Приветствую всех Коллег по увлечению и просто интересующихся!
Сегодня хочу представить Вашему вниманию модель танка КВ-1 с башней СБ-957 «Московский ОСОавиахимовец» (выпуск апреля 1942 г.) - с так называемой «тяжёлой» литой башней завода № 200, выполненной из группы деталей 957.
Модель построена из относительно недавно выпущенного набора компании RFM № 5056, отличающаяся от их же первого набора RFM 5041 только башней, что, к сожалению, привело к тому, что по сути все варианты маркировки, предложенной производителем – не соответствуют их прототипам (ну разве что вариант «Чапаев» с бортовым номером 12 можно считать условно подходящим – и то, по причине отсутствия фотографий общего вида машины). В данной статье хотелось бы повторить и ещё раз систематизировать ранее озвученные особенности матчасти танков КВ-1 фирмы RFM, а также – обсудить особенности литой башни 957 и характерной конфигурации машин с ней, тем более что в ходе работы над моделью была выявлена новая особенность конфигурации возимого оборудования танка периода весны 1942 года.
Отмечу, что в наборе RFM 5056 представлен КВ-1 выпуска условно весны-лета 1942 года с башней, отсутствующей, например, в линейке наборов фирмы Trumpeter: башня с усилением в нижней части, представленная в наборе, не имеет соединения в шип крыши башни с бортами, и соответствует конфигурации машины, представленной в музее в финской Пароле.
ПРОТОТИП
Выпустив модель RFM 5056, производитель в общем-то сделал правильно: продолжил развитие линейки танков КВ-1, начатой машиной с распространённой башней СБ-157 из катаной брони, выпустив башню, ранее не представленную в популярных наборах для постройки танков КВ-1.
Хорошим образцом для ориентира в плане матчасти при сборке этой модели может послужить захваченный и использованный финнами в годы ВОВ танк КВ-1 из музея в Пароле, который имеет такую башню, причём более характерным образом является как раз машина в конфигурации, изначально захваченной финнами: танк имел большие ящики ЗиП под узкую надгусеничную полку в кормовой части полок. Вообще, привязывать башню к конфигурации комплекта возимого оборудования для машин периода весны 1942 года дело не очень благодарное, так как по ощущениям использовались как литые башни нескольких типов, так и сварные, однако с учётом того, что эта башня была разработана зимой 1941-1942 годов, и ставилась всё же в основном на машины до перехода на одиночный узкий ящик ЗиП на левой полке (хотя встречалась и на таких тоже) – более характерным образом для танка с такой башней является машина с 2 большими ящиками ЗиП в конфигурации, описанной выше: 1 слева, 1 справа на последних длинных секциях надгусеничных полок. Причём встречается башня как на типичных машинах зимы 1942 с цилиндрическими баками на надгусеничных полках, так и на машинах после 26 февраля 1942, имеющих только крепления для топливных баков, так и на последующих машинах, не имеющих уже даже креплений.
Из предложенных компанией RFM вариантов маркировки только один является применимым к модели из находящихся в коробке деталей, и то условно: на танк с именем «Чапаев», звездой на борту и номером 12 (кстати, очень геройский) сохранилось лишь одно фото по сути в упор на борт башни, и иные детали конструкции просто не известны. Остальные же машины слабо подходят для сборки из набора.
Например, по трофейному КВ с б/н 213:
- на правой надгусеничной полке машины видны
какие-то не стандартные ящики, которые видимо использовались экипажем для различного имущества:
- большой ящик на второй секции, и ящик немного уже, но выше - на первой (я считаю только длинные секции).
- второй и четвёртый катки машины - литые с перфорацией и косынками усиления;
- на надгусеничной полке слева стоит стандартный большой ящик ЗиП позднего типа под узкую полку;
- машина имеет не стандартный для себя (но похоже, что стандартный для немцев) антенный ввод (смотрите на переднюю часть машины, недалеко от люка механика-водителя);
Всего этого в наборе нет. Не проработан вариант от слова совсем, просто работа на целевую аудиторию. Хотя вариант-то интересен по-своему, прежде всего - не стандартным обвесом, который производитель проигнорировал. Кстати, длинного ящика ЗиП на машине как раз-таки и не видно.
Машину с лозунгом «Смерть за смерть» написанным шрифтом, похожим на таковой на надписи: «Смерть Гитлеру» на левом борту башни танка «Чекист» комментировать я не готов, так как фото такого прототипа мне не известно.
С учётом анализа фото, я решил построить для своей коллекции машину в более характерной для танков весны 1942 года с этой башней конфигурации, отличным примером которой служат машины колонны «Московский ОСОавиахимовец».
Здесь буквально пару слов для начала стоит сказать вообще про Осоавиахим.
Осоавиахим – это массовая добровольная общественная военно-патриотическая организация, существовавшая в СССР в конце 20-х – 40-х годах 20 века, а само слово по модной тогда традиции является звучным сокращением Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству. Если кратко, то организация занималась как пропагандой знаний, так и подготовкой специалистов в соответствующих областях.
Конечно же, в годы войны не остались члены организации в стороне от сбора средств на военное строительство.
Процитирую информацию с сайта «Танковый фронт»:
30 декабря 1941 г. «Московский большевик». Осоавиахимовцы Щепетильниковского трамвайного депо начали сбор на строительство танковой колонны «Московский осоавиахим» и обратились к осоавихимовским организациям столицы с призывом поддержать это начинание.
23 января 1942 г. «Правда». К 20 января от трудящихся Москвы в фонд строительства танковой колонны «Московский осоавиахимовец» поступило 590 909 руб. 6 марта 1942 г. в «Вечерней Москве» опубликовано сообщение, что к 5 марта от трудящихся столицы на колонну танков «Московский осоавиахимовец» поступило 2 475 тыс. руб. Передача колонны датируется 1 мая 1942 г.
6 марта 1942 г. «Вечерняя Москва». К 5 марта от трудящихся столицы на колонну танков «Московский осоавиахимовец» поступило 2 475 тыс. руб.
28 апреля 1942 г. «Московский большевик». Танковая колонна «Московский осоавиахимовец», построенная на средства, собранные столичной организацией Осоавиахима, торжественно передана одной из воинских частей Западного фронта. В фонд создания этой колонны было собрано 3 млн. руб.
Всего было собрано более 3 350 тыс. руб. (обращу внимание, что стоимость одного танка КВ-1 выпуска ЧКЗ на май1942 году составляла 295 000 рублей).
Передача колонны датируется 1 мая 1942 г.
Имеются и фото машин колонны на торжественном построении по случаю отправки их в войска:
В колонне явно несколько машин, и судя по достаточно точным датам выше, можно однозначно сделать вывод, что построены танки в апреле 1942 года.
Фото к сожалению, есть не со всех ракурсов, поэтому для ряда деталей сделаны допущения, однако они взяты как наиболее характерные для периода выпуска, плюс имеют место особенности конкретной выбранной мною машины, выбран был в итоге этот танк, он же видимо запечатлён и на фото выше:
При нанесении маркировки ориентировался на эту фотографию одной из машин колонны:
Итак, строим КВ-1 на поздних литых катках ЧКЗ, уголок на стыке ВЛД и НЛД – на сварке, нижняя плита доп.бронирования – с ромбовидными вырезами, плита доп.брони на ВЛД – не выше крыши бронировки перископа, кормовая плита скорее прямая, люк на надмоторной плите скорее плоский. Конфигурация этих деталей, а также – поддерживающих катков и крышек балансиров – согласно КВ из Паролы. Именно моя машина вместо прибора ПТ-4-7 имеет фиксированный перископ. Вооружена машина 76,2 мм танковой пушкой ЗиС-5, вспомогательное вооружение – 3 пулемёта ДТ калибра 7,62 мм, турель для зенитного пулемёта не установлена.
Также, очень обратила на себя внимание конструкция на надгусеничной полке справа, которая оказалась… печкой! За её идентификацию хотелось бы выразить благодарность Алексею Макарову, известному прежде всего как эксперту и историку танка Т-34, а детали конструкции и связанные с определением этой особенности детали Вы найдёте далее по тексту.
МОДЕЛЬ
В постройке принимали участие:
1. Для постройки шасси - набор KV-1 Reinforced Cast Turret mod.1942 w/workable track links;
2. Траки от неизвестного производителя, характерные для периода выпуска машины, имеют качественно сделанный половинчатый трак, реально состоящий из двух половинок. Траки продавались предварительно собранными на толстую проволоку и зачернёнными;
3. ABER 35 190a Soviet Heavy Tank KV-1 (all “Trumpeter” versions) – vol.1 – базовый набор деталировки. Вообще-то для Trumpeter, но применим и к этой модели. Мне понравился. Деталей вроде и не много, но большинство – довольно полезны, другой вопрос что мне не многие понадобились. ОЧЕНЬ ВАЖНО: сетки на решётки воздухопритока не встают на модель КВ-1 фирмы RFM от слова совсем, они длиннее почти на 2 (!!) мм! О способе их установки Вы прочтёте в статье;
4. Magic Models MM3594 76,2 mm F-34/ZIS-5 barrel KV-1, KV-1S, T-34/76 – точёный металлический ствол орудия ЗиС-5, с нарезами. Хорошее изделие, правда установка конечно производится «по месту», по принципу «придумай сам», однако полезная бумажка, указывающая длину «вылета» ствола из маски пушки несколько, облегчает дело. Ствол в общем позиционируется как я понял «для всех наборов всех фирм», но мне он понравился, да и встал на модель отлично;
5. Magic Models MM3560 точёный металлический ствол пулемёта ДТ для установки на советскую технику периода Второй Мировой Войны и после. Потребовалось 2 таких ствола. Вопросов к ним нет, разве что конечно в шаровые установки КВ они входят с серьёзной хирургией, что у Tumpeter, что у этой модели;
6. Трос от фирмы Eureka XXL медный. Был приобретён просто моток троса, так как коуши хороши и «родные» из коробки. Трос использован сечением 1,35 мм. Как всегда, отличное качество тросов EUREKA XXL обеспечивают реалистичный внешний вид троса благодаря натурально выглядящему повиву жил и их сечению;
7. Разнообразные смоляные метизы, остатки от наборов дополнений, фары Elf, спаренный пулемёт ДТ от Zebrano (кат. №35198), а также ящики ЗиП от набора КВ-1 от TAMIYA 35372 Russian Heavy Tank KV-1 Model 1941, Early Production;
8. Маркировка наносилась при помощи маски от Hobby Plus для данной модели.
Пойдём как обычно, снизу-вверх.
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ
1. Гусеницы были заменены на соответствующие из металла, указанные выше. Причины прозаичны: работать с металлом мне привычней. Кстати отмечу, что вообще для машин этой серии более характерны уже траки с гребнем через один (это не догма, а наблюдение скорее), и RFM делает правильно, что в своём наборе 5056 даёт облегчённые траки;
А вот здесь начались доработки, которые знакомы тем, кто читали мои статьи про танк КВ-1, построенные из модели фирмы Trumpeter и с аналогичным корпусом из набора 5041:
2. Заменены на корончатые гайки на стопорах-ограничителях хода балансиров – сами стопоры при этом высокого качества, корректно дают их нижнюю часть, и Вам при монтаже смоляных метизов не потребуется постоянно подрезать их на нужную длину. Гайка использовалась от фирмы Э.В.М: она копийнее чем Masterclub, но из очень мягкой смолы и не такие резкие формы. Тем не менее, неплохо имитирует то, что было в данном случае на настоящем танке;
3. Заменены на пулестойкие головки болтов на кронштейнах крепления поддерживающих роликов – видимо, пока их не заменят на КВ-1 из ЦМВС, новые производители так и продолжат повторять эту ошибку. Ошибка нелепая, и, если ходовая машины не укрыта слоем земли – это будет заметно. 2022 год издания, а мы опять высверливаем 18 отверстий на борт, срезав родные головки болтов, и вклеиваем пулестойкие от Masterclub. Тем не менее, к чести RFM отмечу: они отлили даже имитацию контрящих пластинок под болтами, рекомендую срезать их так, чтобы не повредить пластинки.;
4. Опорные катки к сожалению, при всей чёткости литья – не выдерживают никакой критики: если в аналогичном наборе Trumpeter 00358 такие же катки имеют несколько более толстые, чем надо, лучи (причём малые лучи ближе к масштабной толщине, чем большие), то у этих сами лучи сделаны просто неприемлемо: они вообще имеют торцевую грань, что ничего общего с прототипом не имеет. Если Trumpeter дал лучи с учётом ограничений по технологиям литья, доступным ему на период выпуска модели, стараясь показать, что он имитирует именно эти самые тонкие лучи, пусть толще чем надо, то у RFM ошибка явная: лучи не просто раза в 2 толще чем нужно, так они ещё и подчеркнули это, дав на их торцах, обращённых наружу – грань. Варианта использовать такие катки не вижу. Вы можете воспользоваться катками от многочисленных производителей афтермаркета, или, как я – взять такие из набора Trumpeter с по сути любым КВ, имеющим в своей основе набор 00358. Мне катки от Trumpeter нравятся в работе, они не избыточно тонкие, и имеют компромиссную копийность. Кстати, резиновые втулки для них я взял от RFM-с ними они лучше садились на балансиры RFM, что и не удивительно. Впрочем, я их всё равно зафиксировал клеем после окончательной установки;
5. Идём дальше по ходовой и нас ожидает направляющее колесо. На момент написания статьи, ситуация такова: лучшее направляющее колесо на модельном рынке, на мой взгляд – в наборе Trumpeter. Удивляют масштабно пролитые лучи усиления на изделии Trumpeter (в отличие от их же катков – получается, всё же могли?). Проблемы в направляющем колесе от RFM – всё те же: избыточная толщина усиливающих элементов. Ведущее от Trumpeter ставится на механизм натяжения RFM не так очевидно, как катки на балансиры: там кардинально другой способ установки. Теоретически, можно взять тыльную часть от RFM и наружную от Trumpeter, но я взял полностью ведущее от Trumpeter, внутрь вставил трубку из пластика, и приклеил на основание. Механизм натяжения ведущего колеса сделан отлично, меня всё устроило. RFM не забыл, что верхние 3 метиза его крепления были утопленными винтами, и в целом деталировка на высоте, а литьё – качественное. Сейчас конечно ведущее колесо уже можно заменить на изделие от компании Э.В.М., однако я сам его не использовал и каких-либо рекомендаций дать не могу;
6. Бронировка бортовой передачи и ведущее колесо – это огромный успех и рывок вперёд от RFM в сравнении с Trumpeter и другими моделями на рынке: эти детали сделаны действительно копийно. Бронировка передачи имеет корректные метизы в нужных позиция, все требуемые вырезы под контр-шайбы, на корпусе вблизи бронировок даны массивные головки болтов крепления бортовых передач. Мне пришлось обварить основание крепления бронировки (что мешало это сделать компании RFM, всё равно дающей борта отдельными плоскими деталями – не понятно), но сами бронировки отличные. Ведущие колёса не имеют проблем с болтами, надо только правильно приклеивать центральные крышки – позиционирующих штифтов там нет, а стояли они так, что малые болты их крепления были как-бы между наружными головками болтов – сверяйтесь с фото. Здесь доработок не много: ведущие колёса получили небольшие метизы, прикрывающие отверстия для шприцевания, и фактуру литья;
7. Поддерживающие катки взял из набора без отверстий облегчения, на мой взгляд и судя по фото – должны стоять именно такие. Катки отличного качества, доработок не потребовали. Набор, впрочем, даёт и поддерживающие катки с отверстиями, которые Вы можете использовать на вашей модели при необходимости;
8. Грязеочиститель взял из набора – очень хорошая деталь, хоть и мало заметная, однако именно позднего, правильного типа (Trumpeter везде даёт раннюю). Традиционно для этого набора – толстовата, была несколько сточена, но это мало заметно. На этот раз я также не забыл, что крепился к борту он пулестойкими болтами. Trumpeter кстати сделал правильно, RFM – нет;
9. Говоря о ходовой, нельзя не отметить наличие у машины рабочей торсионной подвески: балансиры крепятся на торсионы, фиксирующиеся на противоположной стороне борта. Встаёт всё в целом хорошо и ровно, но прям не вот подвижное. Я зафиксировал всё клеем.
Для тех, кто пропустил пою предыдущую статью, снова приведу вывод по ходовой части: отличное решение по ведущему колесу и бронировке бортовой передачи, хорошие поддерживающие катки, механизм натяжения направляющего колеса. Но при этом – у набора совершенно не приемлемые опорные катки и ленивец. Старые и известные проблемы с корончатыми гайками на отбойниках балансиров и пулестойкими болтами на конусах поддерживающих роликов – опять остались без внимания, плюс новая относительно Trumpeter недоработка по метизам крепления грязеочистителя.
КОРПУС
Нельзя не отметить особенность сборки модели по сравнению с наборами Trumpeter: корпус дан отдельными деталями, и «коробку» надо собирать, а не обклеивать деталями готовую «ванну». Стыки деталей даны по тем же местам, где и у настоящего танка, с имитацией сварных швов. Стыкуется это всё надо сказать – ОТЛИЧНО, надо только подрезать посадочные штыри на бортах для стыка с днищем. Сборка корпуса (да забегая вперёд и модели в целом) напоминает наборы от TAMIYA, только степень деталировки повыше. После того, как был собран корпус, были произведены следующие доработки:
1. Плита дополнительного бронирования нижней лобовой детали –дана имитация приварки к корпусу;
2. «Таранный» уголок дан корректно, отлит хорошо. Но, имитировать сварной шов на стыке уголка с верхней лобовой деталью – пришлось самостоятельно. Производитель судя по всему сделал вывод, что она не обваривалась там, что не верно;
3. Плита доп.бронирования ВЛД. Напомню, что на мой взгляд эти плиты были 3 типов:
- самые первые, почти не выступающие над уровнем крыши отделения управления танка;
- более поздний вариант с совсем высокой плитой, которая прикрывает и люк механика-водителя, и башенный погон;
- вариант поздней плиты, когда она прикрывает полностью люк механика-водителя, но походит чуть ниже среза крыши перископа механика-водителя.
RFM дал что-то ни туда и ни сюда, однако, если чуть её приподнять – она в принципе соответствует конфигурации моего прототипа, такая «не высокая, не низкая» плита получается. Обварку по периметру пришлось делать заново, так как сварной шов на ней имитирован «рубчиком», а не формируется из характерных вытянутых наплывов;
4. Использовал пластиковые буксировочные серьги от набора Trumpeter, так как запас ранее используемых от ABER – иссяк, а родные серьги больше похожи на бублики и слишком тонкие в профиль. Результатом доволен: я немного привёл серьги в порядок, убрав следы стыков форм, сделал из пластиковых кружков и прутка имитацию шкворней, дал пальцы фиксации из тонкой проволоки и цепочки крепления. У пластика свои преимущества: во-первых, сами серьги в принципе похожи на оригинал, во-вторых – их проще фиксировать обычным клеем в любом положении, в котором потом будут в них вклеиваться тросы – я надеваю один из литых коушей на серьгу сразу, и подгоняю размер буксировочного троса с приклеенным к нему с другой стороны коушем, выбирая нужное мне положение серьги. Затем фиксирую серьги и коуш на них клеем. Вклеиваю в них тросы, которым предварительно придал нужную форму уже на финишном этапе. Причём, к талрепу коуш не клеится никак, держится как положено, за счёт натяжения. И лишних следов клея не образуется;
5. Буксировочные рымы взяты из набора, однако – место приварки пришлось доработать, в модели шов не похож на настоящий, хотя и дан в нужном месте. Обращаю также внимание, что на корме рымы имели массивную приварку после отказа от крепления гужонами;
6. Стакан бронировки вывода антенны я сместил немного вперёд, чтобы был отступ от плиты доп.бронирования ВЛД, впрочем это субъективно. Он ничем не примечателен, кроме того, что фактуру сварного шва я усилил, по сути – «обварив» его поверх тончайшими полосками пластика, придав соответствующую фактуру. Сам ввод опять выполнен крайне примитивно: это по сути просто штырь. Никакой имитации гибкой части на нём, никакого отверстия для антенны, ни самой антенны в комплекте, хотя её легко можно дать простым тонким латунным прутком. Всё это в итоге делалось самостоятельно, ввод взял металлический от Model Gun MG-3593. Затем тонким (примерно 0.4) сверлом рассверливаем в нём отверстие. Берём отрезок латунного прутка или проволоки (я использовал пруток), на него у основания налепливаем из двухкомпонентной шпатлёвки имитацию резинового ввода, причём так, что небольшая часть прутка –торчит из него с противоположной стороны. Это позволит Вам в последствии удобно приклеить антенну так, что снаружи будет столько, сколько надо, и соединение будет прочнее, чем если бы Вы такой шарик клеили на сам вводной штырь. В общем по антенне как-то вообще без внимания к вопросу сделана модель у RFM.;
7. Бронировка курсового пулемёта выполнена корректно, крепится пулестойкими болтами, весьма качественно отлитыми, имеет особенности, связанные с вырезами на круглом щитке, прикрывающем сам пулемёт. Отмечу и отличный как для пластика пулемёт: дело в том, что с пулемётом ДТ проблема как правило не такая как с немецкими или американскими, где нужно давать точёный тонкий кожух, а в необходимости наличия перемычек между стволом и газоотводной трубкой. В пластике они как правило есть, но есть обычно и шов на стыках половинок форм, который надо сошкуривать, да так, чтобы стволы не стали овальными. Точёные пулемёты Magic Models (ну или аналоги от Model Point или Zedval) – хороши, и имеют реалистичный вид (RFM всё же мне показались тонковатыми), но при этом вышеуказанных перемычек не имеют. Давно я давал их тонкой полоской фольги, но это не вариант. Сейчас я беру двухкомпонентную шпатлёвку TAMIYA, вставляю между выточенными утолщениями, где должна быть перемычка, очень маленький шарик из двухкомпонентной шпалтёвки, и работая кончиком ножа, заточенной зубочисткой и кисточкой с сверхтекучим клеем для пластика – как-бы растягиваю двухкомпонетку в перемычку, создавая плавные переходы. Поясню зачем сверхтекучий клей: он здорово растворяет, размягчает двухкомпонентку TAMIYA, пока она не застыла, и быстро выветривается, не давая ей растекаться под собственным весом, а схватываться на поверхности.
Бронировка собирается несколько мудрёно, я рекомендую вклеить полученный вышеуказанным способом пулемёт в шар шаровой установки изнутри на суперклей, а затем собрать всю конструкцию.
Впрочем, Вы можете использовать и пулемёт из набора – он очень хорош, только стоит рассверлить ствол;
8. Люк-пробка смотрового прибора механика-водителя сделан отлично – правильно дано острое ребро. Я предварительно собрал имитацию смотрового прибора, и закрасил её хромовым маркером – не думаю, что будет видно, но щель в приборе дана сквозная – а вдруг? В общем, здесь всё как надо, можно даже дать этот люк открытым – детали в наличии;
9. Сделал по известной технологии имитацию трубки для проводки: изгибаем латунную трубку, сплющиваем с той стороны, что будет на крыше (с торца), немного сошкуриваем снизу для более плотного контакта, приклеиваем, имитируем приварку;
10. Фара и звуковой сигнал получили комбинированное крепление из травлёных деталей и пластика. Проводка имитирована тонким припоем (в формате тонких проволочек), который был заранее вставлен в деталь, имитирующую клеммную колодку, от которой подключаются фара и звуковой сигнал). Клеммная колодка – отлитая из пластика на плите доп.бронирования была рассверлена заранее, а провода пинцетом затем заведены в подводящую трубку, фару и звуковой сигнал. Звуковой сигнал я взял из набора SPM №35087 (по причине того, что у прототипа «дудка» не справа, как в наборе RFM, а слева – здесь впрочем вопрос не к RFM, были просто разные варианты) а вот про фару из набора нельзя сказать то же самое: на мой взгляд она не выдерживает никакой критики: во-первых, даже в старых моделях Trumpeter давалась имитация стяжных метизов, скрепляющих её корпус, во-вторых – в ней дано нелепое углубление под позиционирующий пенёк на прозрачной (!) детали фары. Форма фары вообще доверия не внушила, и в итоге она была заменена на изделие от Trumpeter. Планка основания от неё была отрезана, остающаяся под фарой её часть сточена и выбрана для имитации круглого основания, и гайкой Masterclub имитировано её крепление к пластинке. По звуковому сигналу из набора SPM в части качества вопросов нет, есть в части исполнения: производитель мог бы и дать имитацию отогнутой пластинки крепления, поскольку как его клеить и на что – не понято. Я суперклеем приклеил тонкую полоску пластика к торцу пластинки крепления, дал высохнуть, и клеил уже пластик к пластику на имитацию приваренного к доп.броне ВЛД отогнутой части основания крепления сигнала;
Пластины крепления фары и звукового сигнала «обварены» пластиком. Для этого я их клею к тонкой пластиковой полоске на суперклей, а эту полоску затем обычным модельным клеем – к детали доп.брони на ВЛД. Затем имитирую приварку;
11. Пришлось усилить сварные швы на всех уголках, поддерживающих надгусеничные полки – родные практически не заметны. Они в общем-то были не большие, но родные из набора на мой взгляд могут просто потеряться при окраске;
12. Сами надгусеничные полки – из набора. Полки приемлемой толщины, и имеют правильную имитацию метизов крепления полки к поддерживающим уголкам, а также – масштабно данные метизы крепления усиливающих уголков под полками к самой полке.
В части доработки самой полки – я подрезал уголок жёсткости, проходящий под в центре полкой в центре, спереди и сзади: в местах, где имеет место скругление секции полки, формируя по сути грязевой щиток: архивные фото и фото сохранившихся машин показывают, что в этих местах его не было. У Trumpeter такая же ошибка;
13. Ящики ЗиП – из набора TAMIYA 35372. Не сказать, что это какой-то уникальный набор, но дело в том, что например пластиковые ящики под узкую полку от Trumpeter на полку от RFM в свою позицию не помещаются. Травлёные имеют такой же риск, так как все что есть – под Trumpeter, но надо проверять. А вот тамиевские встали как родные. Кстати ящики неплохие, я разве что доработал приварки петель и добавил элементы крепления к бортам корпуса;
14. Уголок защиты погона башни над отделением управления из набора, он при этом уже отлит на детали крыши отделения управления. Я только опять же усилил фактуру сварных швов, и следы от газорезки. Тоже самое было сделано на уголке кормовом, который дан на надмоторном люке;
15. Плиты дополнительной защиты погона башни, монтируемые по бортам корпуса – из набора. Дал следы газорезки, сварные швы снизу - оставил: показались не критичными для доработки, хотя честно говоря их тоже имеет смысл поправить, несмотря на то, что после сборки они не бросаются в глаза так сильно, а вот сверху и по бокам – сделал самостоятельно;
16. Перепад высоты между крышей корпуса и его бортами дан правильно, как и должно быть на поздней машине, но вот сварной шов, имитированный «рубчиками» - никак не похож на настоящий. Я доработал его фактуру, использовав тонкий пластиковый пруток, который проходил тонкой кисточкой с модельным клеем и сформировал более подходящую фактуру шва модельным ножом;
17. В результате дальнейшей работы над моделью, по сути все сварные швы были заменены и доработаны, в том числе приварки перископа, деталей доп.бронирования. Доработка заключалась в том, что или шов имитировался заново, или размачивался клеем и его фактура из «рубчика» переделывалась в горизонтальные линии, более характерные для наших отечественных машин;
18. RFM забыл по 4 болта на крыше корпуса, за воздуховодами (с двух сторон). Рассверлил под них отверстия и установил смоляные болты от Masterclub.
19. С одной стороны, фундаментальных причин для такой доработки нет, однако рым-гайки на надмоторной плите у Trumpeter получились как-то более масштабными, поэтому установил я их вместо штатных. Тросик фиксации открытого надмоторного люка из пластика вообще не выдерживает никакой критики, поэтому был срезан, и при помощи пластиковых деталей коушей от троса-натяжителя гусениц «Пантеры» из набора Dragon и тонкого тросика от Eureka XXL – был изготовлен заново. Крюк выгнул из проволоки, кольцо крепления коуша тросика к рым-гайке – металлическое колечко из проволоки;
20. Отлично получились бронировки выхлопных патрубков: форма достаточно похожа на себя, метизы крепления даны миниатюрными гайками на шпильках. Однако, пришлось рассверлить бронировку глубже: иначе было видно «глухой» пластик внутри;
21. Решётки воздухопритоков удивили: они сильно короче по форме тех, что у Trumpeter, но согласно замерам, которые мне удалось найти – прав как раз RFM. Почему я здесь сравниваю его не только с прототипом, но и с моделью-конкурентом? Дело в том, что сетки и воздухопритоков, и кармана сброса горячего воздуха – совершенно не копийны и крайне сильно переразмерены. А имеющиеся на рынке – не подходят по размеру… Альтернативы в пластике при этом в наборе нет. Выход был такой: взяты сетки от ABER, и загнуты их торцевые части на один оборот вовнутрь. При этом старался тщательно прогладить их. На этот раз взяты даже не просто сетки, а те, у которых с другой стороны даны сплошные детали оснований, на которые они опираются, как для более ранних машин – пришлось просто ставить наизнанку и чуть подточить. Сетки от «Микродизайн» при этом такую операцию не переживали. Внутренние перемычки в общем-то грамотно данной детали от RFM я сделал из тонкого полистирола – в наборе было травление, не увидел в нём смысла. В этот раз я вклеил под сетки имитацию пластин жалюзи (простые полоски Evergreen), которые RFM не даёт (Trumpeter, кстати, этот момент учёл).
22. Решётка воздухосброса – от Микродизайн, только я как обычно дал планку, к которой она крепилась на болтах, дав их имитацию метизами Masterclub в верхней и нижней части;
23. Как всегда, сделаны фирменные талрепы тросов из проволоки и латунных трубочек. Впрочем, и родные в наборе хороши;
24. Трос заменил на медный от Eureka XXL: то, что в наборе называется в инструкции Cable – является просто ниточкой;
25. На заливные горловины дал миниатюрные имитации проушин для пломбировки.
Повторю свой вывод по корпусу, сделанный ранее: да, качественней и лучше стыкуемость, чем у Trumpeter. Мы получили очень копийные, и при этом качественные надгусеничные полки именно для поздней машины, что Trumpeter не учёл. Как видите, не потребовали полной замены и метизы везде и всюду. Корректно даны и качественно отлиты все люки, с правильно имитированными углублениями для метизов, вместо выступающих у Trumpeter. Корректный люк-пробка смотрового прибора мехвода, отличные бронировки выхлопных патрубков, правильный перепад высот между крышей корпуса и бортами.
При этом часть проблем, как Вы видите по тексту – никуда не ушла. Плюс, если говорить прямо – сварные швы подлежат переделке в полном объёме. Да, они есть, но даже беглого взгляда на фото любой сохранившейся машины видно, что они радикально отличаются от оригинала. И да, Коллеги, как я ранее и говорил – в этом новом наборе RFM с литой башней – все указанные проблемы остались, поменялась только башня.
БАШНЯ
Башня в наборе новая. Башня литая, с вваренной крышей. Не смотря на то, что формы на мой взгляд в целом похожие (вообще конечно тяжело порой бывает оценивать форму литых деталей, но всё-же), однако башня честно говоря могла бы быть и лучше.
1. Первое и главное: сама башня не создаёт ощущения литой. Фактура по сути отсутствует. При этом видно, что хотя более поздние «облегченные» литые башни и правда имеют скорее не ровную, а не характерную грубую литую фактуру, то эти башни даже на чёрно-белых фото имеют выраженную грубую фактуру литья, которая и была имитирована по всей башне стандартным для меня способом: шпатлёвка на клею, затем "Крупная крошка» от АКАН, артикул 64022, потом выравнивание шкурками. На корме имитировал следы срезания приливов. Сформировал по фото след стыка форм, а также заменил заглушки пистолетных портов на латунные винты с круглыми шляпками походящего размера: «родные» бы пришлось срезать и переклеивать, т.к. если делать фактуру с ними – они окажутся будто «утопленными» в броню;
2. В корме на крыше башни правильно даны канавки для обеспечения обзора из перископов, но вот бортовые перископы стоят в другой вселенной: нет, сами бронировки в общем-то на месте, но вот перископы слишком далеко от борта. Если их поставить как дано в наборе – из них будет ничего не видно. Лечится не сложно: просто прорезаем отверстия под них дальше к борту, и аккуратно вклеиваем сами перископы. Перископы кстати хорошие, прозрачные даже (кто любит красить их, а не имитировать плёнкой оптику – будет доволен). Бронировки перископов – опять потребовали переделки сварного шва. Точно такая же при этом ошибка и на их предыдущей модели со сварной башней! Кстати, в смотровых щелях тоже были стеклоблоки. Их я имитирую так же наклейками от боксов TAMIYA, на самом последнем этапе после окраски вклеивая изнутри полоски пластика с наклеенной имитацией стеклоблока;
3. Бронировка вентилятора дана корректно, но сварной шов для неё изготовил заново;
4. Немного поправил сварные швы, добавил недостающие в районе перископов, обварил планки пулеотбойные нормально;
5. Перемудрили RFM с козырьком над маской пушки: дали лишнюю ступеньку, которая в принципе просто срезается, и не верно дали крепление к скулам маски: напомню, там была бонка, к которой на болтах крепились за 3 «лапки» с каждой стороны (а не за сплошной отгиб) детали козырька, что и было имитировано. Под место, где козырёк примыкает к крыше башни – дал пластинку из пластика, имитирующую приваренную полосу, к которой крепился на болтах козырёк;
6. Фактура литья маски орудия мне не понравилась, решил её усилить традиционно шпатлёвкой и средством "Крупная крошка» от АКАН, артикул 64022;
7. Внезапно, танк вообще не имел даже намёка на спаренный пулемёт: рассверлил отверстие и вклеил имитацию пулемёта от Zedval 35198;
8. Прицела танк также не имел, а отверстие в маске под него было глухое… Рассверлил амбразуру прицела, прицел имитировал трубочкой с приклеенным к ней катафотом от Elf в чёрном корпусе. Перед грунтовой и окраской заклеил скотчем TAMIYA, и снял на финишном этапе;
9. Заменил кормовой пулемёт на Model Point, доработав аналогично курсовому;
10. В наборе очень грамотно и реалистично дан люк и его детали, в том числе – поворотной турели. Но, держатель пластинки с крюком для фиксации самой турели – в наборе очень переразмерены, рекомендуется выгнуть самостоятельно или взять из набора стороннего травления, что и было мной сделано. Вообще если заморочиться – можно сделать поворотную турель. Сама её конструкция сильно проигрывает травлёной от ABER, однако как для пластика – это очень хорошее изделие. На моей машине её не было, поэтому ставить её я не стал;
11. Из проволоки выгнул скобы для крюка троса фиксации люка надмоторного в открытом положении;
12. Машина имеет вместо прибора ПТ-4-7 фиксированный смотровой прибор, который и был установлен. По фотографиям доработал его конструкцию, рассверлив отверстия поб метизы крепления, усилив приливы и сформировав выраженную кормовую стенку;
13. Ствол орудия откровенно не понравился: заменил на изделие от Magic Models. Под него потребовалось рассверлить посадочное место. Рассверливать следует изнутри, так же как и вставлять само орудие изнутри, до приклеивания маски пушки на качающуюся часть;
14. Маленький ограничитель хода кормового пулемёта сделал из пластикового уголка, имитировав приварку;
15. На крышке люка на башне заново сделал имитацию крепления внутренних конструкций люка по фото: они снаружи видны скорее, как заваренные углублённые/или немного выступающие. Никаких углублений там не было. Ориентируясь на фото машины из Паролы дал соответствующие 5 метизов.
ОБВЕС
Про ящик ЗиП я уже писал, про тросы – тоже, а вот, например, отсутствие укладки брезента для меня как обычно вопрос: это вообще штатная возимая принадлежность танка, не совсем понятно, почему её нет.
Поздняя скатка была длинной, и петли ремней крепления были в соответствии с фото не как у ранних машин – первое было почти рядом с первым уголком крепления над гусеничной полки. Скату сделал из двух смоляных от Zip Maket: пилил, соединял, наращивал двухкомпонентной шпатлёвкой.
Имейте в виду, что смоляная скатка (ну или иная другая, в зависимости от технологии изготовления) всё равно рано или поздно как правило застынет, а штатная позиция её крепления расположена так, что у настоящего танка трос шёл как-бы по ней и в углублении, коуш её продавливал и всё ещё притягивалось талрепами. У модели есть риск, что трос как надо не ляжет, учитывайте это в работе: я выбрал в смоляной скате под трос углубление сразу, сформировав складки рядом. Ремни стяжные на скатке – от ABER.
Ну и конечно самое интересное: печка. Вообще, долгое время назад я выбрал прототип, и такую конструкцию видел ещё пару раз на других танках, но что это – было решительно не понятно: выглядит как несколько слоёв чего-то, стянутое ремнём, и вроде с торца что-то торчит… Проблема в том, что, когда не понимаешь, что за конструкция перед тобой – нельзя даже покрасить её правильно, дав даже примерный общий вид, не понимая при этом материала… Я обратился за советом к Алексею Макарову, и спустя время получил ответ и даже общий вид изделия: это оказалась печка. Я стал рассматривать внимательней фото имеющихся у меня машин, и вот какой вывод сделал: на мой взгляд, танки выпуска с марта-апреля (апреля точно), после того как отказались в феврале 1942 от топливных баков и машины перестали получить и баки и их крепления, стали получать крепления для установки печки на правую надгусеничную полку, третья длинная секция спереди. Крепление состояло из двух петель для ремня фиксации (одна на борту корпуса машины, другая – видимо, как раз почти по центру, где уголок), а также – маленького уголка-упора. Печка с рифлёной крышкой (видимо, съёмной), трубы с одного торца и задвижкой с другой, с комплектом труб внутри – ставилась торцом на полку, проволокой (или типа того) крышка фиксировалась чтобы не слетела, ремнём печка привязывалась через петли, а уголок с торца не давал её съехать вперёд.
Габариты печки я считал пропорцией в итоге, на первый раз конечно чуть переразмерена получилась, однако вроде похоже.
Откуда датировки выше? Дело в том, что абердинский КВ-1, выпуска августа (!) 1942 года имеет эти крепления. Эти детали я видел и раньше, но не знал, что это. Имеет их и машина из Бовингтона, и именно фото на неё сверху даёт понимание о взаимном расположении креплений печки.
Машины же до 26 февраля имели в этой позиции баки или их крепления. Поэтому, теперь при постройке машин данного периода рекомендую обращать внимание на это место и давать соответствующие крепления. Вы также можете дать и саму печку по желанию, хотя машин с установленной печкой почти не встречается на фото.
ОКРАСКА И МАРКИРОВКА
Всё по традиционной схеме:
Гусеницы - химическое чернение: старая зубная щётка окунается в жидкость и траки тщательно натираются в несколько подходов.
Модель загрунтована из баллона TAMIYA oxide red 87160.
Базовый цвет мешал на основе Mr.Hobby 511 Russian green «4BO».
Танк был окрашен в базовый цвет, далее – цветовая модуляция, адресные высветления осветлённой краской, общая обработка фильтрами в несколько подходов.
По маскам от Hobby Plus были накрашены надписи красным цветом: судя по тому, что надписи не очень контрастные – цвет именно красный. Маски сложные, буквы я потом чуть доводил кистью. Но, шрифт очень неплохо совпадает с фото и ложится в габариты башни.
Полученный слой полностью покрыт футурой (из аэрографа)
После – смывка, матовый лак LP-23.
Общее запыление жидкими пигментами от AK Interactive AK 015 Dust effect. Грязь на ходовой – пигменты Mig и смеси от Wilder.
Катки пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
Катки красил новой краской Steel ATOM-20166 от Ammo, полировал пигментом Polished Metal A.Mig-3021 (jчень хороший кстати), пылил пигментом на растворителе для акрила, адресно – пигменты Mig.
На финишном этапе – вклеил смотровые приборы из наклейки от боксов TAMIYA, отражатель фары закрасил маркером Molotov-хром, и вклеил предварительно сточенный по периметру рассеиватель от набора Elf для советских машин. Вклеил имитацию оптики в ПТ-К и фиксированный смотровой прибор наводчик.
Кормовой фонарь – синий верх, красный них прозрачными лаками TAMIYA поверх хрома Molotov.
Приклеил тросы. Красил как обычно: та часть коушей, что на серьгах – уже надетыми на них, и при этом уже зафиксированная в нужном положении на суперклей к серьге и чуть обычным клеем – к корпусу танка, остальная часть троса – отдельно.
КАК СДЕЛАТЬ ВАШ КВ-1 «Московский ОСОавиахимовец» / танк с литой башней по СБ-957 ЛУЧШЕ?
Как обычно, работа над собственными ошибками и идеи.
1. С моделью можно создать разные диорамы, посвящённые отправке на фронт;
2. Швы сварные всё же лучше заменить целиком и полностью, как будто их и нет вовсе, особенно на деталях RFM;
3. Имейте в виду, что маски от Montex, например – не позволят накрасить такую надпись, они очень переразмерены;
4. Вы можете выбрать другую машину этой колонны, имеющую, например, как прибор ПТ-К, так и ПТ-4-7 у наводчика;
5. Конечно момент не понятный, но машина на фото явно не имеет антенны и даже ввода, что вроде в 1942 году да ещё и для тяжёлого танка – очень странно. Я его всё же дал, машина у меня формально не в момент передачи в часть, но если планируется сцена передачи танка – это следует учесть;
6. Хорошо, а если не «Московский ОСОавиахимовец», а просто машина с литой башней, и из коробки? Тогда можете выбрать того же изкоробочного «Чапаева». Плюс, обратите внимание на машины колонны «Дзержинец»: они собираются из деталей из коробки, только имеют на уголках крепления полок пластинки сверху по гипотенузе треугольника крепления. Были и просто машины без маркировки в конфигурации как в наборе, имеет смысл только обращать внимание на планки доп.брони по бортам в районе башни, плиту доп.брони на ВЛД, надмоторный люк и конфигурацию уголков крепления надгусеничных полок. Если же заморочиться – то такую башню, ящики ЗиП большие и топливные баки имел известный трёхцветный КВ-1 из 52 бригады под Моздоком.
Немного крупных планов:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вот такая вышла модель.
Как видите, история танка КВ-1 ещё не рассказана до конца, и модель за моделью, чем больше углубляешься в особенности конструкции и производства танков КВ-1 – тем интересней становится. В ходе работы с этой моделью я, например, открыл для себя совершенно ранее мне не известный факт о том, чем ещё мог комплектоваться КВ-1, и какие пусть почти не заметные, но тем не менее присутствующие на реальных танках детали при этом имели место.
Новые модели КВ-1 от RFM конечно стали шагом вперёд в сравнении со старыми моделями от Trumpeter, но, к сожалению, задача быть лучше предшественника – не равна задаче сделать модель, учитывающую детали конструкции прототипа. Лет 14 назад, наверное, такая модель была бы встречена с большим энтузиазмом, но увы, на сегодня – уровень очень средний.
Вынужден повторить: КВ-1 всё ещё ждёт как своих исследователей, так и своих моделистов: имеющиеся на рынке модели и афтермаркет всё ещё не позволяют без значительных временных затрат построить модели даже самых ярких и вроде хорошо исследованных прототипов этого танка, хотя за последнее время ситуация меняется к лучшему: выходят всё новые и новые наборы дополнений - катки, ведущие и направляющие колёса, отбойники балансиров, конические основания поддерживающих катков, интересные декали и многое другое… Надеюсь они позволят сократить время работы над моделями этого замечательного танка, и будет больше КВ-1, самых разных и самых хороших!
Какой будет Ваша модель КВ-1 «Московский ОСОавиахимовец» – решать только Вам, а моя модель – перед Вами.
Тема: RFM 1/35 КВ-1, ЧКЗ, башня СБ-957 Мос...(#17166) - обсуждение
Как грица в этих тырнетах - ЛАЙК НЕ ГЛЯДЯ!!!
ЗЫ: статью потом прочитаю, когда время будет..)))