Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Обзор Special Hobby 1/72 F-82G Twin MustangАмериканский истребитель North American F-82 Twin Mustang – единственный в мире крупносерийный самолет нетрадиционной двухфюзеляжной схемы, состоявший на вооружении и принимавший непосредственное участие в вооруженных конфликтах. Этот самолет не пользуется популярностью в кругах моделистов из-за малой известности и отсутствия хороших моделей от крупных производителей во всех масштабах. Настоящий обзор является результатом изучения модели F-82G Twin Mustang от чешской фирмы Special Hobby в масштабе 1/72. Модель выпущена в 2010 году и уже обсуждалась на различных форумах в интернете, однако единого мнения о ней нет. Попробую изложить свою точку зрения о данной модели.
Немного историиNorth American F-82 Twin Mustang (до 1948 года P-82) был создан во время Второй мировой войны фирмой North American Aviation (NAA) по заказу ВВС армии США в качестве дальнего эскортного истребителя для Тихоокеанского театра военных действий. Самолет представлял собой два фюзеляжа с позаимствованной у P-51F конструкцией, объеденных общим центропланом и горизонтальным оперением. Конструкция внешних консолей крыльев тоже была позаимствована у P-51F. К окончанию войны самолет не успел поступить на вооружение, но высокие летно-технические характеристики и заложенный в нем потенциал позволили использовать F-82 в качестве всепогодного и ночного истребителя до появления реактивных самолетов, способных решать те же задачи. F-82 принимали активное участие в Корейской войне с самого ее начала до 1952 года. Огромный радиус действия позволял им стартовав в Японии достигать любой точки Корейского полуострова. Кроме того, этот самолет до сегодняшнего дня удерживает рекорд по дальности беспосадочного полета без дозаправки для поршневых истребителей.
Однако нас как моделистов сегодня должна больше интересовать техническая сторона вопроса, а именно основные модификации F-82 и их конструктивные отличия:
На фотографиях модификаций F-82 отмечены основные конструктивные отличия. Модель. Первичный осмотрКоробка картонная, открывается сверху. С такой удобно работать, в ней можно хранить модель в процессе сборки, пока она (модель) не перестанет в нее влезать. В самой коробке мы имеем:
– три серых полистироловых литника с основными деталями в полиэтиленовом пакете с клапаном не клейкой ленте. Пластик довольно мягкий, облоя и утяжин немного, на консолях и фюзеляже изнутри большие пеньки от толкателей, все детали несколько толстоваты, расшивка мелкая и немного неравномерная, клепка представлена креплениями съемных панелей и на зализах консолей. Вид литников сверху: Модель. Детальный осмотрЛюбая модель является приближением реальности, по мере усложнения переходящим от передачи общих форм к все более мелким деталям, гипотетически, вплоть до последнего мельчайшего винтика и заклепки. Посмотрим же, насколько точна рассматриваемая модель, начав с изучения общих обводов планера.
Но вопрос первый, с чем нам сравнивать отливки модели? Правильно! Нужно обратиться к чертежам, литературе и фотографиям. Возьмем на вооружение следующие книги:
Можно обратить внимание на то, что только одна из книг полностью посвящена F-82. Существует еще одна монография под названием Double Menace: P/F-82 Twin Mustang, полностью посвященная данному самолету, но у меня ее, увы, нет.
Чертежи есть в In action mini, In detail & scale и Monografie Lotnicze (из последней они передраны в Войне в воздухе, без потери качества, впрочем). Также существует старый чертеж из Model Airplane News с указанием некоторых размеров, но он довольно условен и далее рассматриваться не будет. Чертежи из In detail & scale тоже не отличаются точностью и в нашем деле не помогут (сразу обращают на себя внимание куцые носы всех версий F-82 от B до G на рисунках). Однако в этой книге на странице 53 есть ценная картинка, происходящая по легенде из недр NAA, с указанием размеров планера F-82. Форма киля и общая длина говорят, что данные проекции соответствуют модификациям F-82E. Вот эта картинка с нанесенной дополнительной информацией:
Чертежи в In action mini выглядят более достоверно, но самыми лучшими из имеющихся у меня в распоряжении были признаны чертежи из Monografie Lotnicze. Хотя на них снова обращает на себя внимание одинаковая длина носов всех модификаций F-82. Общая длина самолета на чертежах соответствует F-82E и F-82F/G/H. Сравним чертежи из Monografie Lotnicze с фотографиями реальных машин.
О! Мы имеем отклонения: другая форма носовой части, фонарь кабины слишком плоский, стабилизаторы низковаты и расшивка совпадает лишь условно. Немного подправляем рисунок по фотографиям и получаем вот это.
При корректировке расшивки помимо изменений в носовой части у модификаций F-82B и F-82E/G были обнаружены различия в некоторых других элементах обшивки фюзеляжа, самые заметные из которых отмечены красными цифрами на следующих фото.
