 116 и 611 иап :shock:
"перемешались кони люди и залпы тысячи орудий.."
Про летчиков очень интересно, респект.
Но зачем смешали все в кучу?
Модель очень неаккуратная, с загрязнениями и износом перебор.
Котовский в 31.03.2021 - 00:35
"Штука" памяти летчиков 116 и 611 иап :shock:
"перемешались кони люди и залпы тысячи орудий.."
Про летчиков очень интересно, респект.
Но зачем смешали все в кучу?
Модель очень неаккуратная, с загрязнениями и износом перебор.

Почему перемешались кони и залпы, я выше отвечал , повторяться не буду. По аккуратности- да, есть к чему стремиться, учту. Что касается степени загрязнений и износа, то это из серии - ...для Атоса слишком много, для графа де ля Фер слишком мало. Кому как. Я хоть и не из графьефф)), но по мне так даже мало. Есть желание в будущем собрать что-нибудь под покраску из фото, которые я обозвал -"хард унд хэви". Мне это интересно.

Добавлено спустя 1 минуту 53 секунды:

Paul82, DmitryMff - Паша, Дмитрий - спасибо!
zavgen в 03.04.2021 - 12:01
Тема: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
Зачётная работа!!! Хронофото очень познавательные, как и статья в целом! Окрас особенно понравился!!!
Котовский в 12.04.2021 - 18:50
Тема: Revell 1/72 Ju-87 D-3 Letzter Abflug(11.02.1943)
zavgen

Геннадий, благодарю!

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy