Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII

 Созданный в начале 30-х годов, этот изящный голландский истребитель неплохо смотрелся среди машин своего класса того периода. Он стал последним истребителем-бипланом Э. Фоккера. Оставаясь на вооружении до начала Второй мировой войны, Fokker D.XVII успел принять символическое участие в боях мая 1940 года, хотя и безнадёжно устарел к этому моменту…

История

Fokker D.XVII создавался для эксплуатации в колониальных владениях Голландской Ост-Индии.
27 декабря 1931 года состоялся первый полёт. Конструкция истребителя была стандартной для того времени – расчалочный биплан с неубирающимся шасси и открытой кабиной. Фюзеляж имел каркас из стальных труб и полотняную обшивку, крыло было изготовлено из фанеры и обтянуто полотном.
Прототип передали на войсковые испытания в 1932 году. Интересно то, что заказчик предпочёл закупить американские истребители Curtiss P-6 "Hawk", но экономический кризис, начавшийся ещё в 1929 году, внёс свои коррективы и из-за нехватки денег LVA (Luchtvaartafdeling - армейские ВВС) в декабре 1932 г. все же заказали 10 самолётов. D.XVII не полностью удовлетворял выдвинутым требованиям. Одним из главных условий принятия на вооружение была установка мощного и надежного двигателя. В результате их меняли три раза: французский Hispano-Suisa 12Xbrs (690 л.с.), затем Lorraine-Dietrich "Petrel" (790 л.с.) и наконец, остановились на британском Rolls-Royce "Kestrel", с последним и была выпущена основная масса серийных машин.

Всего было построено 11 экземпляров. Истребители вступали в строй двумя партиями в конце 1933 - начале 1934 гг. Им были присвоены номера 201-208 и 209-210, соответственно. Колониальная авиация "опомнилась" только в 1936 г., дополнительно заказав ещё один экземпляр с номером 211. Все истребители поступили в Jacht Vliegtuig Afdeeling (армейскую истребительную эскадрилью) и в течение пяти лет использовались в основном для обучения лётного состава. Пилоты отмечали простоту пилотирования D.XVII, хотя по сравнению с современными монопланами он начал сильно отставать в скорости.

«На 10 мая 1940 года в строю все ещё оставалось семь истребителей (номера 202-205, 207, 209, 210), базировавшихся на авиабазе Де Влиит на острове Тексель. Из-за нехватки пилотов в первый день войны D.XVII простояли без дела, но 11 мая командование голландских ВВС решило использовать их по прямому назначению. В этот день был получен приказ о перебазировании на аэродром Бюькслоот (Buiksloot), откуда истребители должны были вылетать на сопровождение лёгких бомбардировщиков Fokker C.V и C.X. Этот перелет закончился для D.XVII более чем плачевно. Маршрут, по которому следовало лететь истребителям, проходил над военно-морской базой Ден Хелдер. Моряки, посчитав, что своей авиации в этом секторе быть просто не должно, обстреляли группу "фоккеров", подбив два самолёта. Сержанту Герман Герардус Шамхарт (Herman Gerardus Schamhart) пришлось идти на вынужденную посадку, в результате которой самолёт с номером 202 был полностью разбит. Второй истребитель (номер 203), который пилотировал второй лейтенант Роозенберг (Roosenberg), сумел дотянуть до места старта, так и оставшись там вместе с истребителем под номером 207, который был поврежден в ходе налета немецкой авиации. Вечером 12 мая D.XVII сделали единственный боевой вылет, сопровождая один Fokker C.X и четыре C.V, вылетевших бомбить немецкие войска у г.Греббеберг. Столкновений с авиацией противника так и не произошло, но все три оставшиеся истребителя получили сильные повреждения от огня с земли. В результате два самолёта (н.209 и 210) приземлились на аэродроме Состерберг (Soesterberg), где были уничтожены утром следующего дня. Последний D.XVII (н.205) благополучно вернулся в Бьюкслоот и оставался там в течении суток, пока наземная команда не вывела его из строя, что бы он не достался немцам.» [1]
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII

Модель

Модель из смолы в масштабе 1/72 чешской фирмы Czech Master Resin (номер по каталогу №5049) упакована в картонную коробку. Внутри неё в полиэтиленовом пакете находятся смоляные детали, вакуумформованный фонарь, декали и два бумажных листа формата А4 со сборочной инструкцией и схемами окраски.
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
Смола светло-жёлтого цвета. Линии расшивки чёткие, поверхности гладкие, пузырьков мало, местами есть облой. Изготовитель сделал модель в варианте с двигателем "Kestrel". Фюзеляж дан одним целым с нижним крылом. На его носовой части присутствует досадный дефект отливки – смешение половинок формы относительно друг друга. Доли миллиметра, конечно, но неприятно, надо будет шпаклевать, шкурить и тщательно выводить поверхность в этом месте. Массивный радиатор снизу и выхлопные патрубки тоже отлиты вместе с фюзеляжем. Патрубки выглядят не очень аккуратно, лучше их переделать.
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
Верхнее крыло выполнено одной деталью, задние кромки тонкие. Хвостовое оперение даётся тремя деталями. Все стойки и подкосы либо поломаны, либо деформированы и однозначно требуют замены. Остальные детали «мелочёвки» особых нареканий не вызывают. Из интерьера кабины есть только кресло пилота.
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
Вакуумформованный фонарь прилагается в двойном экземпляре, но выглядит каким-то оплывшим, скорее всего потребуется изготовить его самостоятельно.
Декали отличного качества от MPD. Имеется три варианта: бортовой номер 201 на 1934г., номер 204 на 1939г. и номер 207 на май 1940г.
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVIIОбзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII

Заключение

Мне не удалось найти никакой литературы по данному самолёту.
Чертежей тоже. Есть только схемы. По единственной фотографии кабины составить представление об интерьере будет не просто.
Похоже, что данный самолёт в масштабе 1/72 на сегодняшний день почти безальтернативен. Был когда-то шорт-ран от фирмы Merlin Models, но сейчас найти эту модель будет сложно.
Обзор Czech Master Resin 1/72 Fokker D.XVII
В целом, опираясь на всё вышесказанное, оцениваю качество данной модели от Czech Master Resin как весьма среднее.
Сборка потребует определённых трудов, но модель редкого самолёта, добавленная в коллекцию, будет лучшей наградой за них.

Источники


При написании обзора были использованы материалы сайтов:

  1. http://www.airwar.ru
  2. http://aviarmor.net
  3. http://www.lva-40.nl
  4. http://www.dutch-aviation.nl

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Redstar_72 в 20.11.2011 - 20:16
Ну во-первых, в модели внутренний крой сделан и на оперении. А там-то уж точно полотно.

Во-вторых, в имеющихся описаниях конструкции D-XVII (например, "Техника воздушного флота" 1/1933) говорится, что обшивка крыла по крайней мере частично (за задним лонжероном) была-таки полотняной.
tardmi в 20.11.2011 - 20:34
Ну во-первых, в модели внутренний крой сделан и на оперении. А там-то уж точно полотно.

Во-вторых, в имеющихся описаниях конструкции D-XVII (например, "Техника воздушного флота" 1/1933) говорится, что обшивка крыла по крайней мере частично (за задним лонжероном) была-таки полотняной.

А по кабине в этом описании никакой информации нет случайно?
Кошкер в 20.11.2011 - 21:39
Вот мне тоже мои глаза говорят, что на крыльях имеется заметное и достаточно традиционное провисание обшивки.

А Czech Master разочаровал сильно, надо же.
Redstar_72 в 20.11.2011 - 21:44
А по кабине в этом описании никакой информации нет случайно?
Вот думал: выложить мне скан ксерокопии или выбраться всё-таки в Библиотеку, сделать там скан оригинала и выложить его? Склонился было ко второму варианту. Но раз вопрос возникает сейчас... тогда смотрите:

[url=http://postimage.org/image/i985gju6z/][/url]

Как видите, описание у меня не полное. Вторую страницу я тогда не отксерил :sad: .

И здесь описывается первоначальный, "колониальный" вариант с Конкверором.
Нечаев в 20.11.2011 - 22:15
о создаётся впечатление, что нервюры всёже проступают и на верхней и на нижней плоскостях
На крупном масштабе по идее должны быть видны только малозаметные бугорки вдоль вертикальных стыков
Что мы и видим благодаря подсветке контрастному фото.
говорится, что обшивка крыла по крайней мере частично (за задним лонжероном) была-таки полотняной.
Черт его знает. в любом случае, канав быть не должно.

Добавлено спустя 26 минут 6 секунд:

на крыльях имеется заметное и достаточно традиционное провисание обшивки.

Я очень люблю это фото. Это фанера.
[url=http://postimage.org/image/wr9y28svp/][/url]
А тут - да, похоже фанера - только средняя часть, как, к примеру, на австрийских "ллойдах" серии 40.16 и иже.
tardmi в 20.11.2011 - 22:50
Вот мне тоже мои глаза говорят, что на крыльях имеется заметное и достаточно традиционное провисание обшивки.
А Czech Master разочаровал сильно, надо же.
Согласен на все 100!

Добавлено спустя 3 минуты 26 секунд:

Вот думал: выложить мне скан ксерокопии или выбраться всё-таки в Библиотеку, сделать там скан оригинала и выложить его? Склонился было ко второму варианту. Но раз вопрос возникает сейчас... тогда смотрите:
Как видите, описание у меня не полное. Вторую страницу я тогда не отксерил :sad: .
И здесь описывается первоначальный, "колониальный" вариант с Конкверором.

Благодарю, Redstar_72. и снова выручаете! Теперь представление хоть о силовом наборе в кабине есть! :grin:

Добавлено спустя 4 минуты 50 секунд:

Что мы и видим благодаря подсветке контрастному фото.
Черт его знает. в любом случае, канав быть не должно.
Я очень люблю это фото. Это фанера.
А тут - да, похоже фанера - только средняя часть, как, к примеру, на австрийских "ллойдах" серии 40.16 и иже.
Действительно, показательное фото - применительно к фанере!
Но в случае Фоккера пока больше склоняюсь к проступающим нервюрам на верхней плоскости и, возможно, провисанию на нижней, хотя и едва заметному... :???:
Нечаев в 20.11.2011 - 23:41
Да чего там гадать. В ТО четко написано, что фанерой зашита часть крыла между лонжеронами. Значит, носок крыла (с частым набором) и задняя треть - полотняные. Это на снимках видно. Причем, похоже, полотно закрывает и зашитое фанерой пространство. "Крыло типа "Ллойд" как раньше писали.
tardmi в 20.11.2011 - 23:47
Да чего там гадать. В ТО четко написано, что фанерой зашита часть крыла между лонжеронами. Значит, носок крыла (с частым набором) и задняя треть - полотняные. Это на снимках видно. Причем, похоже, полотно закрывает и зашитое фанерой пространство. "Крыло типа "Ллойд" как раньше писали.
Значится - разобрались! :grin:
Redstar_72 в 22.11.2012 - 20:57
Вот чего нашёл:

[url=http://postimage.org/image/3ulkpzmaf/][/url]

Взято отсюда: . Полный размер по второму клику!
yur в 23.11.2012 - 13:50
Привет. Ну не совсем без... , есть от AZmodei, правда кривоват.
Упс :oops: :oops: Невнимателен я об C.X

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy