Добрый день, коллеги.
В 1913 году газета "Daily Mail" установила приз в 10 тысяч фунтов стерлингов тому, кто первым пересечет на самолете Атлантический океан. Родман Ванамейкер, владелец крупных магазинов в Нью-Йорке и Филадельфии, считал, что приз обязательно должен достаться американцам, поэтому в августе 1913 года он выступил с инициативой проектирования и постройки компанией Кертиса двух самолетов, которые решили назвать "America".
По результатам предварительного проектирования самолет Model Н получился во многом схожим с предыдущими летающими лодками конструкции Кертиса, но был больше - требовалось брать на борт запас топлива, достаточный для беспосадочного полета на дальность не менее 1770 км (самый длинный отрезок на маршруте трансатлантического перелета). Силовая установка машины должна была включать два 90-сильных V-образных двигателя Curtiss ОХ, установленных между верхним и нижним крыльями. Экипаж состоял из трех человек, размещавшихся в закрытой кабине.
В июне 1914 года самолету было присвоено имя America, и он был отправлен на испытания. Одной из первых проблем стал уход носовой части лодки в воду при выходе двигателей на максимальную мощность во время разгона при взлете с воды. Ранее подобная проблема на летающих лодках Кертиса не выявлялась, поскольку их силовые установки были одномоторными и развивали относительно невысокую мощность. Кертис решил устранить недостаток путем установки боковых поплавков-"жабр", достаточно широко использовавшихся на летающих лодках вплоть до 1930-х годов.
После устранения всех выявленных недостатков летающая лодка "America" была, в целом, готова к трансатлантическому перелету, который после многочисленных переносов был назначен на 5 августа 1914 года. Однако полет был отменен - началась Первая мировая война. Лейтенант Джон Порте, бывший британский военно-морской офицер, выбранный в качестве пилота America, с началом войны был призван на службу в Королевские ВМС Великобритании. Однако он сумел убедить представителей Адмиралтейства в необходимости приобрести летающую лодку America и еще несколько подобных машин, которые можно было использовать в качестве прототипов для создания целого семейства двухмоторных летающих лодок военного назначения для Великобритании и США.
America дала название всему семейству самолетов, последующие представители которого, вплоть до Model H-16, приобретались британскими военными под обозначениями Small America и Large America.
До появления модификации Model H-12 единственным заказчиком двухмоторных летающих лодок Кертиса была британская морская авиация, в которой летающая лодка America и ее последователи получили обозначение Model Н-4 Small America, а с 1935 года - по новой системе обозначений Кертиса - обозначение Curtiss Model 6.
По результатам эксплуатации своих летающих лодок Г. Кертис пришел к выводу, что необходимо изменить форму лодки и, вообще - заново спроектировать самолет. В 1915 году Дж. Порте спроектировал и построил самолет с лодкой (нижняя часть корпуса летающей лодки) нового типа, оставив бипланную коробку и хвостовое оперение конструкции Кертиса. Усовершенствования оказались полезными, и в серию пошли большие летающие лодки семейства Model Н - с лодками новой формы, но с выпущенными в Великобритании крыльями конструкции Кертиса. Эти машины стали стандартными разведчиками-бомбардировщиками в морской авиации ВМС и ВВС Великобритании.
После появления модификации Model H-12 Large America самолет Н-4 получил в Великобритании обозначение Small America. Были поставлены четыре Model Н-4, изначально оснащенные двумя двигателями OX-5 мощностью 90 л.с., но такая силовая установка оказалась недостаточно мощной, и было принято решение установить на самолеты два двигателя Anzani мощностью по 100 л.с. Но даже с такими двигателями летающая лодка могла брать на борт лишь две 45-кг бомбы, поэтому позже на самолеты установили двигатели Clerget 9 мощностью по 110 л.с. Кертис построил в общей сложности 62 летающие лодки Н-4, восемь из которых были собраны в Великобритании.
По опыту эксплуатации Н-4 в британской морской авиации была спроектирована летающая лодка Model H-12 (фирменное обозначение Model 6А), прототип которой появился осенью 1916 года. Самолет имел большие размеры и более мощную силовую установку в составе двух двигателей Curtiss V-X-X мощностью по 160 л.с., работающих на тянущие воздушные винты. После того, как Великобритания получила 84 самолета H-12, американские ВМС заказали 20 летающих лодок, оснащенных двигателями Curtiss V-2-3 мощностью 200 л.с. каждый.
Однако даже несмотря на хорошие летные характеристики, продемонстрированные H-12 на испытаниях и в эксплуатации, силовая установка считалась все же недостаточно мощной. В итоге британцы заменили изначально установленные двигатели Curtiss на V-образные двигатели Rolls-Royce Eagle - сначала 275-сильные Eagle I, а затем - 375-сильные Eagle VIII. Модернизированные самолеты получили обозначения соответственно Model H-12A (Model 6В) и Model H-12B (Model 6D). Американцы же во второй половине 1917 года установили на свои летающие лодки V-образные двигатели Liberty мощностью 360 л.с., модернизированные машины получили обозначение Model H-12L и стали важным элементом системы противолодочной обороны, совершая в 1916-1917 годах вылеты с баз на территории Великобритании и Ирландии. Лейтенант Порте вновь усовершенствовал форму корпуса, и в серию пошла модификация F-5L. Американцы же в конце 1920 года списали все оставшиеся H-12L, поскольку Кертис уже предлагал модернизированную летающую лодку H-16.
Model H-16 (фирменное обозначение Model 6С) была спроектирована на базе летающей лодки Model H-12 и имела крылья несколько увеличенного размаха, а ее корпус был перепроектирован и имел усиленную конструкцию. Все поставляемые ВМС США самолеты должны были оснащаться двигателями Liberty мощностью 360 л.с. В общей сложности компанией NAF были построены долетающих лодок H-16, а компанией Кертиса - 184 машины, из которых 60 были поставлены Великобритании, где их переоснастили двигателями Rolls-Royce Eagle IV мощностью 345 л.с. Другие H-16 были переданы ВМС США, многие из них были переброшены в Великобританию для оказания помощи в борьбе с германскими подводными лодками.
Стройка
Набор украинской фирмы RODEN. Набор мне понравился. Облоя, утяжен и прочих дефектов литья нет. Стыкуемость деталей хорошая. Проработка деталей тоже на высоте. В плане сборки самолет не показался мне простым, хотя небольшой опыт сборки «швейных машинок» у меня имеется. Уж больно сложный кандибобер получался в процессе стройки. Бипланная коробка, даже расчаленная представляет собой весьма нежную конструкцию. Приходилось засверливать торцы крыльев, использовать иглы для более прочной стыковки. Да и очередность сборки не соответствовала инструкции. В процессе окраски не сильно придерживался наставлений, хотел вскрыть корпус художественным маслом, показать структуру фанеры, не знаю, насколько это мне удалось. Отдельно хочется остановиться на декалях. Легли легко, без проблем на глянцевую поверхность.
Однако утром был неприятно удивлен тем, что края декалей приподнялись, появилось серебрение по краям. Кокарда с корпуса вообще при попытки довести ее до ума просто отклеилась от него. Ладно, раз так, думаю, уберу декали, сделаю трафареты, напылю кокарды и номера. Но не тут-то было. Номера с корпуса не хотели убираться полностью никак. Пришлось сошлифовывать всю свою имитацию фанеры и все рисовать заново. Крылья не стал трогать, наносить снова имитацию нервюр (зашивки нервюр), прешейдинг, не хватило на это духу, так и оставил серебрение на них, чуть уменьшив эффект нанесением матового лака. В остальном стройка шла как обычно, немного повозился с двигателями, по инструкции должны были быть Liberty, а на деле производитель положил Rolls-Royce Eagle IV. Пришлось изворачиваться. Сымитировал интерьер салона, хотя его довольно сложно рассмотреть на модели, обилие растяжек, тяг и прочего «такелажа» вызывает опасение лишний раз брать модель в руки. Растяжки были изготовлены из спандекса, продетые в 0,3 мм медные колечки, вклеенные в пластик, окраска - акриловые и масляные краски.
Подставка – вольная инсталляция из среза груши, реек, просеянной гальки, песка. Окрашено маслом. Собиралась модель по вечерам с ноября прошлого года, многое доделывалось, переделывалось, много, как потом оказалось, так и осталось невоплощенным. Но, в общем, моделью остался доволен.
Краски использовались Mr.Hobby, Valejiio, художественные масляные времен СССР.
Модель, безусловно, зрелищная - но какую машину она изображает?
Фак в том, что кроме прототипа (и то сразу с завода) я не припомню, но тогда и крыло должно быть неокрашеным. В Британию самолеты поступали будучи окрашены в РС10 по всем тканевым поверхностям сверху, снизу - полотно под лаком. Верх фюзеляжа - "Валентайнз хаки" (песочно-зеленый), низ и "щеки" - "хаки лайт" 9по факту - бежевый) или, позднее - белый или светло-сеерый. но тогда и кокарды британские. Американские морские самолеты - все серо-стального цвета еще с 1913 года, исключение - лет. лодки КМП, эти по началу были "натурального" цвета, позднее все ранние перекрасили по флотским стандартам и Н-12 среди них не было.
Модель, безусловно, зрелищная - но какую машину она изображает?
Фак в том, что кроме прототипа (и то сразу с завода) я не припомню, но тогда и крыло должно быть неокрашеным. В Британию самолеты поступали будучи окрашены в РС10 по всем тканевым поверхностям сверху, снизу - полотно под лаком. Верх фюзеляжа - "Валентайнз хаки" (песочно-зеленый), низ и "щеки" - "хаки лайт" 9по факту - бежевый) или, позднее - белый или светло-сеерый. но тогда и кокарды британские. Американские морские самолеты - все серо-стального цвета еще с 1913 года, исключение - лет. лодки КМП, эти по началу были "натурального" цвета, позднее все ранние перекрасили по флотским стандартам и Н-12 среди них не было.
Добрый день.
Возможно я не сильно придерживался рекомендациям производителя модели в плане окраски, но исходя из материалов выкопанных из нета, остановился на следующем:-"Крылья лодки и верхние поверхности хвостового оперения обычно выглядят очень темными на фотографиях и были отмечены просто как "зеленые"с нижними поверхностями CLD(выбеленная ткань). Нижняя часть корпуса, носовая часть, верхняя часть плавников были отделаны глянцевой битумной краской на водонепроницаемой основе, а также тканевые боковые стойки и стойки хвостовой части. Фанерные панели надстройки были покрыты лаком, а их швы часто герметизировались той краской на основе битумной смолы, верхние комингсы оставались CDL. Большинство поверхностей отличались глянцевой отделкой, но они быстро выветривались до матового внешнего видаот воздействия морской воды". Все это касается британских летающих лодок до середины 1918 года. Так что я не претендую на достоверный вариант подбора краски, но старался выбрать среднее между рекомендацией RODEN и источников из нета.
С уважением, Михаил
О, так я еще пперепутал 12 и 16 модели... Увы, ВСЕ американские Р-16 выходили с завода серыми ((( Это по данным их источников.
Может вы и правы, не буду спорить.
Подставка тоже к месту.
+