Скайшарк стал первой моделью в масштабе 1/48 украинской компании Clear-Prop. Не знаю, чем был обусловлен выбор в пользу именно этого прототипа, но он оказался удачным – модель пользуется отличным спросом. А мне нравятся необычные самолёты, даже такие, казалось бы, несуразные, нескладные. Но это, как говорится, на любителя
Модель, сразу отмечу, из недешёвой категории, но это вполне объяснимо. Комплектация богатая – две сотни пластиковых деталей и 85 фототравленых, прекрасная и подробная декаль, детали из смолы. Прилагаются шкалы приборов, напечатанные на ацетатной плёнке и готовые маски для остекления кабины пилота. Основные детали отлиты по технологии литья под низким давлением, но качество превосходное, а собираемость на зависть иным производителям «классических» моделей. Разбивка по деталям очень хорошо продумана и отлично реализована. Есть, конечно, и нюансы, но они незначительны и легко преодолеваемые.
Сборку можно смело вести по инструкции, только надо внимательно изучать рисунки этапов работы. Особенно это касается ниши хвостовой опоры (п.14) и тут лучше следовать правилу «семь раз примерь, один раз приклей», что бы разобраться с очерёдностью установки перегородок этой ниши.
Приборную панель предлагается выбрать из двух вариантов решения – пластиковая рельефная деталь с декальным изображением шкал или гладкая деталь с монтируемым «бутербродом» из ацетатной плёнки и фототравленой лицевой панелью. Я выбрал второй, как более интересный в изготовлении и окончательном виде. Кресло пилота также в двух вариантах, обычное для первого прототипа (серийный №122988) и катапультируемое для второго ( №122989). Первое собирается из пластиковых деталей с добавлением фототравленых ремней, второе – смоляное с фототравлением. При работе необходимо соблюдать предельную осторожность, поскольку детали довольно хрупкие, но результат того стоит! Боковые панели кабины с пультами собираются из пластиковых деталей, весьма подробно проработаны и требуется только аккуратно их склеить и окрасить.
Имитация силовой установки представляет собой детали каналов воздухозаборников и выхлопных труб, всё так же легко собирается, требуется только осторожно зачистить продольные стыки основных деталей. Подсборки устанавливаются в половины фюзеляжа чётко, без ступенек, перекосов и щелей. А вот при соединении половин фюзеляжа потребовалось вклеить распорки между трубами выхлопа и забора воздуха в виде отрезков 1мм пластика (фото 3), после чего половинки соединились буквально «на щелчок». И это был, пожалуй, самый сложный момент в работе.
Ниши основных стоек шасси собрались совсем просто, центроплан «сложился» легко. Хотя, примерка к фюзеляжу показала присутствие небольших щелей по зализам крыла. Настолько небольших, что было достаточно нанести кистью немного жидкой шпаклёвкиMr.Surfacer 500 и обработать через сутки несколькими движениями мелкой наждачной бумагой.
Дальнейшая сборка не преподнесла вообще никаких неприятных сюрпризов. Использования ограниченного количества сверхтекучего клея позволило обойтись минимальной обработкой мест склеивания деталей. Местами были восстановлены линии расшивки и имитация клёпки, но это обычное дело при сборке любой модели.
Очень понравились колёса основных стоек шасси. Отличное качество литья и продуманное членение располагают к хорошему конечному результату. Створки ниш собираются из пластиковых и фототравленых деталей. От себя добавил только имитацию гидропроводки на стойках.
Воздушные винты являются характерной особенностью Акулы и её «визитной карточкой». Сборка их тоже несложна, но требует внимательности и аккуратности. Внимание требуется уделить углу поворота лопастей – он должен быть одинаковым во всех 6 случаях. На коке пришлось немного восстановить расшивку и нарезать несколько лючков, увиденных на фото прототипа и отсутствовавших на модели.
В инструкции нет упоминания о аэронавигационных огнях, но производитель обязательно учтёт этот момент в дальнейшем. На фюзеляже, между кабиной и килем, с двух сторон от продольной оси самолёта, устанавливались красный (слева) и зелёный (справа) огни в каплевидных обтекателях. На створке хвостовой опоры шасси стоял аналогичный «фонарик-полукапля», но белого цвета. На бортах фюзеляжа, над выхлопными соплами, имелись круглые «окошки» красных строевых огней. И на законцовках консолей крыла, сверху и снизу, цветные стандартные огни в виде круглых элементов. Всё это хозяйство я сымитировал, разумеется. Верхние и нижние каплеобразные обтекатели подобрал из остатков деталей от других наборов, для бортовых огней высверлил отверстия, вырубил пробойником отражатели из зеркальной плёнки и имитацию стёкол из тонкого прозрачного пластика. Крыльевые огни имитировал каплями светлого металлика Sparkling Silver от Tamiya, закрыв сверху каплями зелёного и красного лаков.
Консоли крыла можно установить либо в полётной конфигурации, либо в сложенном положении. Я попытался сделать подвижные консоли, но потом отказался от этого, реализовав идею с переставными деталями. То есть, консоли можно устанавливать в двух фиксированных положениях, без их подвижности. Для этого детали, имитирующие шарниры складывания между центропланом и консолями (дет. I12, I13,I14 I15 для разложенных консолей и I17, I18, I20, I22 для сложенных) не приклеиваются, что бы можно было их заменять, выбирая нужную конфигурацию.
При выборе варианта окраски долго не думал, остановившись на неокрашенном борту с крупной красной надписью “Skyshark” – он показался мне самым интересным. После нанесения чёрного грунта Mr. Surface Primer 1500 Black тщательно просмотрел все поверхности, устранил замеченные недостатки и нанёс три оттенка светлых металликов Alclad II, с помощью масок имитировав так называемый «панельный эффект». Тёмными металликами Акан накрасил панели за соплами, жёлтым цветом Акана 6 серии окрасил законцовки лопастей, а переднюю часть кока винтов, законцовки киля и консолей жёлто-оранжевым оттенком того же Акана. Ниши шасси, стойки и внутренние стороны створок окрасил цветом Dark Sea Blue от Real Color.
После нанесения слоя глянцевого лака серии LP от Tamiya наступила очередь декалей. Они просто отличные! Качественная печать, плотные сочные цвета, ни намёка на смещение и просвечивание. И, что тоже понравилось, не требуется обработка специальными жидкостями для приваривания. Конечно, при условии качественного предварительного глянцевого покрытия. После выделения расшивки серой смывкой, установил стойки и створки шасси, подвесной топливный бак, стволы пушек и «штыри» ПВД, снял маски и нанёс слой матового лака Tamiya той же серии LP. В завершение работ, окрасил «окошки» строевых огней красным эмалевым лаком Tamiya.
Общий итог таков – модель очень качественная и приятная в сборке, прототип интересный (хоть и на любителя). Стоимость в магазинах, да, высоковата, но и исполнение не для массового потребителя. Хотя, на коробке указан возрастной ценз «14+», этот Скайшарк могу рекомендовать моделистам с определённым опытом – новичок любого возраста может легко испортить недешёвый набор, разочаровавшись в своём выборе. Опытный же без особых проблем соберёт, получив массу положительных эмоций.
Салют. Модель классная. Только Вячеслав, хочу спросить а ты нашел фото где на прототипах на бортах есть красные бортовые огни? я не нашел. И еще места куда ноги вставляются даже на черно белом фото видать что они не черные а скорее красные. На фото под знаком принадлежности бортового огня нет. Тоже рука хотела окрасить , но отговорил её.
хочу спросить а ты нашел фото где на прототипах на бортах есть красные бортовые огни? я не нашел. И еще места куда ноги вставляются даже на черно белом фото видать что они не черные а скорее красные. На фото под знаком принадлежности бортового огня нет. Тоже рука хотела окрасить , но отговорил её.
Ни хрена не понял...
хочу спросить а ты нашел фото где на прототипах на бортах есть красные бортовые огни? я не нашел. И еще места куда ноги вставляются даже на черно белом фото видать что они не черные а скорее красные. На фото под знаком принадлежности бортового огня нет. Тоже рука хотела окрасить , но отговорил её.
Ни хрена не понял...
:mrgreen: :mrgreen: :mrgreen:
semalevik
Они не чёрные, они Неви Блю. Прототип изначально был окрашен в него, потом отмыт до метала. Внутренние поверхности, ниши шасси и тормозного щитка, остались в первоначальном цвете. Все это в книге же написано.
места куда ноги вставляются даже на черно белом фото видать что они не черные а скорее красные.
"Места куда ноги вставляются" называются "подножки". И они на прототипе не красные.
А, вообще, как на ч/б фото идентифицируется красный цвет, что такой странный вывод?
АНО на бортах фюзеляжа, да, появились позже. А на моей модели - раньше.
Вячеслав, я бы не стал разукрашенной фотографии доверять по цветам(по цвету обтекателя и законцовок видно что цвета не соответствуют) , а вот на черно белой отчетливо видно что люки подножек окрашены не черным цветом.
на этих в мелком разрешении не особо видать , но можно найти в инете , цвет полосы и самих лючков разным цветом.
я бы не стал разукрашенной фотографии доверять по цветам И я бы не стал. А это разукрашенные фото? 100%?
вот на черно белой отчетливо видно что люки подножек окрашены не черным цветом. А каким? И окрашены ли они вообще - может, это голый металл в тени из-за утопленности створок.
Тема: Clear Prop 1/48 XA2D-1 Skyshark
Отличная сборка, окраска и подача своей работы!