Есть такой забавный герой в мультсериале «Утиные истории» - Зигзаг МакКряк. По профессии Зигзаг — пилот. Главными своими достижениями считает аварии, самые интересные из которых заносит в книжечку, подаренную страховой компанией. Самолёт Зигзага — одновинтовой двухместный кукурузник-этажерка, изначально использовавшийся для полива полей и тушения пожаров. Насколько же велико было мое удивление, когда, участвуя в дуэли «Красные-белые», я обнаружил его прототип в реале среди красных военлётов.
Встречайте – военлёт П.Карпухин из 34-го разведывательного авиаотряда Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (34-й РАО РККВФ) со своим одновинтовым, двухместным кукурузником-этажеркой «Сопвич Страттер» (Sopwith Strutter).
ИСТОРИЯ И ПРОТОТИП
К концу 1917 года в северном порту Архангельска скопилось большое количество авиатехники, поставленной странами Антанты царскому правительству. В марте 1918 г. революционное руководство российского воздушного флота решило заняться учетом и вывозом из Архангельска скопившейся там за прошлый год англо-французской авиатехники. А в архангельских портовых складах на то время обнаружилось около 250 самолетов, значительную часть из которых составляли «Сопвичи». Энергично взявшись за дело, большевики сумели наладить ежедневную отправку эшелонов с авиационными грузами в центральную России. В результате, когда 2 августа английский десант интервентов высадился в Архангельске, им достались лишь 20 некомплектных аэропланов.
Спасённые машины распределялись по отрядам Рабоче-крестьянского Красного воздушного флота (РККВФ) и один из Сопвичей попал в 34-й РАО, где проходил службу герой моего рассказа – П.Карпухин. Карпухин на самом деле был героем Гражданской войны, принимал активное участие в боях на всех фронтах, куда забрасывала судьба его 34-й РАО, был награждён высшей Революционной наградой – Орденом Красного знамени. На фотографиях Карпухин после награждения ОКЗ, с тростью после аварии и в окружении своих боевых товарищей.
Сходство же с мультипликационным персонажем ему придаёт количество авиапроисшествий, в которых Карпухин принял участие. Существуют фотографии трёх разных аэропланов, на которых он летал, и каждый из них нёс на себе персональную эмблему Карпухина – летучую мышь с мечом и пропеллером в лапах и все три аэроплана Карпухин разбил, оставшись при этом в живых.
Количество аварий Карпухина вряд ли можно приписать отсутствием у него мастерства пилота или какой-то особой невезучестью.
Авиация красных осенью 1918 г. столкнулась с очень серьезной проблемой. Потеря бакинских, а затем и северокавказских нефтепромыслов оставила РСФСР без бензина. Особенно остро эта проблема встала к весне 1919 г., когда военная обстановка потребовала активизации действий ВВС, но заливать в бензобаки самолетов было уже нечего: складские запасы топлива полностью иссякли. Сначала в ход пошел низкооктановый бензин 2-го сорта, затем газолин и гептан, а когда закончились и они, пришлось изобретать различные суррогаты.
Наибольшее распространение получила так называемая «казанская смесь марки «А» (в просторечии — «казанка»), состоявшая из керосина, газолина, метанола и эфира. Также использовались разнообразные спиртовые смеси, носившие обобщенное прозвище «авиаконьяк». Как правило, они состояли из этилового и метилового спиртов, а также ацетона и серного эфира в различных пропорциях. В этой ситуации выяснилось, что моторы «Сопвичей» гораздо менее требовательны к качеству горючего, чем более мощные, но «капризные» рядные двигатели «Испано-Сюиза», BMW или «Аргус». Причем ротативные двигатели «Гном», «Рон» и «Клерже» могли работать не только на «казанке» и «авиаконьяке», но даже на чистом винном спирте, бензоле и толуоле. Благодаря такой «всеядности» советские авиачасти, летавшие на аэропланах с этими моторами, сохранили боеспособность в период бензинового кризиса. Хотя редкий вылет обходился без вынужденной посадки, чем и можно объяснить количество аварий красного военлёта Карпухина.
Ещё одной проблемой для красных авиачастей являлось нехватка боеприпасов. Это проблема была решена изобретением ещё одного суррогата, тем не менее, доказавшего свою эффективность. Из-за нехватки авиабомб красные летчики в ходе боев с белоказаками придумали сбрасывать на противника консервные банки и пустые бидоны из-под бензина с продырявленным дном. Эти емкости при падении издавали жуткий вой, вызывавший панику у казаков и их коней. Особенно эффективными они оказались в сочетании с мелкими осколочными «бомбочками». С помощью таких «психических боеприпасов» были не раз ликвидированы прорывы белоказачьей кавалерии, а участвовавшие в них конники обращены в бегство.
Вот в такой непростой обстановке заслуженно получил свой орден Красного знамени боевой красный лётчик П.Карпухин.
МОДЕЛЬ
Модель аэроплана Sopwith Strutter в 48-ом масштабе выпускает фирма Roden. Модель Сопвича является одной из первых в линейке этажерок Roden в 48-ом масштабе и основные отливки сделаны из прозрачного пластика. Хрупкий в обработке и плохо реагирующий на тамиевскийклей этот пластик в дальнейшем при сборке доставил не мало не очень приятных минут.
Мне ещё "повезло" и персонально - отливки фюзеляжа в коробке оказались поведённые "винтом", что также не доставило удовольствия при сборке. В остальном же модель изящного аэроплана с красивыми формами можно рекомендовать всем любителям тряпочек и верёвочек )))
При сборке кокпита было использовано травление фирмы Part, которое ускорило процесс и потребовало лишь небольшой доводки под размеры.
Основное влияние на выбор прототипа оказал замечательный профиль Александра Казакова. Модель Сопвича с эффектной эмблемой появилась на свет только благодаря его великолепной работе. Единственная корректировка была сделана по поводу окраски капота "под метал", а не "линкорный серый", как на профиле. В пользу этого свидетельствовал детальный разбор фотографии разбитого Сопвича на форуме, за что коллегам душевное спасибо!
Окраска модели производилась краской PC10 RFC от фирмы MisterKit. Несмотря на полное, на мой взгляд, попадание "в цвет", продукцию этого производителя краски я рекомендовать не могу из-за её невысокого качества. Крупный пигмент краски не давал полностью получить удовольствие от покраски и заставлял прилагать определённые усилия для получения удовлетворительного результата. Красить, конечно, можно, но лучше по возможности использовать краску другого, более известного производителя.
При окраске основной акцент было решено сделать на придание модели объёма за счёт выделения силового набора аэроплана. Для этого использовалась техника "постшейдинга" с использованием тамиевской краски Х-19 и матовой основы, для устранения блеска этой глянцевой краски.
Декали были использованы из набора Eduard 1106 Nieuport 17 In Russian servise - там как раз есть декали на Ньюпорт Карпухина. Звезды накрашены по трафарету, бортовой номер составлен из набора белых цифр. В финале были применены стандартные уже техники смывки продукцией Mig и тамиевский полуглянцевый лак.
Спасибо организаторам за проведение дуэли "Красные-белые" - адреналин просто зашкаливал, когда я делал этого Сопвича, а Андрею Янчику за великолепные фотографии:
Хоть ещё пару Сопвичей и Ньюпов покупай :mrgreen: