бн 3295, 244 Сентай, пилот – капитан Кобаяши Терухико, авиабаза Чофу , 1945г
Истребитель Ki-61 разработан в КБ фирмы "Кавасаки кокуки когио" (Япония) под руководством Такео Дои. В качестве силовой установки был использован немецкий двигатель DB601, выпускавшийся по лицензии под обозначением Ha-40. Прототип впервые поднялся в воздух в декабре 1941 года. Серийное производство началось летом 1942 года на заводе фирмы в Кагамихара. Принят на вооружение японской армии под обозначением "тип 3".
Всего изготовлено 3028 самолётов всех модификаций. В боевых условиях впервые использовался в июне 1943 года на Новой Гвинее. Затем применялся в значительных количествах на всех фронтах Тихоокеанского театра до конца войны. Наиболее известным авиационным соединением, на вооружении которого состояли истребители Ki-61, был 244 сентай, базировавшийся в районе Токио.
27 января 1945 года капитан Кабаяши вылетел на истребителе Ki-61-I (№3295) на перехват американских бомбардировщиков B-29. В воздушном бою над горой Фудзиямой на высоте 9000 м таранил одного из них. Приземлился на парашюте с единственной незначительной травмой - царапиной на носу. Впоследствии был награждён крестом "Букосё".
Именно эту машину капитана Кабаяши, командира 244 Сентая, я и попытался воспроизвести в данной модели.
Пластик
Для строительства модели были использованы следующие наборы:
1. Пластиковый кит в масштабе1/72 от «Fine Molds»
2. Смоляная кабина от «Aries»
3. Выхлопные патрубки из смолы от «Quickboost»
Набор от «Fine Molds» произвёл на меня весьма хорошее впечатление:
Качественный пластик серого цвета, без облоя, смещения пресс-форм не заметно даже на мелких деталях. Хорошая проработка внешних поверхностей и мелких деталей, неплохая деталировка интерьера кабины. Фонарь кабины кристально прозрачный, из тонкого пластика, но, к сожалению, выполнен одной деталью. Из дополнительных «бонусов» набора стоит отметить съёмную верхнюю часть капота, и соответственно, неплохо проработанный моторный отсек с верхней частью двигателя, и отличные точёные металлические стволы для крыльевых пушек Mauser МG 151/20, устанавливавшихся на некоторых модификациях Ki-61, в том числе и на машине Кабаяши.
Однако, «изюминкой» данного набора является декаль, которая, вместе с опознавательными знаками, содержит и мелкие камуфляжные пятна и предназначена для нанесения на всю площадь верхней поверхности модели. Таким образом, сильно облегчается непростая задача нанесения сложных вариантов камуфляжа «вручную» в процессе окраски модели. Подобный вариант решения проблемы встречается довольно редко, в частности, мне известно о нескольких моделях всё той же «Fine Molds» и «Fujimi».
Всего декаль содержит два варианта окраски модели: камуфлированная машина капитана Кабаяши и серебристая неокрашенная машина капитана Фумицуке Шоно, из того же 244 сентая. Оба варианта подтверждаются фотографиями реальных машин.
Декаль отличного качества, без смещения цветов, с тонкой, гибкой подложкой. Легко наносится и отлично реагирует на применение «спецжидкостей» SET и SOL от «Микроскейл».
Что касается соответствия модели чертежам, то его можно считать вполне удовлетворительным, основные геометрические размеры выдержаны в пределах 1 -1,5 мм, каких либо искажений пропорций и силуэта модели не заметно. Есть небольшие неточности в линиях расшивки, особенно в нижней части капота двигателя.
Общее хорошее впечатление от модели слегка портит не очень хорошее качество внутренней расшивки, она местами слишком широкая и слегка оплывшая, в первую очередь, на фюзеляже и хвостовом оперении.
Кстати, на этой модели я практически впервые увидел явные следы того, что мастер-модель делалась вручную: неровные линии расшивки на законцовках крыла и стабилизатора, некоторые дефекты обработки поверхностей в сложных для обработки местах модели.
Несмотря на эти недостатки, модель прекрасно собирается, шпаклёвка практически не понадобится.
Прежде чем переходить к описанию сборки, стоит сказать несколько слов об использованном афтемаркете.
Смоляной набор кабины от «Aries», предназначенный, кстати, для набора «Хасегавы», оставил двойственное впечатление: боковые панели, сам интерьер кабины, включая сиденье пилота, перегородку с бронезаголовником, отлиты очень качественно, хотя и содержат ряд мелких неточностей, как и фототравленная приборная доска. Что касается отсека вооружения с двумя синхронными пулемётами, то тут всё существенно хуже, начать с того, что стволы пулемётов совершенно гладкие, без какой либо имитации перфорированных кожухов. По сравнению с ними пластиковые стволы из набора - верх совершенства.
С казенниками пулемётов тоже не всё в порядке. Они явно относятся к другому типу, совершенно не похожи на фотографии прототипа, к тому же слегка переразмерены и без дополнительной обработки на свои места не умещаются. У меня сложилось впечатление, что они не относятся к этому набору, об этом говорит и иной тип смолы, использованный при литье.
Кроме смолы, в наборе имеется фототравленная приборная доска с приборами на плёнке, фототравлением дана и перфорированная часть гаргрота за бронезаголовником.
Смоляные патрубки от «Quickboost» очень хорошего качества и без особых проблем устанавливаются на штатные места.
Сборка
Как обычно, сборку модели начинаем с кабины. На этот раз работы заметно больше из-за необходимости подгонки смоляных деталей, изначально предназначенных для модели Ki-61 производства «Hasegawa».
В первую очередь, уменьшаем толщину пластика на бортах кабины до минимально возможной толщины, попутно убирая направляющие для пола, приборной доски и задней перегородки – они нам не понадобятся. Только после того, как многократные примерки всех деталей покажут удовлетворительную сходимость всех деталей при соединении половин фюзеляжа, можно клеить на место боковые стенки кабины. На модели внутренняя часть гаргрота выполнена весьма неплохо и, на мой взгляд, необходимости в установке фототравленных деталей нет, к тому же, они плохо подходят «по месту». Вполне достаточно в пластике высверлить недостающие отверстия облегчения, ориентируясь на чертежи и фотографии. На этом этапе можно установить и перегородку с пилотским креслом и бронезаголовником, предварительно подогнав размеры и высоту перегородки в месте сопряжения с фонарём кабины.
С оружейным отсеком придётся изрядно повозиться. В первую очередь заменяем пулемётные стволы пластиковой деталью из набора, она заодно заменит и перегородку между двигательным и оружейным отсеком. Все детали необходимо тщательно подгонять друг к другу, после окончательной сборки обработка швов и стыков будут практически невозможны.
Дабы уместить казённики пулемётов на штатные места, их придётся безжалостно обрезать в месте соединения со стволами, с учетом их несимметричной установки.
Несмотря на то, что «в смоле» даны и патронные ящики, выполнить соответствующий лючок на правом борту открытым не получится, расположение лючка и ящиков не совсем совпадают.
Итак, после окраски всех внутренних поверхностей кабины в песочный цвет, выделения краёв выступающих деталей методом «сухой кисти» и смывки масляными красками, производим окончательную сборку кабины и половин фюзеляжа. На этом этапе монтируется и двигательный отсек с предварительно окрашенной и оттонированной верхней частью двигателя, дополненной некоторыми наиболее заметными трубопроводами.
Поскольку верхнюю часть капота планировалось сделать съёмной, аккуратно высверливаем на этой детали отлитые имитации стволов пулемётов и уменьшаем изнутри её толщину. Здесь снова потребуется многократная подгонка и примерка детали «по месту».
После всех этих достаточно сложных работ сборка крыла и хвостового оперения особых проблем не вызывают, шпаклевка и шлифовка практически не потребуются. БАНО на законцовках крыла изготавливаются из цветного прозрачного пластика от зажигалок, посадочная фара – из бесцветного пластика с имитацией рефлектора.
Фонарь кабины, предварительно покрытый изнутри «футурой», садится на своё место «как влитой». Главное, не забыть смонтировать прицел и пилотское кресло с фототравленными ремнями. В качестве масок на остеклении был использован «маскол» из клея БФ-6. После маскировки открытого капота Тамиевским скотчем, модель готова к покраске.
В завершение необходимо отметить, что модель собиралась с применением циакрина DoneDeal, также выполнявшего роль шпаклёвки.
Окраска
Для имитации цвета неокрашенного алюминия модель окрашена автомобильным металликом «ABRO», при этом модель предварительно не грунтовалась, т.к. у автомобильных акрилов достаточно хорошая адгезия к пластику, к тому же отсутствие грунтовки позволяет обойтись без дополнительной шлифовки и полировки поверхности.
После нанесения слоя металлика на модель была накатана клёпка с помощью самодельного риветтера из шестерёнки от часов.
С помощью масок из «парафильма» и тамиевского скотча было окрашено хвостовое оперение, элероны и противобликовая полоса перед кабиной пилота. При этом использовались акрил-уретановые эмали от «Акан». Как обычно, детали шасси, винт, стволы пушек и пулемётов, окрашивались и тонировались отдельно, с использованием различных металликов от «Акан». После окраски модель была покрыта глянцевым акрил-уретановым лаком «Акан» и после просушки нанесены декали. Этот процесс один из самых ответственных при работе над этой моделью, практически «без права на ошибку». Задача усложняется тем, что в некоторых местах декали лежат в 2 , а то и в 3 слоя, так что «аккуратность, аккуратность и ещё раз аккуратность». К счастью, качество декалей на высоком уровне и они хорошо реагируют на SET и SOL.
После тщательной сушки декалей модель ещё раз покрыта слоем глянцевого лака. Тонировка и выделение расшивки выполнено масляными красками на пинене, ими же нанесены несколько фильтров для выравнивания цветов опознавательных знаков «хиномару» и хвостового оперения. В качестве финишного покрытия использован полуматовый водорастворимый лак «MicroScale». В завершение нанесены небольшие следы износа ЛКП на передних кромках крыла методом «сухой кисти» и нанесены следы эксплуатации, потёки технических жидкостей, нагар от выхлопа и пороховых газов пигментами от «Tamiya». После снятия масок прозрачные части фонаря кабины покрыты слоем «Future» с помощью кисти.
Перед окончательной сборкой стойки шасси дополнены шлангами тормозной системы из медной проволоки, а щитки шасси оснащены дугообразными тягами, сделанными из той же проволоки и медной фольги.
В последнюю очередь смонтирована антенна из нити «Хобби плюс».
Выводы:
Качество модели от «Fine Molds» на очень высоком уровне, как, в прочем, и её цена…
Начинающий моделист сможет без проблем собрать прекрасную модель интересного самолёта, избежав при этом проблем со сложной техникой имитации пятнистого камуфляжа за счёт использования готовой декали. Для опытных же моделистов простор для творчества как всегда достаточно широк за счёт наличия в продаже различных наборов афтомаркета для аналогичной модели от «Хасегавы».
Цвет камуфляжных пятен вызывает вопрос, который стоит задать нашим японоведам.
Скорее всего коллега использовал файнмолдовскую декаль с пятнами, поэтому и цвет получился такой.
Макс писал(а):
Цвет камуфляжных пятен вызывает вопрос, который стоит задать нашим японоведам.
Скорее всего коллега использовал файнмолдовскую декаль с пятнами, поэтому и цвет получился такой.
Lish писал(а):
Скорее всего коллега использовал файнмолдовскую декаль с пятнами, поэтому и цвет получился такой.
Так и есть, в статье об этом прямо говорится Exclamation
Вы правы, в статье об этом говорится, только ничего не говорится о сходстве цвета. Вот я и решил издалека затронуть этот вопрос:roll: Мало ли, может у меня на мониторе не так цвета отображаются? Так значит цвет пятен не тот?
Вячеслав_Демченков 30.04.2008 - 10:21 Тема: Fine Molds 1/72 Kawasaki Ki-61 Hien ty...(#872) - обсуждение
Мне модель очень понравилась! Аккуратно и красиво.
Единственное, что бросается в глаза, это, пожалуй, толстоватая нить антенны...
Про снятые пулемёты на этой машине к сожалению, не знал, увы.
Ну а "Nakajima" опечатка в названии, конечно, "Kawasaki".