Моделистов и любителей истории авиации всегда привлекала тема нереализованных проектов, рождённых инженерами Германии периода Третьего рейха. Кроме завораживающего налёта таинственности и фантастичности, эти проекты поражают смелостью инженерных задумок и решений. Но в своём большинстве эти идеи не доходили до практической реализации по разным причинам, оставаясь на бумаге. Бывало, дело заканчивалось постройкой макета или, даже, полноценного образца. Такие проекты принято называть Luft46, что подразумевает их развитие в случае продолжения Второй мировой войны до конца 40-ых годов прошлого столетия. Но это только предположения, ибо история, как говорится, не терпит сослагательного наклонения, а вот пофантазировать о том, как бы развивалась и реализовалась техническая мысль в нацистской Германии, если бы её существование не прервалось в мае 1945 года, довольно интересно. К тому же, многие разработки были тщательно изучены в странах антигитлеровской коалиции и дали мощный толчок в развитии мировой авиации. Кроме использования идей, проектов и труда немецких конструкторов были построены (или достроены) и проходили испытания некоторые образцы трофейной техники, на которые у Германии не хватило времени и возможностей. Но это отдельный разговор, интересный и познавательный.
Заранее извиняюсь за большое количество текста - сам не люблю, когда статьи перегружены словами и оборотами, дочитать и понять которые, зачастую, не хватает ни терпения, ни сил. Но именно эта статья изначально создавалась для журнала М-Хобби, но, по некоторым причинам, не была принята редакцией. Сокращать жалко, ибо на написание было потрачено время и мысли. Не пропадать же этому впустую! Итак...
В данном случае, речь пойдёт о «чисто бумажном» проекте, который не был доведён до реализации. С конца 30-ых годов фирма Messerschmitt занималась проектированием нового истребителя для замены массового и очень удачного Bf-109. Были созданы и построены рекордный Ме-209 и Ме-309, однако, в серийное производство они не пошли по разным причинам. На основе Ме-309 разрабатывался вариант истребителя довольно необычной схемы с расположением силовой установки в центральной части фюзеляжа, а крутящий момент передавался на воздушный винт системой валов и редукторов. Кабина пилота должна была располагаться в носовой части, вооружение – в центроплане, у самого фюзеляжа. В «наследство» от Ме-309 доставалась схема шасси с носовым колесом. Но проектирование было свёрнуто после прекращения работ по 309-ому в середине 1943года и уже не возобновлялось.
Поскольку тема Luft46 вызывает интерес у моделистов, то есть и предложение на рынке. Но, в основном, это мелкотиражные и недешёвые модели, сделанные по технологии литья под низким давлением или из полиэфирной смолы. В традиционном, массовом виде эту тему начала осваивать фирма Revell, выпуская доступные и качественные наборы в масштабе1/72. Но в 1/48 «ниша» остаётся почти пустой, поэтому, появление модели Ме-509 от китайского Trumpeter не могло остаться незамеченным.
Что же представляет собой новинка? Заранее было понятно, что о копийности говорить бессмысленно – производитель предоставляет своё видение нереализованного когда-то проекта. Поэтому, основное внимание я обратил на качество изготовления и собираемость. Сразу отмечу, что в этом плане модель находится на высоком уровне – дефектов почти никаких не замечено, а шпаклёвка понадобилась в очень малом количестве. Сборка "насухую", с помощью скотча вселила оптимизм, который, впрочем, потом несколько поиссяк...
Тем не менее, при разработке модели не были учтены некоторые моменты общего плана. Например, кабина получилась довольно «тесной» и с высоким полом, напоминая больше кокпит болида Формулы-1, чем кабину самолёта, но педали расположены очень близко к сиденью, что предполагает расположение коленей согнутых ног пилота на уровне чуть ли не плечей. Думаю, лётчику было бы очень непросто устроится на своём месте... Вместе с тем, ниша носовой стойки получилась очень просторной, занимая чрезмерно большое пространство в носовой части. В результате, не осталось места для вала от двигателя к воздушному винту. Кстати, этот вал, вернее, его кожух, никак вообще не дан и как передавался крутящий момент, непонятно вовсе. Только если по проводам, от генератора к электродвигателю… Но это нечто вовсе из области фантастики!
Общая компоновка тоже вызывает вопросы. Силовую установку разработчики модели расположили почти сразу за кабиной, не оставив приличного места под топливный бак. Кстати, в крыле запас топлива тоже негде расположить – сразу у фюзеляжа установлено «мощное» вооружение (подразумевается наличие на борту двух крупнокалиберных пулемётов MG-131 и двух 20мм автоматических пушек MG-151), далее по размаху устроены объёмные ниши основных стоек шасси. Так же, я не нашёл подходящего места для боекомплекта.
Впрочем, оставим компоновочные «изыски» на совести проектировщиков из Поднебесной. Начнём то, для чего набор был выпущен и приобретён.
Итак, сборка
Для начала, зашпаклевал небольшие утяжины на фюзеляже в районе кабины и на верхних поверхностях консолей крыла над нишами основных опор шасси. Никаких сложностей этот процесс не представляет, к тому же, утяжины настолько неглубокие, что их можно безболезненно сточить. Но я применил шпаклёвку Mr. White Putty. А вот для устранения поперечных утяжин на обтекателе радиатора без шпаклевания не обойтись, так же, как и на стыке крыла с фюзеляжем снизу.
Кабина пилота собрана, окрашена, кресло снабжено фототравлеными привязными ремнями из набора. Сложностей никаких, всё просто и легко. Сборка, окраска и установка ниш шасси тоже не представляет особого труда. И половинки фюзеляжа стыкуются хорошо, без ступенек и щелей.
А вот выдвижной (по замыслу немецких инженеров) радиатор можно немного доработать. Чтобы установить его в полуубранном положении я вклеил в фюзеляж пластину из полистирола, ставшую основанием.
Категорически не устроили выхлопные патрубки. Но дорабатывать их не стал, взяв готовые от «Москит». На мой взгляд, патрубки для моделей самолётов FIAT G.55/Reggiane Re.2005/Macchi MC.205 вполне подходят, ведь на этих самолётах устанавливался двигатель DB-605, под который проектировался и Ме-509.
Сразу убрал слишком толстые обтекатели и из тонкого полистирола сделал другие, поизящнее. Одновременно соорудил внутри фюзеляжа коробчатую конструкцию для монтажа новых патрубков.
Поскольку модель имеет носовую опору шасси и базу, сильно смещённую вперёд, то необходимо заложить приличный балансировочный груз, который позволит собранному Ме-509 стоять на трёх точках. И тут опять пришлось столкнуться с компоновкой – груз закладывать почти некуда! Пришлось распределять свинцовую дробь везде, где только возможно – в пространство за приборной доской, за кабиной пилота, в переднюю часть радиатора и, даже, в кок винта. Дробинки насыпал в полость и сверху «запечатывал» Патафиксом. Всё равно суммарного веса балласта оказалось маловато и, при лёгком касании, модель опускает хвост.
Носовое колесо из комплекта не понравилось, замену нашёл в наборе Ме-262 от Hobby Boss. Там даётся два передних пневматика на выбор и они довольно прилично проработаны, отлиты без дефектов и, по размерам, вполне подходят для моего «мессера». Одно когда-то установил на сам Ме-262, второе вот пригодилось сейчас. Створки ниши передней стойки сделал заново, из тонкого пластика и профилей Evergreen.
Но самое интересное началось, когда подошла очередь основных стоек. Без переделок остались только колёса основных опор. То, что сами опоры (причём, все три) слишком длинные и просто не «укладываются» в ниши даже с учётом максимального обжатия амортизаторов, ещё полбеды – укоротить на 3-4мм не проблема. А вот то, что двузвенники предлагается приклеить прямо на корпуса стоек, над штоками, уже вызывает недоумение… Подвижных частей там никаких нет, шарниры не нужны абсолютно. Пришлось смещать их гораздо ниже, подшпаклевав прежние посадочные места. Сразу оснастил все три стойки имитацией шлангов гидропривода тормозов, а на носовой ещё установил посадочные фары (Эльф) и смонтировал «электропроводку» к ним. Сразу изготовил и новые створки ниш основных опор.
На фюзеляже установил кольцевую антенну (обязательный атрибут немецких самолётов второй половины войны), сточил имитации маленьких воздухозаборников (надо понимать, вентиляции кабины и отсека силовой установки), сделав новые из тонкого полистирола. Аналогично сделал обтекатель лючка крана для слива охлаждающей жидкости на поверхности обтекателя радиатора. Там же установил вывод «дренажной трубки».
По окраске внутренних поверхностей вопросов не возникло. Кабина - RLM66, остальное - RLM02, тут всё по стандарту. А вот предложенные цвета камуфляжа не устроили. Если мы имеем в виду экземпляр, поступивший в войска в конце войны, то и окраска должна быть соответствующей. То есть, никаких RLM74 и 75, только зелёные тона. По принятому в тот период стандарту, используем RLM82 и 83, а для низа 84, но здесь допустим 76. Чередование полос сделано с оглядкой на реально существовавшие схемы (в данном случае, FW-190D и Ta-152), но и с приложением фантазии.
Процесс отработанный - грунтовка, прешейдинг, окраска... Использовались краски и лаки марки Mr.Color.
А вот зелёные пятна по бортам фюзеляжа, так называемый «моттлинг» сделал исключительно по своему желанию. Посчитал интересным нанести сужающиеся полосы под углом к вертикали. Кому-то кажется, что это зебра, кому-то – тигр. Но получилось необычно и, даже, красиво. Причём, первая попытка накрасить «шкуру зебры» аэрографом от руки оказалась неудачной и повлекла полную перекраску бортов фюзеляжа. Даже при жидко разведённой краске, на малом давлении воздуха и микроскопической подаче краски, получались поддувы и противные кляксы. Всё таки, сопло 0,3мм для таких тонких работ великовато…
Вопрос был решён «в лоб» - из Патафикса сделаны маски по форме пятен, но вот их края получились недостаточно размытыми. Но результат устроил гораздо больше. На том и остановился.
Вариант оформления
выбрал тоже предположительный, т.е. как мог бы выглядеть самолёт одного из пилотов знаменитой авиагруппы JG.2 Richthofen, если бы её перевооружили на Ме-509. Соответственно, из запасов декалей подобрал эмблему этого подразделения и нанёс элемент принадлежности из чередующихся жёлтой и белой полос перед хвостовым оперением, так называемые Reichsverteidigung (полосы защиты Рейха) . Изображение свастики, крыльевые и фюзеляжные кресты взял от декали Eagle Calls для Ме-262. Серийный номер оттуда же, только переставлены местами цифры. Технические надписи взяты из различных декалей для разных немецких самолётов – Не-162, Bf-109E, Bf-110.
После смывки Dark Wash от MiG Prod и нанесения финишного полуматового лака, имитировал следы эксплуатации с помощью пигментовTamiya, а скромные сколы подрисовал эмалью XF-16 той же фирмы.
Антенна сделана из бисерной нити, продетой в колечки из проволоки. Пушечные стволы представляют собой отрезки стальных трубок, которые нагревал и охлаждал в воде для придания тёмного оттенка. Из таких же, но более тонких, трубок сделал ПВД. Крыльевые АНО окрашены цветными лаками Tamiya.
В целом, впечатления от модели самые приятные. Сборка и покраска представляют собой именно творческий процесс, почти не ограниченный рамками исторического соответствия прототипу, которого вовсе не существовало. Поэтому, кроме инструмента и опыта, потребуется ещё и фантазия, чтобы превратить этот набор в интересную модель. Также можно сделать капоты силовой установки в открытом положении – их створки простой формы и легко изготавливаются из тонкого пластика, а сам двигатель взять из набора деталировки для Do-335, представляющий собой смоляную копию Daimler-Benz DB605. Кстати, казённые части пушек и пулемётов тоже выпускаются в виде афтемаркета. Я даже немного жалею, что не стал «потрошить» модель – ведь можно было легко сделать её гораздо более зрелищной. Если доведётся опять собирать эту новинку Трумпетера, то тогда уже не остановлюсь на одних лишь доработках и переделках шасси! Модель ведь очень неплохая, а тема крайне интересная и пользуется большой популярностью в моделистских кругах.
Огромная благодарность Александру Павлову(steinhoff) за подсказки и консультации по окраске, маркировке и возможному радиооборудованию!
Вячеслав_Демченко
Слава, отличная работа по отделке и покраске... по матчасти здесь большой полет фантазии (хорошо, наверное, когда нет узких рамок по техническим моментам)... :wink:
Сан_Санычв 25.05.2012 - 06:49 Тема: Trumpeter 1/48 Messerschmitt Me-509 - Модель без прототипа
Да уж... нет предела полёту фантазии моделиста. Классное исполнение. Дядь Слав, молодец.
Romanychв 25.05.2012 - 14:18 Тема: Trumpeter 1/48 Messerschmitt Me-509 - Модель без прототипа
Интересная статья.
Очень понравились стойки. Бьютифул!!!
С окрасом очень шикарно смотрится, правда, немного не понял, а полосы так и должны "висеть"? Не выходя из верхнего цвета. Хотя, слово должны для Люфт-46 вряд ли применимо :)
Модель ХОРОША!
Ловите, дорогой товарищ, заслуженный "+"
хорошо, наверное, когда нет узких рамок по техническим моментам Это замечательно! Даже счастье! :)
Интересного рассказчика можно слушать/читать часами Ну, одно дело слушать, другое - читать. Тем не менее, я очень рад, что мои опусы интересны... :roll:
нет предела полёту фантазии моделиста. Саша, есть. Есть разумный предел. Главное, его не перейти! :mrgreen:
а полосы так и должны "висеть"? Не выходя из верхнего цвета. Юра, я пробовал делать их с "выходом", но не понравилось, как смотрится. Был, кстати, и вариант с полосами RLM02, но и он был отвергнут - совсем уж бледно получается.
Вот эта "проба":
steinhoff, Саша, без твоих подсказок результат был бы совсем иной! Так что ещё раз тебе спасибо!
Слав, отличный тигренок получился!
Чуть было не написал "интересный прототип" :mrgreen: ... интересная и яркая модель!
Общие законченные виды конечно здорово, но мне больше всего понравились щитки и стойки. Вот где видно мастерство - четкая и аккуратная деталировка, все как надо! :smile:
Тема: Trumpeter 1/48 Messerschmitt Me-509 - Модель без прототипа
Спасибо за статью и за отличные фото!