Всех привествую!
Вот решил выложить здесь статью про модель маленького, но гордого и красивого самолетика Ш-2 от фирмы "От Винта!" .
Можно по разному оценивать этот маленький, сделанный из древесины и обтянутый тканью самолет, но то, что это была попытка создания первого универсального средства передвижения в СССР отрицать просто не возможно!
В то время, когда еще не было вертолетов, в огромной стране с огромными расстояниями, с большим количеством рек, озер, морей, непроходимой тайгой и огромными степями иметь транспорт, который может добраться до очень отдаленных и непроходимых мест казалось просто фантастикой. Конструктор Вадим Шавров постарался решить эту проблему, создав со своим коллективом дешевый в постройке и эксплуатации самолет амфибию Ш-2. Самолет был полностью сделан из отечественных материалов, имел двигатель М-11, и имел одно огромное неоспоримое преимущество – мог взлетать и садится не только на воду и лед, но и на грунтовые площадки.
Выпуск Ш-2 был начат на Таганрогском заводе № 31 1 апреля 1932 года. За два года было выпущено 270 машин. В дальнейшем выпуск возобновлялся перед Великой отечественной войной, потом в 1946-47 годах, и в последний раз в 1951-52 годах. Сколько Ш-2 было выпущено точно не известно (данные колеблется от 800 до 1200 штук).
Ш-2 нашел применение во многих министерствах и ведомствах СССР, освоил профессию «скорой помощи» в санитарной авиации, служил на защите границ нашей страны, работал в «Аэрофлоте», изучал Крайний Север с полярниками, работал в тресте «Главрыба», где отслеживал косяки рыб, заготавливал пушнину у охотников, доставлял геологоразведочные группы в отдаленные уголки страны, да и много еще было работы на просторах СССР у этого красивого самолетика, которого летчики ласково называли «Шаврушкой».
Более подробную историю создания и применения можно прочитать в книге Михаила Маслова «Амфибия Ш-2 и другие самолеты Вадима Шаврова», а я расскажу о новой выпущенной модели в масштабе1/48 от фирмы « От винта!». Новый производитель (это уже третья модель в 48 масштабе) и в этот раз не изменил своему принципу, и выпустил модель высочайшего уровня! Все детали мастер-модели были выращены на 3-D принтере и только потом уже растиражированы в смоле. Все это подразумевает хорошую стыкуемость и качество изготовления деталей, но хранит в себе и «подводные камни», в виде ступенек - «следов выращивания» на принтере. На этот раз таких следов на видимых поверхностях модели практически нет, и они легко устранимы абразивными материалами.
По количеству деталей и их членению производитель постарался предложить моделисту собрать практически любой вариант «Шаврушки»! Итак, что мы имеем?
Три разных верхних детали центроплана, два вида воздушных винтов (с коком и без), два вида капотов двигателя. В наборе есть спицованные (напечатанные на 3D принтере) и обшитые тканью колеса на ранний тип, и колеса для поздних годов выпуска (неиспользованные колеса можно потом использовать к модели У- 2/ По-2), а так – же есть лыжи. Производитель дает возможность моделисту собрать модель и со сложенными крыльями!
Да, еще в качестве бонуса идет смоляная фигурка Героя Советского Союза полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина! Как вам такое разнообразие?
Детали модели отлиты без каких-либо серьезных дефектов (у себя нашел только три маленьких раковинки от пузырьков воздуха). Качество провисания полотна на крыльях и рулевых поверхностях выше всех похвал. Детали отделяются от литьевой прибыли без серьезных физических усилий. Предварительная подгонка деталей показала, что сборка не будет сложной.
Сразу было видно, что к созданию модели производитель отнесся ответственно и серьезно! Складывалось такое ощущение, что он сам бывалый моделист!)))))) Всем производителям смоляных моделей рекомендую брать пример с Максима Былкина!
Инструкция напечатана в стиле «Технического описания и инструкции по эксплоатации самолета Ш-2», все этапы сборки даны крупными 3 D - проекциями. Даны схемы из оригинального ТО по уборке шасси и управления самолетом, и восемь вариантов окраски самолета с приложением фотографий оригиналов.
От себя лишь хочу дать совет – не торопитесь со сборкой, а серьезно изучите вначале прототип своей модели! Все дело в том в процессе производства, как и положено, вносилось много изменений в конструкцию самолета, которые на первый взгляд не заметны, но они были! Что бы сэкономить моделисту время, в этой статье я постараюсь кратно разъяснить основные отличия ранних выпусков от поздних именно в тех узлах и деталях, которые видны с точки зрения моделизма. Большая разница
Машины ранних выпусков Таганрогского завода №31 имели колеса размером 700 х 120 мм. (типа У-2) и они были спицованные, некоторые обшивались тканью.
На бортах лодки были смонтированы направляющие дуги шасси, по которым передвигались при подъеме стойки шасси. Места расположения роликов тросов подъема шасси показаны на схеме.
При этом задний ролик Ш-03016 располагался ближе к стойке шасси, что наглядно подтверждает фото.
Видимо на поздних выпусках он был отведен намного дальше, если верить схеме. Средние и задние стойки центроплана, как и подкосы крыльев изготовлялись из стальных труб каплевидного сечения. По передним стойкам центроплана шло управление двигателем и закреплены трубопроводы. Сверху эти стойки закрывались легкими обтекателями из 0,5 мм. дюралюминия.
Так же у машин первых выпусков между передними стойкам центроплана были натянуты стальные растяжки.
Особенности конструкции Ш-2 раннего выпуска: 1 – наличие расчалок между стойками центроплана и ветряк для бензиновой помпы, 2- наглядный пример, как монтировались проводка от трубки Пито, 3 - спицованные колеса от У-2 и направляющие дуги шасси,4 – размещение ролика Ш – 03016.
На ранних выпусках для подачи бензина из топливного бака на верх в расходный бак, имелась бензиновая помпа с ветрянкой, которая монтировалась в корпусе лодке перед пилотом. Сидения пилотов были выполнены из дюралюминия, как и приборная панель.
Рис.01 Приборная панель и кабина Ш-2 ранних выпусков. 1 - баллон для запуска двигателя, расположенный под приборной панелью между летчиками. Кадр из кинохроники.
Рис.02 Приборная панель поздних выпусков. Фото воссозданного Ш-2, который хранится в американском музее.
В последующих выпусках 1946-47 годов на заводе АРБ-403 в Иркутске в самолет внесли несколько изменений. Установили на руле высоты и руле поворота триммеры (на рулях высоты управляемые),
Рис.03 Рули поворота и высоты : 1- Таганрогского завода, 2- Иркутского завода.
заменили колеса большего размера 700х150 мм. от По-2, отказались от направляющих дуг шасси. Демонтировали бензиновую помпу с ветрянкой. Стальные растяжки между передними центральными крыльевыми стойкам больше не применялись. На передних и задних крыльевых подкосах дополнительно установили контрподкосы. Изменился внешний вид приборной доски. За сидением пилотов устанавливалась съемная задняя фанерная крышка обтекатель. Появилось в носовой части лодки багажное отделение и соответственно был смонтирован багажный люк диаметром 210 мм. на палубе, а так-же два смотровых люка диаметром 130 мм. на палубе на правой стороне обшивки носовой части лодки, между шпангоутами № 4 и 5 и № 7 и 8.
Рис.04 Особенности конструкции Ш-2 позднего выпуска. Стрелками под № 2 указаны смотровые люки, под №1- багажный люк на носовой части лодки; триммер на руле поворота; прекрасно видны контрподкосы и задняя фанерная крышка обтекатель за кабиной пилота. На самолетах колеса нового типа от По-2, отсутствует ветряк от бензиновой помпы и нет направляющих дуг шасси.
В 1951 году на некоторых машинах были установлены остекленные фонари и кабины стали закрытые. С этого года управление самолетом стало одинарное. Сидения пилотов стали делать из фанеры. В последних выпусках из – за прекращения промышленностью производства труб каплевидного сечения на Ш-2 стали изготавливать средние и задние стойки центроплана, как и подкосы из равнопрочных круглых труб. На средних и задних стойках круглого сечения первоначально ставились фанерные обтекатели, обмотанные киперной лентой, но в дальнейшем от такого использования отказались, из –за скапливания в обтекателях воды с последующей коррозией труб.
Многие машины в процессе своей эксплуатации проходили по нескольку капремонтов и в процессе этих ремонтов в них могли вносить соответствующие улучшения. Так что лучше лишний раз советую не полениться и досконально изучить прототип своей модели!
