Имея глобальный опыт сборки МиГ-15 из дешевых наборов и борьбы с изделиями фирмы "Amodel" (крайние 7 моделей я сваял из наборов этой фирмы), решил отдохнуть душой и собрать очередной МиГ-15 из серьезного набора солидной чешской фирмы "Eduard". Масштаб обычный 1:72. Вообще-то у меня их было 2: один МиГ-15бис полный фарш - "profipack" подарили чешские камрады, второй - МиГ-15, представляет собой только пластик без ничего в белой картонной коробке, урвал сам тоже по наводке чешского камрада на "E-Day" в Праге на второй день после выхода. Еще раз большое принародное спасибо, Франтишек, через 2 часа они закончились.
Потому как фирма чешская, захотелось какой-нибудь чехословацкой экзотики, тем более, что МиГи с корейскими, советскими и китайскими ОЗ у меня уже имеются.
Остановился на истребителе-бомбардировщике MiG-15bisSB с пилонами под крылом для подвесного вооружения, тем более, что я имел возможность его детально осмотреть также в Чехии в прекрасном авиационном музее в Вышкове. Так что в работу пошел МиГ-15бис.
О наборе: серия “ProfiPACK edition” номер по каталогу 7056, большая красивая цветная коробочка, открывается сверху. Дополнительно удобно то, что на боковиках изображены предлагаемые набором варианты окраски с их локализацией, а также параметры модели и состав набора. Внутри 62 детали из пластика (использование 11 не предусмотрено изначально, о чем предупреждает инструкция), из них 9 прозрачные, упакованные в отдельный кулечек на клапане, в подобный кулечек упакован лист фототравления с 22 окрашенными деталями. Детали серого пластика скомпонованы на 3 литниковых рамках, упакованы в 2 пакета на клейкой ленте. Имеется много альтернативных деталей – приборные доски 2 пластиковых и травленая, диски колес, ПТБ (3 варианта), панель отсека вооружения, перегородка ВЗ – серая и прозрачная, пушечные порты со стволами. Литье очень аккуратное, без облоя и смещения прессформ. Недоливов или утяжин я не обнаружил. Декаль из 52 элементов содержит панели приборов кабины, предусматривает 5 вариантов окраски: ГДР, СССР, КНДР, Куба, Египет. Ко всему упомянутому прилагается листок липкой бумаги с масками, упакованный в отдельный кулечек. Инструкция представляет собой цветную брошюру, отпечатанную по-английски и по-чешски с отличной полиграфией на 16 страницах. Некоторые надписи продублированы по-немецки, по-французски и по-японски. Имеются краткая историческая справка, изображение компонентов набора, таблица цветов, внятная и доступная пошаговая схема сборки с указанием цветов внутренних элементов модели, цветные варианты окраски в 4 проекциях с пространной аннотацией к каждому по-английски. В общем, не инструкция – песня.
Все детали набора прекрасно проработаны и подогнаны, с них достаточно просто аккуратно удалить крепления к литникам, да кое-где пройтись мелкой шкуркой по граням. При сборке «на сухую» был поражен до глубины души - не смотря на богатую деталировку, все складывается как "HobbyBoss" на штырьках и собранное в кучу держится без посторонней помощи. Почти ничего подгонять не надо!!! Учитывая, что параллельно долго и упорно пилил по паре Як-4 от "Amodel" и Ан-4 "Trumpeter", какое-то время пребывал в некой прострации. Работа с набором настолько легка и удобна, что окончательную сборку я производил «при помощи» трехлетнего сына (родители маленьких мальчиков не дадут соврать – собирать при их активной фазе можно, но далеко не все), который вертелся рядом и, естественно, требовал постоянного внимания.
Чувствуется продуманное членение конструкции и забота производителя о потребителях его продукции. Например, боковые стороны дисков колес даны отдельными деталями (очень удобно детали колес сначала покрасить, а потом уже собирать в один кусок), не смотря на крайнюю нафаршированность носовой части фюзеляжа, в ней выделены отсеки под груз.
Правда, мне их не хватило. При предварительной постановке на ноги модель упрямо садилась на хвост, однако здесь очень помогла выполненная съемной панель за креслом пилота. Через отверстие на ее месте я догрузил аппарат практически по самые основные ниши шасси.
Единственный штатный элемент конструкции, требующий доработок - это кресло пилота. Оно состоит из 2 половинок и передает внешний вид прототипа довольно грубо. Пришлось вырезать отверстия на упорах для ног и под подлокотниками. Знаком с этим креслом хорошо, так как имел возможность пощупать и рассмотреть его со всех сторон в том же Вышкове. Даже испробовал его собственной попой, которая, надо сказать, в него не влезла. То ли народец был помельче, то ли пилотов специально отбирали не шибко крупных.
Для меня субъективно некоторую сложность представлял слишком мягкий пластик, к которому я не привык, по этому нижняя поверхность крыла, особенно стык между его верхней и нижней частью, выводилась долго и нудно. Также раза 4 перекрашивал «противоскользящее» покрытие крыла в районе фюзеляжа. Но это следует отнести, скорее к личной кривизне рук.
