Представляю вашему вниманию модель Анатра Анасаль - интересного отечественного самолета начала 20-го века, на службе в Красной армии. Давно хотел сделать именно редкий вариант "мурика со слонами", который благополучно был запилен из эмхаровского набора.
С тех пор, как мне в руки попал кит Анатра Анасаль от Emhar, я хотел сделать из него именно вариант "со слонами". Это довольно известная фотосессия Анасаля РККВФ, на правом борту которого нарисованы девять белых слонов, а в передней части фюзеляжа есть еще и таблетка с надписью "Мурик", отчего этот самолет на форумах называют также "муриком". Насколько мне было известно, этот вариант никто еще не делал, несмотря на то, что фотографий много и они достаточно подробны.
Подписи к фото гласят, что это аэродром Обоянь Курской губернии, июнь 1921 года. Из подписей к другим фото из того же места (все из альбома красвоенлета Ф.Горячего) также можно было понять, что это или 16-й, или 19-й авиаотряд. Больше, к сожалению, концов найти почти не удалось, только в книге "Анатра. Лiтаки Одеського авiабудiвного пiдприемства" встретился боковик с пояснением, что это - учебная машина. За увеличенные фотки спасибо Евгению ака Badger. В общем, "девять слонов на борту у него - больше не знаем о нем ничего".
Анасаль - первый отечественный самолет массового производства, делали его в Одессе на заводе Артура Анатры. Но повоевать на фронтах Первой мировой он не успел, война закончилась, началась Гражданская, Одесса была захвачена австро-венграми, завод и большая партия самолетов попала им в руки. Затем Анасаль производился для учебных нужд Австро-Венгрии, а часть самолетов летали как у красных, так и у белых. Известен валк "чешского" Анасаля, но он в данном случае не годился, так как был заметно модифицирован по сравнению с фотками. Отличия - другой фюзеляж, другие капот и радиатор, вероятно, интерьер также другой. Прикидочная сборка на пластилин показала, что он совсем не похож на то, что надо.
Emhar между тем дает именно "чешский" вариант, поэтому потребовался перепил. Сам набор 1976 года разработки, изначально разработанный Фрогом. Как и почти все раритетные наборы, отличается толстым пластиком, крайне низкой детализацией, упрощенными и грубыми элементами. Проверить геометрию не представилось возможности - чертежей не сохранилось. Точно так же "белым пятном" была кабина - фотографий и описаний нет. Есть, впрочем, описание интерьера предшественника Анасаля - Анаде, отличались они двигателем, а принципиально ничего не изменили. Поэтому делалось по мотивам компоновочной схемы Анаде. Очень многое приходилось додумывать и предполагать по фоткам и логике. Был сделан штурвал, кресла (у летнаба оно поворотное, поэтому развернуто назад), приборы, бак и прочая стандартная "требуха". Приборную панель не стал делать, так как где-то встречал упоминание, что ее не было, хотя на "чешском" самолете она просматривается, но, как уже говорилось, веры ему нет.
Отдельно возникла проблема с двигателем. То, что идет в наборе, сложно назвать даже плохим движком, поэтому Салмсон пришлось делать с нуля. Девятигранный картер сделать оказалось проще всего, хотя я думал, что это будет самым сложным. Просто вырезал полоску жести, взял длину грани в 2,5 мм, сделал насечки, по ним согнул девятигранник, ребром наклеил на пластик, обрезал по периметру ножом, перевернул, повторил операцию. Цилиндры и все остальное сделано из литника и проволоки. Забегая вперед, скажу, что при установке под капот пришлось систему охлаждения на треть примерно сошлифовать, а то не влезала.
Капот попросту отрезал и сделал новый из тонкого эвергриновского пластика. Сейчас думаю, что надо было делать из жести, еще тоньше. Самым сложным тут было подогнать друг к другу детали, имеющие сложную геометрию, а также движок. Затем сделал воздухозаборники из фольги. На фото в передней части правого борта заметен лист обшивки, отличающийся от фюзеляжа, мы с коллегами решили, что это поведенная фанера, которой, видимо, отремонтировали некую неисправность. На фюзеляже была заделана ступенька за местом летнаба, а сам он изрядно выдолблен и сточен изнутри.
Борта окрашены в дерево: база - "древесина" Акан, затем масло "охра красная" и акановский же лак "махагон". Тут наступило время самого сложного - рисунка. Быстро найти недорогой вариант печати белой декали не вышло, поэтому слонов нарисовал как мог от руки тонкой кистью. Точно так же и "усы" на морде, и цифру на левом борту. Причем, сначала сделал ее красной, вышло неконтрастно, а когда стал перекрашивать в черную, пролил 646-й на борт и пришлось его перекрашивать. Звезды распечатал на декальной бумаге, а белый треугольник на хвосте, докрасил также вручную. Капот окрашен в металлик, затем оттонирован тертым графитом и черным масляным фильтром. Стойки все сделаны из дерева, спицованные колеса - эдуардовское травление, радиатор самодельный. Расчаливал леской. На киле прорезал треугольные отверстия, как на фото.
Для виньетки использовал фигурки от Armory "Russian/Soviet pilots (WWI/USSR Civil war)". О них отдельно скажу пару слов: в наборе три фигуры, "летчик" в шлеме, "механик" и "офицер". Отлиты неплохо, с деталями, даже "уши" шлема болтаются, облоя нет. Даны отдельно руки и все остальное. Одеты все трое в одинаковые двубортные то ли кители, то ли бушлаты, что вызывает вопросы, летчики ли летали в "парадке", офицер ли ходил в кожане... Офицер причем дан с кокардой на фуражке и погонами, которые для красноармейца не годятся, но их легко срезать, что я и сделал. Несмотря на название, фигурки одинаково хорошо подойдут и для Белой армии. В условиях тотального дефицита летчиков эпохи "этажерок" в 72-м масштабе очень хорошо, что такой набор появился.
Основание - из фоторамки, шпаклевки по древесине и "железнодорожной травы"-флока. Вот вроде бы и все, спасибо за внимание. Работа приурочена к 100-летию ВВС России.
Ну вот теперь можно сказать ГОТОВО. Остановился без изысков на варианте "каждый на своем месте", табуретки из запасников, были когда-то сделаны уж не помню к чему, не пригодились, лежали без дела.. Что касается очков - да, согласен, что не очень адекватно голубые смотрятся, сейчас переделывать уже очень не хотелось )) но обязательно учту на будущее.
Всем спасибо за помощь и ценные советы. Конечно, есть еще над чем работать, и главный враг - собственное разгильдяйство и неаккуратность, к сожалению. Тем не менее, в целом вроде получилось. Кажется "слонов" еще вообще никто не делал :roll:
Прошу считать эту работу приуроченной к 100-летию ВВС России.
Миша, отлично!!! В диораме ероплан приобрёл не только завершённый, но и так скажу, более значимый вид что-ли. Очень понравился винт, по какой технологии делал слоистость, масками или что ещё придумал?
Да, стандартно маски. Нарезал ножом по линейке тамиевский скотч полоски 0,5 мм, база - акановская "древесина", полосы - охра, сверху полупрозрачный слой масла, опять же охра.
Всем спасибо за помощь и ценные советы. Конечно, есть еще над чем работать, и главный враг - собственное разгильдяйство и неаккуратность, к сожалению. Тем не менее, в целом вроде получилось. Кажется "слонов" еще вообще никто не делал :roll:
Прошу считать эту работу приуроченной к 100-летию ВВС России.