В качестве своего прототипа я выбрал борт с заводским номером 0347 и регистрационным номером СССР-А1802. Самолет был построен в 1947 году на АРБ-403 в Иркутске. Владельцем данного самолета являлось Дальневосточное управление ГВФ. Самолет был в эксплуатации и использовался в геологоразведке для доставки геологов и снабжения геологических партий вместе с Ш-2 СССР-А2684. Основным критерием в выборе стали хорошие фотографии этих двух самолетов, сделанные в 1955 году геологом Владимиром Федоровичем Козикиным. Сборка модели.
Сборку модели начал с интерьера кабины и лодки. Серьезных нареканий по сборке не было. Все детали стыкуются отлично, но какое еще оборудование располагалось в кабине доподлинно не известно. Хотя там должно быть еще установлено два баллона (для запуска двигателя и баллон с углекислотой для тушения пожара). На кинохронике я нашел место где располагался баллон для запуска двигателя, но плохое качество изображения не дает полной картины, что - бы его изготовить. Поэтому из дополнений я только расположил по правому борту, на свое усмотрение, баллон с углекислотой для огнетушителя «Тайфун» и привязные ремни на кресла пилотов. На кресла пилотов сделал подушки из двухкомпонентной шпатлевки «Тамия». Подушки на креслах окрасил в цвет черного дерматина. Низ лодки окрасил в черный цвет (как требует ТО – кузбасслаком), а боковые панели в светлосерый. Заднее сидение окрасил в цвет брезента, а топливные баки в цвет нержавейки. Вот и вся кабина. Задний колпак – обтекатель устанавливать не стал, по моей версии кабина будет открыта для троих человек, которые собираются на рыбалку. Половинки лодки собрались без проблем. Единственное что я добавил – это три люка в передней части лодки (согласно фото оригинала).
В ванной я даже испытал на устойчивость лодку. Хорошо держится на воде!
Следующим этапом стали нижние крылья с поплавками. Они отлиты цельными деталями и перед приклеиванием их к корпусу лодки будьте внимательны при их стыковке, так-как корпус лодки имеет сужение к хвостовой части и не подогнав правильно нижние крылья можно получить небольшую их стреловидность.
Верхнее крыло – самая большая часть модели, собирается из 9 деталей и соответственно самая тяжелая! Детали отлиты прекрасно, элероны и нервюры центроплана даются отдельными деталями. Центроплан собирается из верхней и нижней половинок, при этом в наборе на выбор дается три разные верхние части. Если моделист желает делать крылья в сложенном состоянии, то в наборе есть нервюры с имитацией ребер усиления и отверстиями для облегчения. Для надежного соединения консолей крыльев с центропланом места соединения усилил двумя латунными трубками, установив их в центроплан. Вклеив в подкапотное пространство мотораму я на время отложил крыло и приступил к сборке хвостового оперения.
Вот здесь я вначале поспешил и забыл про триммеры на рулях высоты.
Только после покраски модели разобрался с их расположением, но было уже поздно. На рулях высоты неправильно расположены рычаги управления (их еще часто называю кабанчиками), которые установлены на деталях близко к корпусу лодки. Видимо производитель ориентировался на летающую современную реплику. В оригинале они устанавливались в месте соединения нервюр. Правильное расположение указано на приведенном фото.
На руле поворота сделал из тонкой пластиковой крышки от «Доширака» неуправляемый триммер по приведенной на фото схеме. Все детали хвостового оперения собираются без проблем. Клеить советую гелем, что бы была возможность первое время корректировать детали.
При сборке крыльевой коробки надо быть предельно осторожным, так как центральные стойки не армированы металлической проволокой, в отличии от крыльевых подкосов, где эта проволока имеется. Вначале аккуратно приклеиваем центральные стойки – при правильной установке они встают ровно и четко.
Следующим этапом становится сборка двигателя и окраска модели. Окраску лучше осуществлять до установки верхнего крыла. Хотя каждый моделист решает это самостоятельно.
Двигатель собирается тоже без каких - либо проблем. При этом цилиндры отлиты просто великолепно! После сборки в запасе еще останется 3 цилиндра. Если моделист делает самолет, эксплуатировавшийся на Севере или в зимнее время, то ему дополнительно нужно будет собрать и капот. Вообще производитель дает два вида капота! На моем оригинале «этой роскоши» не было, поэтому просто приступаем к окраске мотора и модели. Окраска модели
Оригинал окрашивался в стандартный набор: верх зеленый (АМТ -4), низ –голубой (АМТ-7).
Акриловую краску использовал двух фирм: голубая от фирмы АК, и зеленая от фирмы Pacific. Обе фирмы очень понравились, укрывистость цвета хорошая. После этого сделал постшейтинг с помощью полосок модельного скотча и жидко разбавленной эмалевойкраски от фирмы Mr.Hobby № 101 «Smoke grey» для выделения нервюр на крыльях и рулевых поверхностях. Производитель для нанесения мелких надписей и ОЗ дает декаль, а для крупных знаков трафаретную пленку.
Пленка мне очень понравилась, легко приклеивается к поверхности, отлично облегает неровности, легко снимается. Лично я шесть раз её использовал, ни разу не было разрывов перепонок на трафарете. Всем рекомендую! Декаль тоже отличного качества от фирмы «Бегемот» и в рекламе не нуждается! При этом меня «Бегемот» в этот раз сильно удивил, так как их лаковая подложка декали оказалась инертна к эмалевому лаку от фирмы Mr.Hobby!
После окраски модели перед установкой верхнего крыла лучше установить козырек ветрового стекла. Он отлит из прозрачной смолы и с ним тоже надо быть предельно аккуратным при отделении от основания отливки. После небольшой подгонки он хорошо встает на свое место.
Устанавливаем верхнее крыло (здесь без помощи шаблонов не обойтись). Как только клей высохнет сразу для жесткости конструкции необходимо приклеить крыльевые подкосы, при этом передние оказались на 2-3 мм. короче. Нарастить их не проблема, так как армированная проволока более чем на 5 мм. длиннее чем подкосы. Я пошел самым простым путем- цианокрилатный клей посыпал пищевой содой, после чего обработал застывшую массу пилкой для ногтей и необходимая длина была получена. Если делаете позднюю версию – то не забываем про контрподкосы! Их я сделал из проволоки круглого сечения. После этого крыло уже будет более жестко закреплено на модели. Ну и про установку трубки Пито тоже не забываем на правом переднем подкосе
Следующим этапом сборки стала установка хвостового костыля и подкосов стабилизатора. Здесь тоже серьезных проблем не должно быть, все детали встают на свое место просто замечательно.
Стойки (ноги) шасси - хрупкие детали из смолы и их лучше сделать самостоятельно из проволоки или отлить из белого металла (взяв смоляные за шаблон). Но так как я в дальнейшем планирую использовать свою модель на диораме и колеса будут подняты, то ничего менять я не стал. Для надежности я использовал конструкцию оригинального шасси и сквозь корпус лодки вставил металлический стержень, на который потом насадил стойки (ноги) шасси. Колеса применил позднего типа. Сами ноги окрасил в темно-серый цвет, а резиновые амортизаторы в светло-серый. Теперь у меня стойки шасси синхронно поднимались и опускались. Ролики я сделал самостоятельно, нарезав из тянутого литника пятачки. Приклеил их в соответствии со схемой. В роли тросов уборки шасси и тросов управления я использовал распущенную эластомерную нить (спандекс) для бисероплетения черного цвета, которая продается в магазинах типа «Леонардо». Тросы управления от рулей высоты и руля поворота я приклеил согласно схемы.
После этого установил двигатель с воздушным винтом на мотораму. Последним этапом, как и в инструкции по сборке настоящего самолета, стало установка флюгерки и рымболта на носу лодки. Флюгерка - дюралевый флажок красного цвета, устанавливался на металлический стержень и должен был на нем свободно вращаться, как флюгер от набегающего потока воздуха, указывая пилоту направление ветра. Рымболт я сделал из медной проволоки.
Итак, модель закончена! Что можно сказать в заключительной части статьи? Производитель постарался на славу, создав модель этого прекрасного и незаслуженно забытого самолета! За что ему твердая пятерка! Сборка (в течении двух недель) модели оказалась и приятной от легкости сборки, и тяжелой - от переживаний что смогу и не собрать, а уйти в долгострой, и отблагодарила большим внутренним удовлетворением, что я смог её собрать! Я остался очень доволен полученным результатом! Да, из-за спешки по объективным причинам, я допустил немало ошибок и брака - это расплата за быстроту сборки! Но я люблю когда мои модели занимают место на подстаке, поэтому продолжение следует.......