От себя добавил металлические стволы пушек и ПВД, а также «солдатиков» и пару штырьков на верхней части фюзеляжа. Антенну СРО поставил не штатную, а из фототравленой детали. Натяжная антенна из «модельной нити». Кроме того, естественно, я воспользовался деталями наружной подвески, которые инструкция не рекомендует использовать при сборке этого набора.
Их пришлось дорабатывать, добавив элементы конструкции, которые производитель опустил, вероятно, в силу их ажурности.
Итак, глаз мой лег на MiG-15bisSB б/н 3137, к тому же имеются фото этой машины с обоих бортов с таких ракурсов, что можно судить об особенностях внешнего вида и сверху и снизу. Самолет снят в 1982 г., принадлежал 30 истребительно-бомбардировочному авиаполку ВВС ЧССР, который базировался в Градец Кралове. Кстати, очень красивый чешский городок, если ничего не путаю, то самый старый. То, что я там бывал – еще один повод остановиться именно на этом варианте. Так что штатная декаль ушла в запасник, а я воспользовался прекрасной декалью чешской фирмы “Kitbazar”, которой пакуется их вариант МиГ-15бис “HobbyBoss”’а. Тоже, надо сказать, креативный наборчик. Я им обзавелся там же на “E-Day”, заодно познакомился с владельцем и теперь каждый раз имею небольшой бонус в виде ощутимой скидки и наборчика фототравления, как постоянный мелкооптовый клиент. Декаль содержит 6 вариантов чехословацких ОЗ различных размеров и степени «выцветости», а также 5 вариантов по 4 комплекта цифр различных шрифтов, использовавшихся чехословацкими ВВС, при чем самых ходовых цифр – повторяющихся в одном номере – там по 2-3. Таким образом, при помощи этой декали можно сделать любой чехословацкий борт. Единственная проблема – отсутствие эмблем подразделений. Она решилась при помощи декали на МиГ-15 от чешской фирмы “Tally Ho!”, прикупленной мною по случаю в одном из пражских модельных магазинов. Кстати, получил большое удовольствие от работы с означенными декалями - они очень приятно переводятся, не дают подложки, которая при простом нажатии сухой тряпочкой практически сливается с поверхностью; в отличие от украинских, с которыми в последнее время плотно общаюсь. Разложил схему нанесения технических надписей и было уже взялся вырезать их с целью нанесения на модель, но тут глазоньки мои уперлись в фото, на которых присутствовали явно отсутствующие в моей схеме элементы. Путем нехитрой операции, называемой "сравнение", я выяснил, что чехословацкие технические надписи не соответствуют таковым, принятым в Советском Союзе. Почесав репу, решил наносить только то, что вижу на фото, и опять столкнулся с проблемой - имелись в наличии фото самолетов 30 ибап с 2 противоречащими друг-другу схемами, видимо, самолеты в течении службы проходили капремонт, в ходе которого меняли технические надписи. Не мудрствуя лукаво, я нанес только те надписи, которые просматриваются на фото воспроизводимого мной борта 3137. В ход пошли накопленные годами запасы обрезков декалей и на МиГ-15 оказались элементы декалей "Хариера", Ил-2, МиГ-3 и чего-то еще, забытого за давностью лет. От родной декали пригодился только электрощиток (но выполненный прекрасно), который оказался без четко видимой на фото желтой подложки. Здесь пригодились обрезки распотрашенного ОЗ от "Суордфиша".
Ну и кратко резюмируем. Набор очень приятен в работе, поражают тщательно выверенные детали, которые практически не нуждаются в подгонке, а подавляющая часть конструкции держится при сухой сборке на трении. Большая вариативность деталей набора предполагает возможность воспроизведения значительного количества прототипов. Из возникших сложностей отметить очень мягкий пластик, к работе с которым надо привыкнуть, переднюю стойку шасси, отлитую зацело с колесом. В наборе на порядок больше плюсов, чем минусов. К стыду отечественной модельной промышленности - это лучший на сей момент набор для сборки такого эпохального для истории нашей авиации самолета. Кит вполне оправдан по критерию цена-качество. Можно рекомендовать его начинающим моделистам, имеющим минимальный опыт в сборке моделей.
P.S. Кстати, во многих изданиях упоминается, что и в СССР МиГ-15 на закате своей карьеры использовались в качестве истребителей-бомбардировщиков, но что-то фото их, кроме опытных машин, совсем не густо. Может, есть у кого, поделитесь.
Спасибо за лестные отзывы, коллеги.
Павел, в наборе они идут зацело с обшивкой. И изначально цели что-то на столько кардинально переделывать не было. Хотя сейчас сижу и чешу репу в какую категорию модель заявлять: в "распакованную", так вроде распаковки всего открытый фонарь; в "готовые к полету", тогда фонарь надо задвигать.
Тема: Eduard 1/72 MiG-15bisSB(#10040) - обсуждение
Хорошая статья,Мигарь получился похожим на прототип.