Американский Curtiss P-40 стал одним из наиболее распространённых истребителей ленд-лиза, в том числе принимавших участие в боях Великой Отечественной войны. Самолёты этого типа, известные как «Томахок» и «Киттихок», за четыре военных года принимали участие в обороне Москвы и Ленинграда, Сталинградской и Курской битвах, боях в Карелии, Заполярье и над Чёрным морем, а также обеспечивали ПВО Советского Союза.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с Вами впечатлениями от сборки модели P-40N производства Special Hobby в масштабе1/72. Прототипом для модели был выбран самолет из состава 7 ИАП ВВС Черноморского флота.
Картинка с этим самолетом есть в книге Red Stars 4
(в подписи к рисунку опечатка)
Мне не важно, существовал такой самолет или это фантазия художника, я все равно хотел такой, и я его сделал! Началось все с покупки декали AML, а тут и новинка от Special Hobby появилась. К набору был добавлен Big Ed, и колеса Brassin.
Работу начал с накатки заклепок. Это мой первый опыт с клепкой, который был доведен до готовой модели. То ли из-за того, что пластик мягкий, то ли давил сильно, да и по неопытности, результат не понравился. Вся поверхность получилась как терка, поэтому по окончании по всем поверхностям прошелся шлиф. тканью. Стало поглаже, но и заклепки, стали менее контрастны.
Далее взялся за крыло. Выбрал пластик с внутренней стороны, в районе гильзосбросов, чтобы открыть отверстия. Отрезал щитки и выбрал под них лишний пластик. Имитацию брезентовых чехлов в нишах делал из листового полистирола. Оправку сделал из отверждаемого пластилина: скатал «колбаску» по диаметру ниши, на торце оттиснул рельеф и выдавил чехол. На мой взгляд получилось вполне приемлемо. Брезентовый чехол костыля также вылеплен из пластилина.
Пришел черед радиатора. Посмотрев на травление Eduardа и на фото самолета, понял, что, действуя по инструкции, ничего похожего из травления не получится. Начал со створок. Мне показалось проще доработать деталь из набора. Убрал толщину, сделал почетче грани на стыках. С внутренней стороны из пластика и литника изобразил рельеф и установил тяги из набора травления. Не понравилось отсутствие каналов подводящих воздух к радиатору. В передней части должно быть три канала с сужающимися стенками, в наборе стенок нет. Для исправления ситуации, с использованием деталей набора и пластика был изготовлен каркас, а стенки каналов выдавлены из листового полистирола. Разогретый пластик натянул на круглую оправку по диаметру кругляшка радиатора, получилась юбочка, которую вставил во входное отверстие. В итоге в конце получился круг, а в начале канал принял форму входного отверстия. Сетки радиатора сделал из чайного пакетика, наклеенного на черный пластик. Прошу прощения за качество фото, лучше сфотографировать не получилось.
Выходная часть радиатора оставлена, как есть. Использована деталь из набора, на которую наклеено травление. Деталь эту я передвинул ближе к створкам, иначе не видно сеток. Нужно было бы ее поставить под углом и приклеить травление плотнее друг к другу, но, самое досадное, я забыл замаскировать это место перед покраской низа, теперь у меня серый радиатор.
Идем далее, собрал кабину с использованием деталей травления. От себя добавил только перекладину за креслом, через которую пропущены плечевые ремни, прозрачную пленку на прицел и выдавленную из пластика подушку на заголовнике.
Поработал с мелочевкой: рассверлил патрубки, из медицинской иголки и латунной трубки сделал стволы пулеметов, на стойки шасси добавил шланги гидравлики, с внутренней стороны створок шасси подклеил полоски пластика с отверстиями, собрал щитки. Доработал руль направления, сперва дужку вверху сделал из проволоки, но затем заменил другой, из латунной полоски. Деталь заметная, но в наборе фототравления ее нет.
Склеил и загрунтовал планер. Собралось все хорошо, практически без шпаклевки.
При покрасочных работах использовал акриловые краски и лакиTamiya малевые только металлики. Вдоль линий расшивки нанес черный прешейдинг, а затем Olive Drubс верху и Neutral Grey снизу. Износ поверхностей попытался изобразить с помощью трафаретов Микродизайн: разбавлял основные базовые цвета белым и наносил на крылья, капот и стабилизатор. Результат сомнительный, т.к. отверстия трафарета для 72-го масштаба великоваты. Возможно с солью получилось бы лучше. На зализе крыла предварительно нанесен металлик и покрыт жидкой маской. После снятия маски закрасил прозрачным слоем Olive Drub и поцарапал зубочисткой. Окраска однотонная, и чтобы его как-то усложнить изменил оттенок на некоторых панелях. С точки зрения достоверности, конечно спорно, по задумке должно зрительно увеличить объект и придать «объема».
Декаль от AML понравилась, перевелась и приварилась отлично. Фотографий самолета нет, поэтому все сделано по инструкции к декали. Единственный момент, это звезды с серебристой окантовкой, которые я заменил на другие из запасов. В серебристую окантовку я не верю. Маленькая звездочка на киле без белой подложки и после нанесения теряется на темном фоне, пришлось подкрасить аэрографом.
Смывку делал смесью черного и коричневого Panel line accent color от Tamiya и акварелью. Как и ожидалось клепка на верхних поверхностях едва уловима, а хотелось бы по контрастнее. Из-за попыток подчеркнуть клепку самолет производит впечатление сильно потрепанного, что в планы не входило.
Труднее всего далась финальная сборка. Плохо вставали на место щитки, по-моему, они чуть шире чем обозначены на пластике, очень долго подгонял, отрывал, снова приклеивал. Также много временит потратил на подвесной бак, не смог справится с фототравленным креплением бака, очень тонкое и хрупкое. Все сломалось еще на этапе примерки бака на место. С расстройства все надолго отложил и бак отдельно не фотографировал, а он тоже требует доработки. Деталировка слегка «замылена». Заново сделал все крышки и трубки на поверхности. Для крепления на место пришлось использовать детали из набора. Внешние подкосы сточил и сделал немного тоньше, а внутренние заменил проволокой. Также добавлены тяги створок шасси из проволоки, «солдатики», дренажные трубки на зализе крыла и на нижнем гаргроте, мушка. Натянута антенна.
Вывод.
Набор понравился, но на мой взгляд расшивка могла бы быть потоньше, мелочевка грубоватая, стойки шасси слегка овальные. Собирается почти без проблем. Что касается дополнений, BigEd покупать не было смысла, плата с деталями ниш шасси и радиаторов оказалась почти невостребованной. Самое ценное на ней тяги створок радиатора. Травление в кабину понравилось, очень оживляет интерьер. Колеса Brassin с колесами из набора даже не стоит сравнивать. Маски очень облегчили работу, так как площадь остекления большая. Щитки на любителя, мне нравится модели с выпущенной механизацией, но на них имитирована клепка и тут или ее убирать, или модель расклепывать.
Не все получилось, как планировал и представлял, но кое-что удалось, и пустая коробочка отправилась в макулатуру.
Спасибо за внимание.
Мелочевка хороша.
А вот установка закрылков дала раздвоенную достаточно толстую заднюю кромку, которой на фото реального борта не просматривается
Надо подумать, как этого избежать , если сам соберусь закрылки делать
Spheros спасибо за отзыв!
pirovskikh спасибо,
установка закрылков дала раздвоенную достаточно толстую заднюю кромку
Да, согласен. Подгонял, когда крыло было собрано на скотч. А, в финале на место не встали. Пришлось ещё стачивать здесь
Возможно я собрал их не очень точно. Паял, а это пока плохо получается.
Зато "технича" реально "серебрится", видать при обдекаливании реального борта спецжидкости не применяли! :mrgreen: :lol: :lol:
:mrgreen: американцы использовали оба варианта технички - декали и трафареты. а это не "реальный" прототип и похоже на наклейки, типа советских на модели, вместо декалей
UDO Вопрос обсуждался здесь:
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=14902&postdays=0&postorder=asc&&s tart=40
Цитата:
Вообще-то надпись должна быть "За Сафронова".
Машина P-40N-8, серийный номер 42-105626
3-я эскадрилья 7 ИАП ВВС ЧФ, июль 1944г.
По словам Карла Геуста, Геннадий Петров клянется, что видел фотографию этой машины в архиве в гатчине, но она прошита посередине суровой ниткой и достать ее нельзя.
Единственная возможность подтвердить или все это так, это Питерским ребятам попасть в архив и посмотреть. Если надо, могу подсказать даже в каком деле эта фотография лежит.
Счастливо,
Илья
Я склонен этому доверять, как и писал в статье, мне это не сильно важно.
Тема: Special Hobby 1/72 P-40N - Киттихок!