К сожалению, не удалось точно вывести форму контейнера с радаром и полностью восстановить на нем расшивку. Следует также обратить внимание на линию на чертеже, соответствующую длине F-82G с радаром, равной 12,93 м, которую указывают в различных источниках. По фотографиям такого большого выноса контейнера с радаром за плоскость вращения винтов не наблюдается. Пока это несоответствие не удалось осмысленно устранить. Также не зря был распечатан оригинальный чертеж из Monografie Lotnicze.
Основной проблемой модели является сопряжение крыла и фюзеляжа. Задняя кромка крыла находится почти на 2 мм выше правильного расположения, передняя – где-то на 0,5 мм. Именно поэтому обтекатель радиатора под фюзеляжем, который и так на 0,5 мм больше по высоте, кажется таким выпуклым. Крыло выполнено слишком сильно выгнутым как сверху, так и снизу. Максимальная толщина центроплана и внешних консолей в корневой части составляет 7,5 – 7,6 мм, в то время как по чертежам она должна быть не более 6 мм. Из-за этого получается слишком маленьким расстояние между нижней границей сдвижной части фонаря и крылом и смещаются по фюзеляжу вверх места расположения передней и задней кромки крыла. Нижняя поверхность крыла находится точно на своем месте. То есть крыло необходимо утонить и еще сдвинуть назад приблизительно на 1 мм, так как расстояние от кока винта до передней кромки является недостаточным. Кроме того, на 2 мм выше расположены отверстия для установки горизонтального оперения и смещены назад вырезы под ниши задних стоек шасси.
ОстеклениеТак как фонарь кабины объемный, его невозможно непосредственно приложить к чертежу, поэтому сравнение проводилось по фотографии, сделанной точно перпендикулярно продольному вертикальному сечению фонаря, которая затем накладывалась на чертеж.
Нужно обратить внимание на никак не обозначенные в наборе антенны внутри сдвижной части обоих фонарей, хорошо видимые на фотографиях F-82G, причем антенны над головой пилота и оператора отличаются.
Радар
Контейнер с радаром слишком плоский сверху и выпуклый снизу. Из-за этого его носовая часть кажется асимметричной в продольном вертикальном сечении. Реально в центральной части контейнер имел форму слегка сплющенного с боков цилиндра. Судя по фотографиям он также должен быть более массивным, с большим диаметром в поперечном сечении. По чертежам длина контейнера находится в пределах нормы. Расшивка близка к чертежу из Monografie Lotnicze и полностью ошибочна.
ДеталировкаС общими обводами разобрались, посмотрим повнимательней на более мелкие детали.
Кабины пилота и оператора радара в модели состоят из большого числа элементов, имеют неплохо проработанные приборные доски, но в целом грубоваты. Ссылка на ЛНДшную природу набора не проходит, так как на приборках и педалях реализованы довольно мелкие детали (на педалях есть даже эмблема NAA). К сожалению у меня почти нет фотографий кабины настоящего F-82G. Я могу только опираться на рисунок из старой книги P-51 Mustang in color издательства Squadron/Signal (стр. 23), который кроме приборной доски кабины пилота вполне совпадает с фотографиями из руководства для пилотов F-82E. Достоверность кабины оператора радара проверить по этому руководству нельзя, так как в F-82E ее не было. Приборные доски в модели совпадают с рисунком из книги, и, возможно, по нему и делались, а вот расположение оборудования на стенках кабин – нет.
Кабина пилота
Хорошим дополнением к интерьеру кабины станет набор фототравления MPM 72016 F-82G/H Twin Mustang, выпускаемый специально для модели Special Hobby, который в деталях соответствует рисунку из книги P-51 Mustang in color.
Некоторый вопрос вызывают кресла экипажа. В наборе даны кресла, аналогичные тому, что устанавливалось в P-51D, то есть типа Warren McArthur. Такое кресло стоит в музейном F-82B. Special Hobby тоже предлагает использовать кресла Warren McArthur.
Из других источников, в частности из руководства для пилотов F-82E, следует, что в модификации E стояло металлическое кресло типа Schick-Johnson.
Ниши основных стоек шасси в модели пусты. Совсем. Хорошо, что на стоянке бóльшая часть ниши обычно была прикрыта створками в убранном положении.
Задние колеса выглядят симпатично, но они отлиты вместе со стойками и состоят из двух половин. У них также нет протектора.
ДекалиОдна из самых важных и привлекательных частей любой модели - декаль. Взглянем на нее поближе.
Special Hobby предлагает нам три варианта окраски. Все они соответствуют окрашенным полностью в глянцевый черный цвет машинам, участвовавшим в Корейской войне.
1. F-82G с/н 46-383 из 68-ой эскадрильи 347-ой группы всепогодных истребителей. Данная машина знаменита тем, что на ней была одержана первая воздушная победа в небе над Кореей. ИтогоМодель F-82G от Special Hobby оказалась несколько противоречивой. С одной стороны, у нее есть серьезные нарушения в геометрии, неверная расшивка, множество более мелких ошибок, сходимость деталей, обусловленная ЛНД-технологией изготовления, тоже не идеальная. То есть объем работ с ней будет не меньшим, чем со старыми моделями от Monogram и Frog. С другой стороны, это более современная и проработанная модель, укомплектованная травлением и несколькими смоляными деталями, с лучшей деталировкой интерьеров кабин и более правильной геометрией, чем у старых моделей.
В целом, набор от Special Hobby интересней своих конкурентов, и из него можно сделать хорошую модель F-82G. Тем не менее, так как для получения идеального результата придется серьезно дорабатывать любую из существующих моделей F-82 в масштабе 1/72, то окончательный выбор можно сделать только исходя из собственных предпочтений и возможностей.
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us. |
|
» Автор | |
---|---|
Kelly_Johnson | |
Опыт: | 1600 |
Репутация: | +149 |
Откуда: | Минск, Беларусь |
Лучшая публикация - август 2013 |
mmoustaf в 13.08.2013 - 19:16 А обводы на обвды наложить если? |
Kelly_Johnson в 13.08.2013 - 21:07 Не совсем понял, обводы чего на что?
Сделанный мной чертеж по сути является усредненными обводами нескольких фотографий. К нему я прикладывал отливки непосредственно. Обвести отливки модели и наложить на чертеж/фотографии? Но что это даст? Общие контуры можно сравнить и так, а правильность расположения элементов фюзеляжа друг относительно друга (в частности, расположение крыла) так не определить. Или есть какая-то хитрость? Подскажите, я проверю, что получится. С уважением, Евгений. |
mmoustaf в 13.08.2013 - 22:12 Не совсем понял, обводы чего на что?
Сделанный мной чертеж по сути является усредненными обводами нескольких фотографий. К нему я прикладывал отливки непосредственно. Обвести отливки модели и наложить на чертеж/фотографии? Но что это даст? Общие контуры можно сравнить и так, а правильность расположения элементов фюзеляжа друг относительно друга (в частности, расположение крыла) так не определить. Или есть какая-то хитрость? Подскажите, я проверю, что получится. С уважением, Евгений. Я имел ввиду обводы модели. А вообще надо смотреть по родной документации - я реставраторам из Инглвуда написал - попросил некоторые размеры в привязке к СГФ - у них есть чертежи |
Kelly_Johnson в 13.08.2013 - 22:52 Обводы модели в чертеж и фотографии более-менее укладываются. Видно, что фюзеляж у модели выше, брюшко отвисает, хвост чуть ниже, чем надо.
А вообще надо смотреть по родной документации - я реставраторам из Инглвуда написал - попросил некоторые размеры в привязке к СГФ - у них есть чертежи Большое спасибо. Мудрая мысль. Точные размеры - наше все. У них бы весь комплект чертежей попросить, тогда все вопросы разрешатся сами, не нужно будет по ночам себе голову ломать :smile:. |
mmoustaf в 13.08.2013 - 22:59 19985 баксов и золотой ключик у нас в кармане
Обычный мустанг по-моему 16000 Вот F3F-2 тот под 60000 |
fokkerd21 в 13.08.2013 - 23:08 19985 баксов ...
:shock: :shock: :shock: :shock: Как-то совсем настроение пропало. Я вот хочу Нововский Твин запилить. А от каких чертежей отталкиватся? По ходу они все кривые :evil: А фоток маловато будет. |
Kelly_Johnson в 13.08.2013 - 23:10 Обычный мустанг по-моему 16000
Вот F3F-2 тот под 60000 Чертежи? :shock: Нам же они нужны так, только одним глазком глянуть и ксерокопию снять :smile: |
mmoustaf в 13.08.2013 - 23:12 Я тоже запиливаю твин от Ново
Я думаю что прежде всего надо найти Structural repair manual на Мустанг (лучше P-51H, но сойдет и D/K) - он 24 бакса стоит - там есть базовые размеры шпангоутов нервюр и точек установки консолей Ну и править то что есть по размерам, которые я хочу получить. Самое сложное - это мотоустановка для E/F/G/H |
Kelly_Johnson в 13.08.2013 - 23:21 Я думаю что прежде всего надо найти Structural repair manual на Мустанг (лучше P-51H, но сойдет и D/K) - он 24 бакса стоит - там есть базовые размеры шпангоутов нервюр и точек установки консолей
Я где-то читал, что хоть P-82 и базировался на основе конструкции P-51F/H, но взаимозаменяемых деталей у этих машин почти не было. Я бы осторожно отнесся к предполагаемой одинаковости размеров шпангоутов и т.д. Самое сложное - это мотоустановка для E/F/G/H И радар. На фотографиях черных машин расшивку на контейнере радара не разобрать, и с его размерами не все ясно. |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|