А знаете ли вы, как назывался первый бразильский палубный самолет? Ну, вижу, теперь уже знаете! Вот о нем то и пойдет речь, о знаменитом «Эвенджере».
Почему я взялся писать этот обзор – станет понятно позже. То, что любой, кто собирает модели палубной авиации, модели американских самолетов и модели самолетов Второй мировой войны, просто-таки обязан иметь миниатюрный «Эвенджер» - это очевидно как божий день.
Даже человек, неприемлющий ни в какую военную авиацию, может заинтересоваться этой машиной – как-никак за плечами «Мстителей» долгая служба в пожарной охране (закончившаяся где-то в 2001 году!) и сотни боевых вылетов на защиту лесов Северной Америки.
Но все же в первую очередь это торпедоносец-бомбардировщик. Его nom de guerre призывало отомстить за позор Перл-Харбора – и он сделал это. Ну, сначала, при Мидуэе, это не получилось, а вот потом… Добрая половина японского флота или отправилась прямиком на морское дно, или скрылась на базах, зализывая раны, нанесенные “Мстителями”. Месть и правда оказалась страшной…
Одной из составляющих успеха “Avengerа” оказались возможность базироваться на эскортных авианосцах (помогала фирменная груммановская система складывания крыла поворотом назад-вверх, экономившая место в тесных ангарах) и пригодность для массового производства. Больше 4000 машин под индексом TBM выпустили автомобильные заводы «Дженерал Моторс» и их, вместе с «оригинальными» TBF, хватило и для Тихого океана, и для Атлантики (ох, не любили ребята Деница их, ох не любили…), и англичанам с новозеландцами перепало. Британцы из оригинальности поначалу обзывали «Мстителей» «Тарпонами» – в честь обитающей у побережья США рыбы Megalops atlanticus, похожей на гигантскую хищную двухметровую селедку с, как говорят, совершенно невкусным мясом. Сам не пробовал, да и англичанам это дело надоело, и с 1944 года все «Тарпоны» стали «Avengerами», как и их американские собратья.
Но война кончилась, а «Avengerы» остались. То есть они остались только в США, а глупые британцы свои торпедоносцы просто перетопили. Ну да, возьмут исправный самолет, наделают в нем дырок и кидают в море, где поглубже. Ужас! Впрочем, за такое святотатство им еще придется расплачиваться!!!
А янки свои “Avengerы” плавно переориентировали с торпедометания на другие, не менее полезные задачи. Появились на его базе и первый в мире палубный самолет ДРЛО TBM-3W, и не менее палубный транспортник TBM-3R, однако наиболее массовыми были противолодочные самолеты. И стал “Avenger” гонять по морям-океанам уже не гитлеровские “волчьи стаи”, а посланцев Страны Советов…
Версий противолодочника было несколько, от обычного TBM-3 до специализированного TBM-3S, некоторые из которых даже оснащались магнитометрами на длинных выдвижных штангах. Состояли такие самолеты на вооружении в нескольких странах вплоть до Японии (пришлось стерпеть) и Уругвая, при этом на авианосцах они потусовались вволю – на французских, голландском, канадском, на бразильский “Минас Жераис” даже три штуки попали. А еще – позор! – англичанам, не сумевшим создать ничего подходящего, в начале 1950-х им пришлось покупать старенькие TBM в Америке взамен столь бездарно уничтоженных в 1945. Только к концу десятилетия их сменили туземные «Ганнеты». А в роли «глушилок» «Avengerы» в Англии протянули до начала 1960-х.
Послужной список «Avengerов» включает не только Вторую мировую (одного этого было бы достаточно для обретения легендарного статуса, а ведь именно «Avengerы» стали потом еще и основой для создания легенды о великом и ужасном «Бермудском Треугольнике»!), но и Корею и даже Суэцкий конфликт 1956 года. Плюс пожарная служба. Плюс участие в различных авиашоу, которое продолжается по сей день! Ну а о том, что всякий уважающий себя американский (и не только) авиамузей имеет свой «Avenger», и говорить не стоит – как без него?!
Но все-таки “Мститель” – это не “Спитфайр” или “Мустанг”, и китография его в 1/72 не слишком протяженна. Доступны в основном четыре модели – от незабвенного FROG, корейской Academy, британского Airfix и, наконец, японской Hasegawa. До сих пор иные любители не могут решить, какая из них лучше, более того, эти споры столь эмоциональны, что пришлось писать эту статью. Может, кому-то она поможет взглянуть на модели “Avengerов” по-новому…
Начнем с истоков, тем более что FROGовский “Avenger” выпускался и в России неким кооперативом МИК (широко известным в узких кругах, как и аббревиатура ЦКТБИ и адрес на Красносельской) в начале 1990-х. Эту модель я и описываю, ибо родной FROG видел только на картинках, а под лейблом НОВО “Avenger” не издавался. Итак…
Всего пять литников (один прозрачный), упакованных… в цветную коробку!!! Для тех времен, когда отечественные модели шли в убогих картонках, глянцевая коробка с реалистично изображенным самолетом – это был шок! И цена была разумная (рублей тридцать вроде) – не то что на комплекты НОВО!
Конечно, деталировка этой модели весьма убога по нынешним меркам, особенно обечайка капота, отлитая заодно с двигателем, но тогда это казалось едва ли не верхом совершенства. Ведь отсутствие облоя и прозрачное остекление встречались далеко не на всех FROGовских моделях, лившихся в СССР…
Не всегда в комплекте продававшихся на советском и раннем постсоветском пространстве моделей были декали – их запросто могло не быть или вместо них могли положить наклейки,- а тут была большая декаль на три варианта.
Примеры окраски всех трех имелись на коробке и в инструкции – в отличие от пакующего ныне остатки FROGа “Восточного Экспресса”. Из трех вариантов: TBF-1 из VT-8 с Мидуэя, TBM-3 из VT-85 с авианосца Antietam (на коробке это написано как “Энт и Тэм”, кто это такие, я до сих пор не знаю ) и Avenger II из 857 эскадрильи с ”Индомитэбла” я тогда выбрал темно-синего янки – и красить полегче, нежели камуфлированного англичанина, и декаль побогаче, чем мидуэйская. Это потом Арнис сваял свою декаль, и совсем потом стали доступными всякие Суперскейлы-Микроскейлы…
Ну так вот, делал я тогда “Avenger” с “Энтитэма”, и сделал его… Мне казалось, что это была лучшая в мире декаль, а сейчас смотрю я на нее… И цвет какой-то черный, а не темно-синий, и качество изображения не очень, и лаковый слой с пузырями… Но тогда и солнце было ярче и трава зеленее, правда?
Увы, я был тогда совсем дитя и даже не думал, что в декали представлен один самолет, а в модели - другой, а именно ранний английский – тот, что Tarpon или Avenger I. В силу этого из трех вариантов можно было делать только самый первый – он же самый скучный и не палубный. Остальные два должны иметь сильно другой капот двигателя, но и для превращения “Тарпона” в TBF надо было как минимум заменить бортовые блистеры плоскими окошками. Да их и так надо было менять – да хоть на блистеры от таблеток, потому как когда такая здоровая деталь дается сплошной – это нехорошо.
К сожалению, основная ценность этой модели заключается именно в том, что это FROG, а ценность декали в том, что это “МИК”. Но если недостатки декали очевидны при беглом взгляде на нее, то с самой моделью не все так просто. Кому нужно про копийность" target="_blank">http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_15107.html">копийность FROGа – пройдите по ссылке.
Там, как я надеюсь, найдете достаточно пищи для размышлений. Мое резюме: без массированного хирургического вмешательства копийный “Avenger” (и даже “Тарпон”) из FROGа не получится. Это не значит, что модель срочно надо выкинуть – можно пилить, можно устроить себе ностальгические каникулы и собрать ее “в чистую”. Но если хотите нечто более похожее на прототип, выбирайте лучше в качестве базы другую модель – меньше работы будет!
Вот только не обращайте свой взор в сторону корейской Academy. Я понимаю, что это самая доступная на сегодня модель, его же и «Моделист» пакует… Не надо! Академовская модель – это перешитый внутрь FROG, и можно биться об заклад (хотя я эту модель видел ровно столько, сколько и произведения Пастернака), что копия ухудшенная – по крайней мере так произошло у корейцев с «Вайлдкетом», который также имеет FROGовские корни. Ну да возьмите хотя бы низы крыла, там, где у FROGа был стык верхней и нижней поверхностей… Жуть, да?
Декаль там наверняка по качеству такая же, как и на «Вайлдкет» – это значит, что ее просто невозможно использовать. У «Моделиста» дека, вероятно получше (но тоже наверняка не фонтан, видали иные поделки Anna&Ko) – но дека эта в любом случае не на TBF-1, который лежит в коробке, а на TBM-3…
Может так статься, что вы нарветесь на фиксовский «Avenger». Тут пространных рекомендаций давать не буду, а вот в коробку, пожалуй, заглянуть дам. Если будете себя хорошо вести ;)
Ну вот и оно: кулек с кучей малой литников и деталей. Детали в фирменной клепке, кое-где разнообразящейся следами износа пресс-формы. А вот фонарь даст сто очков вперед FROGу – и прозрачный, и переплет не такой грубый. Общее количество деталей чуть больше, чем у FROGа, за счет наличия полного комплекта “дяденек” (у FROGа есть только пилот), а также восьми неуправляемых ракет. Ракеты появились недаром: модель изображает TBM-3, а для него ракетное вооружение – норма жизни.
Насколько удачно изображает? Вопрос сложный и философский, и я так замучался с TBF-1, что отвечать на него предоставлю кому-нибудь другому. Могу отметить только, что по общему впечатлению он значительно более похож на «Avenger», нежели FROG, хотя и не избавлен от многочисленных недостатков, мелких и не очень. В собранном виде он однозначно будет больше похож на TBM-3, нежели моя старинная модель с «Энта и Тэма», так что если «Airfix» у вас есть, не стоит отчаиваться (а может быть, надо даже радоваться!). Тем более что в комплекте идет симпатичная декалька на два варианта. Она, естественно, неправильная – по крайней мере в плане «титульного» варианта из VT-88 с авианосца “Йорктаун” (который второй). Чем неправильная – смотрите фото в In Action на стр 37. Если вам кажется, что все правильно – не слушайте меня и вам сразу станет легче ;)
Второй вариант интересен тем, что это Avenger III – один из тех английских ”Avengerов”-“пятидесятников”, о которых я упоминал выше. Фото сходного образчика можно найти тут:
Это он и есть, KE461, только без кода FD, обозначавшего базу Форд, на хвосте. Ну все то же – шрифт… Повторюсь, вам не заметно – значит, для вас все тут в порядке! Только когда будете делать, не забудьте, что и на послевоенные английские «Avengerы» продолжали ставить круглые блистеры, как в войну…
В декали присутствуют приборная доска и«техничка». Ну, о надписи «entrance» ничего не скажу, а вот “TBM-3”, “navy” и BuNo (который не разберешь) должны все же наверное быть белыми, а не желтыми. И технички должно бы по идее быть побольше – см. фото.
Поскольку на декали у меня поехал желтый цвет (святое дело, он всегда едет, когда им сделана обводка английской кокарды!), то в утиль можно отправить не только два ОЗ, но и маркировку на винт. Вот ее и правда жалко…
Ну вот, я опоганил еще одну модель :(
Сейчас возьмусь за Hasegawa…
Но тут нас поджидает сюрприз – сюрприз для тех, кто дочитал досюда, не перейдя предварительно по указанной выше (сильно выше) ссылке и не дочитал всю ту ветку до конца, заглянув и на приведенные там дополнительные ссылки. Но поскольку таких обстоятельных персонажей на земле мало, можно биться об заклад, что тамошние “разсуждения” вы не читали (но и сейчас не поздно!). Так вот, история о коротком фюзеляже “Hasegawa”, по всей видимости, лишь миф (возможно, созданный для того, чтобы увеличить продажи “FROGа” и “Airfix” ). Но что это мы уже о точности, а в коробочку-то еще ни разу не глянули?
Очи наши там услаждают запаянные в пакетик четыре непрозрачных литниковых рамки, и еще одна прозрачная, и в отдельном пакетике, там же и декаль. Деталек много, проработка их неплохая, внутренняя расшивка, есть и вооружение (ракеты и торпеда) и даже бомбоотсек и его створки в открытом положении. По какой-то странной традиции за пилотом на хасегавском “Avenger'е” находится сиденье штурмана, имевшееся, как говорят, только на TBF-1 – то же касается и “Airfix”. На TBM-3 (сам не проверял) там сидело в основном радиооборудование…
Впрочем, «Хасегаву» можно понять – ведь на этой же пресс-форме, но со вставкой, она производит и TBF-1C. Вставка располагается в районе капота, что понятно, но почему эта вставка создает “ступеньку” в полмиллиметра высотой, понятно куда меньше.
