Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger

Эта статья посвящена описанию конструкции сразу трех самолетов производства фирмы Грумман. Точнее, тому, как реализовано на них управление элеронами и триммерами элеронов.

И так. F4F Wildcat, F6F Hellcat и TBF Avenger. У них имеется общая особенность. Консоли крыла складываются не вверх (как у большинства палубных самолетов), а вдоль фюзеляжа. Собственно, на этом общность конструкции заканчивается. По этому, рассмотрим их механизмы по каждому самолету в отдельности. Очень подробно расписывать не буду, так как все видно на фотографиях и схемах. Сделаю только небольшие поясняющие комментарии.

Начнем по старшинству - F4F Wildcat

Управление триммером осуществляется тросиком в гибком шланге (по примеру тормозного тросика на велосипеде) (рис. 1 поз.5). Он проходит в районе оси шарнира, поэтому не мешает складыванию. А вот для обеспечения работы элерона применен более сложный механизм. Он состоит из двух качалок (рис.2, рис.3 поз.1 и поз.2) и тяг (поз. 3 и поз. 4). Одна качалка крепится к секции центроплана (рис.4 поз.1), другая к консоли (рис.2 поз.2). Когда консоль находится в положении «для полета», качалки соприкасаются друг с другом (рис.3) и, таким образом передают усилие от ручки управления к элерону. При складывании консоли, качалки расходятся. Для исключения свободного болтания, не зафиксированного элерона на сложенной консоли, имеется специальный тросик (рис.2 поз.6). Натягиваясь, он исключает свободный ход качалки. Именно поэтому у всех F4F, стоящих со сложенными консолями, элероны отогнуты наружу (рис.5).
рис.1 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.2 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.3 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger
рис.4 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.5 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger

Следующим рассмотрим - TBF Avenger

Отличительной особенностью этого самолета, в сравнения с двумя другими является наличие гидравлического механизма складывания крыла (рис.6, рис.8 поз.1 и поз.2). Замок тоже управляется гидравликой (рис.6 поз.4).
Управление триммером осуществляется тросиком, так же как у F4F (рис.7 поз. 7).
Теперь рассмотрим управление элеронами. Конструкция видна на рис. 8 и рис.9. Она состоит из двух роликов укрепленных на центроплане (рис.10 поз.6), двух роликов укрепленных на консоли (рис.11 поз.3) и тросиков. На рис.8 видно, что тросики, проходящие через ролики, распологаются точно на линии оси шарнира. Таким образом, они всегда находятся в натянутом состоянии, не зависимо от положения консоли.
рис.6 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.7 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.8 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger
рис.9 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.10 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.11 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger

Последний из рассматриваемых - F6F Hellcat

У F6F управление элеронами и триммерами сильно отличается от предыдущих самолетов.
Передача усилия на элероны осуществляется тягами (рис.12 поз.4 и поз.5). В районе шарнира тяги соединяются с помощью двух качалок (рис.12, рис.13 и рис.14 поз.1 и поз.2) и одной маленькой тяги (поз.3). Форма и расположение качалок подобраны таким образом, что при нейтральном положении ручки управления, сочленение качалки поз.1 и тяги поз.3 находится точно на линии оси шарнира крыла (рис.13).
Интересно устроено управление триммером. Оно осуществляется с помощью вращения соединенных последовательно тяг (рис.15). В районе шарнира тяги соединены карданными передачами (рис.14 и рис.15 поз.7). На рис.16 видно, что карданные передачи располагаются за пределами линии оси шарнира. Соответственно, при складывании консоли, их длина должна меняться. Это обеспечивается за счет секций тяг имеющих телескопическую конструкцию (рис.14 и рис.16 поз.6). Для предотвращения проворачивания телескопических тяг относительно друг друга, они сделаны квадратного сечения (рис.17 поз.6).
рис.12 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.13 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.14 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger
рис.15 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.16 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger рис.17 Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenger

Вот, собственно, и все что хотелось сказать об этих узлах.

Удачи, Чегодаев Сергей.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Anonymous в 13.05.2013 - 10:11
Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, ...(#6309) - обсуждение

Спасибо Сергей!
Какие они все же сложные, хитроумные и наверное жутко дорогие эти американские самолеты.
Интересно, зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма для трех типов самолетов при общем принципе складывания крыла?
Это же сколько лишних расходов...
chse в 13.05.2013 - 10:40
зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма
Разная конструкция лонжеронов.
AlexGRD в 13.05.2013 - 21:09
Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenge
Сергей, спасибо за статью несмотря на ее краткость.
Anonymous в 13.05.2013 - 21:12
Кстати, почему на F8F изменили способ складывания крыла?
Уменьшились габариты?
chse в 13.05.2013 - 22:55
несмотря на ее краткость
Надеюсь это не помешало пониманию. :wink:

почему на F8F изменили способ складывания крыла?
Могу только попытаться пофантазировать. Может быть по тому, что для достижения бОльших скоростных характеристик сменили профиль на более тонкий и увеличили нагрузку на крыло, уменьшив его площадь. Соответственно назад шасси не сложить. Надо складывать к фюзеляжу. Шарнир надо располагать за точкой крепления шасси, а там профиль совсем тонкий. К тому же складная часть консоли совсем маленькая и смысла городить огород уже нет. Может быть я не прав. Не знаю. :wink:
Pavel_P в 14.05.2013 - 09:54
Интересный анализ.
Scorpius в 06.09.2017 - 06:32
Тема: Управление элеронами на F4F Wildcat, F6F Hellcat, TBF Avenge
Отличная статья! Спасибо коллега! Сразу в "Избранное"!
Alexander в 07.09.2017 - 09:43
Какие они все же сложные, хитроумные и наверное жутко дорогие эти американские самолеты.
Интересно, зачем одной и той же фирме нужно было изобретать три разных механизма для трех типов самолетов при общем принципе складывания крыла?
Это же сколько лишних расходов... - потому что есть разная компоновка, и главное при изменении размеров из соображений баланса веса и прочности , нельзя просто увеличить механизм. Каждый агрегат проектируется и считается заново. Учитывая. что Эвенжеры до недавна летали как пожарные( а может и летают) - это говорит о надежности и рациональности конструкции
omega в 07.09.2017 - 09:49
Эвенжеры до недавна летали как пожарные (а может и летают)

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy