Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds : |
Roden 1/72 Zeppelin Staaken R.VI - Ужас, летящий на крыльях ночи
Мы любим всё — и жар холодных числ,
И дар божественных видений, Нам внятно всё — и острый галльский смысл, И сумрачный германский гений… А. Блок
В отличие от тихоходных и неповоротливых дирижаблей, которые стали отличными мишенями для британских истребителей, «Готы», «Фридрихсхафены» и, конечно, «Штаакены» действительно наводили ужас на жителей английских городов. Сборку я начал с одной из мотогондол. Моторы «Майбах», каждый из которых собирается из доброй дюжины деталей, выглядит из коробки просто замечательно. Два мотора – для тянущего и толкающего винта – устанавливаются на мотораму, которую нужно окрасить «под дерево». Мотогондолы крепятся к крылу на двух /-образных стойках, которые я изначально собирался заменить. Если же захочется оставить стойки из набора, то имейте в виду, что в инструкции имеется ошибка – стойки должны быть с обтекателями снизу. Каким образом производитель предполагает запихнуть их в мотогондолы для меня остаётся загадкой. Сами мотогондолы потребовали небольшого шпаклевания в месте соединения заденего конуса с половинками корпусов. Также на этом этапе рекомендуется просверлить отверстия, через которые будут проходить расчалки – я этого не сделал, что доставило мне хлопот, когда я это осознал, а мотогондолы уже стояли на крыльях. На предлагаемой модификации «Штаакена» ступицы винтов закрываются коками, что делает ненужной центровку валов двигателей и можно обойтись без имитации редуктора – его не будет видно, что сильно упрощает сборку. Такой фокус не пройдёт с моторами «Мерседес», которых после сборки осталось целых четыре штуки. ![]() ![]() ![]() Одновременно с мотогондолами собиралась палуба, и здесь производитель опять намудрил с инструкцией - компоновка кабины в том виде, что отражён в инструкции, не имееет права на жизнь. На "тупоносом" Штаакене кабина пилотов открытая, стало быть кресла и всё остальное должно быть существенно выше, при этом все нужные детали нашлись на литниках! То есть такой вариант, похоже, изначально предусмотрен, но не показан в инструкции. Привет старику Родену. Также отпадает надобность отделять от кабины отсек носового стрелка – скорее всего никакой двери там быть не должно, поэтому дверь с отлитыми на ней приборами я использовать не стал, а сделал приборную доску насверлив отверстий в листовом пластике пользуясь изображением приборной доски от пятимоторного «Штаакена». Также вызывает вопросы расположение топливных баков. Дело в том, что если поставить их так как в инструкции, то один из баков загородит входную дверь по левому борту. Я это заметил слишком поздно и исправлять не стал. Были добавлены привязные ремни на кресла, растяжки по бортам и ручки управления двигателями рядом с компасом. Забегая вперёд отмечу, что на готовой модели внутренности довольно хорошо просматриваются, так что имеет смысл не халтурить. Если собирать по инструкции, то пара отсеков остаются пустыми. В один из них - сразу за местами пилотов - я добавил откидной столик, просматривающийся на некоторых фотографиях, а в другой - uber-wunderприборы - чистая фантазия. Если бы я сдвинул топливные баки на один отсек вперёд чтобы можно было войти в дверь, можно было бы обойтись и без фантазирования. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Я не стал сразу закреплять палубу в фюзеляже – как известно, в этой модели имеются проблемы со сходимостью в хостовой части, которые лечатся при помощи рашпиля и шпаклёвки, после чего палуба свободно вставляется в фюзеляж и его можно закрывать. Во время этих манипуляций обломались хилые переборки, на которые крепятся створки бомболюков, которые я в последствии заменил на самодельные, полностью доходящие до пола бомбоотсека и делящие его на три части. ![]() ![]() ![]() ![]() Бомбардировщик без бомб как детектив без погони. Роден предлагает загрузить в бомбоотсек три ряда бомб по шесть штук в каждом. Беда в том, что на всех бомбах имеются довольно крупные утяжины, а на стабилизаторах видны дефекты пресс-формы (или мастера), поэтому их приходится долго и нудно шпаклевать. Бомбы стоит загрузить в бомбоотсек ближе к концу стройки – у меня они все до одной отвалились в процессе неоднократного переворачивания фюзеляжа. ![]() Целиком отлитые из пластика крылья весьма тяжёлые, их размах велик а площадь контакта с фюзеляжем невелика да и к тому же ослаблена швом. Набор предлагает ставить под концы крыльев лестницы, как будто самолёт находится