Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

На сей раз покурим за недавно вышедший смоляной Ла-15 в масштабе 1/48 от уже довольно именитой фирмы Scale Bureau. Статейку обзорную я начал писать еще давно, как только купил эту модель (почти сразу после выхода), но обстоятельства отвлекли. Зато появилось время более подробно разобраться, что к чему.

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хочу Вам показать.

Ее мы ждали с детства,
А может и не с детства,
А может плохо ждали,

Но будем понимать....
И снова здравствуйте!

На сей раз покурим за недавно вышедший смоляной Ла-15 в масштабе 1/48 от уже довольно именитой фирмы Scale Bureau. Статейку обзорную я начал писать еще давно, как только купил эту модель (почти сразу после выхода), но обстоятельства отвлекли. Зато появилось время более подробно разобраться, что к чему.
Модель эта без преувеличений знаковая для всех любителей реактивов СССР (ибо многие довольно ошибочно считают Ла-15 несостоявшимся, или незаслуженно обиженным конкурентом МиГ-15) и давно ожидаемая любителями этого масштаба. Причем, надо отметить, были попытки создания Ла-15 в этом масштабе отнюдь не только у Scale Bureau, тот же ВЭС сильно грозился данным аппаратом и еще я знаю как минимум одну готовившуюся мастер-модель под литье тоже в смолу. Однако, как бы то ни было, SB поспешило всех опередить. И боюсь ключевое слово тут - "поспешило". Но не будем мешать все в кучу, пойдем по порядку.
Заранее хочу сказать, что все подтверждающие фото взяты с сайтов http://propjet.ucoz.ru/ , http://scalemodels.ru/ , ну и просто из гугла, за что владельцам сайтов, равно как и людям, опубликовавшим эти фото - ОГРОМНОЕ спасибо! Кроме того, использовано несколько фото из моего личного архива, сделанных во время попытки реставрации этого самолета в Монино. При публикации их на других ресурсах - прошу согласовывать.

ИСТОРИЯ ПРОТОТИПА


Ну господа, даже лень нажимать Cmd+C и Cmd+V, думаю итак все знают самую лучшую энциклопию для просвещения. А если кто вдруг не знает - полистайте, прежде чем читать дальше.

МОДЕЛЬ КАК ТАКОВАЯ


Ну что ж... добротная картонная коробка 253х147х37 мм, исключающая травматизм при дальних почтовых прогулках, красочно оформлена, запечатана фирменным стикером, во избежание неоправданных потерь и содержит в себе инструкцию, модель из 39 смоляных деталей, расфасованных по пакетикам, декаль, маски для окраски красной носовой части и вакуумный фонарь. Все приятно-опрятно и при этом - ничего лишнего.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Инструкция

Сделана в виде фото-инструкции с номерами, на 3 листах А4. Все вполне доходчиво, вопросов не вызывает.
Схема окраски дается на отдельном листе и содержит 5 вариантов (в том числе на самолеты с синей обечайкой ВЗ, что лично у меня вызывает некоторые сомнения, относительно прототипа и эпохи), но если поиграться с цифрами БН, то вполне можно расширить номенклатуру аппаратов. Техничка есть, но не берусь судить о ее достоверности и полноте, не имея каких-то исходных материалов на этот счет.
К слову, на декали присутствует одна досадная ошибка ввиде просто белого логотипа силуэта самолета, тогда как оригинал содержал еще и надписи на этом логотипе

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Позвав своего Главного авиакнструктора (чье имя в интересах сохранения государственной тайны я разглашать не стану), мы приступили к тщательнейшему анализу собственно деталей модели и ее соответствия ;-)
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Итак, детали

Отлиты без облоя, с разумным присоединением питателей. Расфасованы по пакетикам во избежание их повреждения при хранении и транспортировке.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием


Однако начиная с этого этапа и далее - появляются вопросы, которых постепенно становится больше, чем ответов.

Во-первых, детали содержат следы ручной обработки мастер-модели, ввиде всевозможных рисок и царапин, которые почему-то не были зашлифованы и загрунтованы, и которые прекрасно видны на смоляных отливках. Серебряная окраска самолета естественно еще больше подчеркнет эти прелести, если их не убрать.

Во-вторых, кроме рисок, пренеприятнейшим "сюрпризом" являются криво накатанные линии заклепки, причем почти все, имеющиеся на модели.
Не то чтоб это было сильно криминально, руки есть, поправим, но... как говориться, осадочек остался :) может лучше было бы вообще не катать эту клепку, которой все-равно 90% не хватает??

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

В-третьих. Еще более неприятным сюрпризом стали кое-как прорезанные лючки и линии расшивки. Не, ну я конечно все понимаю, но ведь по сути - это халтура в чистом виде.... :-(

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

В-четвертых. Ниши шасси. Хочется, как в роликах Земскова про ремонт квартир, громко спросить - Нафига и Зачем??? Нафига делать отсебятину, которую полностью надо зашпаклевывать и выводить, и зачем это вкладывать в серьезную модель, которую явно купят не пионеры-любители?? Да, полной информации по нишам Ла-15 нет, но это ж не повод просто так фантазировать с деталировкой, которую потом будет вполне себе непросто зашпаклевать и зашкурить... Модель и оригинал ниши:

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

В-пятых - стойки шасси. Сделано тонко, но без намека на штифты внутри, поэтому штоки амотризаторов основных стоек (с учетом их угла установки и "тоньшины", иначе и не скажешь) придется сделать самостоятельно из игл, иначе коллапс неизбежен. Кроме того, шток носовой стойки в моем наборе имеет какую-то дырку. Опять же проще переделать из игл. Не то чтоб это было серьезным недостатком, но в инструкции можно было бы обозначить подобные вещи.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

В-шестых. Сами колеса отлиты с каким-то нелепым смещением-расплющиванием круглых центральных частей. Возможно - брак литья.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Диаметр основных колес передан хорошо, но они на 0,5 мм шире чем надо (3,7 мм вместо положенных в масштабе 3,2).
Носовое колесо наоборот больше в диаметре (9,2 мм вместо положенных 8,3), но зато хорошо совпало по ширине (3,1 мм)


В-седьмых. Почему-то турбина сделана со смещением от оси сечения детали-перегородки, что какбэ само по себе наводит на мысли - фюзеляж Ла-15 в том месте вроде как имеет форму правильного круга.... С чего надо было смещать ее от центра симметрии? Разве что вопрос в длине... но об этом подробнее - ниже.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

В-восьмых. Зализ крыла. Самое видное место, и настолько неправильное... Опять же, ступеньку можно зашпаклевать и вывести, но неужели сложно было посмотреть фото при изготовлении этого узла????

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Фонарь

Вцелом прозрачный, не "гуляющий". По форме вроде похож на большинство фото в профиль, если смотреть до линии отреза от излишков ваку-матрицы (зеленая линия на фото), хотя есть и фото, с несколько иным обликом фонаря (см. ниже)

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Кабина

Как-то бедненько. Явно в этом масштабе можно было постараться получше. Но уж что есть, то есть, остальное - руками... Кстати, это же касается приборки и механизмов внутри кабины вцелом.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастиемScale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Сборка и стыковка

Ну вобщем на уровне нормальной смоляной модели. Есть что поправить, но есть и размеченные места под штифты и т.п.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

На этом про саму модель мы пожалуй закончим и перейдем (с Главным авиаконструктором) к матчасти.

СООТВЕТСТВИЕ ПРОТОТИПУ


Осознав "все блага вселенной", которые были изложены выше, естественно возникло смутное желание проверить на соответствие первоисточнику, т.е. Марксу :)
Сразу должен отметить - все чертежи, что есть в наличии на Ла-15 - в той или иной степени кривы. Впервые я эту догму услышал от нашего коллеги - дорогого Уокера, но осознал в процессе сравнения - на всю катушку.
Итак, были скачаны и распечатаны в масштабе наиболее правдоподобные рисунки (проверка по длине и размаху выявила погрешность, которая составила 1,5-2 мм. Забьем пока, погрешив на увеличение свыше 100% оригинала и растр печати), были расчерчены, поставлены маяки (здесь и далее - реперные точки и линии - красным, линии модели - прочими цветами), и произведены замеры...

Фюзеляж немного не вписался по высоте и ощутимо не вписался с заду... хммм..
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Крыло. Ну думаю тут видно все и так. Все что заштриховано ручкой - сектора, обозначающие насколько чертеж больше крыла. Кстати сектора слева и справа разные, что еще раз подчеркивает неоднозначность чертежей, пусть даже и относительно правильных по размерам.
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Киль. Удивил больше всех.
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Естественно, сознание потребовало реванша, были срочно отысканы фото двух (для более достоверного результата) машин в профиль, одно левое, другое правое, оба отзеркалены, приведены в масштаб, распечатаны и размечены реперами для ориентировки смолы.

В принципе все размеры несоответствия Вы можете видеть ниже на фото. По обеим фотографиям погрешности, увы, сходятся.

Блок 1. Фюзеляж
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Диаметр ВЗ - самая неоднозначная часть. Размер гуляет существенно в обе стороны. По замерам модели - 1,2 см, по чертежу 1,1 см, по замеру первого фото - 1,4 см, по замеру второго фото - 1,1 см... Думаю все ж это погрешность чертежей-распечаток-ракурсов, а сам ВЗ неправильно воспринимается из-за несколько "смазанного" скругления носовой части перед ним на модели.
Стык козырька фонаря с фюзеляжем немного уехал на модели относительно фото.
Высота фюзеляжа вроде "сползла" ближе к оригиналу, кмк, ее можно оставить в покое (опять же не забываем увеличение и погрешность).
Длинна фюзеляжа... вот это пожалуй самая большая и неразрешимая проблема. Длинна на модели плавно нарастает от начала крыла и дальше, до самого попного отверстия. Свидетельства тому - съезжающие ниши, стык отъемной части крыла и само сопло.. Сколько ни крутил - так и не нашел, где бы можно было однозначно вырезать один участок.

Блок 2. Киль.

Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием
Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием Scale Bureau 1/48 Ла-15 - Обзор с пристрастием

Расхождение по высоте в 3 мм просто удивительно. Такое ощущение, что разработчики взяли за основу чертеж другого прототипа. Ломать конечно, не строить, но снимать сверху 3 мм как-то... непривычно :)
Кроме того есть и более трудноисправимая ошибка - угол установки руля поворота (линия стыковки киля с РП на модели отмечена на фото зеленой линией). Опять же подтверждается фото разных машин.

ИТОГ

А что в итоге... в Итоге мы пожалуй имеем смелую попытку создать модель крайне интересного самолета, но... несколько не доведенную до конца. К тому же имеющую не самую дешевую цену.
Честно говоря, коллеги, не знаю, хватит ли кому терпения довести модель до ума, но как факт, первая Ла(сточка)-15 в интересном масштабе имеет место быть, и хочется надеяться, что не последняя.

Подбивая клинья, можно констатировать в итоге, что самая большая проблема - ровно растянутая длина фюзеляжа, а наиболее удачные узлы, на мой взгляд - кресло, створки шасси, и ГО.
Конечно за свою немалую сумму наверное не многие позарятся ее купить, но не могу не отметить, что если не глядеть особо в чертежи и фотографии, то модель, собранная из коробки, будет вполне передавать облик Ла-15 и радовать глаз. Ну а доработки.... осилит идущий.

Спасибо за внимание, и желаю всем решимости в постройке! Лично я свой экземпляр так или иначе соберу точно.

 

When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Лучшая статья - сентябрь 2014
http://scalemodels.ru/articles/7686-Scale-Bureau-1-48-la-15---obzor-s-pristrastiem.htmlЛучшая статья - сентябрь 2014
Baiji@ в 07.09.2014 - 22:43
Касательно геометрии фюзеляжа, уточняющие данные: длина фюзеляжа: 8235 мм, длина передней части фюзеляжа до стыковочной ленты: 4875 мм. Диаметр воздухозаборника по лобику 570 мм, диаметр фюзеляжа по стыковочной ленте 1305 мм, диаметр сопла 470 мм, участок от шпангоута № 8 до шпангоута 14 цилиндрический, без двойной кривизны, это участок, если смотреть по боковому стыку листов обшивки перед основной нишей, и до стыковочной ленты.

Муса спасибо!

На скорую руку:
По длине фюзеляжа погрешность - 0,8% (69 реальных мм)
Диаметр по стыковочной ленте - идеально.
Остальные размеры: +/- аналогично.

У разработчиков было ТО. Не всё так грустно ;)
Уокер в 08.09.2014 - 03:56
Отличный обзорчик!! Но.. когда же в 1/72 кто сделает этот прекрасный самолетик??? В начале 90-ых было три, вроде..!!! А сейчас не одного!!!

Нэ тара пыся. (с) :mrgreen: Работаю с чертежами, ибо все что есть кака а не чертежи. Как закончу чертить, начну пилить.
Baiji@ в 08.09.2014 - 22:47
Касательно геометрии фюзеляжа, уточняющие данные: длина фюзеляжа: 8235 мм, длина передней части фюзеляжа до стыковочной ленты: 4875 мм. Диаметр воздухозаборника по лобику 570 мм, диаметр фюзеляжа по стыковочной ленте 1305 мм, диаметр сопла 470 мм, участок от шпангоута № 8 до шпангоута 14 цилиндрический, без двойной кривизны, это участок, если смотреть по боковому стыку листов обшивки перед основной нишей, и до стыковочной ленты.
#
Уокер в 10.09.2014 - 03:49
Baiji@, можете сравнить фюзеляж с этой боковой проекцией? Она сделана по ТО и тщательному обмеру Монинского экспоната. Не совсем закончена, но обводы и почти вся расшивка на местах.
[url=http://itmages.ru/image/view/1908667/00a2ac31][/url]
Baiji@ в 10.09.2014 - 14:54
Baiji@, можете сравнить фюзеляж с этой боковой проекцией? Она сделана по ТО и тщательному обмеру Монинского экспоната. Не совсем закончена, но обводы и почти вся расшивка на местах.
[url=http://itmages.ru/image/view/1908667/00a2ac31][/url]

Вот спасибо! Сделаю.

Добавлено спустя 6 часов 31 минуту 17 секунд:

В-седьмых. Почему-то турбина сделана со смещением от оси сечения детали-перегородки, что какбэ само по себе наводит на мысли - фюзеляж Ла-15 в том месте вроде как имеет форму правильного круга.... С чего надо было смещать ее от центра симметрии? Разве что вопрос в длине... но об этом подробнее - ниже.
А вообще наличие там крыльчатки никого не смущает что-ли?
Какая вообще разница куда она там смещена или нет?
Уокер в 10.09.2014 - 15:33
Наличие турбины не смущает, смущает смещение относительно центра. Разница вообще-то есть.
Baiji@ в 10.09.2014 - 15:43
Наличие турбины не смущает, смущает смещение относительно центра. Разница вообще-то есть.
ИМХО, Крыльчатка слегка не аутентична... :)
#
DenLo в 10.09.2014 - 16:03
ИМХО, Крыльчатка слегка не аутентична...

Это крыльчатка "выхлопа"



Но тоже не айс.
Baiji@ в 10.09.2014 - 22:54
Это крыльчатка "выхлопа"
Но тоже не айс.
Понял. Спасибо :)

Совпадение отличное (карандаш - модель):
#
Киль ложиться абсолютно идеально.

Scale Bureau, Сергей!
Отличная модель, СПАСИБО!
Уокер в 10.09.2014 - 23:30
Ну вот и отлично, а вы боялись... :mrgreen:
Правда косяк с зализами не отменяется. И насчет стабилизатора я не совсем уверен. Дорисую чертеж, выложу.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy