Советский истребитель Ла-5 заметно превосходил по лётным данным ЛаГГ-3, но, увы, заметно уступал немецкому "Густаву" - Bf 109G, в больших количествах появившемуся под Сталинградом. Отставание от Мессершмитта и только что появившегося на Восточном фронте Fw.190 можно было преодолеть только серьезной модернизацией.
История
Работы по дальнейшему развитию Ла-5 развернулись под руководством Лавочкина осенью 1942 г. Направление - традиционное: уменьшение массы машины вкупе с попытками поднять мощность двигателя. В декабре 1942 г. моторостроительное КБ Швецова выпустило модификацию М-82 - М-82Ф, у которого было расширено время работы на взлетном режиме, фактически данный режим работы двигателя стал номинальным (М-82 имел 10-минутное ограничение), на практике это означало прибавку мощности в бою на 200-300 лошадиных сил.
Облегченный Ла-5 с форсированным М-82Ф пошел в серию под обозначением Ла-5Ф. Помимо двигателя, важнейшим отличием Ла-5Ф от Ла-5 стал абсолютно новый фонарь кабины с резко улучшенным обзором в заднюю полусферу. Чтобы улучшить обзор назад пришлось отказаться от гаргрота и ввести новую заднюю секцию фонаря. Фонарь истребителя Ла-5Ф обеспечивал круговой обзор, в лобовой части монтировалось бронестекло толщиной 66 мм. Сдвижная часть фонаря была уже, чем на Ла-5.
На Ла-5 был перепроектирован и козырек фонаря, получивший дополнительный горизонтальный переплет в верхней части. Дополнительная металлическая полоса улучшала крепление бронестекла внутри козырька. На фонаре крепилось зеркало заднего вида, которое в полевых условиях обычно демонтировалось.
Устанавливавшийся на Ла-5 прицел ПБП-1А заменили более совершенным ПБП-1Б, имевший линзу диаметром два дюйма. Однако, как и ПБП-1А, новый прицел не обеспечивал точного наведения оружия.
По бортам фюзеляжа, ниже козырька кабины, появилось по одному небольшому отверстию, улучшавших вентиляцию кабины. Плохая теплоизоляция двигателя и недостаточная вентиляция «поддерживали» в кабине Ла-5 высокую температуру.
Первые Ла-5Ф имели мачту радиоантенны, аналогичную устанавливавшейся на Ла-5, но большинство истребителей новой модели получили более широкую, слегка наклоненную вперед радиомачту, изменилось и натяжение самой проволочной антенны.
Конструкция топливных баков, система наддува инертным газом остались на Ла-5Ф неизменными, но крайние крыльевые баки емкостью по 65 л не устанавливались. Исключение из конструкции самолета двух топливных баков и ряд других изменений позволили снизить массу самолета на 160 кг. Дальность полета Ла-5Ф уменьшилась до 760 км (дальность полета Ла-5 - 1190 км), но снижение полетной массы позволило Ла-5Ф по характеристикам превзойти Bf 109G.
Доля элементов конструкции Ла-5Ф, которые выпускались из дельта-древесины, снизилась до минимума; дельта-древесину пришлось заменять древесиной хвойных пород. Для сохранения прочности на прежнем уровне пришлось увеличить сечение лонжеронов крыла, правда их масса не возросла, так как ель имеет меньший удельный вес.
Лонжероны крыла изготавливались из ели, нервюры - из многослойной фанеры хвойных пород, обшивка крыла -фанера толщиной 3 мм (тоже - из древесины хвойных пород). На Ла-5Ф поздних серий выпуска часть деревянных деталей заменили металлическими – стальными профилями с дюралюминиевыми стенками. Ла-5Ф с цельнометаллическим силовым набором крыла имел три топливных бака вместо четырех баков - у Ла-5Ф с деревянным крылом. Все баки располагались между двумя лонжеронами крыла. Два центральных бака имели емкость по 168 л, , два внешних бака - по 148 л. Внешне крылья с металлическим набором ничем не отличались от крыльев с деревянным набором.
Изменилась форма и расположение выштамповок на щитках основных опор шасси, вместо округлых на Ла-5 появились более вытянутые выштамповки.
Один из первых Ла-5Ф проходил испытания в эвакуированном в Свердловск ЛИИ в апреле 1943 г. Самолет показал скорость 557 км/ч на уровне моря и 590 км/ ч на высоте 6200 м - всего на 10 км/ч больше, чем Ла-5. Скороподъемность возросла гораздо более заметно: Ла-5Ф забирался на 5000 за 5,5 минут, в то время как Ла-5 набирал эту высоту шесть минут.
Модель
К сожалению, модельный рынок отнюдь не избалован изобилием моделей отечественной авиации, а данная модификация одного из лучших истребителей второй мировой войны и вовсе оказалась практически забыта производителями моделей.
К счастью, не так давно появилась в продаже модель Ла-5Ф из полиуретановой смолы в масштабе 1: производства фирмы «Prop&Jet» из Нальчика.
Качество отливок, уже традиционно для «Prop&Jet» весьма высоко, недоливы и пузырьки воздуха отсутствуют полностью, детали требуют минимальной обработки, в основном, в местах обрезки литьевых приливов. Детализация модели средняя, в дополнительной деталировке нуждается разве что кокпит. Имеются два варианта фонаря кабины, который можно смонтировать как в закрытом, так и в открытом виде, детали отлиты из прозрачной смолы, без дефектов и с минимальными искажениями, обусловленными маленькой толщиной деталей.
В наборе имеется декаль более чем на 30 вариантов окраски, присутствует и необходимые технические обозначения.
Сборка модели, как обычно, начинается с кокпита. Для дополнительной деталировки я использовал набор фототравления чешской фирмы «Bilek». Окрашивались детали интерьера водорастворимым Аканом и тонировались масляными красками на разбавителе фирмы MIG.
Перед соединением половин фюзеляжа необходимо тщательно проверить сходимость всех деталей и при необходимости произвести точную подгонку «по месту» - работа с полиуретановой смолой и цианоакрилатным клеем требует известной аккуратности и ошибок практически не прощает.
Если в процессе сборки фюзеляжа ошибок удалось избежать, то его стыковка с крылом пройдёт «как по маслу», без щелей и ступенек, а соответственно, и практически без «шпаклёвочно-шлифовочных» работ.
В ходе доработки модели мной были заменены стяжные ленты на центроплане, капоте двигателя и газоотбойные металлические поверхности по бокам фюзеляжа за выхлопными патрубками на самодельные из алюминиевой фольги. Кроме того, из набора фототравления были использованы жалюзи в лобовой части капота, отсутствующие в наборе «смолы», и сетки радиатора, они мне показались более копийными.
Были произведены и другие мелкие доработки, такие как тормозные шланги на стойках шасси, короткая мачта антенны на киле, «солдатики» указателей выпуска шасси на крыле.
Фонарь кабины был установлен в закрытом положении и покрыт самодельным «масколом» из клея БФ-6 с каплей чернил.
Перед окраской модель была покрыта слоем грунтовки «Allklad». В основные цвета модель окрашена водорастворимым «Аканом». После слоя глянцевого акриловоголака «Future» нанесены декали, затем ещё один слой «Future». На следующем этапе выполнена небольшая тонировка и смывка масляными красками. В завершение, после слоя полуматового лака на основе «Future», были нанесены следы эксплуатации и износа различными сухими и жидкими пигментами.
После снятия масок с фонаря кабины он был покрыт слоем «Future» мягкой кистью для придания блеска и повышения прозрачности.
После окончательной сборки модели и установки всех мелких деталей была натянута антенна из окрашенной металликом тонкой рыболовной лески.
Спасибо за статью . Скажите ,а как "сажали" фонарь на место ?
Да не было, вроде бы, никаких проблем с "посадкой" фонаря на своё место. А что именно интересует?
Модель понравилась!
С удовольствием плюсую, но в свое время, при постройки лавки (в зимнем камо!) пришлось отказаться от детали из эдиковского травления эмитирующей жалюзи и сделать их (жалюзи) полностью убранными, ну уж очень не похожа.
Модель понравилась!
С удовольствием плюсую, но в свое время, при постройки лавки (в зимнем камо!) пришлось отказаться от детали из эдиковского травления эмитирующей жалюзи и сделать их (жалюзи) полностью убранными, ну уж очень не похожа.
В наборе Анатолия Ковалева aka Gonza эти жалюзи сделаны весьма копийно.
Тема: Prop-n-Jet 1/72 Ла-5Ф - Форсированная лавочка