Бывает так, что над какой-то моделью трудишься десятками и сотнями часов, которые растягиваются на месяцы, а то и годы. Вроде и собираешь, моделишь так сказать, а результата, который можно поставить на полку с готовыми моделями, всё нет. Как нет и удовольствия и хорошего настроения от занятия, которое вроде как называется хобби, то есть, судя по названию, должно это самое удовольствие приносить, но почему-то не приносит. А есть и счастливые исключения, когда ты тоже трудишься и даже что-то дорабатываешь, но модель обретает законченный вид раньше, чем успевает надоесть.
Как раз моделью из этой, хорошей, категории стал для меня Spitfire Mk. IXc ранней версии в 48-м масштабе от Eduard. Вроде и собрался он не так чтобы очень шустро, так как я его забросил на стадии внедрения смоляной кабины. Но зато после того как решил достроить модель в рамках тематического «британского» ГБ, стал этот Спит собираться бодро и таким интересом, что совершенно не хотелось переключаться на другие проекты. http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic.php?t=85810
Переходя от лирики к конкретике, сначала затрону вопрос выбора прототипа. Из предложенных инструкцией вариантов окраски мое внимание привлекла пара Спитфайров в пустынных цветах, с американскими и английскими опознавательными знаками. Крупные американские звезды в желтой обводке интересно смотрятся на песочно-коричневом камуфляже, но по условиям ГБ выбрал другой вариант, тоже вполне симпатичный.
Эта девятка, на которой вместе с другими пилотами из состава добровольческой Польской Истребительной Команды (Polski Zespół Myśliwski) 1-го польского истребительного крыла летал весной 1943 г. в Северной Африке один из самых успешных польских пилотов - Станислав Скальский. Группа поляков, включенная в состав флайта «С» 145-й эскадрильи RAF, стала известна как «Цирк Скальского», потому что Скальский, хоть и являвшийся формально заместителем командира группы подполковника Тадеуша Рольского, фактически руководил всеми боевыми действиями группы.
По этому самолету имеется парочка пусть не самых качественных, но вполне внятных фото, по которым видно, что Spitfire с индексом ZX 6 имеет короткий нижний воздухозаборник, стандартные законцовки крыла, большие крыльевые обтекатели пушек, прямоугольное зеркало заднего вида. На крыле просматриваются указатели положения стоек шасси. То есть по всем признакам это ранняя девятка. Так же видно, что диски колес с колпаками, на месте второй пушки имеются плоские заглушки, а стойка антенны хоть и с «флажком» но троса не имеет, судя по отсутствию штыря на ВО.
При постройке использовал смоляную кабину от Eduard. Кое-что в ней пришлось доработать врукопашную:
- в шпангоутах, креплениях кресла, самом кресле и под приборной доской высверлены отверстия, которые лишь намечены;
- подрезана проводка на ручке управления и полу кабины;
- тяги педалей из проволоки;
- добавлена проводка и несколько самодельных деталей (шланг, фонарики подсветки, пара каких-то приборов и блоков и т.п.).
Мягкий заголовник и лоток ракетницы у сиденья ставить не стал, так как на практике они редко встречались.
Дверца кабины пилота – Квикбуст, которая потребовала лишь вырезания лишней смолы среди деталей «шпингалета».
Борта кабины к половинкам фюзеляжа приклеил только по верхнему краю, чтобы не возникло проблем на этапе стыковки с полом.
На этапе покраски интерьера выяснилось, что деталь смоляного пола за время лежания в коробке почему-то изогнулась и усохла. Для нормальной стыковки пришлось пол распилить, благо, что место реза удалось спрятать под кресло и на готовой кабине этого не видно.
Интерьерный цвет взял от Акана, мелочевку раскрасил акрилом и эмалями, тонировал масляными красками и художественными карандашами. Местами разместил таблички с техническими надписями. Подходящие нашлись в декалях от Тамиевского Тандерболта, они как раз черные с белым шрифтом, как и должно быть, а шрифт мелкий и нечитаемый, что в данном случае плюс.
Прицел дополнил линзой из эпоксидки и проводкой из припоя, а вклеил его уже после сборки половин фюзеляжа перед приклейкой деталей фонаря.
