Модель МиГа-15 бис от Тамии – одна из самых старых в моей коллекции. Уже в 1999-м эта модель красовалась на моей полке. По сути, именно она повлияла и закрепила одно из основных направлений в моем хобби – боевая авиация периода конфликта в Корее 1950-1953 гг.
И, хотя окрашен МиГ был частично даже кистью, готовый результат мне на тот момент нравился. Выглядела модель вот так:
Но постепенно пришло понимание, что модель очень далека от аутентичности в мелочах и геометрии, а с появлением информации по окраске корейских МиГов - и в соответствии конкретному прототипу. А с завершением модели «Сейбра» F-86E-5 разница в качестве ранних и поздних работ стала ещё более заметна, и МиГ-15 был сначала стыдливо задвинут в дальний угол полки, а потом, под настроение, и вовсе разобран, замочен в кроте, и ссыпан в коробочку «до лучших времен». Но не забыт)
Именно поэтому с выбором модели для турнира «Ранних реактивов» я не колебался, уж очень хотелось вернуть на полку, и поставить на против Сейбра «нашего» визави. Что, собственно и произошло.
Прототип
С выбором прототипа тоже особых метаний не было – хотелось вернуть модели ту же самую, но только в большей степени достоверную окраску, а именно – боевую машину 351ИАП, в которой позировал майор Голышевский осенью 1952 г.
По сути, фото этой машины – единственные фото хорошего качества именно камуфлированного МиГа, а поскольку для турнира надо было что-то «погорячее», то именно такой яркий прототип и представлялся наиболее подходящим.
Изучение материалов по окраске (в частности, статья Арсеньева в «Мире Авиации»), и главное, обсуждение и консультации со спецами на форуме позволили более точно определиться с возможной палитрой цветов и прочими ньюансами прототипа. Особенно хочется выделить помощь Юрия Тепсуркаева и Руслана ака Ruslan_R – без их консультаций по матчати и окраске машины результат был бы куда более посредственным.
Итак, решено – строим ранний МиГ-15 бис, зав.№53210546, 5-й серии 21-го завода.
Сборка
Тамийская модель имеет приличный перечень недостатков. В самом начале сборки задавался вопросом – восстановить по-быстрому для турнира из коробки или править? В итоге было решено править, о чем собственно, ни разу не пожалел.
Кокпит
Благодаря удачному членению модели, через съемную панель для оружейного отсека была удалена родная кабина, и вклеена неомеговская смоляная кабина (в варианте исполнения для модели МиГ-15 бис от Трампитера). Надо сказать, что она встает очень хорошо, необходимо только подрезать пластик козырька приборной панели, и сделать продолжение каналов воздухозаборника от вертикальной носовой перегородки.
Несколько слов о самой смоле от Неомеги. Деталировка кокпита выше всяческих похвал, все очень правдоподобно. Но есть одна ложка дегтя, и им является кресло.
Смоляное кресло крупнее, чем ванна кокпита, и не помещается в неё ни по ширине, ни по высоте. И, если избыточная ширина кресла легко стачивается шкуркой, излишняя высота кресла так просто не лечится. Доработки были следующие:
Пришлось отрезать чересчур глубокую чашку сидения и смастерить новую, помельче
Сымитировал силовой набор в чашке.
Попутно добавил несколько мелких деталей за заголовником кресла
Заменил пряжки ремней на травленые.
Приборная доска из смолы очень похожа на себя и благодаря рельефу мне понравилась больше, чем травленая. Её я и дорабатывал.
С помощью пробойника я добавил приборы из декали от Mike Grants.
Добавил и «стекла» из тонкого прозрачного пластика (на авиагоризонт сделал выпуклое стеклышко).
Решил добавить колечки из тонкой стальной проволоки в качестве окантовки приборов, что и было сделано.
Итог понравился, и после раскраски и нанесения классической для мигов белой полосы по центру, было решено остановиться.
Остекление кабины, пошарпанное от времени, мне категорически не нравилось. Тем более, что Тамия дает неправильный козырек фонаря, соответствующий машинам китайского производства. Было решено выдавить новый фонарь, что и было сделано.
В качестве пуансона использовалась сдвижная часть от тамийской, и козырек от трамповской моделей.
Далее прозрачные заготовки были армированы дугами из обрезков травления
Переплет был сделан из пленки «Оракал» подходящего серо-голубого цвета (для имитации внутренней окраски), сверху был оклеен фольгой-самоклейкой, расклепан, загрунтован и окрашен.
Черной смывкой сделал имитацию резинового уплотнителя по окантовкам прозрачной части
Рамку бронестекла на козырьке – характерную «подкову» сделал из изогнутого отрезка медной проволоки, слегка расплющенного тисками, после чего его расклепал, окрасил и вклеил изнутри на футуру.
Бронестекло на сдвижной части фонаря сделал из листового прозрачного полистирола, переплет – все тот же оракал.
Для армирования сдвижной части также использовал родную рамку переплета из набора, рассверлив выштамповки, удлинив и облагородив «пипку» сзади.
В остальной части кабины по-мелочи добавил все те же декальные приборы, кое-какие рычажки, и травленые рукоятки аварийного выпуска шасси. Интерьер закабинного пространства сделан из обрезков тонкого полистирола и тянутого литника.
Носовая фара является одним из самых заметных элементов прототипа. Поэтому оставлять, как есть, нельзя было ни в коем случае.
Было выдавлено новое остекление фары, в качестве пуансона использовалось стекло из набора.
Из фольги был сделан отражатель, из кусочка пластика лампа
С третьей попытки всё из того-же серо-голубого оракала была вырезана выкройка переплета фары.
После нанесения имитации винтов на переплет, все детали были собраны на своем месте и фара была зафутурена и замаскирована в ожидании окраски
Крыло имеет серьезные отклонения в геометрии. У него более тупая, чем нужно, стреловидность по задней кромке – т.е. крыло выглядит более треугольным чем нужно, с излишне широкой хордой в районе центроплана и зауженной на законцовке. Помимо этого, форма скруглений и внешний вид законцовок также неверен. Неверна расшивка и расположение лючков, а также положение ниши основного шасси.
Для исправления геометрии и стреловидности задней кромки было сделано следующее:
Сдвижная часть закрылка аккуратно выломана (изначально давалась в модели отдельной деталью).
Отрезаны элероны.
Вырезан клин между закрылком и центропланом, для придания правильной стреловидности.Попутно вырезана ниша шасси, и передвинута на 2 мм вперед за счет стачивания передней кромки.
Вклеен клин в месте присоединения элерона крыла – за счет такого наращивания была выдержана общая прямая линия стреловидности задней кромки.
После, щитки закрылков и элероны, с небольшой подгонкой были приклеены на свои места. Элероны для живости были приклеены в отклоненном положении.
В итоге, относительно небольшими усилиями (потребовалось три вечера) крыло приобрело более правильную форму, при этом гребни и большинство верных линий расшивки не пострадали, что облегчило доводку крыла. Далее все было уже просто:
Зашпаклеваны неверные и нарезаны правильные линии расшивки и лючки.
Сточены до масштабной толщины гребни и кромка крыла.
Исправлена форма законцовок крыла.
Слегка облагорожена ниша шасси.
Вооружение
Ствол 37-мм пушки с характерным дульным тормозом также является очень заметным элементом у «Фагота». Но отверстия отвода газов имеют прямоугольную форму, и рассверлить их сверлом было бы не очень корректно. После размышлений о технологии я поступил следующим образом:
Полотном подходящей толщины сделал пропил вдоль ствола пушки на всю глубину боковых отверстий. Подчистил края для получения прямоугольной формы отверстия.
Вклеил посередине пропила брусок пластика прямоугольного сечения так, чтобы края выступали за диаметр ствола.
Рассверлил через брусок вглубь канал ствола
Обрезал выступающие части вклеенного брусочка.
На дуло пушки приклеил колечко из медной проволоки, залил его снаружи жидкой шпатлевкой.
Ошкурил ствол снаружи.
В итоге получился ствол с 2 окнами прямоугольной формы.
Обтекатели 23-мм носовых пушек и порты гильзо- и звеньевыбросов соответствуют модификации МиГа с пушками НР-23, в то время как мой прототип имел пушки НС-23, у которых обтекатели и колодцы выглядели по-другому. Поэтому пришлось переделать.
Старые обтекатели 23-мм пушек и колодцев выброса были удалены
Новые, более вытянутые были обтекатели сделаны из отрезков пластика Эвергрин подходящего сечения
Прорезаны новые отверстия под выбросы.
Обтекатели вклеены на свое место.
Из фольги сымитированы зализы.
Из стальных трубочек подходящего диаметра сделал стволы.
Радиокомпас и высотомер за прозрачными окошками, снизу на хвостовой части фюзеляжа у Тамии изображены лишь расшивкой, что «не комильфо». Пришлось дорабатывать.
Прорезаны отверстия
Сделана начинка из подручных материалов.
Из листового прозрачного пластика были сделаны сами «окна»
Все было окрашено, собрано и установлено на свое место, замаскировано в ожидании окраски.
Шасси в модели сделаны неплохо, однако Тамия дает позднюю носовую стойку по типу МиГ-17, в то время как на прототипе стоит ранняя, похожая на стойку «чистых» МиГ-15.
Вилка носовой стойки была обточена и «армирована уголками» для соответствия «раннему» типу.
Колеса были заменены на трудитейловские, которые есть копия Тамии с имитацией нагрузки и немного другим рисунком протектора.
Добавлены гидроцилиндры щитков основного шасси и носовой стойки.
На этом серьезные доработки были завершены, остальная сборка ничем примечательным не запомнилась (за исключением нескольких неудачных моментов, но про них ниже)
В нос модели был всунуто обжатое по форме свинцовое грузило массой 13 гр. и залито стирольным полимеризующимся клеем, планер собран, зашпаклеваны щели, поправлена расшивка, и модель загрунтована тамийским грунтом прямо из баллона.
Окраска
Как следует из статьи Арсеньева, после ряда испытаний, стандартной окраской для МиГов стало сочетание серо-зеленого верха (который получался смешиванием серебрянки с синей и желтой красками), и темно-голубого низа (смесь серо-голубой и синей красок). Разводы камуфляжных пятен рисовались позже, когда изменились задачи, поставленные перед полком. При этом, вероятнее всего, опознавательные знаки не маскировались, а тактический номер подкрашивался повторно. Цвет пятен, вероятнее всего был зеленого цвета, хотя, изучение фотографии оставило некоторую неопределенность – возможно, пятна были двух разных цветов.
Собственно, при окраске я практически повторил технологию 60-летней давности.
Сверху окрасил смесью алюминия от «Алклад» с зеленым пигментом (осадок из банки с акрилом тамия). Низ красил смесью серо-голубого и синего акрилов. После, сверяясь с фото прототипа, разметил и нанес камуфляж. Первый вариант мне не понравился и он был удален. Второй, с более тонкими полосами камуфляжа и меньшим количеством оверспреев меня устроил.
Темными (на светлых участках) и светлыми (на пятнах и полосах камуфляжа) оттенками серой смывки залил линии расшивки, в районе кабины и центроплана проимитировал легкое истирание камуфляжа, на панелях и лючках умеренно изобразил сколы краски.
Нанес несколько фильтров на элероны и некоторые панели для очень легкого панельного эффекта.
Предоставление Юрой Тепсуркаевым фотографий, ещё «не испорченных полиграфией» позволило разглядеть множество ньюансов, в том числе, например, черную окантовку вокруг номера, и отражение ОЗ на киле, что сделало возможным определиться с его положением, размером, и отсутствием белого поля.
Декали остались на «потом». Отчасти это было связано с их ...полным отсутствием.. Декаль от Аэромастера на этот борт я уже использовал в первый раз, и точностью она не отличалась – ОЗ даны были с белым полем, номер переразмерян процентов на 30-ть. В итоге моим другом и соратником Михаилом Гавриловым ака Laser был сделан электронный макет декали, и распечатан на декальной бумаге цветным лазерным принтером.
И все равно, отсутствие белой подложки под декалями не давало нормального результата – полосы камуфляжа просвечивали сквозь красный цвет. В итоге номер был нанесен дважды с каждой стороны, с промежуточным закрашивание первого переведенного номера светло-серой краской, прямо поверх декали.
Опознавательные знаки я решил все-таки позаимствовать из набора Аэромастер, правда, для этого пришлось ножом вырезать сегменты синего кольца из белого фона и перевести их по одному, а также отрезать красное кольцо и повернуть его так, что-бы незакрашенные участки приходились на концы лучей. Т.е. один ОЗ состоял из 7 разных элементов декали. Но всё, как ни странном получилось.
Мелочевка осталось на сладкое, и не представляла бы особой сложности, если бы не тотальная спешка… По какой-то нехорошей традиции МиГ-15, как и предыдущие мои работы, был завершен в последние часы конкурса, при этом спать несколько предыдущих ночей пришлось по 4-5 часов.. Ну в общем..
Из остатков набора СМК lights были сделаны прозрачный хвостовой и цветные крыльевые АНО.
Из сверла 0,2 мм – солдатики носового и основных шасси.
Из прозрачного литника – глазок объектива ФКП.
Из гнутой стальной проволоки –два комплекта «рожек» на нижней поверхности крыла.
Из отрезков игл и скоб степплера выполнил различные антенны.
Из стальных трубочек – ПВД, и гнутая трубка на «спине» фюзеляжа.
Растяжка верхней и нижней проволочных антенн – нить Хобби+, изоляторы и натяжители – капли краски.
Косяки
Мне порой кажется, что главное отличие более продвинутого моделиста от начинающего – это умение малой кровью исправлять собственные ошибки.. Эта мысль не раз приходила мне в голову, пока я моделил моего «Фаготика». Аппаратик ну совершенно не стремился, похоже, занять свое место на полке…
Для начала полностью склеенный планер совершил полет из-под потолка кухни (хранился на навесном кухонном шкафу, и однажды был положен подсыхать не внутрь, а сверху своей коробки). И, пока он пикировал, по правильному, носом вниз (грузило уже было установлено), мои дети узнали от папы несколько новых слов.. Хорошо, что не запомнили))). После встречи модели с плитой, столом и наконец полом, старший сын полез искать обломки. В итоге, оказалось, что МиГ лишился нижней части вертикальной перегородки и носового кольца ВЗ, которые стало отличным паззлом для папы на ближайшую неделю. Также были оторваны оба крыла и стабилизатор. Но большой удачей оказалось, что свинцовый грузик остался на месте и не разворотил кабину, а также, что уцелела уже готовая носовая фара.. На исправление последствий «последнего полета» Фаготика ушла примерно неделя.. Не считая пары вечеров для принятия лечебной порции пива))
Вот фото уже отреставрированного носа:
Вторая серия косяков пришла оттуда, откуда не ждали – дважды, при зафутуривании низа, темно-голубой цвет покрывался кракелюрами. Причем второй раз уже по моей глупости – не «покурив» наш форум, решил, что дело в непросохнувшем акриле. После появления трещинок во второй раз, решил поискать ответна форуме, и, как всегда бывает, все это уже неоднократно обсуждалось. Оказалось, что такая реакция футуры с акрилами Ганзы регулярно имеет место быть. Так что на нижнюю часть прешейдинг и окраску пришлось наносить трижды. После чего из пыльного угла была извлечена бутыль с мебельным нитролаком, и все прошло благополучно.
Ну и «на десерт» сделал очень глупый ляп – торопился и не замаскировал сдвижную часть фонаря снизу при финальной окраске. В итоге забрызгал уже готовый и зафутуренный фонарь Алкладом изнутри. Обругав себя последними словами и немного успокоившись, поразмыслил. Смывать растворителями нельзя – это равносильно разборке фонаря на запчасти. Шкурить тоже. Но можно же сполировать.. И всего 5 минут вращательных движений уховерткой с нанесенной на неё отбеливающей зубной пастой вернули фонарю прежнее состояние. Ура!
Фотосессия
была сделана моей женой через полчаса после натяжения последней антенны. Любимая буквально вырвала фотоаппарат из моих кривых рук с едким комментарием, что нормальный фотограф, видимо, распределяется по 1 человеку на семью (она у нас увлекается фото). И, хотя ракурсы у неё вышли не очень натуральные (надо же что-то съязвить в ответ ;) ), для первого раза результат вышел отличный.. Эти фотки и были отправлены рефери турнира. Посопев и походив кругами, я задался целью все-таки научиться хотя бы сносно снимать и обрабатывать фотографии. Ниже результаты моих экспериментов, отснятых при разном свете, фоне, и разными камерами. Интересно ваше мнение, какие больше понравились?
Только два примечания:
Антенны „рожек” на нижней поверхности крыла. Они антенны РВ, они Т образные и до сегодняшнего дня существуют в таком же виде, а не как две Г образные как на модели.
Нижняя проволочная антенна не существует и не существовала некогда на МиГ-15! На модели её крепили до топливного насоса (впереди) и на выхлоп горячего воздуха от охлаждения двигателя на задней стороне. Такого НЕ БЫЛО!
Нижняя проволочная антенна не существует и не существовала некогда на МиГ-15! На модели её крепили до топливного насоса (впереди) и на выхлоп горячего воздуха от охлаждения двигателя на задней стороне. Такого НЕ БЫЛО!
Вполне существовала и именно в том месте, где сделал автор модели.
Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:
Re: Tamiya 1/48 МиГ-15 бис - Возвращение на полку
этот МиГ-15бис входит в мою книгу по МиГ-15 в Корее и я уточнял его камо лично у Голышевского..Так что критика моя нещадна..
Внутричерепные тараканы щекотят тебя нещадно. Уймись, дурень, восемь лет статье.
Вполне существовала и именно в том месте, где сделал автор модели.
Значит МОЯ ОШИБКА! :oops: :oops: :oops: Извените!
Корея не наша война была, снимки мало чего видел из неё. Надо будет почетать в описаниях простых15тых и 15бис. Не помню что о такой антенне читалбы. Для какой системы она была???
Касаясь кореи единственное это точто нам поставили маленькую серию 15бис с корейскими доработками. Там несколько интересного было но такой нижней антенны точно не было и места или какого то предыдушего крепления не видно нигде.
Для какой системы она была???
Видимо, чисто корейская доработка и, возможно, только на самолетах "ночного" 351 ИАП.
К сожалению, в изученных документах 64 ИАК о такой доработке ничего не сказано, остается только гадать.
Нижняя проволочная антенна не существует и не существовала некогда на МиГ-15! На модели её крепили до топливного насоса (впереди) и на выхлоп горячего воздуха от охлаждения двигателя на задней стороне. Такого НЕ БЫЛО!
Вполне существовала и именно в том месте, где сделал автор модели.
Добавлено спустя 2 минуты 26 секунд:
Re: Tamiya 1/48 МиГ-15 бис - Возвращение на полку
этот МиГ-15бис входит в мою книгу по МиГ-15 в Корее и я уточнял его камо лично у Голышевского..Так что критика моя нещадна..
Внутричерепные тараканы щекотят тебя нещадно. Уймись, дурень, восемь лет статье.
По Вашему мнению, это на этой серии передающая антенна (РВ-2)?
Штатная антенна РВ-2 Т-образной формы и нет никакой надобности делать какую-то другую. Я так думаю.
да Крылов плохо знает конструкцию МиГ-15 и МиГ-15бис!
Он указывает не на антенну, а на сустав щитка!
На этой плоскости РВ-2 расположен у конца плоскости!
Штатная антенна РВ-2 Т-образной формы и нет никакой надобности делать какую-то другую. Я так думаю.
да Крылов плохо знает конструкцию МиГ-15 и МиГ-15бис!
Он указывает не на антенну, а на сустав щитка!
Сустав щитка !!!! Шедеврально!!!
Это для станкова В дальнейшем антенны РВ-2 "путешествовали" по самолету в поисках наилучшего места, обеспечивающего уверенную работу высотомера, особенно во втором диапазоне высот от 120 до 1200 м. Летом 1950 г. передающая антенна "перекочевала" с фюзеляжа на нижнюю обшивку левого крыла в район между 17-й и 20-й нервюрами, а приемная, для предохранения от повреждений звеньями при стрельбе, сместилась вперед к шпангоуту No.6. В окончательном варианте, с 1 января 1951 г. приемная антенна стала устанавливаться на правом крыле между нервюрами No.2 и No.3. И кстате где Крылов указывает на сустав щитканазывая его антенной? Ткни клювом...
да Крылов плохо знает конструкцию МиГ-15 и МиГ-15бис!
Он указывает не на антенну, а на сустав щитка!
Даже не вдаваясь в анатомию щитка...
А при чем здесь Крылов вообще? Где он на этом сайте хоть на что-то указывает?
Антенны „рожек” на нижней поверхности крыла. Они антенны РВ, они Т образные и до сегодняшнего дня существуют в таком же виде, а не как две Г образные как на модели.
Нижняя проволочная антенна не существует и не существовала некогда на МиГ-15! На модели её крепили до топливного насоса (впереди) и на выхлоп горячего воздуха от охлаждения двигателя на задней стороне. Такого НЕ БЫЛО!
Всего хорошева
Габор