Наши проекты: 3D печать и услуги : Wiki : Сувениры : Walkarounds :
Войти Регистрация

Wildcat'ы капитана Marion Carl

Так получилось, что пришлось собрать воедино информацию о Wildcat'aх, на которых летал летчик-ас из Корпуса морской пехоты США Мэрион Карл. Думаю, что она может быть полезна всем моделистам, интересующимся историей морской авиации США и её участием в битвах на Тихом океане в течение Второй мировой войны.

Биографическая справка

Генерал-майор Мэрион Е. Карл (Marion Eugene Carl) - американский летчик Второй мировой войны, первым ставший асом среди летчиков морской пехоты, сбивший за период войны 18,5 японских самолетов, в том числе 16,5 на F4F Wildcat (занимает третье место среди пилотов Wildcat по числу побед) и 2 на F4U Corsair.

Мэрион Карл, будучи ещё капитаном, начал войну в составе эскадрильи VMF-221 корпуса морской пехоты США на самолете F4F-3 Wildcat и 4 июня 1942 г. в битве при Мидуэе одержал свою первую воздушную победу, сбив Zero. В конце июня 1942 г. Карл был переведен в эскадрилью VMF-223 корпуса морской пехоты США, которая была вооружена самолетами F4F-4 Wildcat. В составе этой эскадрильи в течение двух месяцев боев на Гуадалканале (с конца августа до начала октября 1942 г.) Карл сбил ещё 15,5 японских самолетов и стал вторым на тот момент американским асом по числу воздушных побед, получив за это свой первый Военно-морской крест. В августе 1943 г. Мэрион Карл, получивший звание майора, уже в качестве командира эскадрильи VMF-223, которая была перевооружена на новейшие F4U Corsair, вернулся на Тихоокеанский ТВД и в битве при Рабале в декабре 1943 г. сбил ещё два японских самолета.

Более подробно о его дальнейшей блистательной карьере в Корпусе морской пехоты США и трагической смерти в возрасте 82 лет можно прочитать в Википедии.

Моделисты, желающие построить модель одного из самолетов Мэриона Карла, сталкиваются с определенными сложностями.

 

1. Битва у атолла Мидуэй (Battle of Midway)

Wildcat'ы капитана Marion CarlWildcat'ы капитана Marion Carl
Wildcat'ы капитана Marion CarlWildcat'ы капитана Marion Carl
В течение мая-июня 1942 г., в том числе непосредственно в битве при Мидуэе, Мэрион Карл летал на самолете F4F-3 Wildcat, BuNo 4000, с бортовым номером 24 черный, из эскадрильи VMF-221.
Фотографий этого самолета Карла не существует (как собственно не существует фотографий и остальных самолетов, на которых Мэрион Карл одерживал свои победы). Вернее фотография есть, и, на мой взгляд, она относится именно к данному самолету, но информации на ней явно недостаточно. Но есть фотография другого самолета из эскадрильи VMF-221 – б/н 22, по аналогии с которым вполне можно построить и самолет Карла (с учетом допущения о наличии или отсутствии дублирующих номеров на капоте и крыльях – см. боковики).

2. Сражение за Гуадалканал (Battle of Guadalcanal)

В вопрос с самолетами, на которых Мэрион Карл летал в VMF-223 в период битвы на Гуадалканале, путаницу в немалой степени внесли производители моделей и афтермаркета.

Например, в декали Techmod приведены целых три машины Карла на данный период – BuNo 02100, б/н 13 черный (август 1942 г.), BuNo 03508, б/н 13 черный (сентябрь 1942 г.) и б/н 2 белый (сентябрь 1942 г.).
Wildcat'ы капитана Marion Carl Wildcat'ы капитана Marion Carl
Начнем с первых двух. В книге Баррета Тиллмана (Barrett Tillman) Wildcat Aces of World War 2 оба самолета с б/н 13 черный также указаны как самолеты Карла. Учитывая, что Тиллман был другом Карла и соавтором его мемуаров, данная информация внушает доверие.
Если восстановить хронологию, то вырисовывается следующая история.

20 августа 1942 г. 19 самолетов F4F-4 Wildcat из VMF-223 взлетают с борта эскортного авианосца Long Island, который перевозил их с Гавайев на Гуадалканал, и благополучно прибывают на аэродром Хендерсон Филд (Henderson Field). Среди них присутствует и самолет Мэриона Карла с бортовым номером 13 черный, BuNo 02100, на котором уже 24 августа он уничтожает 4 японских самолета, одерживая свои первые победы на Гуадалканале. 9 сентября 1942 г. при отражении налета G4M1 его сбивают (см. отчет о потерях за сентябрь 1942 г.) и он даже несколько дней числится пропавшим без вести. Карла подбирают моряки и спустя 5 дней он возвращается в часть, где пересаживается на новый самолет с BuNo 03508, на который также наносится бортовой номер 13 черный. В подтверждении этого можно привести цитату с мемориальной страницы Мэриона Карла, где упоминается, что 2 октября 1942 г. Карл летает на самолете с б/н 13:
«On 2 October 1942 the IJN Sixth Ku sent a fighter sweep and a feint of a bomber raid against Guadalcanal. Flying the balky F4F-4 number "13" of VMF-223, Marion Carl had to climb alone while the already scrambled pilots of VMF-223 climbed to altitude ahead of him.».

16 октября 1942 г. VMF-223 покинула Гуадалканал для перевооружения, оставив на Хендерсон Филд 8 сохранившихся самолетов, которые, судя по всему, были переданы VMF-224, т.к. F4F-4, BuNo 03508, фигурирует в отчетах о потерях за 11 ноября 1942 г., будучи приписанным уже к VMF-224.
Wildcat'ы капитана Marion Carl Wildcat'ы капитана Marion Carl
Что же касается самолета с бортовым номером 2 белый, то многие источники (как интернет-сайты, так и производители декалей) действительно приписывают его Мэриону Карлу, известная фотография этого борта из национального архива также часто называется «самолет Мэриона Карла».

Но надпись на снимке гласит, что это всего лишь морпеховский F4F, снятый на Хендерсон Филд в феврале 1943 г., без всякой связи с конкретной эскадрильей и конкретным пилотом. В упомянутой выше книге Тиллмана рядом с боковиком этой машины четко сказано, что подразделение и пилот неизвестны. А не доверять ему у меня оснований нет. Кроме того, к этому периоду ни VMF-223, ни самого Карла на аэродроме Хендерсон Филд уже давно не было.

Также обращает внимание на себя количество отметок о победах – 19. Но у Мэриона Карла к концу 1942 г. их было лишь 16,5, а оставшиеся две его победы датируются концом декабря 1943 г.

Собственно авторы боковиков и декалей понимая это, зачастую изображают под кабиной всего лишь 16 флажков.
На официальном сайте по истории американского военно-морского флота Naval History and Heritage Command про эту фотографию пишут так:
«Marine Corps Grumman F4F Wildcat fighter at Henderson Field, 2 February 1943. Markings under the cockpit indicate that this plane has been credited with shooting down 19 Japanese aircraft, while being flown by several different pilots.». Т.е. это самолет, на котором летало несколько пилотов.
Wildcat'ы капитана Marion Carl
Существует ещё одна менее известная фотография этого самолета. Подпись под ней аналогична:
«March 22, 1943: Technical Sgt. R.W. Greenwood, a Marine, sits in the cockpit of a Grumman Wildcat fighter plane, based at Henderson Field, Guadalcanal, that is credited with shooting down 19 Japanese aircraft, as illustrated by the number of Japanese flags on his plane. Several different pilots have flown the ship during successful missions, but Sgt. Greenwood has remained plane captain.»

Кроме того, известный американский моделист Том Кливер (Tom Cleaver) в своей статье о сборке модели Trumpeter 1/32 пишет, что в 1992 г. Мэрион Карл лично рассказал ему историю самолета с бортовым номером 2 белый. 15 октября 1942 г. его вызвали в штаб-квартиру в Эспириту Санто и сообщили, что через два часа он должен дать пресс-конференцию о своем опыте боев над Гуадалканалом. Так как все уцелевшие самолеты эскадрильи остались на аэродроме Хендерсон Филд, то Карл и старший механик нашли в ангаре аэродрома Эспириту Санто среди других F4F Wildcat самолет с бортовым номером 2 белый, который бы выбран потому, что на тот момент Карл был вторым пилотом в Корпусе морской пехоты по числу побед, и наклеили с обеих сторон под кабиной по 17 японских флажков. И фотографии этого самолета в дальнейшем растиражировали как «самолет Мэриона Карла».

Эта история выглядит правдоподобно (случаев с постановочными фотографиями не настоящих самолетов летчиков-асов существует немало), за исключением количества флажков – фотографий этого самолета именно с 17 японскими флажками я пока не встречал.

 

» Информация о статье
Canoner в 02.07.2013 - 11:43
Хорошая статья!
Всегда здорово, когда проводятся такие исследования!

Но самолет на этой фотографии

#

все-таки "четверка", а не "тройка" - обратите внимание на характерный ПВД - именно на F4F-4 его сделали короче по сравнению с F4F-3 и перенесли под крыло, а все потому, что оно стало складываться и прежний длинный ПВД просто цеплял бы за землю.
abivan в 04.07.2013 - 16:43
все-таки "четверка", а не "тройка" Да конечно "4", в статье автора ясно ж написано на "3" он сбил одного японца, затем пересел на "4". И откуда на "трёшке" могло быть столько отметок побед? Кроме Тача и ОХары ничего такого вообще не вспоминается, да и у них вряд ли хоть треть наберётся.
AlexZ в 04.07.2013 - 17:47
abivan
в статье также написано, что эта машина (с отметками) - однозначно левая, и к реальным вылетам Карла отношения не имеет. Соответственно, она могла быть какой угодно, потому как взята была произвольно. На Гуадалканале были и тройки, так что всё могло быть. Но аргумент по поводу ПВД - принимается, не разглядел сразу.
abivan в 07.07.2013 - 13:29
однозначно левая, и к реальным вылетам Карла отношения не имеет Я бы не торопился с выводами. Нет, если Вы назовёте пилота, чья это машина, с таким количеством побед, проблема будет снята. А пока это всего лишь "я как автор так вижу".
Соответственно, она могла быть какой угодно Это как? :shock:
потому как взята была произвольно А это то как ?? :shock: :shock: Это напоминает профессора Преображенского - "кто на ком стоял... потрудитесь излагать ваши мысли яснее"(С).
На Гуадалканале были и тройки, так что всё могло быть Что могло быть? Отметки о 15ти победах, на этот период? Вы уже почитайте что нибудь на тему.
Но аргумент по поводу ПВД - принимается, не разглядел сразу. А он то и есть основной в данном случае. Спасибо, что принимается :wink:
AlexZ в 07.07.2013 - 14:34
abivan
А Вы собственно статью то прочитали? Складывается впечатление, что нет.
И как то хамством веет от некоторых слов, не очень красиво выглядит...
abivan в 07.07.2013 - 15:47
А Вы собственно статью то прочитали? Складывается впечатление, что нет. Прочитал, прочитал и ещё несолько раз просматривал, а после Ваших "умозаключений" ещё раз просмотрел. Это у меня сложилось впечатление, что Вы её не читали. Ну или не смогли понять, всяко бывает. А насчёт хамства - Вы где его увидели? Я попросил излагать мысли по русски, внятно и понятно, не более. Вы сами то своё сообщение перечитайте. И вообще, насчёт обвинений в хамстве, я бы просил поаккуратнее - "не очень красиво выглядит..."(С)
AlexZ в 07.07.2013 - 15:56
abivan
Видите ли, коллега (не знаю как Вас по имени), небольшой нюанс - именно я эту статью и написал, вполне вдумчиво изучив имеющиеся материалы. И ответы на все Ваши вопросы в ней имеются и, на мой взгляд, изложены вполне последовательно и связно. Единственная ошибка, на которую пока аргументировано указали - по неверно определенной модели пресловутого самолета б/н 2 белая, с чем я сразу согласился.
Поэтому, если Вы с чем то в статье не согласны - так Вы так и напишите, постулат такой-то неверен потому что... А бросаться фразами "Вы уже почитайте что нибудь на тему", "потрудитесь излагать ваши мысли яснее", "не смогли понять" и т.п. - не стоит.
abivan в 07.07.2013 - 17:23
Видите ли, коллега (не знаю как Вас по имени), небольшой нюанс - именно я эту статью и написал, вполне вдумчиво изучив имеющиеся материалы То есть Вы предполагаете, что находясь на форуме более 5ти лет, я читаю статьи не глядя на логин автора? Упс... Только что заметил что часть моего сообщения вылетела (я всегда стараюсь вначале написать сообщение в Word, а потом копирую на форум). У меня в скобках было добавлено - "хоть Вы её и написали". Приношу искреннние извинения за эту ошибку.
Но честно, в Вашей статье достаточно сумбура и безапеляционных заявлений(извините). А последующие сообщения ясности не внесли. Хотя то, что это "4" уже давно было ясно. И могла бы быть вполне машиной Мэриона, но здесь искать надо. Предлагаю прекратить пикировку и вместе двигаться в поиске правды/истины.
AlexZ в 07.07.2013 - 17:52
abivan
Принято. Если найдется какая то новая информация по машинам Карла я буду только рад, потому как большинство аргументов действительно косвенные, фотодокументов по этому периоду практически нет.
Давайте я повторю существенные аргументы, почему я считаю, что самолет с б/н 2 белый и флажками за победу НЕ оригинальный самолет Карла:
1. В книге Тиллмана (который был близким другом Карла), изданной в 1995 г., через год после публикации мемуаров Карла (соавтором которых Тиллман также и был), боковик на данный самолет имеется, но прямо сказано, что пилот и подразделение этого самолета неизвестны. При этом боковики на два других самолета Карла приведены. Неужели Карл мог забыть о таком характерном самолете, причем единственном, фотография которого имеется в наличии?
2. Том Кливер пишет буквально следующее (приведу цитату в оригинале):
"As General Carl related to me in 1992, on October 15, 1942, he was summoned to HQ on Espiritu Santo and informed he would participate in a press conference in two hours, during which he was to tell the reporters of his experiences fighting over Guadalcanal. The squadron had left their airplanes at Henderson Field to be used by their replacements. He and a Master Gunnery Sergeant found a “hangar queen” F4F-4 on the airfield, which they chose because its side number was “2" and he was the second-ranked Marine ace behind John L. Smith at the time, and quickly stuck 17 Japanese flag stickers under the cockpit to both sides. Photographs of Carl sitting on the wing of this non-flyable Wildcat were widely published, and the airplane has been considered “Marion Carl’s Wildcat” ever since."
Т.е. маркировка о сбитых самолетах была нанесена на произвольно взятый в ангаре самолет, который удачно имел бортовой номер 2. И об этом ему (Кливеру) рассказал лично Мэрион Карл в 1992 г.
3. На мемориальной странице Карла упоминается, что ещё 2-го октября он летает на самолете с б/н 13 черный, при этом последняя его победа датируется 3-м октября, а уже 9-го он навсегда покидает Гуадалканал.
Откуда вдруг мог взяться ещё один самолет?
AlexZ в 09.07.2013 - 11:03

Но самолет на этой фотографии

все-таки "четверка", а не "тройка" - обратите внимание на характерный ПВД - именно на F4F-4 его сделали короче по сравнению с F4F-3 и перенесли под крыло, а все потому, что оно стало складываться и прежний длинный ПВД просто цеплял бы за землю.

По моей просьбе редакторы сайта исправили этот момент в статье.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy