Добрый день, друзья, коллеги! Представляю вам свою новую модель танка MkI “Female” от Тakom.
Модель была построена в рамках конкурса Броня крепка-2023, подробную статью по стройке можно посмотреть по данной ссылке: http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=90295
К 1915 году Первая мировая война зашла в своеобразный тупик, превратившись в позиционную. Любые пехотные или кавалерийские атаки на глубоко эшелонированную оборону стоили огромных потерь и не приносили нужного результата, так что атаковать по-старинке больше просто не было смысла. Тогда-то многим военным и пришла в голову мысль о том, что проблемы смогут решить боевые бронированные машины. К тому времени на фронте уже действовали разнообразные бронеавтомобили, и успешность их использования лишь подтверждала мысли военных. Но у всех тяжелых броневиков был один недостаток – очень плохая проходимость.
После множества неудачных проектов в 1915 году был создан «Комитет по сухопутным кораблям», который в 1916 году и осуществил наконец создание танка.
19 января 1916-го года первый прототип боевой машины Mother начал свои испытания в Хатфилд Парке в Нертфордшире. Уже через 10 дней Военный комитет разместил заказ на 100 машин первой серии, получивших кодовое наименование "танк".Для подтверждения реальности кодового названия "танк" на бортах первых машин писали: "Осторожно Петроградь" и номер танка. "Баки для русских".
Общая конструктивная идея, которая была заложена в первый прототип, практически не изменилась: компактный бронекорпус, в котором размещался экипаж, двигатель и трансмиссия, два больших гусеничных корпуса с маленькими опорными колёсами, высоко поднятым направляющим колесом и опоясывающей их гусеничной лентой без какой-либо подвески, вспомогательное хвостовое колесо и вооружение, расположенное в бортовых съемных спонсонах по типу корабельных орудий.
При планировании производства первых 100 танков "неожиданно" оказалось, что существуют проблемы с пушками, в заказанном количестве их просто поставить не возможно. Так по крайней мере в британской версии объясняют "неожиданное" появление второй версии танка Mark I - чисто пулемётной. После её появления танки стали условно разделять на "самцов" - "male" с основным пушечным вооружением и "самок" - "female" только с пулемётным вооружением. В каждый спонсон устанавливались по две пулеметные установки со станковыми пулемётами .303 Vickers Gun. Эти пулеметы с водяным охлаждением ствола были способны вести длительный непрерывный огонь и как противопехотные средства были существенно эффективнее 57-мм длинноствольных пушек Гочкисса. К началу работ по производству серийной партии танков Mark I было понятно, что использование хвостового колеса для управления танков практически бесполезно, с этой задачей справлялись бортовые передачи, управляемые помощниками механика-водителя. Подвеска хвостового колеса была усилена гидравлическим механизмом, который прижимал его к земле. Предполагалось, что преодолевая широкий ров или траншею, хвостовое колесо опиралось на стенку рва, позволяя примерно на один метр увеличить ширину преодолеваемого рва, по сравнению с танком без хвоста. Вся первая серия была оснащена "обезьяньими домиками" - установленными на раме решётчатыми крышами, которые должны были предохранять крышу танка от забрасывания на неё гранат. Впрочем после первых боёв её сняли.
Несмотря на задержки, в итоге промышленность вышла на темп производства 25 машин в неделю и к концу июля закончила поставку танков армии. 15 августа 1916-года первые 13 танков были отправлены с базы в Норфолке для отгрузки из во Францию. Штатно танки Тяжёлого подразделения пулемётного корпуса были сведены в 5 рот (company) по 4 взвода (section) в каждом. В идеале каждый танковый взвод имел в своем составе по 6 танков (как планировалось по три пулеметных и три пушечных танка) плюс один запасной танк на роту. Всего к сентябрю 1916-года во Францию было переброшено 60 танков, из которых десять по разным причинам не могли участвовать в боевых действиях. Боевая история танка началась с атаки в 6-20 утра 16 сентября в рамках Сражения на Сомме. Но ещё за час до этого в одиночку выехал в бой пушечный танк роты D капитана Мортимера, который подавил вражеский пулемет и почти сразу был подбит сам. За пять часов с небольшими потерями британская армия захватила участок в 5–9 км по фронту и 2–5 км в глубину, продвинулась до господствовавшего над местностью хребта, танки с пехотой уничтожили и захватили три опорных пункта обороны германцев. Продавив оборону противника, танки совместно с пехотой успешно решили задачу, которая не давалась самой пехоте 35 дней. Это было самым большим успехом одного дня боя за весь период битвы при Сомме. Несмотря на очевидный успех, до траншей противника доехала едва ли треть машин, часть танков просто сломалось, часть была подбита артиллерией противника, часть не смогла преодолеть само поле битвы у Сомму. Но уже в первый день у германской армии началось заражение вирусом "танкобоязни". Первые серийные танки Mark I показали всему миру, что родилось новое оружие, способное кардинально изменить способ ведения войны.
Теперь о самой модели и ее постройке. Сама по себе конструкция модели не сложная.
Собираемость на 4+ ,были некоторые шероховатости по сборке внутренней конструкции
ходовой,но в целом, обошлось, вообще, без шпаклевки.
Несколько муторно было собирать
несколько сотен колесиков-роликов по определенной схеме, чередуя крупные основные ролики с мелкими воспомогательными. Впрочем, моделистам-танкистам к подобной рутине не привыкать. Траки собираются на щелчок без клея. В этом отношении Такому громадный респект!
В ходе стройки выяснилось, благодаря коллеге AlphaSix (огромное ему спасибо за представленную информацию),что производитель сильно упростил конструкцию противогранатной сетки. И вообще, форма
ячеек сети была шестиугольной, а не четырехугольной, как у Таком.
Противогранатная сетка прикрывала не только крышу корпуса, но и спонсоны, для этого к основной деревянной раме были приделаны боковые ответвления, которых Таком не дал.
Конкретно танки роты А, в том числе и представленный, имели ещё одну дополнительную секцию каркаса, наклонную, сзади основной. Сама сеть была довольно неаккуратно обрезана и торчала во все стороны как на историческом фото:
Основные работы с моделью пришлись на покраску и везеринг.
Я решил точно повторить все затейливые пятна выбранного прототипа раскраски четырех
основных цветов, зеленого,серого,коричневого и песочного. Базовый, кстати, в этой раскраске- серый (заводской). Потом долго прорисовывал смывкой каждую отдельную
заклепку на корпусе - это был самый трудоемкий этап во всем процессе. Как бы то ни было, результат работ перед вами в итоговой галерее.
firefly Оставил специально поярче. Так совсем сливаются с крайне пестрым фоном и становятся нечитаемыми . Понятно, что реализьм и все такое ...
Именно с этими (рота А) танками все с реализмом в порядке: надписи были выполнены очень четко и выглядели контрастно. Даже в измученном виде. Собственно, есть фото, увы, с телефона которые показать не могу.
Мне тоже модель очень понравилась. Может только с сеткой ещё поработать стоило в плане ржавчины и загрязнений. Выделить детально более ржавые места в местах плетения, например. А то на фоне общей концепции окраски она выглядит упрощённо.