Но в целом модель оставляет приятное впечатление, красивая такая… На деле же, если не особо вдаваться в разнообразные мелочи (без них нигде не бывает), главная проблема “Hasegawa” (главная – потому что самая заметная) лежит в носу.
Нос – больное место “Avenger'а”. Ни в одной модели он не сделан верно, причем стабильно его делают уже и экономят на высоте воздухозаборников, сокращая ее раза в полтора.. Ну а раз воздухозаборники ниже – уже и конец капота, а там меняется и кривизна обводов…Ближе всего к правильности, как ни странно, подошел... "Airfix"! Ему если вместо уплощений сверху и снизу на капоте нарастить и закруглить, потом обточить сам капот - и будет весьма похоже на реал. «Хася» миллиметра на полтора уже…
Повторяю снова и снова – это мое субъективное мнение!!! Снорри – это не дедушка Ленин, указующий обронзевевшим перстом в единственно правильное светлое будущее и гонящий туда всех подряд! Я лишь даю рекомендации, а верить им, и тем более придерживаться их – Ваше дело! Рекомендации эти можно и нужно оспаривать – если вы их рассмотрели всерьез и считаете, что они неверные! Да, я буду сражаться за свою точку зрения до последнего – но тем больше чести меня переубедившему! И тем больше пользы – в том числе и для меня. Мне ведь не меньше вашего хочется знать, как должна выглядеть правильная модель самолета, и я всегда предпочту шествовать за действительно разумным человеком, нежели водительствовать стадом во всем согласных со мной баранов. Никого не хотел этим обидеть, бараны – это такие с завитыми рогами, в курчавой шерсти, “бе-е-е!” кричат. А здесь на сайте водятся только такие, у кого хвост крючком, нос пятачком, щетинка и позывные “хрю-хрю”, не так ли?
На сладкое – декали. Машина из VC-94 с “Шамрок Бея” в целом получилась. То есть номер 89 и листочек клевера на себя более-менее похожи (см. Ин Экшн, стр. 37), если совсем не придираться, и то, что таблица с отметками о боевых вылетах вышла слишком низкая, вполне поправимо – надо только ее на строки разрезать. Ну, полосочка на крыле не получилась, и тощеватая, и угол излома мелковат – это фигня по сравнению с тем, что элероны слишком широкие и законцовки крыла неверные… А, бросьте, я ж говорю, чем больше смотришь на детали, тем страшнее становится! Но так, для справки – у Airfix там все куда более похоже…
Трехцветный аэроплан с чудным рыболовным крючком на киле – из VC-97 с “Макассар Стрейта” – фото в оспреевской TBF/TBM units of WW2, на стр. 74. Ну тоже вроде похоже, да и копия у меня плохая. Пусть будет все правильно.
На декали есть и приборные панели, и эмблемки на лопасти винта. Еще для второго варианта есть надписи navy и TBM-3, а BuNo, по давней традиции, нету – а был, его даже на фото видно, чуток пониже крюка, но циферок не разобрать :(. На первом самолете, кстати, номерка нету – небось был сначала у него (самолета, понятно, не номера) камуфляж трехцветный, а потом всего в полевых условиях задули в Navy Blue…
Ну да черт с ними, с декалями – я все равно теперь «Avenger'а» окоромя как в обозначениях Marinha do Brasil воспринимать не могу, а кому нужны другие TBF/TBM – купите декали по интернету.
Да, чуть не забыл. В помощь страждущим выпускается на «Avenger» некоторое количество афтермаркета. Особо изобильны декали (в правильности которых у меня есть закономерные сомнения, пусть пока и необоснованные (за обоснование их я должен платить из своего кармана (а не хочется) и бразильянина я там не встречал), есть травло, есть некоторое количество смолы (двигатели, кабина, узлы складывания крыла, бомбоотсек. Все это сделано, как водится, по мотивам и пользоваться этим следует с осторожностью. Часть из доступного афтермаркета – на прилагаемом натюрморте.
Пора закругляться. Кто просто хочет “Avenger” – “Hasegewa” в руки и к верстаку. Если вы поборник точности - берите модель (лучше все ту же “Хасегаву”, благо весь наличный афтермаркет под нее), берите фотографии (чем больше, тем лучше) и сравнивайте. Помните, что модель все же вторична, и уж если надо ее резать, значит надо, она точно не истина в последней инстанции. Чертежи могут быть лишь подспорьем, поскольку они также вторичны – их, точно так же, как и модель, можно править (да хоть классическим красным карандашом). В этом деле может быть немало “открытий чудных”, но, прошу, никогда их не храните “про запас” – тут же на обсуждение! Ошиблись – не беда, errare humanum est, а ежели и правда… “и боги простерлись пред ними ниц”…
Теперь же разрешите откланяться, предварительно извинившись за поверхностность и краткость (думайте своей головой, смотрите своими глазами!!!) и за то, фотки не шедевр и большую часть их я вообще содрал с http://www.modellversium.de ( спасибо германским коллегам Йенсу Крёгеру (Jens Kroeger) и Торстену Викингу (Thorsten Wieking), выручили, надеюсь, они хоть не обидятся за это, даже если узнают) - ну лень мне было повторно фоткать то же самое, да и отпуск уже подошел. Но общие виды в стиле “Я у мамы порося» – это пожалуйста. Фото модели Academy и части FROGа выполнил для вас бвана novo, за что ему от меня большая благодарность – такая, что даже в карман не положишь, маловат
Вот теперь все!
P.S. Дополнительные вопросы по самому «Avenger'у” складывайте в вышеуказанную ветку на форуме. Чтоб все в одной луже лежало, и все достойные Свины могли в ней поваляться, а прочие – половить рыбку тарпона в мутной воде
Вконтакте
Pinterest
Twitter
Мой мир
Одноклассники
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!
If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
Понял расклад, спасибо. Но, к сожалению, найти комплект от Хасегава весьма проблематично, как оказалось. На просторах самой большой страны на планете вообще ни единого предложения. Да и мире, если верить е-бей, ситуация не сильно лучше... Хм. Придётся, видимо, подождать. А комплект от Академии или ретро-Эйрфикса всегда можно успеть достать...
:cry:
Hollywood
Недели две назад отдавали за копейки - 1300
http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=50529
Попробуйте написать, может сняли с продажи, а не продали.
А фикса купить не проще, хотя и раза в два дешевле
Hollywood
Я Вам русским языком написал "продавали", сам чуть не купил. Могу сказать что он за 1300 был не востребован не одну неделю. А ссылку Вам привёл, чтобы Вы стуканулись в личку продавцу и спросили, не снят ли он временно с продажи или может ещё один есть.
Рад был помочь
p.s. У Гошина GAI есть за 2600 Хася и 1100 Фикс если что
Hollywood
Я Вам русским языком написал "продавали", сам чуть не купил. Могу сказать что он за 1300 был не востребован не одну неделю. А ссылку Вам привёл, чтобы Вы стуканулись в личку продавцу и спросили, не снят ли он временно с продажи или может ещё один есть.
Рад был помочь
Ой! Спасибо за совет и подсказку. понял... "Постучу" :facepalm:
У Андрея/GAI была тройка когда-то в продаже, но я его списки уж несколько лет как не распаковываю, не смотрю.
Добавлено спустя 1 минуту 41 секунду:
У Гошина GAI есть за 2600 Хася и 1100 Фикс если что
Он Гошев, Андрей Игоревич. Вон у меня, за Эвенджером (МИК) купленный у него лет десять назад Фикс-Девастейтор стоит в предвоенной окраске.
Вон у меня, за Эвенджером (МИК) купленный у него лет десять назад Фикс-Девастейтор стоит в предвоенной окраске.
Скажите. А зачем Вы с завидной постоянностью выкладываете фото готовых моделей, на которых ничерта не видно?
В рамках ни к чему не обязывающей беседы он-лайн, просто к слову. На самом деле всё это как правило фрагменты одного фото, сделанного издали общим планом уже годы назад. Сделать лучше - это нужно специально кого-то просить. Даже достать их с полки - для меня уже проблема: одна нога не гнётся (шунт), и на стул я влезть не могу.
Понял расклад, спасибо. Но, к сожалению, найти комплект от Хасегава весьма проблематично, как оказалось. На просторах самой большой страны на планете вообще ни единого предложения. Да и мире, если верить е-бей, ситуация не сильно лучше... Хм. Придётся, видимо, подождать. А комплект от Академии или ретро-Эйрфикса всегда можно успеть достать...
:cry:
В ТМ ме есть хасевский, комиссионный. В коробке лежит и квикбустовский моторчик.
:cry: