Наши проекты: NorthStarModels : Studio XIII : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Несколько лет назад, когда я купил эту модель, мне казалось, что ее вполне можно собрать, что называется, из коробки, но с того времени мое отношение к моделированию изменилось. В результате, от исходной модели остались только фюзеляж, крылья и колеса (да и они подверглись глубокой переделке). К сожалению, для желающих иметь у себя модель этого любопытного самолета в 72-м масштабе легкого пути нет.

Самолет

Истребитель И-3, полутороплан смешанной конструкции с двигателем М-17, разработанный Н. Поликарповым, совершил первый полет в 1928 г. и уже через год начал поступать на вооружение. И-3 строился довольно большой серией (произведено около 400 самолетов) и одно время являлся основным истребителем ВВС РККА. Летные данные самолета были вполне сопоставимы с зарубежными аналогами, но тем не менее он довольно быстро сошел со сцены и уступил место И-7 (Heinkel HD-37 строившийся в СССР по лицензии). Михаил Маслов в своей монографии "Элегантный неудачник", опубликованной в журнале "Авиамастер", в качестве основной причины столь недолгой карьеры И-3 называет арест Поликарпова, лишенного таким образом возможности отстаивать и доводить свой самолет, имевший немалый потенциал для дальнейших улучшений. Как бы там ни было, эта интересная и красивая машина забыта незаслуженно и вполне достойна хорошей модели.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3)  Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Модель

Модель фирмы Nakotne, появившаяся в начале 90-х, сегодня выглядит весьма архаично, а ее сравнение с чертежами Маслова дает неоднозначный результат. Крылья довольно правильны по контуру, снабжены неплохой имитацией полотна, хотя их задние кромки толстоваты. Стабилизаторы слишком малы и абсолютно не соответствуют чертежу, да и толщина их тоже избыточна - их лучше всего переделать. Фюзеляж в целом похож на настоящий, за исключением капота двигателя. В модели он, мягко говоря, упрощен – его верхняя часть совершенно плоская и голая, в то время как на самом деле капот имел весьма сложную форму с двумя продольными выступами, обрисовывавшими ряды цилиндров, и углублениями для двух пулеметов. Эти пулеметы, кстати, в модели вообще отсутствуют, равно как и выхлопные патрубки, прицелы, подкосы стабилизаторов... Разработчики явно не разменивались на мелочи. Зато расшивку на фюзеляже и крыльях (где она вообще не нужна) сделали от души – она была бы чрезмерна даже для 24-го масштаба, но к счастью ее не много. Интерьер представлен полом, приборной панелью, креслом, педалями и ручкой – все это толстое, квадратное, неправильное и нуждается в замене, как, впрочем, и почти вся остальная мелочевка.

Сборка

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Подробной информации по интерьеру И-3 кроме той, что приведена в вышеупомянутой статье Маслова у меня не было, поэтому пришлось отчасти импровизировать. Внутреннюю структуру фюзеляжа, кресло, ручку, педали, приборную доску я сделал из тонкого полистирола и тянутого литника, циферблаты приборов напечатал на принтере.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Носовая часть фюзеляжа потребовала самых серьезных переделок. Я приклеил на капот сверху две продольные полосы из толстого пластика по форме выштамповок для цилиндров и вписал их в капот с помощью шпаклевки Milliput, после чего проделал вырезы для пулеметов. Рудиментарные реплики этих пулеметов я изготовил из пластика. Страшноватая расшивка на носовой части была зашпаклевана и вместо нее прорезана более масштабная. Многочисленные выступающие панели на капоте, которые изначально были обозначены все той же гипертрофированной расшивкой, я сделал следующим образом: покрыл декальную бумагу слоем грунтовки Mr.Surfacer, вырезал из нее панели и перевел на капот. Таким образом можно получать вполне масштабные по толщине панели и лючки.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Верхнее крыло было бы не так плохо, если бы не две неприятности: во-первых, границу между фанерным носком и полотняной обшивкой разработчики изобразили в виде глубокой и широкой борозды. Во-вторых, и это гораздо хуже, вдоль всей левой половины крыла протянулась довольно заметная утяжина. Следовало, наверное, хорошенько пройтись по крылу напильником, разом избавившись от ненужной расшивки, утяжины, излишней толщины, а затем заново прорезать провис полотна. Вместо этого я выбрал сомнительный компромисс, а именно – устранить утяжину и расшивку, сохранив при этом полотняный провис, что вылилось в бесконечное маскирование и прошкуривание каждого межнервюрного пространства. После этого я добавил на верхнее крыло мелкие элементы конструкции, которые производитель легкомысленно проигнорировал. Кроме чертежа и фотографий в качестве образца послужило верхнее крыло ICM-овского И-5 – оно почти такое же как у И-3, только меньше по размаху, и сделано великолепно.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Стабилизаторы, как уже было сказано, толсты и абсолютно неверны по форме (во всяком случае, не соответствуют чертежу Маслова) и требуют замены. Новые стабилизаторы я вырезал из пластика подходящей толщины и, придав им нужный профиль, наклеил полоски из очень тонкого пластика в качестве нервюр, после чего нанес несколько толстых слоев грунтовки Mr.Surfacer, давая каждому слою затвердеть и проходясь шкуркой вдоль нервюр. В результате получается неплохой эффект провисания полотна, если только не попадать рукавом в еще не засохший, но уже размягчивший пластик Mr.Surfacer...

Практически все мелкие детали в модели нуждаются в замене. Бипланные стойки слишком толсты и отлиты со смещением. Привести их в порядок, конечно, можно, но проще изготовить новые, что я и сделал, в качестве материала использовав деревянные зубочистки. Значительная часть элементов шасси также переделана – из пластиковых прутиков соответствующего диаметра. С нуля изготовлен и выдвижной радиатор – тот что дан в модели, ни на что не годен. Впрочем, новый радиатор это в большой мере импровизация – ни одной хорошей фотографии его у меня не было. Винт, отлитый вместе с коком, на настоящий похож мало – лопасти слишком узкие и тонкие. Их я отрезал и заменил новыми, сделав их из дерева, а кок доработал в меру сил.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Спицевые колеса И-3 как правило закрывались дюралевыми колпаками, обжатыми по форме спиц. В таком виде я и решил их изобразить (никакого способа масштабно смоделировать спицы я, честно говоря, не вижу). Колеса из набора, хотя и отлиты с некоторым смещением, вполне могут быть приведены в порядок. Радиальные выступы на колпаке я сымитировал следующим образом: вырезал из декальной бумаги, задутой алюминиевой краской, тонкие полоски и перевел на уже окрашенное черной краской колесо. Затем из этой же бумаги вырезал круги, размером соответствующие диску и перевел из поверх полосок. В результате получается аккуратный алюминиевый диск (ничего не надо маскировать) с заметными выступами.

Симпатичные аэронавигационные огни, похожие на вытянутые автомобильные фары, которые на И-3 устанавливались на верхнем крыле, в модели, как ни странно, даны. Нечего и говорить, что они раз в пять толще чем надо, да и очистить их от облоя нереально. Новые АНО я сделал так – кусочку тянутого литника диаметром около 0.5 мм придал каплевидную форму, просверлил в торце углубление, нанес туда капельку красной (для второй фары - зеленой) краски, а затем, уже на весь торец – капельку прозрачной эпоксидной смолы. Получилось лучше, чем я ожидал.

Довольно долго я не мог найти способ сделать овальные в сечение выхлопные патрубки. Решив поэкспериментировать с вытягиванием пустого стержня от шариковой ручки над огнем, я неожиданно с первого раза получил как раз то, что нужно – правильный диаметр и даже овальное сечение. Стенки, правда, получились чуть толстоваты, да и клеить этот материал непросто, но ничего лучшего я не придумал.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Окраска

Красились И-3 просто – зеленый верх, голубой низ, дюралевый капот. Окраску с прешейдингом я сделал так: сначала задул нижнюю часть крыльев и стабилизаторов голубым акрилом (ныне покойный Aeromaster, некоторый запас которого у меня еще остался), после чего прошелся аэрографом с темно-серой краской по линиям расшивки, границам материалов итп. Затем последовал очень тонкий полупрозрачный слой все той же голубой краски, на этот раз очень сильно разбавленной, так чтобы темно-серые линии просвечивали через голубую краску. Прозрачность можно варьировать, накладывая дополнительные слои. Точно также, в три приема, была окрашена и верхняя зеленая часть, после чего последовал лак Future, а затем декали, кстати, очень неплохие, но неточные по размеру – номера и опознавательные знаки маловаты, так что звезды, предназначенные для нижних крыльев, я перевел на фюзеляж, а для нижних крыльев использовал звезды от И-15 Special Hobby. Характерные для И-3 молнии в декали имеют неправильную форму, да и смотрелись бы ярко-белые полосы на темно-зеленом фоне слишком контрастно. Эти молнии я нанес через трафарет, использовав краску "off-white" Vallejo, нанесенную, к тому же полупрозрачным слоем, после чего напылил еще один слой Future поверх декалей и молний.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Надо сказать, что получить абсолютно гладкую поверхность с помощью лака Future мне как-то не удается, поэтому перед тем как задуть модель последним покрытием - смесью глянцевого и матового лака, я легонько прошелся по поверхности шкуркой (3600, если не ошибаюсь), особенно по фюзеляжу и декалям. Поверхность после этого получается идеально кладкой, но делать это надо очень осторожно, чтобы не дошкуриться до грунтовки.

Капот я покрасил краской Alclad (цвет "дюралюминий"), а в качестве тонирования применил постшейдинг. Для этого жидкую, полупрозрачную смесь из лака Future, разбавленного спиртом, и небольшого количества темно-серой и коричневой акриловой краски Vallejo я напылил на стыки листов капота, замки, вокруг выступающих панелей, итд. Заметив, как жидкость собирается в линиях расшивки, я решил попробовать сделать и смывку всей модели этой же смесью. Это, конечно не по правилам – смывка не должна быть такого же химического состава, что и основной лак, но если действовать быстро и точно, результат получается очень неплохой.

Окончательная сборка

Монтаж верхнего крыла оказался довольно непростым и нервным делом. Еще на ранней стадии сборки я подготовил примитивный стапель, удерживающий верхнее крыло в нужном положении относительно нижнего, что несколько упростило задачу. Тем не менее, без проблем не обошлось. Эпоксидный клей, которым я попытался приклеить стойки к крыльям, себя не оправдал – все развалилось, и пришлось клеить заново, на этот раз цианокрилатом, что тоже удалось не с первого раза. Затем были натянуты растяжки из полупрозрачной эластичной нити, которую я много лет назад купил в магазине швейных принадлежностей. Эта нить плоская и слишком широкая в сечении, но если расслоить ее вдоль на две равные части, получается то, что надо. После установки растяжки были окрашены кистью краской Vallejo. Небольшие исправления повреждений, нанесенных при сборке, пару подтеков (акварель) и пятен (пастель) – и работа была окончена.

Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3) Nakotne 1/72 И-3 (I-3)

Заключение

Несколько лет назад, когда я купил эту модель, мне казалось, что ее вполне можно собрать, что называется, из коробки, но с того времени мое отношение к моделированию изменилось. В результате, от исходной модели остались только фюзеляж, крылья и колеса (да и они подверглись глубокой переделке). К сожалению, для желающих иметь у себя модель этого любопытного самолета в 72-м масштабе легкого пути нет.

» Информация о статье
1 место Авиация 1/72

http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_854.html1 место Авиация 1/72 http://scalemodels.ru/modules/myarticles/article_storyid_854.html
Кошкер в 24.07.2008 - 23:09
Аффигеть... супер!!! Утащил в избранное, дабы иметь пример.
Мож как-нибудь ещё раз возьмусь за ан-2, чтобы сделать его не хуже...
Спасибо!

Ну, Ан-2-то посложнее будет сделать "не хуже"...
А почему? :)
Redstar_72 в 24.07.2008 - 23:46
А почему?
Ну... Ан-2 всё же гораздо сложнее как прототип, модели же (Ан-2 от Трумпа и И-3 от Накотне) примерно одинаково "хороши".
Ястреб-WL в 08.06.2009 - 10:15
Тема: Re: Nakotne 1/72 И-3 (I-3)
Здравствуй, Кошкер.
Отличная машина.
Учиту Ваш опыт и рекомендации при сборке такой же птички (как раз тоже Накотнинский)
Обратил также внимание на Ваше участие в конкурсе Рыцарей небес Лафауэт. Желаю удачи.
уверен что Вы не будуте возражать если Мы наладим связь.
Кошкер в 08.06.2009 - 12:01
Здравствуй, Кошкер.
Отличная машина.
Учиту Ваш опыт и рекомендации при сборке такой же птички (как раз тоже Накотнинский)
Обратил также внимание на Ваше участие в конкурсе Рыцарей небес Лафауэт. Желаю удачи.
уверен что Вы не будуте возражать если Мы наладим связь.
Спасибо за отзыв!
ghoormo в 05.11.2009 - 23:07
Тема: Re: Nakotne 1/72 И-3 (I-3)
Действительно, неплохо получилось. Мне очень понравилось. Автору-Браво!!!

Добавлено спустя 1 минуту 59 секунд:

Кстати, что это за производитель такой-Накотне? Никогда не слышал. Видимо что-то из старого и хорошо забытого.
foxbot в 05.11.2009 - 23:13
Кстати, что это за производитель такой-Накотне? Никогда не слышал. Видимо что-то из старого и хорошо забытого.
Читайте Wiki. Там точно есть. Я лично вносил.
ghoormo в 08.11.2009 - 13:19
Точно! Старый и практически забытый.
Кошкер в 08.11.2009 - 15:12
Мне очень понравилось. Автору-Браво!!!
Спасибо. :smile:
zibens75 в 04.03.2012 - 02:35
Я и не знал что у нас в Латвии делают литники...
Nakotne - в переводе с латышского Будущее...

Моель мне понравилась , есть в ней что-то особенное
Redstar_72 в 05.03.2012 - 20:10
Я и не знал что у нас в Латвии делают литники...
Уже не делают. Давно это было...
Фирма существует, но моделями больше не занимается, увы: .

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

» Социальные сети


добавить на Яндекс
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2015. Работаем на сервере FastVPS.ru
Privacy Policy