Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Вопрос о создании на базе одноместного армейского штурмовика его учебно-боевого варианта возник в середине 70-х годов, а в 1977 году был разработан эскизный проект этого самолета....
Этот самолет - учебно-боевая спарка Су-25УБ и небольшой обзор по модели в 1/72 хочу представить сегодня вашему вниманию....

О прототипе

Вся начальная тренировка летного состава проходила на все том же УТС L-39, который не вполне давал полную картину работы на штурмовике. В 1983 г. работы по спарке, на время испытаний Су-25, были приостановлены. Построенные три опытных самолета остались в ангаре, а вот один борт взяли за основу для будущей усиленной модификации штурмовика Су-25Т.

На госиспытания самолет был передан в 1985 г. Полностью все работы по летным испытаниям и подготовке к выпуску серийного образца завершились в 1986 г. И уже в 1987 г. серийные спарки стали поступать в части.
Всего изготовлено 300 самолётов Су-25УБ. Поставлялся на экспорт в те же страны, что и Су-25: Анголу (2 самолёта), Болгарию (6), Ирак (12), КНДР (4), Чехословакию (6). После распада Чехословакии в 1992 году 4 самолёта достались Чехии, а 2 - Словакии. На основе Су-25УБ сделаны модификации:
Су-25УБК - экспортный вариант Су-25УБ
Су-25УТГ - учебно-тренировочный самолет для тренировки летного состава к посадке на палубу авианосца
Су-28 - учебно-тренировочный самолет без боевых возможностей - только для обучению полетам

О моделях...

Су-25УБ обделен вниманием модельных фирм - не то что старший брат - одноместный штурмовик Су-25. Для желающих собрать же именно спарку и машины на ее основе, в М=1/72, приходится делать перепил модели Су-39 от фирмы «Звезда» или же брать за основу модель Су-25УБ от молдавского производителя MSV, оно же AER, оно же Unda. В обоих случаях перспективы не радостные.
Сегодня же речь придет о возможности изготовления масштабной модели-копи учебно-боевого самолета Су-25УБ в масштабе 1/72 от MSV.

Нашли коробочку и что же мы видим...

  Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Коробочка

изготовлена по тому же макету, что и коробки фирмы Revel – открывается сбоку, что не очень удобно для нашего брата-моделиста (так можно было б в нее что-то сложить, а так приходится только картинки вырезать). Сама коробка сделана из не плотного, обыкновенного картона. На передней стороне изображена пара «спарок» в полете. Сразу бросается в глаза «компьютерность» рисунка – сразу видно, что компьютерная графика, рисунок не сильно прорисован. Сзади коробки даны цветные боковики на 3 все схемы раскраски.

Итак, вытряхнем же содержимое коробки, и...

И извлечем из коробки аккуратно запаянный целлофановый пакет с 3-мя литниками, 1 прозрачным литником, декалью и несколькими листиками инструкции. Что же пало пред взором нашим?
2 литника с крупными частями (крыло, фюзеляж, оперение), один литник с мелочевкой и подвесками + прозрачный литник с фонарем.

Литники
серого пластика с внутренней расшивкой. Частенько встречаются следы от толкателей («кружочки»).
Отливки
чистые, без сильных изъянов.
Пластик серый, средней мягкости.
Фонарь прозрачен, переплет дан в наружу – толстый, придется обрабатывать.
Всего производитель дал 60 деталей – не много для достаточной деталировки.

Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Что же по полиграфии?

Инструкция состоит из 3 листиков А5 (тетрадного формата). Текст отпечатан на ксероксе. Сама инструкция на 4 языках, содержит краткую информацию о прототипе, схема литников, собственно, инструкцию по сборке, схему раскраски.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Декаль напечатана на голубой декальной бумаге. Достаточно хорошего качества и нареканий не вызвала.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Варианта раскраски

(ну и декали соответесвенно) три. Это спарка Б/№ 42 белый ВВС РФ с пастью акулы и тигриной головой, спарка с Б/№ 002 ВВС Болгарии, ну и конечно спарка ВМС Украины (с флажком ВМС) и Б/№ 03. Дано немного технички, ОЗ всех названых стран, эмблема КБ Сухого, завода в Улан-Уде, и головы тигров для «тигриных» эскадрилий. Вся раскраска дана по палитре красок Humbrol.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Ну, и ближе к делу, ближе к пластику.

Сначала поверхностно, потом углублюсь в геометрию модели.

Кабина

представлена довольно просто – кресло, ручка, приборка, полик, стенка. Все довольно упрощенно, разве что на кресле дан некоторый рельеф, да и оно само состоит из 2-х боковушек, сиденья-спинки и заголовника. Приборка дана декалью. Еще одна не приятная деталь – фонаре придется вырезать стенку, на месте второго пилота, дабы фонарь мог нормально встать.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Что же дальше?

Фюзеляж

. Дан двумя половинками продольного разреза. Ежели не сильно придираться, то стыкуемость нормальная, особых ляпов не было, но геометрия... За это немного позже.

Мотогондолы

– больное место любого производителя Су-25 и его модификаций. Молдавский производитель не сильно отличился – мотогондолы примитивны. Кромка ВЗ дана отдельным, овальным колечком, которое несколько портит настроение. При склеивании половинок мотогондол образуются некоторые нестыковки, которые приходится править надфилем. При склеивании мотогондол с фюзеляжем образовывается ступенька, не очень приятное и не совсем легко устранимое явление.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Крыло. Ну, вот крыло можно сказать удалось. Плоскости даны двумя половинками (всего 4 детали). Расшивка дана несколько условно – дано только основные линии. Довольно интересно даны рулевые поверхности – закрылки даны вместе с крылом – показаны расшивкой, а вот элероны даны уже отдельными деталями. Законцовки тоже нареканий не вызвали, ну разве что надо несколько скруглить кромки – больно они квадратные, да и дорезать расшивку тормозных щитков. Так же даны прозрачным пластиком фары и ее отражатель.Оперение. По качеству литья нареканий нет – отлито чисто, на киле руль поворота дан отдельной деталью. Расшивка практически вся – не хватает пару лючков на киле.

Мелочевка

ПВД производитель просто сделал 2 одинаковых, не учтя, что на прототипе на одной трубке отсутствуют «крылышки» ДИСС (учел он это уже в инструкции, предложив срезать лишние «крылышки»). Шасси. Носовая стойка пролита вместе с колесом, понятно, что о копийности тут говорить не приходится. Основная стойка дана 3-мя деталями: колесо и 2 детали стойки. Как это все дело прикрепить к абсолютно лысой стойке для меня было вопросом. Створки тоже даны достаточно условно. На носовой створке расшивкой показана небольшая выпуклость под колесо носовой стойки.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Антенны

В общем, нареканий не вызвали – сделано аккуратно, красиво без изъянов. Пойдем еще немного дальше. Вооружение, как и вся модель – все довольно условно. Мною был опознано:
Ракета ближнего боя Р-60, блоки УБ-32А, ПТБ на 800 л 2 штуки, пару БетАБ-500СП и ФАБ-250. Пушка ГШ-30-2 дана тоже условно – как приплюснутый раздвоенный литник.

В общем, радости мало.

На выбор производитель дает только отклонение руля направления и элеронов. Остальное – небольшие дополнительные ВЗ на мотогондоле, направляющие для зарядов, ограничители крайнего положения аэродинамических тормозов вообще упразднены.

Все что сейчас писалось – писалось для «изкоробочной» сборки. Теперь посмотрим еще немного ближе на проблемы модели, для любителей половить миллиметры. А анализ, править или не править геометрию модели - делать вам, уважаемые читатели.

Геометрия.

Начну с приятного... Крыло. В целом, по чертежу крыло легло хорошо, нареканий не было ни по размаху, ни по хорде. Разве что расшивка погуляла – линии лежали не на своем месте – но это меньшее из зол. Тоже могу сказать и про законцовки.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Оперение

. Ну, тут уже интереснее. Стабилизаторы лишились 5 мм по передней кромке – это довольно существенно. По размаху у них все было нормально. Естественно и расшивка на стабилизаторе по передней кромке понеслась в пляс.

Киль

же вырос в высоту на 2 мм, получил скругленную «пилотку» и лишился тех же 5 мм по передней кромке. За расшивку естественно молчу.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
Теперь пойдем на крупное – фюзеляж.

Фюзеляж


Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

, при вкладывании в чертеж, потерял нормальную форму носа – он стал меньше, уже. А следующий косяк идет в комплексе с фонарем. Все дело упирается в заднюю кабину, точнее в особенность в её конструкции на этом самолете. Все дело в том, что фонарь перекрывает значительную часть кабины и причем таким образом, что снаружи (при виде сбоку) видно только часть заголовника катапультного кресла и кусочек приборки. Вот производитель или по раздолбайству или просто решил, не париться и дал линию фонаря условно, расшивкой. Так вышло, что заднему пилоту отрезали приличный кусок кабины, уже не говоря про кабину при таких «модернизациях».Да и сам фонарь не идеален. Небольшой горбик начинает немного не в том месте, где ему нужно быть.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)

Ну что, готовы? Готовы? Набрали воздуха? Они натягивают их на баклажаны.... (с) М.Задорнов)

Ну и у меня почти тоже. Готовы? Теперь самое сочное – мотогондола.
Берем сначала приятное – она писалась в чертеж по длине. При виде самолета сбоку в районе двигателя есть небольшой наплыв, который производитель благополучно дал в другом месте. По верху ничего не замечено. Теперь мысленно продолжаем экскурсию по самолету и отправляемся наверх.
Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB) Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)
При виде сверху мотогондола прототипа имеет сложную форму – наплыв в районе двигателя, небольшое раздутие в районе ВЗ. Все это было объедено в одну усреднённую линию естественно с ущербом для расшивки. Я уж и не говорю про внутренности самой гондолы – упрощенные лопатки компрессора и сопла, сам канал ВЗ тоже голый – вместо ровной овальной трубочки канала красуется темные провалы внутренностей мотогондолы. Не предусмотрел этого производитель.

Это был финальный аккорд по геометрии. Так что изкорбничать не сильно получится – уж больно явные косяки геометрии, чтобы ими пренебрегать.

В целом – для сборки нормальной модели надо либо ваять чудеса из модели от молдавского производителя или же пробовать с Су-39, памятуя, что в 1983 г. КБ взяло недостроенный, опытный Т-8У (прародитель Су-25УБ) на разработку тяжелой версии штурмовика Су-25Т.

При этом можно (и нужно) пользоваться афтермаркетом, что прилагается и к обычному Су-25 – колеса от Eqpage и двойной набор кабин от фирмы Neomega. Думаю, что этого должно вполне хватить, с учетом всех передок и изготовления новых стоек шасси, нового фонаря, новых пилонов, нового вооружения. Специально спарки не выпускают декалей, так что придется выкручиваться из того наличия декалей, которые выпускают для Су-25.

Итог

После всей ругани за модель можно сказать, что она выпущена на уровне своего времени – 90-е гг. Чтоб собрать качественную и проработную модель конечно надо приложить руки, чего на начальном этапе моделизма редко бывает. Так что я б не посоветовал эту модель новичкам, а людям, которые действительно хотят собрать модель учебно-боевого самолета Су-25УБ, а эту модель использовать лишь как отправную точку для начала работы.

При работе использовал:



С уважением, Дмитрий Любомирский.
Одесса-2008
When contacting retailers or manufacturers, please mention: you learned about their products on ScaleModels.ru!

If you want to send us your production items for review - feel free to contact us.
» Информация о статье
Просмотров: 8736
Опубликовано:
Pilchak в 20.05.2008 - 19:52
Тема: Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)(#940) - обсуждение

Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года).

Но есть пару придиризмов:
1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии?
2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии?
Любомирский в 20.05.2008 - 20:06
Тема: Re: Обзор MSV Moldova 1/72 Су-25УБ (Su-25UB)(#940) - обсужде

Статья очень полезная, я вот в свое время не мог найти по сабжу нормальной инфы(не считая обзорчик в Аэроплане за 90-е года).

Но есть пару придиризмов:
1. По прототипу: а как же Су-25/УБ в Македонии, Перу, Эфиопии?
2. Дим, какие чертежи использовал при проверке геометрии?

1. Ну если чесно, то просто скачал, не проверял информацию.
ну а по 2-му, скачал чертежи с уголка неба, не знаю чей источник :oops:
[url=http://www.postimage.org/image.php?v=Pq1ofrE0][/url]
Вот одна страничка этих чертежей. По ним и Су-25 и сейчас Су-25УТГ делаю.
oleg-vit в 20.05.2008 - 22:19
Насчет источника - на чертежах стоит значек КБ Сухого, насколько это может говорить о их истинности?
Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия.
Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей.
Pilchak в 20.05.2008 - 22:26
Вот к примеру в изданиях 4+ на чертежах ставятся значки КБ ( Микояна, Миля и т.д.) и по мнению многих их графика заслуживает доверия.
Если кто может, разъясните, откуда ноги растут у этих чертежей.
Прям в точку! Это тот самый 4+, только латинские буквы перебиты(причем не очень аккуратно) на русские.
Вроде как говорили, что эти чертежи не очень правильные, но тем не менее они самые распространенные.
oleg-vit в 20.05.2008 - 22:43
Есть еще чертежи из АиВ ( один из первых выпусков ) , но вот не помню есть там чертежи на УБ\УТГ.
Pilchak в 20.05.2008 - 23:09
Есть еще чертежи из АиВ ( один из первых выпусков ) , но вот не помню есть там чертежи на УБ\УТГ.
Были там на учебки, но по некоторой инфе они вообще не катят :( .
Любомирский в 20.05.2008 - 23:10
Значит вся геометрия напрасна? :(
Но я не все смотрел по чертежу - смотрел и по фото и по логике. ну нос реально в точку сходит, и мотогондола - я реально по фото рассказал. Так что, думаю, не все там не правильно.
Pilchak в 20.05.2008 - 23:22
Значит вся геометрия напрасна? Sad
Как говорится все "в этом мире относительно"(с), вот к чертежам это относится не в последнюю очередь...
foxbot в 03.06.2008 - 10:46
Эта модель когда-то, лет 10-15 назад, изготавливала UNDA из Кишинева. Знаю точно, поскольку сам возил партии этих моделей в Киев. Как посмотрю, за это время никто так и не удосужился исправить многочисленные косяки. С другой стороны, в 1/72 масштабе все равно модель никто другой не делает. Да и в 1/48 когда-то делали чехи из OEZ, да и эта модель сейчас - большой раритет. Так что, похоже, альтернативы все равно нет. Так что рашпиль в руки - и вперед!

Добавлено спустя 2 минуты 52 секунды:

Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы.
Romanych в 10.03.2012 - 23:47
Кстати, то ли чехи, то ли поляки когда-то издали книгу по Су-25. Есть там чертежи и УБ, и УТГ, и Су-25Т. Насколько достоверны эти чертежи, спорить не буду, но если кому интересно, могу сосканить отдельные страницы.
интересно. И именно на УТГ

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy