В продолжение первой части, которая расположена тут: http://scalemodels.ru/articles/17045-Lockheed-L-1049-Super-Constellation---samoljot-i-model.html
Шасси.
Вторая часть была написана на две трети, когда с помощью уважаемого Aviament мне удалось разжиться картой данных к сертификату типа. Пришлось потратить месяц на перевод (по паре строчек в свободное время) и… основательно переосмыслить уже написанное. А следом за переосмыслением и переписать уже готовый раздел про шасси. Дополнив его некоторыми нюансами. К содержанию собственно карты данных вернёмся в следующий раз, а пока…
У меня вообще было немного сомнений в отношении того, в какой последовательности описывать самолёт. Стоило ли, взявшись за фюзеляж, доразобрать все лючки на оном и только потом перебираться к хвостовому оперению и крылу, или пройтись по частям конструкции по мере их уменьшения? Немного подумав, решил пойти по второму пути – те, кому не интересно закапываться в лючки и дренажные патрубки, смогут просто пропустить ненужные разделы. После фюзеляжа логично было бы взяться за крыло, но там крупных деталей мало, а поверхности управления по отдельности поменьше, чем стойки шасси. Так что посмотрим, на что опирался самолёт на земле.
Основная часть описания – простая и тривиальная. Три опоры, включая носовую, убираются гидравлически и в полёте полностью закрываются щитками. Ниша передней опоры (в фюзеляже) – не герметичная. Опора убирается назад по полёту. Основные опоры убираются в мотогондолы внутренних двигателей, против полёта. Как ни искал, признаков хвостового бампера (пяты, используемой для предотвращения стирания хвостовой части фюзеляжа о ВПП при излишне задранном тангаже во время взлёта и посадки) на фотографиях не нашёл.
Однако всегда есть много интересных особенностей. У Констилейшена к таковым можно отнести угол установки колёс на передней опоре шасси: плоскости их вращения сходятся в нижней части. И схема открытия-закрытия щитков ниши передней опоры не тривиальная. Ещё один забавный (но типовой для тех лет) нюанс – необходимость рассоединять двузвенник (устройство, предотвращающее от несанкционированного поворота ось опоры) при буксировке.
Общая схема передней опоры встречается в разных описаниях не раз и вполне понятна.
Рис.62. Схема из техописания 1049Н.
На схемах из РЛЭ более раннего 1049С есть коробка переговорного устройства.
Рис.63.
Следующие два рисунка из РЛЭ и техописания посвящены схеме управления поворотом передней опоры.
Рис.64, 65.
Собственно поворот колёс выполнялся двумя гидроцилиндрами. Но клапан, распределяющий гидрожидкость между оными цилиндрами, управлялся тросиком, идущим от штурвальчика в кабине пилотов. Так что если будете на модели изображать «обвязку» передней опоры, не забудьте, что помимо гидравлической и электрической проводки там была ещё и тросовая. И ещё – штурвальчик управления передней опорой есть только у командира самолёта. У второго пилота, как и практически на всех современных самолётах, такого нет.
Следующий интересный момент, на который стоит обратить внимание, это так называемые «страховочные штифты», часто называемые по звучанию «сейфти пин» или просто «пин». Это такие штыри, которые вставляются в замок для предотвращения случайного открытия оного на земле. На 1049 оный «пин», предназначенный для предотвращения уборки передней опоры, выглядел так (см. позицию 12 на рисунке):
Рис.66.
Этот предохранительный штырь техописание предписывает всегда устанавливать на земле, за исключением случаев проверки системы выпуска-уборки шасси.
Кстати, названия деталей на этом рисунке описаны на рис.62. На настоящем самолёте это выглядит так:
Рис.67.
Виден не столько штырь, сколько длинный красный флажок, часто с надписью REMOVE BEFORE FLIGHT, призванный резать глаз при внешнем осмотре. Да-да, та самая «ремувка». А ещё тут видна схема движения переднего щитка ниши передней опоры шасси. При выпуске опоры верхняя часть оного отгибалась и смещалась вперёд вдоль фюзеляжа. А значит, перед нишей (под щитком) был рельс, выглядящий снаружи как узкая щель, в котором скользила каретка, привинченная к внутренней части щитка.
На следующих рисунках видны и рельс, и каретка (красные стрелки).
Рис.68 Передняя опора L-1049G
Рис.69 Носовая часть C-121G Super Constellation (L-1049B) со снятым передним щитком ниши передней опоры.
А ещё на рис.68 голубая стрелка показывает на узел крепления колпака к диску передней опоры шасси. Для того, чтобы понять, почему это важно, надо обратиться к карте данных сертификата типа, в которой есть некоторые подробности. Согласно ей на модель 1049 устанавливались следующие виды колёс передней опоры:
204. 2 колеса на передней опоре шасси
(a) 4x9,9 Type VII
(1) Goodrich №H-3-592M-1 (без колпаков)
(2) Goodrich №H-3-592M (с колпаками)
(3) Goodrich №H-3-753 (без колпаков)
(b) 33” S.C. Type I
(1) Bendix №57608M
На все самолёты могли устанавливаться опции 204(а)(1), (а)(2) или (b)(1), и лишь на 1049G и 1049H можно было встретить (а)(3), т.е. колёса Goodrich №H-3-753 (без колпаков). И коли уж есть крепления для колпаков (обтекателей), то скорее всего это колесо типа Goodrich №H-3-592M.
Посмотрим, как всё это выглядело в реальной жизни.
Рис. 70, 71, 72. Передняя опора шасси 1049G IN 315
Диск с восемью спицами без обтекателя. Значит это Goodrich №H-3-592M (узлы крепления колпака угадываются) или Goodrich №H-3-592M-1.
Но на рисунке из РЛЭ (рис.64) диски закрыты колпаками. Оные колпаки остались на колёсах передней опоры музейного 1049G Люфтганзы D-ALEM.
Тут всё однозначно –с колпаками, если верить карте данных, встречаются только колёса Goodrich №H-3-592M.
На музейном 1049G D-ALIN, как и на машинах с приведённых выше снимков, тросовая проводка не сохранилась. Зато виден неправильный способ швартовки самолёта за петлю замка убранного положения опоры (о швартовке чуть ниже) и… ещё один вид диска – с шестью спицами.
Рис. 75, 76, 77, 78, 79, 80, 81.
На этой опоре есть коробка переговорного устройства присутствует (как-раз под срезом нижней части переднего щитка ниши).
А вот на 1049F HB-RSC (колесо с 8 спицами, без приливов под установку колпака) такой коробки нет.
Рис.82, 83, 84, 85.
Зато виден рассоединённый для буксировки двузвенник, в который воткнут штифт с ремувкой. Чтоб не забыть соединить после отстыковки водила. И тросовая проводка видна.
Видны на этих снимках и другие не тривиальные моменты. Это довольно редкий для 1049 вариант крепления рулёжных фар на поперечной балке, к которой присоединены цилиндры поворота передней опоры. У большинства «длинноносых» 1049 (с метео-РЛС) рулёжная фара одна и расположена на переднем щитке ниши передней опоры. У «коротконосых» 1049 (без метео-РЛС) рулёжные фары спрятаны под прозрачным окошком носового обтекателя. И ещё один нюанс – на этой передней опоре нет коробки переговорного устройства. Так что можно предположить, что она начала исчезать начиная с модели 1049F.
Четвёртый вид колеса я искал довольно долго. Но нашёл-таки. Вот он:
Колесо совсем без спиц. И поскольку такой диск стоит на 1049B, значит, скорее всего, это не Goodrich №H-3-753. А Bendix №57608M. Впрочем, тут я могу ошибаться.
Коли уж чуть выше речь заходила о буксировке, стоит привести три интересных картинки из техописания про этот процесс.
Рис.87, 88, 89.
На основных опорах шасси предусматривались специальные узлы для крепления тросов, разные для буксировки вперёд и назад. Предложение прикрепить к нижней поверхности крыла самолёта петли, через которые надо пропускать трос для предотвращения попадания оного под колёса при провисании, я встречаю впервые. Ну и на форму водила можно посмотреть, это достаточно специфичный для каждого типа воздушного судна агрегат. Номерные болты – скорее всего «срезные», рассчитанные на то, чтобы ломаться при определённой нагрузке, исключая тем самым повреждения конструкции самолёта при буксировке.
Ниша передней опоры, по крайней мере, в видимой части, частично обшита гофрированным металлом.
Рис. 90, 91. Передняя опора шасси 1049G IN 315
Рис.92. Передняя опора шасси 1049H N6937
Похоже, это сделано для усиления обшивки по границе герметичной части.
А вот пара видов в нишу 1049H N6937 при открытых створках.
Рис.93, 94.
Аккумулятор на передней опоре шасси, скорее всего, установлен временно, для техобслуживания, ничего подобного на других фотографиях не видно.
Коли уж выше мы коснулись петель для крепления троса на основных опорах шасси, самое время перейти собственно к основным опорам.
Общие виды основной опоры приведены и в РЛЭ и в техописании.
Рис.95, 96, 97.
Двузвенник и гидравлическая проводка из труб с подвижными соединениями прорисованы в техописании отдельно.
Рис.98, 99.
И отдельно – место установки страховочного пина в замок выпущенного положения.
Рис.100.
В имеющемся у меня техописании нарисован всего один вариант тормозной системы колёс основной опоры шасси.
Рис.101.
В карте же данных сертификата типа упоминается четыре вида основных колёс шасси с различными тормозами.
202. 4 тормозных сборки на колёсах основных опор шасси
(a) 17.00-20, Type III
(1) Колёса Goodyear Model LF20DHBM №9540552 или колёса №9540832
Тормоза №9540528 (внутренние)
Тормоза №9540553 (внешние) или Тормоза №9540781 (внешние)
(2) Колёса Goodrich Model 1754M №H-3-735M
Тормоза №G-2-957 (2 на колесо).
(3) Колёса Goodyear №9540753
Тормоза №9540754 (внутренние)
Тормоза №9540755 (внешние)
(4) Колёса Goodrich №H-3-772
Тормоза №G-2-639 (2 на колесо).
Опции (а)(2) и (а)(3) можно было встретить на всех вариантах модели 1049, кроме 1049G и 1049H (на них не ставилась (а)(2)), (а)(1) водилась только на 1049-54, (a)(4) - только на 1049G, 1049F и 1049H.
Именно такой тормоз, как на картинке из техописания, стоит на 1049G D-ALIN Люфтганзы. Характерной особенностью этого варианта является сегмент цилиндров, прижимающих тормозные диски друг к другу, занимающий только по половину обода.
Рис.102, 103, 104, 105, 106, 107, 108, 109, 110.
Положение прижимных цилиндров не совпадает на внутренней и внешней стороне колёс. Похожие тормоза стоят на 1049H N6937
Рис. 111.
Непонятно, отчего положение сегмента тормозных цилиндров «плавает» по колесу. То-ли это разные подвиды, то-ли особенности эксплуатации. Но найти фотографию самолёта, на котором сегмент смотрит вниз во время эксплуатации, а не на музейной стоянке, мне не удалось.
На 1049G D-ALEM тормоза другие.
Рис.112.
Значит, на приведённых выше снимках, колёса Goodyear №9540753 с тормозами №9540754 (внутренние) и №9540755 (внешние) и колёса Goodrich №H-3-772 с тормозами №G-2-639 (2 на колесо). Но вот где какие – непонятно.
Такие же колёса стоят и на 1049D IN 315 (только не обращайте внимания на покрышки – не знаю, зачем и с какого трактора их сняли индусы для этого памятника!).
Рис. 113.
На 1049F HB-SRC стоит ещё один, третий вид тормозов. Отличающийся от предыдущего отсутствием идущего из центра оси трубопровода гидрожидкости, «проточек» на диске колеса и выполненной в форме короны или шестерёнки наружной кромки внешнего тормозного диска.
Рис.114, 115.
Раз уж это 1049F, и такие колёса не встречаются на 1049G, значит это колёса Goodrich Model 1754M №H-3-735M с тормозами №G-2-957 (2 на колесо).
Как выглядели колёса опции (а)(1), я так и не выяснил. Но они встречались только на самых ранних 1049, которых было совсем немного (всего 24 штуки). Да и то опционально. Так что будьте внимательны, если возьметесь за постройку модели одного из таких самолётов.
Интересная деталь основных опор шасси – выглядящая как подножка, закреплённая на двух тягах пластина на задней стороне опоры.
Рис.116, основная опора шасси 1049F HB-SRC.
Рис.117, 118, 119, основная опора шасси 1049H N6937.
На самом деле это никакая не подножка, а часть сплошного шпангоута мотогондолы, выполняющего роль пожарной перегородки. При уборке опоры шасси она закрывает вырез, необходимый для того, чтобы опора могла поместиться в нишу.
Рис.120, 121.
И раз уж пошла такая пьянка – вот остальные детальные снимки основной опоры и её окрестностей.
Рис.122, 123, 124.
На приведённых выше рисунках 117, 118, 119, 123 и 124 хорошо видны петли на основных опорах, предназначенные для крепления буксировочных тросов. Передняя петля образована продолжением двух кронштейнов крепления гидравлического амортизатора (почти на уровне нижних кромок створок шасси), задняя (строго напротив) – просто отдельное «ухо». Использовались они не только для этого, но и для швартовки самолёта на стоянке. Правда в двойную, переднюю петлю, при этом вставлялся болт и швартовочный трос крепился к этому болту (см. рис.128, DETAIL C). Хотя вообще швартовка имела несколько вариантов. Вот что по этому поводу нарисовано в техописании:
Рис.125, 126, 127, 128.
Обратите внимание на то, как выполнена петля для крепления швартовочных тросов на внешних секциях крыла (DETAIL D на рис.125). Это подвешенное на рояльной петле отгибающиеся вниз «ухо», в полёте скрытое под полуовальным лючком. Если я ничего не путаю, то на схеме лючков на крыле (о которой ниже) оный лючок обозначен номером 39, но в комментариях не подписан.
А про парковку написано следующее:
Парковка.
Включите стояночный тормоз и установите колодки под колёса основных опор шасси спереди и сзади. Отключите тормоз после того, как колодки установлены. Под колёса передней опоры шасси колодки устанавливать нельзя ни спереди, ни сзади, но можно устанавливать сбоку (параллельно) при сильных порывах бокового ветра. Установите блокировочный штырь 272421 в носовую опору шасси и блокировочные штыри 272373-2 в обе основные опоры.
Накройте колёса передней и основной опор шасси чехлами.
Включите все гидроусилители поверхностей управления в положение «ON», для предотвращения движения поверхностей от порывов ветра.
Так что не стоит на модели изображать провисающие во время стоянки рули и элероны, а колёса для достоверности можно огородить колодками и накрыть чехлами. Особенно если сомневаетесь в том, какой тип дисков стоял на выбранном Вами варианте. Или просто не захотите переделывать диски из неправильного варианта в правильный.
Следующий любопытный момент. На «прижизненных» снимках при выпущенных опорах шасси створки ниш как правило открыты.
Рис.129.
А вот на музейных машинах все щитки, которые возможно, стараются закрыть.
Рис.130.
Так что детальные фотографии ниш придётся поискать. А они нужны.
Техописание не особо помогает в этом вопросе. К сожалению космплексного изображения содержимого ниш я не нашёл.
Рис.131, 132.
На этих рисунках – положение бака противообледенительной жидкости в мотогондолах 1 и 4 двигателей и кран слива отстоя из него. Можно на основе этих картинок разместить нечто подобное, но это – не про ниши шасси.
Про ниши шасси – следующие рисунки.
Рис. 133, 134, 135.
Это часть иллюстраций по топливной системе (целиком обубликую их позже, когда дойдём до деталей крыла). Дело в том, что топливный бак №2 на модели 1049 был разделён надвое нишей шасси и его части соединялись между собой трубопроводами. На этих рисунках видно, как и где проходили оные трубопроводы.
Рис.136.
На этом рисунке изображены агрегаты системы пожаротушения. По ним можно понять, где и как в нише основных опор проходили трубопроводы этой системы.
Так что остаётся лишь добавить ещё пару фотографий, на которой первой из которых видна внутренняя поверхность створки ниши основной опоры.
Рис.137, 138 Основная опора шасси HB-RSC.
И на обеих – масштаб некоторых из описываемых деталей. Красные стрелки на рисунках показывают на индикаторы стравливания баллонов системы пожаротушения (позиция 6 на рис.136). В реальной жизни – это пара маленьких красных дисков, удерживаемых проволочным полукольцом в нише. Они просто вылетают под действием давления, возникающего в подведённом к ним сзади трубопроводе при срабатывании пожарного баллона. И при наружном осмотре по их наличию или отсутствию можно определить, заряжен баллон или нет. В масштабе 1:144 их заметно, скорее всего, не будет, а вот в 1:72 их вполне можно обозначить красными точками.
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Странно... Не то не всё скопировал, не то убрали из текста при модерации. Вот первая часть:
http://scalemodels.ru/articles/17045-Lockheed-L-1049-Super-Constellation---samoljot-i -model.html
Тема: Lockheed L-1049 Super Constellation ...(#17142) - обсуждение
Подъехал, контент интересный! А где ссылка на первую часть?