После сборки фюзеляжа пришлось подкрасить в черный спинку кресла кабины сзади, так как упустил, что мягкая обивка спинки одевалась на нее чехлом, но мне вовремя подсказали про этот момент.
Ниши шасси весьма хороши, но я добавил несколько самодельных деталей ил пластика и проволоки. Проклепал кок. Вклеил решетку в воздухозаборник. Обтекатели водорадиаторов дополнил подкосами совков и трубкой противообледенительной системы из проволоки. Сами радиаторы в пластике отлиты очень хорошо и после покраски и последующей смывки на готовой модели выглядят вполне на уровне.
Перед тем как собрать основные детали модели, усилил подклейкой пластика изнутри половинки верхнего капота, так как эти детали очень уж тонкие и место стыка постоянно проседает.
Окрасил и сразу тонировал ниши шасси и внутренние части обтекателей водорадиаторов. Azur Blue от Mr. Color показался слишком ядреным, поэтому основательно его высветлил.
При стыковке фюзеляжа и крыла пришлось только немного поскоблить смоляной пол кабины, в остальном сборка прошла без проблем. Рули высоты приклеил в отклоненном положении.
После нелюбимой, но нужной нудятины по доведению швов, линий расшивки и клепки в местах стыков, занялся мелочевкой.
Отражатель фары снизу был с каверной, поэтому сначала залил её эпоксидным клеем и окрасил в хром маркером от Molotov. Стекло фары с изнанки покрыл красным тамиевскимлаком.
Судя по фото прототипа заглушки под неиспользуемые пушки у него плоские. В инструкции просто предлагается не клеить более распространенные выпуклые, но вопрос с остающимися дырами деликатно проигнорирован. Заглушки вырубил пробойником из тонкого пластика. Сами пушки отлиты очень хорошо и после обработки шкуркой смотрятся не хуже точеных.
Выяснилось, что характерной чертой ранних девяток является отверстие охладителя топлива на месте фотокинопулемета у предыдущих модификациях Спитфайров. Высверлил отверстие, затем приклеил сверху кружок из тонкого пластика и досверлил в центре для имитации кольца.
Фонарь у меня сборная солянка. Задняя и сдвижная части это вакушка от Rob Taurus, а вот козырек решил оставить штатным, так как на оригинальном Спитфайре его торец не такой уж тонкий. Я просто поскоблил немного переплет изнутри. Так, на мой взгляд, будет более копийно, да и стыкуется пластиковый козырек просто прекрасно. Детали фонаря понравилось клеить на эпоксидный клей, так как его излишки легко удалить, да и есть время на точное позиционирование. Дверцу из набора закрепил на канцелярскую липучку в качестве маски при окраске.
Диски колес на прототипе с колпаками. Они даются в травлении, правда ступица тоже протравлена, что выглядит плоско. Я просверлил центр колпаков, чтобы не срезать пластиковую ступицу с диска. Пусть выступает из отверстия, так гораздо лучше. Сами колеса решил на смолу не менять, так как протектора на колесах прототипа вероятнее всего не было, а с колпаками отличия смоляных и пластиковых колес не настолько велики, чтобы переплачивать за афтемаркет. Шины сточил для имитации нагрузки, стараясь соблюсти характерную спитфайровскую косолапость колес.
Выхлопные патрубки на модели смоляные от Eduard. Особой необходимости в них нет, так как патрубки из набора вполне хороши, да и сварные швы на смоляных, хоть я их и подшкурил, как мне кажется все равно слишком явные.
Стойки шасси деталированы очень хорошо. Я лишь просверлил отверстие в фиксаторе замка, да добавил тормозные магистрали из проволочного припоя после сборки предварительно окрашенных стоек и щитков.
Щитки стоек шасси сточил немного по толщине и проклепал внутреннюю часть. При покраске сначала окрасил штоки в полируемый хром от Mr.Color, потом закрыл масками из парафильма и окрасил в LP-11 от Тамии. Красные отметки на дисках нарезал из декальных заплаток для пулеметов.
При монтаже стоек со щитками ориентировался на фотографии. Сделал вывод, что стойки должны находиться под прямым углом к плоскости крыла, но с учетом поперечного V относительно поверхности земли имеется небольшой, но отчетливый угол. Вообще тема по углу установки стоек на разных модификациях Спитфайров достаточно интересная, так как есть ощущение, что на ранних версиях стойки ближе к параллели и колея поуже.
Для базовых цветов использовал краски Mr.Color. Для Middle stone взял краску С21, но немного её высветлил. Dark earth это смесь красок С369 (3 части) и С22 (1 часть). Ну а Azure blue это С370 с изрядной долей С69 Off white. При покраске захотелось попробовать технику тонировки по шаблонам, которая в последнее время приобретает все более широкое распространение, так что решил тоже не отставать от, так сказать, модных тенденций. Взял травленый шаблон от Микродизайн, который производитель позиционирует для имитации ржавчины, но я делал им имитацию эффекта износа ЛКП. Еще изготовил для этих же целей самодельный из листа латуни для пятен поменьше. Результатом в целом доволен. Работать по шаблонам проще, чем использовать тот же соляной метод. Но сделал вывод, что пятнышки лучше делать контрастнее, так как на фотографиях готовой модели часть из них передать не удалось, хотя вживую все хорошо видно.
Порядок окраски в целом был такой: предварительно окрасил модель от руки в базовые цвета, надул с использованием шаблонов светлые и темные пятнышки по шаблонам, сделал затемнения и высветления аэрографом, скорректировал снова базой, сформировав окончательные границы камуфляжных пятен. Декали переводил с использованием Softer и Setter от Ганзы. Жидкости весьма агрессивные, зато хорошо приваривают жестковатые эдуардовские декали в местах со сложным рельефом. Затем снова поработал с шаблонами, но уже локально, используя чуть измененные оттенки базовых цветов. После выхлопа, потеков и загрязнений аэрографом сделал смывку несколькими оттенками и закончил работы по тонировке эмалями, масляными красками и художественными карандашами, добавляя всякие нюансы на свой вкус.
После завершения покрасочно-тонировочных работ смонтировал солдатики уборки стоек шасси из сплющенной проволоки, трубку Пито, стойку антенны, приклеил сдвижную часть фонаря с замком из травления, накрасил тамиевскими лаками Бано на крыльях, а хвостовой огонь имитировал эпоксидным клеем. Характерное для ранних девяток прямоугольное зеркало заднего вида имеется в травлении, но я его сделал чуть выше, а стойку нарастил эпоксидкой, чтобы сгладить угловатость.
Ну вот, пожалуй, и все. Как же это здорово, когда работа над моделью приносит практически одно удовольствие. Хорошо бы практиковать такие постройки как можно чаще.
А в завершение хочу поблагодарить всех, кто помогал информацией по ходу постройки.
Смотрел я, смотрел на свои фото. Вот не нравятся они мне. Часть тонировки на них не видна , а когда модель в руках держишь, то гораздо лучше просматривается.
Я делал фотографии в тканевом лайткубе и он, как мне показалось, задерживает слишком много света и в итоге мелкие эффекты тонировки смазываются даже при длинной выдержке со штатива.
Решил убрать стенки лайткуба и сфотографировать просто под 3-мя лампами. Результат заметно ближе к реальному восприятию.
Хотел сначала заменить фото на второй странице темы, но потом решил сделать отдельным блоком. Так как сейчас фотографировал на скорую руку и количество фото получилось меньше.
На крупных кадрах получше видны потуги с тонировкой по шаблонам
Такую модель надо рассматривать «в живую».
Фото плохо передают цветовую объёмность.
Можно только представить, как это выглядит на самом деле!
Очень приятная глазу модель!!!
Михаил, Альберт, Андрей спасибо! Рад, что нравится работа :smile:
Вживую да, модель воспринимается более объемно. На фото эффекты несколько бледнее а самые субтильные не видны, дело наверное в том, что свет от моих ламп не обеспечивает полной передачи. Но надо просто на будущее это учитывать и делать пятна тонировки ЛКП чуть контрастнее.
Тема: Eduard 1/48 Spitfire Mk. IXc - польский циркач
Работа в удовольствие и как результат отличная модель на выходе! Добротная и интересная статья и фото!