«На задворках большой войны или создание диорамы с двумя неизвестными!»
Всех неравнодушных к моделизму поздравляю с наступившим 2019 годом!
Решил написать статью о постройке диорамы, которая длилась весь 2018 год. Эта работа превратилась не только в постройку моделей, но и в небольшую историческую эпопею.
А все началось с элементарных 2-х фотографий, которые я нашел два года назад на просторах Интернета, покупки новой модели от ИСМ He-111 Н-3 и попытки поучаствовать в GB «Авиация стран ОСИ и их союзников-2». В очередной раз вляпался в авантюру по принципу: «Начну, а там как будет!».
Первым делом мне хотелось попытаться максимально точно передать на диораме то, что видно на фото. Но две фотографии практически не давали ни какого шанса определить, что за «типы негражданской наружности» распластались на песке.
Какой модификации «хейнкель» и «мессер», какие у «хейнкеля» бортовые коды, и чьих будет «мессер»? Вопросов было больше, чем ответов!
Но отступать было уже поздно, «назвался груздем – полезай в кузовок». Благодаря товарищам на этом сайте началась работа по сбору информации.
Хотелось бы отдельно вспомнить добрым словом «Вождя краснокожих» Олега Матвеева ака Omega – царствие ему небесное! Его комментарии в процессе поиска информации и стройки мне очень помогли! Жаль, что он так и не увидел финальных фото диорамы!
Первый неизвестный - Хейнкель 111.
Первым на очереди оказался «Хейнкель». Уж больно сильно хотелось собрать новую модель от ИСМ и такая модель всегда была в моих планах. Спасибо ребятам из ИСМ! Модель у них удалась на славу!
Очень интересовала его модификация и бортовой код. В некоторых источниках утверждалось, что это был Не-111 H-6 с кодом S7 + EA, в других, что Не -111 Н-3 S7+ ZA. В одной книге (о счастье!) нашел фото плохого качества, но на нем прекрасно читался код S7+ ZA.
Теперь дело было за малым, определиться с модификацией.
Согласно фото винты были металлические от ранних модификаций Н-3, но выхлопные патрубки были более поздней модификацией, чем Н-3. Из этого можно было предположить, что это могли быть модификации от Н-3 до Н-5.
Согласно таблицы учета потерь StG 3 в июле 1942 года был потерян Не-111 Н-5 без воздействия противника. В результате чаша весов перевесила на модификацию Н-5.
Благодаря коллеге СTS я получил еще две фотографии этого борта и разъяснения, оказывается, что этот борт в начале нес другой буквенный код 2F+ZA. Geschwaderstab из StG3 был первоначально сформирован из KG28. Приблизительно в апреле 1942 года в StG3 были введены новые кодовые обозначения S7. Поэтому Stab / StG3 вместо 2 F стал носить на бортах самолетов код S 7.
Вот такая занятная получилась история с этим бортом. И с первым неизвестным в этом уравнении как мне казалось я разобрался. Наивный!
Даже нашлась картинка с вариантом окраски этого борта. Вторым неизвестным был Мессершмитт Бф.109
С первого раза казалось определить его принадлежность будет не так сложно, но это только с первого раза! А на самом деле этот орешек оказался очень крепким и в результате у меня остались только предположения.
Сначала , совместно с участниками сайта определились, что это Bf.109 F-4 (trop) (по изолятору антенного ввода, по люку заливной горловины бензобака, по увеличенной ванне маслорадиатора , по широким лопастям). Следующим шагом надо было определить принадлежность к штаффелю.
Bf.109 F-4, белая 9, вероятнее всего был окрашен в стандартный европейский камуфляж с пятнами RLM74 и 75, хаотично нанесенными на фюзеляж. Низ – RLM 76. Белая полоса вокруг фюзеляжа и желтый низ носовой части капота говорили о том, что он принадлежал к Среднеземноморскому театру боевых действий.
Первым делом рассматривая боковики с образцами раскраски Не-111, меня в начале ввела заблуждения надпись, что этот борт базировался на аэродроме Дерна в Ливии в 1941 году. На основании этого я и подумал, что фото разбитого Хейнкеля как раз и показывает аэродром Дерна! Отталкиваясь от этого аэродрома я стал искать, кто из истребителей еще базировался на этом аэродроме.
В конце 1941 года на аэродроме Дерна базировалась 7./ JG 53, которая перебазировалась из Сицилии...
"…. Через три дня после прибытия в Катанию, III./JG53 снова оказалась в движении, следуя кружным путём через Италию, Грецию и Крит, в Тмими, в Ливии, где приземлилась 8 декабря. Учитывая, что Сицилию покинули внезапно, не было времени обучить пилотов Группы суровым пустынным условиями и провести подготовку их Bf.109F. Положение Группы не улучшилась, когда были сбиты 2 транспортных Ju.52/3m, перевозящие наземный персонал и оборудование с Крита. Причём оба самолёта сбил по ошибке итальянский пилот. ....Но вечером того же 11 декабря 7./JG53 была вынуждена покинуть Тмими, поскольку к нему приблизились наземные бои, на соседний аэродром Дерна-Западный. 17 декабря Группа передала свои оставшиеся машины JG27 и была отправлена обратно на Сицилию.." - Так описывается в истории JG53.
Если предположить, что этот самолет из JG53, то становится понятным почему у него не африканский камуфляж, а если посмотреть на маркировку 7./JG53 - то там тактические обозначения белые и шрифт тоже подходит, т.е. номер 9 белого цвета. Возможно этот самолет какое-то время потом служил в JG27, а может был угроблен еще и в составе JG53.
Вот такой я нарисовал "боковичек" моей девятки:
Вот фото его сослуживцев:
С таким настроем я и стал собирать и красить модели. Но внутренний голос, не давал мне покоя и в процессе сборки я постоянно искал дополнительную информацию по войне в Африке. И, кажется, поиски в конце концов, заставили меня полностью изменить свои взгляды на 180 градусов!
Когда была уже сделана диорама и приклеена табличка, я понял, что самолеты были сфотографированы не в Дерне, а в 100 км. восточнее, между населенными пунктами Фука и Эль Дабаа!
Именно такие подписи под фотографиями я обнаружил на некоторых сайтах.
И я начал все заново, изучая уже последние месяцы октября и ноября 1942 года. И вот здесь меня ждали новые сюрпризы.
Александр Павлов ака Steinhoff любезно предоставил мне информацию о потерях III./JG53 в Африке за период c марта по ноябрь 1942 года, еще я нашел прекрасное издание «Аэродромы Люфтваффе в Африке. Ливия и Египет.» от 2016 года, где были указаны все аэродромы и площадки, с данными координат и краткой историей их применения. Взяв эти два источника, я получил следующие данные:
1. Между Фукой и Ель Дабаа у немцев имелось 2 основных аэродрома и два вспомогательных, может даже просто взлетные площадки. Сам аэродром Фука (Fuka), аэродром Катафья (Quotafiya) и площадки Quotafiya II и Quotafiya III.
На аэродромах Катафья располагались JG27, JG53 и StG./3. Есть еще сведения о потерях I./JG 77, но там уже мессеры были модификации G-2.
Согласно координат этот аэродром как раз подходит под описание, что расположен между этими двумя населенными пунктами и возле трассы Фука - Алекандрия.
Учитывая повреждения мессера, можно прийти к выводу, что он их получил при взлете или посадке. Поэтому у меня появились три новые версии:
1. 8 июля 1942 года одиночный истребитель – бомбардировщик RAF Р-40 «Киттихок» атаковал Котайфию и Котайфию III. В результате атаки 3 Bf.109 F-4 из 8./JG 27 и III./JG 53 были им расстреляны и повреждены при попытках взлета на перехват.
2. 31.08.1942 года Bf.109 F-4 из 7./JG53 потерпел аварию при посадке с повреждениями в 90 %.
3. Эта белая «девятка» была передана в JG 27 (может даже еще в декабре 1941 года, когда первая командировка 7./JG 53 в Африке закончилась). И там он закончил свою службу.
Ведь после совершения последних вылетов 27 октября 1942 года, лётчики III./JG 53 сдали оставшиеся «Фридрихи» другим частям, в основном JG 27, и удалились по дороге в Тобрук, где сели на летающие лодки, доставившие их в Италию.
Вот такие мои версии, буду очень рад, если более осведомленные люди в этом деле добавят свои «3 копейки» и внесут больше ясности, а может и разнесут эти версии в «в пух и прах».
Если предположить, что мой герой Не-111 был потерян без воздействия противника, а именно совершил вынужденную посадку на аэродроме Катафья в июле 1942 года, то тогда пазлы более или менее складываются в одну картинку эти два самолета могли реально оказаться вместе.
6 ноября 1942 года летчики JG 27 при эвакуации оставили на аэродромах Катафья (Quotaifiya) 30 Bf.109 небоеспособных и частично сожженных своим персоналом.
Подразделения RAF переехали в тот же и на следующий день.
25 января 1944 года аэродромы Quotaifiya, II и III RAF их покинуло и они были заброшены.
Возможно в этот период с 6 по 30 ноября 1942 года и были сделаны эти фотографии.
Во время постройки диорамы я не прекращал поисков информации и даже нашел еще 2 фотографии Хейнкеля 111,
но все таки вернемся к сборке моделей :
Сборка модели Хейнкель 111
За основу окраски брал фото и вот этот боковик.
Уже после того, как я собрал и покрасил эту модель, мне попались еще две фотографии в хорошем качестве. Единственное, что я сделал не правильно –это коды на нижних поверхностях крыльев. Как жаль, что эти фотографии попались уже опосля окраски. Но может эта статья поможет кому- нибудь в будущем, сделать более точную модель этот борта.
Декали заказал у Алексея, ака BAV, качество их оказалось как всегда на высоте!
Так как статья получается большая и что-бы не утомлять читателя, в том числе и из молодого поколения, которое не привыкло к большому скоплению букв, и тем самым это их может отпугнуть, решил сборку показать в виде слайдов. Лучше один раз увидеть, чем два раза прочитать!
Сборка Мессершмитта БФ 109 Ф-4
Модель взята от фирмы «Звезда» в модификации Ф-2 и в особом описании не нуждается. Поэтому так же постараюсь все показать слайдами.
Часть заключительная - диорамная.
Ну вот теперь осталась самая малость разложить этот модельный металлолом на подставку. Очень долго думал какую сделать основу под диораму. Все дело в том, что я был ограничен в размерах из-за шкафа, в котором будет размещаться эта композиция. А размеры диорамы внушали - 65 см. х 40 см.! Поэтому было принято соломоново решение. Диорама будет разделена на две части, при этом удастся не только решить вопрос с размещением в шкафу, но и возможность подогнать две модели поближе друг к другу, так как в реалии самолеты находились друг от друга на почтенном расстоянии. Итак решение принято!
Для того , что-бы две составляющие при сборке выглядели как единое целое (не было щелей и неровностей), пришлось основание делать из мебельных плит ДСП. Благо есть знакомые, которые занимаются изготовлением мебели и они по моим размерам сделали два куска основания с ровными краями.
Для придания объемного рельефа использовал потолочные плитки из белого пенопласта, которые приклеил на клей ПВА ( так же можно использовать клей для приклеивания этих плиток к потолку). После этого из сухой затирки для швов керамических плиток, разведенной клеем ПВА сделал грунт. Оставшуюся лишнюю массу разведенной затирки выложил на полиэтиленовый пакет. После затвердевшую массу разбил на мелкие кусочки (полиэтилен не дал возможности прилипнуть массе к чему нибудь), которые в дальнейшем пошли на камни в диораме. Что бы модель хорошо легла в канаву, проторенную самолетом при посадке на "брюхо" и не испортить низ модели, я нижнюю часть прикрыл пищевой пленкой.
Следующим этапом стало нанесение песка, который купил в магазине "Леонардо" (этот песок продается под названием кварцевый песок и стоит порядка 50-60 рублей за пакетик). Отличие этого песка от естественного - в очень мелкой фракции, который по масштабности подойдет не только для 48 , но еще лучше для 35 масштаба. Как мне показалось, для 48 масштаба фракция все же великовата. Но другого в распоряжении у меня не было. Песок приклеивал в несколько слоев, создавая неровности и кучки. Все приклеивалось на клей ПВА, разведенный водой до состояния молока. Порядок такой - клей - песок - сильно разведенный клей. При этом капли клея должны моментально просачиваться сквозь песок. Пока песок мокрый и рыхлый на нем можно наносить следы. После этого приклеил камни и траву от фирмы Noch.
Что бы диорама не выглядела сплошным желтым пятном, в тех местах где камни , и по краям диорамы я нанес кистью тонировочный порошок "Desert sand" от Вайлдера. Его оттенок должен был олицетворять голую пустынную почву, с которой ветром сдуло песок. После этого приклеил на свои места модели и присыпал их песком по вышеуказанной технологии.
При этом в тех местах, где почва соединялась с песком, опять сверху нанес тонкий слой песка (для большего реализма).
Пока шла работа над диорамой я не забывал о тех предметах, которые должны были составлять "массовку" вместе с "главными героями". Топливные баки по скудным у меня данным выполнил по следующей технологии, которую показал на фото:
Остальные запчасти - это остатки деталей от моделей + тряпки и ткань вылепленные из двухкомпонентной шпаклевки Тамия.
После этого кабины и некоторые детали (двигатели) были тонированы пылью и присыпаны песком. Сильно тонировать пылью модели не хотелось, так как самолеты хорошо обдувались ветром и располагались на расстоянии не более 5 км. от моря, то влажность в этих местах большая.
Фигурки английских охотников за трофеями взял из набора немецких танкистов и механиков от фирмы"Тамия", подвергнув небольшой конверсии. Вот кажется и все! Тем, кто дочитал до конца сей опус - РЕСПЕКТ! Всем тем, кто поддерживал меня и следил за процессом стройки ОГРОМНОЕ СПАСИБО!
Приятного просмотра!
Я так понимаю, победитель в разделе диорамы на НовоСлете 2019 уже определился! :-) Алексей надеюсь еще раз лично высскажу восхищение твоей работой за чашкой коньяка в Новосибирске!
Иван, не говори Гоп.....))))) Там, у вас в Новосибе, есть очень рукастые диорамщики (не чета мне - любителю) которые всегда первые места занимают!)))) А по поводу чашки коньяка - я всегда За!
e2e4в 02.03.2019 - 22:42 Тема: He-111H-5 и Bf-109F - На задворках большой войны
Ой как хочется посмотреть в глаза тому кто -1 поставил, узнать что ему не понравилось.
alex_reftв 03.03.2019 - 01:24 Тема: Re: He-111H-5 и Bf-109F - На задворках большой войны
Ой как хочется посмотреть в глаза тому кто -1 поставил, узнать что ему не понравилось.
alex_reft
Сегодня обратил внимание, в списке статей теперь видно сколько у нее + и -. Внутри самой статьи этого не видно. Так вот на +82, нашелся -1. У меня смутное подозрение, на сайте завелся хейтер, лепит "-" всем без разбора. Эх, узнать бы кто это и за что такая немилость.
Спасибо , буду знать! "Да и пес с ним, собакой!" - как говаривал Грозный из х/ф "Иван Васильевич....", думаю проще не обращать не это внимание! :mrgreen:
Тема: He-111H-5 и Bf-109F - На задворках большой войны