Вместо эпиграфа – анекдот: «Существует два заблуждения насчет жизни простого народа в СССР: первое – что всё было плохо, и второе – что всё было хорошо».
Дело было пару лет назад. Осваивая наградной сертификат от администрации Скалы, за победу в одном из конкурсов, я лениво полистывал сайт спонсора – модельного интернет-магазина.
И тут мой взгляд задержался на изображении коробки с самолетиком, который для меня является символом того детства, которое было у меня (и у миллионов других мальчишек и девчёнок) в той великой стране, где мне посчастливилось родиться.
Я так и слышу скептические смешки некоторых читателей на мои слова. Конечно, я немного (ну хорошо, хорошо, не так уж и немного) идеализирую то время. Но ведь детство всегда является заповедником счастья, особенно когда ты оглядываешься назад, уже начав разменивать пятый десяток лет своей жизни. И, всё же, я так считаю, это моё мировоззрение.
А сам, помнишь, дорогой читатель, как возвращаясь из школы, с гулко бьющимся сердцем ты замечал через дырочки почтового ящика, что пришел один из свежих журналов, которые выписывали родители: выпуск «Моделист-конструктора», «Крыльев родины», или журналов с бумажными выкройками моделей – «Малы моделяж» или приложение к ЮТ «Для умелых рук». У меня эта картинка очень отчетливо, как живая, сейчас стоит перед глазами.
И я точно помню, как в детстве собирал бело-красную пилотажку Яковлева по выкройкам из «Умелых рук».
В общем, буду краток: не заказать Як-50, после нахлынувших воспоминаний, я просто не мог )).
Полистав обзоры коробки, пока ехала модель, в целом был настроен позитивно – пластинка травления в комплекте и неплохая деталировка должны были позволить собрать добротную модель без особых заморочек. Живые отливки немного оптимизма поубавили, но в целом, сборка прошла без особых проблем. Некоторые дополнительные приключения при сборке, я, по большому счету, придумал и организовал себе сам .
Ну да, собственно – давайте по порядку.
Сборка планера
В силу некоторых обстоятельств личного толка, планер самолета был целиком (кроме ГО) склеен суперклеем буквально за час – половинки фюзеляжа, половинки крыльев, капот и пластиковаядеталь, имитирующая жалюзи, а также винт. Это было сделано вместе со старшим сыном и по его просьбе, отказать в которой я не посчитал нужным))) Далее в течение пары месяцев, «собранная» таким образом модель занимала место на полке сына, и он в неё, надо сказать, очень деликатно, время от времени играл.
• Затем модель была возвращена родителю, жалюзи и винт были демонтированы, а остальное подверглось шпатлевке-шкурению.
При этом лично у меня не задались как-то сразу отношения с зализом крыла – тамийская шпатлевка отказывалась от адгезии к пластику и, высыхая, образовывала пустоты под своим слоем. Соответственно, при нажатии на эти области, проваливалась внутрь. Очень неприятно.
• Мелковатая родная расшивка была прорезана поглубже, добавлено несколько лючков, характерных для Як-50, и наоборот, зашпаклевано несколько лючков, соответствующих Як-53 (как я понимаю, половинки фюзеляжей в наборах идентичные).
• Также пришлось сошкурить фактуру ткани на имитации полотняных поверхностей, сточить заднюю кромку крыла и рулевых поверхностей.
• Элероны были отрезаны от крыла, так как на прототипе очень заметны сквозные щели между консолью и элеронами. Из скоб для степплера были выгнуты и обточены характерные, выступающие узлы навески. И далее, на них были навешены элероны, в моём любимом - отклоненном от нейтрального - положении.
• Рули высоты и направления также приклеены в отклоненном положении, а вокруг стабилизатора сделаны зализы из фольги.
Кабина пилота
отлично просматривается на прототипе благодаря светло-серой окраске, и, при нормальном исполнении, очень украшает модель. В наборе она дана неплохо, но имеет некоторые упрощения, которые, правда, доработать не составляет большого труда.
Также хочу отметить, что алгоритм установки и окраски всех элементов кабины в уже склеенный фюзеляж не вызвал каких-то неудобств, и, кроме того, избавил от необходимости защищать кабину от пыли, образующейся при шпаклевочно-шкурильных работах по фюзеляжу, так как они были выполнены ранее.
• В комплекте с моделью идет платка травления с деталями, имитирующими приборную доску. На них всё хорошо, кроме того, что отверстия под приборы в панели пришлось высверливать самому. К слову, например, в модели Як-52, этот косяк с травлением уже был исправлен. Приборы в ход пошли из родной декали, они практически совпали с проделанными мной в травлении отверстиями. От себя добавил только выпуклый шарик АГ.
• Силовой набор по бокам фюзеляжа выполнен из полосок листового пластика, рассверленного для имитации перфорации, имитирующих лонжероны, а также, отрезков тянутого литника для имитации стрингеров. Далее, кабина была окрашена из баллона светло-серой грунтовкой Тамия.
• Кресло выполнено достаточно упрощенно, поэтому, ориентируясь на фото, я добавил на него имитацию подушек, каких-то поручней и привязных ремней из родного травления.
• Также, добавил немного прочего оборудования, которое разглядел на фото прототипа – ящички на полке за креслом, и приборчик сверху на козырьке.
• Используя родной фонарь в качестве пуансона, выдавил самодельный, разрезал на части, и установил в открытом положении. Переплет был сделан из пленки «Оракал» серого (похожего на интерьерный) цвета. Далее, переплет окрашен снаружи в белый, и черной смывкой «Тамия» проимитирован резиновый уплотнитель.
Винто-моторная группа
Предложенные в травлении лобовые жалюзи сразу спровоцировали меня сделать их в открытом положении. Дело оставалось за малым – найти, из чего выполнить имитацию двигателя М-14П.
• С этой ролью успешно справился квикбустовский R-1820 для самолета Dauntless в меньшем, 1/72масштабе, совпадающий по количеству и форме цилиндров, а также размеру с М-14П в моём, 48-м масштабе. Для установки в уже склеенный капот, из него пришлось отрезать пару цилиндров, после чего, по частям, установить на место. Также были добавлены толкатели, свечная проводка, и патрубок карбюратора.
• Жалюзи было собрано, окрашено, к нему было добавлено колечко по краю, и ещё одно, накладное, в центре (осторожно, пластиковая деталь из набора крупнее в 2 раза, чем надо!). Затем вся эта ажурная конструкция заняла своё законное место.
• У воздушного винта была доработана втулка. При этом, высота и размер «усиков» весовых компенсаторов лопастей, из состава травления, были кардинально переделаны, так как оказались пере-размерены почти в два раза.
• Защелки на капоте были зашпаклеваны (слишком крупные), и сделаны заново - из отрезков пленки Оракал.
Далее, вся модель была загрунтована, по поверхности была накатана клепка.
Окраска
• Аэрограф находится у меня на работе, а модель – дома. И, так не терпелось поскорее продолжить, что в роли белого цвета использовалась грунтовка Тамия. Которой модель и была задута в подъезде, прямо из баллона.
• Далее, был переведен один элемент декали красного цвета, для подборки краски.
• Этой краской, практически идеально совпав по цвету с декалью, стала алкидная эмаль KUDO из баллона, на который я наткнулся совершенно случайно. Тут снова вспомнилось детство, и окраска первых моделей алкидными эмалями. Смахнув очередную ностальгическую слезу (это шутка) краска была стравлена из баллона в емкость, и тут же - залита в бачок аэрографа.
• Остатки краски в маленькой баночке, вместе с уже окрашенной моделью, были утащены домой. Все последующие лакокрасочные работы были выполнены в зимние каникулы - дома, без аэрографа. Алкидная эмаль, которой окрашивались мелкие детали по мере их готовности и монтажа на модель, отлично наносилась кистью. Правда, она загустевала достаточно быстро, и если в начале января с её разбавлением справлялся тиккуриловский уайт-спирит, то к концу первой декады в качестве растворителя уже использовался тамийский сверхтекучий клей ))))
• Было решено делать свежий борт, блестящий своим лакированным бочком. Поэтому, после декалинга, и сеанса очень нежной и ненавязчивой смывки, модель была покрыта в несколько слоев футурой, кистью.
• Декали в целом (кроме темно-синей антибликовой полосы) порадовали своими цветами, точностью и эластичностью. Размеры элементов, шрифты - все сделаны правильно. Из рекомендуемого в инструкции борта с номером «10» моя машина превратилась в «01», по мотивам экспоната, выставленного в музее вооруженных сил.
Десерт (с вишенкой на торте)
Закончив с окраской, за несколько оставшихся дней, в неспешно-ленивом ритме (благодаря продлению ГБ) доделал всю оставшуюся «на сладкое» мелочевку. Всю уже не упомнишь, но вот кое-что:
• Стойки и колеса шасси. Стойки обмотал полосками фольги-самоклейки, для придания дополнительного рельефа, и добавил травлёные двузвенники шасси и из проволоки - шланги тормозной системы.
• Воздухозабонички (уменьшительно-ласкательный суффикс «ичк» поставлен совсем не случайно ;)) маслорадиатора и карбюратора.
• Триммеры на элероны и РН – из доширакостирола
• Дренажные трубки, и трубка ПИТО - из медицинских игл разного диаметра.
• Такелажные кольца за хвостовой стойкой шасси и на консолях
• Замки шасси
• Тяги руля направления
• Приборчик на козырьке – фирменный, от неомеговского Як-18 (всё равно там они должны быть другой формы – в круглом, а не квадратном корпусе)
• Антенну из лески 0,3 мм, со стаканчиком в основании - из тянутой уховертки.
• Шарик аварийного сбрасывания фонаря (из оплавленной до шарика на конце всё той же лески) - ну практически - финальная "вишенка на торте", тем паче она и по форме и по цвету очень похожа)))
Фотосессия
Попробовал снять модель сам (жена была занята, а уж очень хотелось написать в ветке по сборке «готово»). Получилось лучше, чем раньше, но всё равно не очень.
Поэтому, как обычно, по традиции, правильную финальную фотосессию выполнил мой личный фотограф – супруга Лина. Как говорится, почувствуйте разницу.
В заключение
хотелось бы выразить признательность Андрею Кузнецову за исчерпывающе подробный фотообход «Полтинничка» в разделе «walkaround» нашего сайта. Спасибо всем, помогавшим добрым словом (и делом – а именно, организацией очередного «пинка») при постройке этого малыша.
В общем, вот так на моих полках с ушатанными, обветренными и закопчёными, побитыми жизнью воздушными бойцами появилось вот такое яркое, блестящее, жизнерадостное пятно.
Полтинничек.
Лучик из моего детства.
Дети откуда-то из закромов выделили мне пуделя в 48 масштабе, и запорожец в 43-м. Ну и я временно пристроил фигурку техника от зубастого мустанга, он у меня единственный из фигурок в "гражданке". Прикольно теперь вся эта инсталляция смотрится на полке))
Надо будет сфотать.
twinв 15.02.2016 - 22:26 Тема: A-model 1/48 Як-50 - Полтинничек из страны моего детства
Отлично смотрится модель !Очень понравилась ,статья !Будто сам в детство вернулся ...и, про ящик почтовый , и про ожидание новых номеров журналов(заглядывая в отверстия дверцы почтового ящика) :Крылья Родины,Моделист-Конструктор,Техника- Молодежи,Юный -Техник...
lavka
Просмотрел статью. Ещё раз порадовался такой яркой работе.
Кстати, очень точно фонарь подогнал. И приклеен так аккуратно, что следов клея не видно.
Можно подробней о приклейке фонаря? Что за клей и как так аккуратно приклеивал? :)
VolshebNik
Привет! Спасибо!!!
Клею всегда самым обычным суперклеем.
Беру капельку на кончик бамбуковой зубочистки (эти зубочистки не впитывают клей, как обычные).
Прихватываю фонарь, а потом веду капельку вдоль лини склейки и она заполняет шов.
При таком раскладе следов практически не остаётся.
После сам шов закрывается переплетом, и всё.
Ну и, само собой, фонарь должен быть зафутуренным и после футуры его нельзя изнутри трогать не-обезжиренными руками, а лучше вообще не трогать, что-бы не создавать центров конденсации для паров циакрина.
lavka
Спасибо за ответ. У меня это пока больной вопрос...
Т.е. фонарь ставим на место приклейки, берём клей и используя каппилярный эффект ведём вдоль линии склейки не поднимая фонарь?
Волею судеб данная модель сейчас стоит на моей полке. Сколько хожу мимо - всегда останавливаюсь, и любуюсь. До чего же классно выполнена модель. Так можно сделать только с теплотой и любовью.