на обслуживании, но мне этот вариант не нравился. Изначально я думал продеть под бомбами тонкую металлическую спицу, но её жёсткости не хватало. Я подумывал над вариантом при котором придётся закрыть бомбоотсек, но мне попался на глаза композитный стержень шириной 5мм и толщиной 1 - лёгкий, тонкий но очень прочный. Пропилил под него пазы в крыльях и фюзеляже так, чтобы в бомбоотсеке он оказался на месте ребра жёсткости, провёл прочностные испытания, которые показали жизнеспособность такой конструкции. После того, как вопрос с присоединением крыльев был решён закрыл фюзеляж, приклеил крылья и зашпаклевал пазы для лонжерона. Сходимость прозрачных деталей, образующих носовое остекление нормальная, но сами детали не вполне прозрачны, поэтому перед сборкой я их слегка подполировал, искупал в Future и сразу замаскировал. ![]() ![]() ![]() Держу за край крыла - висит надёжно ![]() После изучения имеющейся информации и консультации со знатоками стало понятно, что лозенг, предлагаемый производителем, скорее всего не соответствует действительности. На двух имеющихся фотографиях машин этой модификации лозенг на фюзелаже не читается вовсе. Питер Грош в своей книге «Немецкие Гиганты» описывает камуфляж следующим образом: “52/16, 53/16 и 54/16 несли пятицветный ночной печатанный камуфляж ”, то есть, в отличие от «закрытых» «Штаакенов» лозенг не накрашивался вручную, а печатался на полотне, которым потом покрывались крылья и фюзеляж. В итоге принято за истину следующее – передняя часть фюзеляжа окрашена в тёмно-синий цвет (прусский синий), задняя часть и крылья – ночной лозенг. Дело за малым – его нужно где-то взять. Но где? В своё время ночной пятицветный камуфляж выпускала фирма Orion, но тираж давно распродан. Также ходят слухи о скором выходе декали от другого производителя, но поджимают сроки дуэли. Поэтому было принято соломоново решение – печатать самому! В векторном редакторе набросал шаблон, цвета взял со сканов Orion, напечатал несколько пробных листов. Менял размер рисунка, его повторяемость и ориентацию пока внешний вид декали меня не устроил. ![]() ![]() ![]() За это время планер и крылья были замаскированы и загрунтованы, а носовая часть окрашена в синий. Я печатал лозенг на прозрачной декальной бумаге, поэтому фон должен быть светлым. Я грунтую при помощи Mr. Surfacer 1000 светло серого цвета. ![]() ![]() ![]() За три недели я перевёл декалей больше, чем за всю жизнь, извел две пачки декальной бумаги и несколько картриджей чернил, разочаровался в некоторых декальных жижах и нашел другие. Всё это и называется "бесценный опыт". В частности я больше не использую Microscale Liquid Decal Film в качестве защитного слоя, а предпочитаю просто задуть свеженапечатанный лист декалей двумя-тремя слоями Future. ![]() ![]() ![]() Брак. Вполгне достаточно чтобы обклеить несколько истребителей, или, скажем, "Готу" ![]() Надо признать, что как и предполагалось, именно лозенг явился самым большим испытанием – самодельные декали больше подвержены «проплешинам», что вкупе со светлым фоном требует постоянной подкраски. Из-за большой поверхности декали она не везде приваривается равномерно, что ведёт к образованию пузырей, работать с полностью обдекаленным самолётом нужно куда более аккуратно чем с просто покрашенным – каплю клея будет невозможно зашкурить а плешь подкрасить, криво приклеенную стойку нельзя просто оторвать, ибо она потащит за собой декаль и получится пузырь. Опытные люди подсказали, что кресты из набора просвечивают, поэтому и они были напечатаны самостоятельно на белой декальной бумаге. ![]() Для расчаливания я сначала хотел использовать травлёные проушины от NorthStar, но дырки 0.3 оказались слишком маленькие - расчаливать нужно толстой нитью. Тогда мне подумалось, что подойдут талрепы от GasPatch для 1:48, которые оказались совершенно замечательными, хотя и дороговатыми. ![]() Вот что получилось. ![]() Талрепы GasPatch только сверху, внизу уголки из тонкой проволоки, которые потом будут залиты ПВА для имитации характерных треугольных чехлов. Настало время собирать бипланную коробку. Стапель Aeroclub оказался слишком маленьким , в итоге коробка была собрана при помощи подручных средств. Попробовал новый подход, при котором некоторые из расчалок устанавливаются одновременно со стойками и который себя полностю оправдал – уже после установки крайних пар стоек всю сборку можно было поднять за верхнее крыло. ![]() ![]() Нижняя часть стоек мотогондол была заменена на профили Аэроклуб, хотя при дальнейших раздумьях стало понятно, что можно было бы использовать родные стойки если разрезать их на три части. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Одновременно с расчаливанием, которое затянулось на две недели, приводилась в порядок и окрашивалась мелочёвка. Оси основных стоек показались хиловатыми – изготовил самодельные из трубочек Albion Alloys. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() На верхнем крыле не хватает двух крышек для стоек - сделал из фольги. ![]() Тем временем - увлекательный процесс расчаливания в полном разгаре ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Когда большинство расчалок встали на свои места сделал перегородки бомбоотсека, установил бомбы и створки, после чего подчистил, подкрасил и покрыл модель полуматовым лаком ![]() ![]() Для пропеллеров изготовил самодельные декали с логотипом производителя. Они должны быть золотого цвета, но мой принтер так не умеет, но мне подумалось что хотя чёрный хуже золотого но лучше, чем ничего. ![]() Планировал использовать пулемёты Парабеллум от MiniWorld, но и родные из набора вполне прилично смотрятся, поэтому их и поставил. ![]() Ось противокапотажных колёс оказалась коротковата – немного удлиннил её, что сыграло со мной злую шутку – соединение оказалось очень хрупким и перед самой финальной фотосессией оба колеса отвалились – пришлось их по-быстрому и не очень аккуратно приладить на суперклей. Наконец можно произнести это сладкое слово - ГОТОВО! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Я многому научился, в частности одним из удивительных открытий стало то, что я оказывается могу делать тонкую работу левой рукой - из-за размеров модели не везде можно подлезть правой с кисточкой или пинцетом, и однажды я попробовал сделать это левой и что бы вы думали? Получилось! Модель нельзя назвать сложной, она скорее трудоёмкая – большие размеры, лозенг и изрядное количество деталей исключают возможность собрать бомбардировщик за один вечер, однако в ней ничего, что могло бы испугать моделиста однажды собравшего биплан. Более подробно за ходом стройки можно было наблюдать в ветке http://scalemodels.ru/modules/forum/viewtopic_t_51756.html Спасибо всем кто поддерживал, консультировал, критиковал и следил за постройкой, и, конечно Родену за замечательную модель выдающегося самолёта |
|
![]() Неужели, ужас летящий на крыльях ночи, первый стратегический бомбардировщик, самый большой самолёт Великой Войны, больше чем наш Сикорский И.В."Илья Муромец"?
Если это вопрос - то да, больше, и намного. Staaken R.VI имел размах 42,2 м, длину 22,1 м, площадь крыльев составляла 332 м2, взлётная масса достигала 11 460 кг. У Муромца Е-2 (самая большая и тяжёлая модификация) - соответственно 34,5 и 18,8 м, 220 м2 и 7460 кг. Это по данным Шаврова, а, например, в книге Михеева и Катышева "Сикорский" (2003 г.) указаны ещё меньшие его размеры - 31,1х17,6 м и 200 м2. Кстати, Сикорский - И.И. :wink: . |
![]() Ну да, он у нас четырехмоторный - не от хорошей жизни. Нормально в габаритах "Муромца" строились двухмоторные бомбардировщики, вроде "Гот" или О/400. |
![]() Тема: Roden 1/72 Zeppelin Staaken R.VI - Ужас, летящий на крыльях Зер гут. |
![]() Redstar_72
Саша, тут дело не в размерах, хотя они вполне сопоставимые, тут дело в том, кто Первый, однозначно выходит, что Россия, хотя американцы считают его своим, а Украина настаивает на противном, но мы то знаем, что Игорь Иванович, потомок польских кровей был русским инженером, хотя я в этом не вижу никакой проблемы, поляк он по рождению, украинец по проживанию, американец по признанию и могиле, всё равно, русский он и баста! |
![]() Впечатляет! Ни как не решусь на нечто размероподобное.
С уважением, Влад. |
![]() Кстати, Сикорский - И.И.
Совершенно верно, спасибо....очепятка вышла. Клавиша И" на инглиш перешла. Добавлено спустя 9 минут 10 секунд: Redstar_72 Игорь Иванович, потомок польских кровей был русским инженером Сам лично Игорь Иванович всегда считал себя русским авиаконструктором. Вот где "баста". |
![]() Колоссально !!!!
Тема всё-же не про личность Сикорского. Оффтопик вырезан |
![]() Ну с такой штуковиной мы точно должны победить! Очень трудоемко и большой размер, да еще и лозенг декальный - лично мне страшновато браться за эту модель, поэтому плюсую без разговоров
Добавлено спустя 1 минуту 29 секунд: Ах ну да, сейчас не могу,... не страшно, плюсану позже))))) |
|
|
» Последние статьи раздела
|
» Лучшие статьи раздела
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Тема: Roden 1/72 Zeppelin Staaken R.VI - Ужас, летящий на крыльях