На модель этой машины я ни разу не наталкивался ни в сети, ни в журналах. Возможно, что представленная здесь модель - единственная. А самолёт был вполне красив и на модельной полке смотрелся-бы интересно.
САМОЛЁТ
Когда начались работы по будущему Ту-2, то предполагалось, что на его базе будет и тяжёлый скоростной истребитель. Однако обстоятельства войны сложились так, что пришлось на время снять с производства Ту-2 в пользу увеличения производства истребителей в условиях больших потерь авиатехники в начале войны.
К производству Ту-2 вернулись лишь в 1944 году. В мае 1944 г. КБ Туполева получило задание ГКО на постройку бомбардировщика СДБ с двигателями АМ-39 (самолёт "63"). На базе бомбардировщика предусматривалась и постройка ночного истребителя - перехватчика.
Первый экземпляр СДБ ("63/1") -это модификация опытного "103" с мотором АМ-37 для отработки новой силовой установки. Самолёт "63/2" создавался как бомбардировщик, соответствующий английскому "Москито". Помимо варианта бомбера предусмотрен вариант фоторазведчика и итребителя.
Для действий ночью предполагалась установка бортовой РЛС ПНБ-4, или "Гнейс-5".
Самолёт "63/2" является модификацией Ту-2. От него без изменений использованы отъёмные части крыла, хвостовое оперение, хв. колесо, бомбардировочное вооружение, крыльевые пушки ШВАК-20 (позже ВЯ-23), нижняя стрелковая установка. Центральная часть фюзеляжа, центроплан и хвостовая часть имели незначительные изменения и изготовлялись на тех же стапелях к Ту-2с с небольшой доработкой.
Экипаж состоял из трёх человек. Лётчик пилотировал и вел воздушные атаки, стрелок и стрелок-радист - в задней кабине. Воздушный стрелок верхней установки мог
заменяться штурманом.
На "63/2" предполагалось использовать двигатели АМ-39 или АМ-42 с турбокомпрессором ТК-300.
В варианте истребителя вооружение усиливалось пушками в передней части бомбоотсека. Варианты:
2Х НР-45 (50 снарядов на ствол) залп 752 кг/мин.
2Х НС-37 (50 снарядов на ствол)
2Х ВЯ-23 (50 снарядов на ствол) залп 392 кг/мин.
Защита задней полусферы -два УБТ (250 патронов к верхней установке и 350 - к нижней). Все жизненно важные части машины прикрыты бронёй от 15 мм до 6 мм и прозрачной бронёй 65 мм.
В 1946 г. на Ту-2 прошла испытания РЛС "Гнейс-5с" и в 1947 г. была выпущена серия Ту-2 с этой станцией.
С 29 октября по 4 апреля 1944 г. проводились испытания "63/2", но в серию машина не пошла из-за недостаточного обзора из кабины штурмана.
Эскизный проект "63п" (Ту-1) был готов 15 мая 1946 г. Помимо РЛС "Гнейс-5с" предусмотрена была аппаратура ТОН-2 - радиолокатор защиты хвоста.
Ту-1 построили путём переделки "63/2" на заводе №156 в течении 1946 г. Установили двигатели АМ-43В (по 1950 л.с.). Машина была закончена 30 декабря 1946 г.
Испытывался Ту-1 в 1947 г. Первый полёт - 22 марта.
Формально испытания закончились осенью в связи с выработкой ресурса двигателей.
В серию Ту-1 не пошёл. Причина была общей для многих перспективных проектов. В то время авиация переходила на реактивную технику. Перехват реактивной машины поршневым истребителем был делом весьма ненадёжным и руководство ВВС решило делать ставку на реактивный перехватчик.
Основные технические данные Ту-1:
Максимальная скорость-------641 км/ч
Крейсерская скорость---------576 км/ч
Дальность----------------------2250 км
Потолок-------------------------11000 м
МОДЕЛЬ
Поскольку целый ряд частей у Ту-1 был тем же, что и на Ту-2, появилось искушение переделать самую доступную из моделей Ту-2 (конечно ИСМ) в Ту-1.
Манили красивые картинки из "Вартандера":
Хотя и в них встречаются ошибки (порой дурацкие, напр. антенна, идущая от мачты к задней кабине художник Вартандера зацепил прямо за кольцо антенны радиополукомпаса. На самом деле там слева от неё есть отдельный штырёк для её крепления).
Несмотря на наличие общих для обеих машин частей, предстояло сделать многое просто "от нуля": всю переднюю часть фюзеля с кабиной пилота ("родную" пришлось просто отрезать), оба движка, винты. Что-то пришлось переделать в связи с иной конструкцией: центроплан, задняя кабина (сдвинуть её назад и сделать другой фонарь, как и у кабины пилота), изготовить внизу фюзеля "гляделку" (место обзора штурмана "вперёд-вниз").
Сюрпризом оказалось то, что килевые шайбы от модели ИСМ не подойдут - на Ту-1 они были крупнее.
Стойку хвостового колеса пришлось удлинять: даже для Ту-2 она коротковата и кто собирал модель ИСМ "из коробки", тот получил что-то такое:
а должно быть такое:
На картинках "Вартандера" изображён Ту-1 с антеннами РЛС "Гнейс-5", однако на единственном экземпляре Ту-1 её не установили (возможно, очередь до спецоборудования не дошла). А вот хвостовая антенна "РЛС защиты хвоста" (ТОН-2) там была и пришлось мудрить с её изготовлением (лучше-бы спаять, но тут нужна квалификация побольше моей).
Изготовление модели шло приблизительно такими этапами:
В запасе красок обнаружил пузырёк уже намешанной, которую использовал для какой-то предыдущей модели с таким-же цветом. Скорее всего это был Як-9п от А-модел. Решил использовать и на этот раз.
Судя по фото (да и по картинкам "Вартандер"), окраска многоцветьем не блистала. Даже бортовых номеров нет. Звёзды лишь в четырёх позициях, причём какие-то "неуставные", с зауженной белой каймой и без красной каёмки. Пришлось долго искать подходящие из декальных запасов, да и те пришлось обрезать, чтобы было похоже на фото. И вот, модель уже вырисовывается:
Осталось уже немного: нарисовать переплёты на стекле, установить оружие, сделать антенны и сделать мелкие подкраски:
Ну и наконец пришла пора финальной фотосессии. Попросил "младшенького" и он принёс лайтбокс для съёмки. Увы, бокс оказался маловат для такой вещи, да и сами лоханулись с выбором ракурса и дистанции. В общем, что вышло, то вышло:
И вот я обладатель модели Ту-1 (может быть, единственный)! Кстати, эпопея с созданием бомбардировщика Ту-2 включала в себя много разных интересных прототипов (даже реактивных). Это же целое поле для самодельщиков и полусамодельщиков (как в моём случае). Хорошо, что нашлиь более-менее приличные чертежи (хотя и не без ошибок). Жаль, что снимков с полным видом Ту-1 есть всего пять, да и те плохонькие. С материалами было нелегко, но мне помогли коллеги. Большое спасибо за помощь коллегам MK и MARVIK!
Хорошая статья и отличная модель. Понравилась покраска модели - все в меру. Тонкие, ненавязчивые линии расшивки, все очень аккуратно. Фотографии синюшные не понравились - все-таки ФШ есть для этого. Хотел поставить плюсик, да правила не дают, увы. А сама модель - все здорово!