Наши проекты: 3D печать и услуги : Магазин : Wiki : Сувениры : Walkarounds : Новости
Войти Регистрация

Колеса для моделей самолета Fw-190

Многие моделисты при изготовлении той или иной копии пристально изучают геометрию, «вгоняют в чертежи» до миллиметра пластик, до мельчайших подробностей прорабатывают кабину и другие немаловажные, но, зачастую, невидимые потом мелочи. При этом о некоторых вещах, которые хорошо заметны, иногда просто забывают или сознательно их пропускают.
В этой статье речь пойдет о копийности колес и дисков для моделей FW. 190, а также небольшой обзор продукции фирм Эльф и Экипаж, выпускающих диски и колеса для многих типов авиационной техники. Для написания этой статьи были сделаны геометрические обмеры колес и дисков от моделей некоторых известных фирм, которые затем сравнивались с обмерами продукции от вышеназванных производителей.

Но, для начала небольшой историко-технический экскурс


На самолеты Фокке-Вульф 190 на основные стойки шасси устанавливались диски двух типов (в статье речь пойдет только о машинах со звездообразным мотором БМВ).
 
Перфорированные «шестидырые» диски устанавливались на модификации А-0 до А-4 ранних выпусков, а также на отдельные машины модификаций А-5 ранних выпусков, А-6 - очень редко, на бомбардировочные версии F-1, F-2 и F-3 (те которые были переделаны из А-5 ранних выпусков или выпущены на заводе Арадо), G-1, G-2 (ранние), G-3 (сделанные на базе А-5 ранних выпусков) , S-5 (возможно). Эти диски имели кольцо для фиксации покрышки и из-за своей конструкции очень часто калечили наземный персонал во время замены шин. И несмотря на то, что с версии А-4 поздних выпусков должны были устанавливаться диски нового образца, на некоторые машины поздних серий устанавливали такие диски.

Диски раннего образца:
Колеса для моделей самолета Fw-190

FW.190 A-1 с дисками раннего образца:
Колеса для моделей самолета Fw-190
FW.190 A-4 c дисками раннего образца:
Колеса для моделей самолета Fw-190
FW.190 A-6 с дисками раннего образца:
Колеса для моделей самолета Fw-190

Цельноштампованные «бездырые» диски позднего образца устанавливались на машины модификаций А-5 поздних выпусков и дальше, F-8 и дальнейших выпусков, а также на G-2 (поздние), G-3 (сделанные на базе А-5 поздних и дальше), G-8, S-8.

Диски нового образца имели ряд преимуществ: во-первых крепление шины было изменено, и стало безопасным для персонала; при использовании машин с грунтовых аэродромов при плохой погоде диски не забивались грязью, и их не надо было разбирать и чистить. А именно разбор диска для чистки со съемом шины приводил к травматизму среди персонала. Но такие диски имели и недостатки, в частности из-за плохой вентиляции при интенсивном торможении барабаны могли раскалываться, что приводило к заклиниванию как тормозного механизма, так и самой ступицы. Что приводило, в конечном итоге, к капотированию. Поэтому, иногда наземный персонал менял диски нового образца на старые, несмотря на опасность их использования для себя.

Диски новго образца:
Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190


Диаметр дисков и старого и нового типа был 410 мм, диаметр отверстия в диске старого типа 110 мм.

В книге Aero Detail 6 FW.190 A/F при изучении материала была обнаружена такая схема:
Колеса для моделей самолета Fw-190

Обратите внимание на рисунок диска в форме лучей.
Так же в книге "In Action" Камбелла был обнаружен следующий рисунок:
Колеса для моделей самолета Fw-190

В попытке разобраться, где исследователи увидели такие диски, было найдено вот это фото FW.190 A-0:
Колеса для моделей самолета Fw-190

Действительно, на первый взгляд может показаться, что рисунок такой как показан на схемах. Но, взгляните на следующее фото этой же машины, сделанное под другим ракурсом:
Колеса для моделей самолета Fw-190

Таким образом, можно считать схему с дисками «раннего типа» ложной, возможно исследователи не имели возможности изучить другие фото представленного выше А-0, или не захотели этого. В других источниках схема с таким рисунком диска не встречается.

Шины основных стоек шасси, устанавливающиеся на FW. 190 имели размер 700х175 мм и два разных рисунка протектора. Рисунок «поперечные канавки» характерен для шин компании «Continental», «Fulda» и «Dunlop» выпускаемых с начала войны и до конца 1944 года из натурального каучука с дополнением синтетических усиливающих добавок. Шина имела черный цвет, как раз за счет цвета синтетических добавок и сажи. Износостойкость такого вида покрышек была очень хорошая и позволяла использовать машины с аэродромов с разным типом покрытия. Но производство такого вида покрышек зависело от поставок синтетических добавок, с которыми у Германии к концу войны начались существенные перебои.

Шина с рисунком протектора "поперечные канавки"
Колеса для моделей самолета Fw-190

Второй тип рисунка протектора «продольные канавки» применялся на шинах позднего периода производства (с конца 1944 года), такая шина изготавливалась целиком из натурального каучука и имела темно коричневый c красноватым оттенком цвет. Износостойкость покрышек была ниже чем у предыдущего типа, поэтому буквально после нескольких посадок рисунок протектора стирался и шина становилась абсолютно «лысой». Такого типа покрышки встречаются на машинах А-8, F-8, G-8 и последующих модификациях.

Уже "лысая шина":
Колеса для моделей самолета Fw-190

Шины имели технические надписи с названием фирмы производителя, клеймо производителя, места производства (некоторые заводы фирмы Dunlop находились за пределами Германии, например завод «Debica» в Польше), размера, максимальной нагрузки, даты изготовления, штамп соответствия стандартам. Основным поставщиком шин для FW. 190 была фирма «Continental». Смотрите фото с диском нового образца, размещенное выше.
Рабочее давление в шинах при взлетном весе до 4300 кг составляло 4,5 Атм, при взлетном весе больше 4300 кг – 5.0 Атм.

Диск хвостового колеса был стандартным для всех версий и модификаций диаметром 160 мм, с шиной с размером 350х135 мм. Шина выпускалась из синтетического каучука «Буна-S» или SBR, в основном компанией «Fulda» имела маркировку «Buna», размер, место производства, дату, клеймо производителя, штамп соответствия стандарту.

Колеса для моделей самолета Fw-190

Шина имела черный цвет. Иногда шина имела светлую полосу, как на фото
Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190

Стоит обратить особое внимание на шины с такой полоской, точнее на последствия отражения таких шин с дисками на чертежах и возможных искажениях при изготовлении деталей.

Ниже приведена часть чертежа автора М. Носжака (издательство Кагеро), как раз здесь и отражена эта полоса. Поэтому, можно подумать, что диск имеет увеличенные размеры.
Колеса для моделей самолета Fw-190

Рабочее давление составляло при взлетном весе до 4300 кг – 4.0 Атм., при взлетном весе более 4300 кг – 5 Атм.
Шина хвостового колеса, устанавливаемая на некоторые модификации FW.190 (190 A-5 / U12 W.Nr. 150813, 150814, 190 A-5 / U-14 W.Nr. 150871, 150872, 190 С-0, Та-152 Н) имела размер 380х150 мм.

В книге Русецкого «Истребитель FW. 190. История, конструкция, вооружение, боевое применение.» написано, что хвостовое колесо имело размер 380 х 150, а на ранних сериях – 350 х 135. Такая же фраза имеется в книге издательства AJ Press FW. 190 A/F/G под редакцией А. Ярского, только на польском языке. При этом в чертежах на все варианты и модификации FW. 190, данных в книге Русецкого размер хвостового колеса составляет 350 х 135 мм. Мне чертежи показались перерисованными из других изданий, компоновка А-8 на стр. 24 очень похожа на чертежи А. Бентли (хотя это мое личное мнение, может быть, я ошибаюсь).

Данные на основании чертежей известных мне авторов (стоит учитывать погрешность, связанную с печатью, при замерах использовались оригинальные чертежи, распечатанные в масштабах 1/8, 1/24, 1/48 на профессиональном оборудовании, замер делался инструментом с вероятной погрешностью 0,1 мм, все полученные данные были переведены к масштабу 1/1)

Колеса для моделей самолета Fw-190

Как вы можете увидеть, существует некоторая путаница в цифрах. Особое недоумение вызвали размеры на чертежах М. Носжака (Кагеро). И если в размерах основного колеса нет никаких таинств, непонятно откуда взялись цифры 690 х 200 мм при заявленных в тексте 700 х 175 мм, а так же диска с размером 470 мм.

На фрагменте чертежа явно видно неправдоподобно низкий профиль шины, по отношению к любому взятому фото. Возможно, был сделан обмер одной из отреставрированных машин с неоригинальными шинам основного шасси.

Фрагмент чертежа из Кагеро с основным шасси
Колеса для моделей самолета Fw-190

Теперь перейдем к рассмотрению колес и дисков к моделям от различных производителей.
Ниже приведена таблица с размерами шин и дисков основного шасси настоящего FW.190 приведенных к масштабу - 1/48, а также размеры шин и дисков известных производителей.

Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190

Таблица с обмерами хвостового колеса и диска

Колеса для моделей самолета Fw-190

Выводы на основании таблиц, вы можете сделать сами.

Особо хочется отметить колеса основного шасси фирмы Eduard. Они хоть и имеют правильный диаметр, но ширина их намного меньше нужного размера, что, кстати, слишком бросается в глаза. Диаметр отверстий в дисках раннего типа также намного меньше необходимого.
Колеса для моделей самолета Fw-190

Все диски предлагаемые в наборах моделей не имеют каких-либо надписей на шинах. И наиболее копийными, на мой взгляд, являются диски и шины Tamiya.
Колеса для моделей самолета Fw-190

Eduard дает заднее колесо как в сборе, так и отдельно, Tamiya вместе с костылем.
Колеса для моделей самолета Fw-190

Диски и шины от AIRES я видел только на фото, на первый взгляд оставляют приятное впечатление. Но заднее колесо отсутствует.

Диски и шины от компании Экипаж и Эльф

Колеса для моделей самолета Fw-190

Экипаж
Диски выполнены из смолы, сделаны качественно, но неверно проработана часть диска, которой он крепится к ступице. Причем исправить это невозможно. Шина сделана из мягкой резины с большим количества облоя, который очень трудно обрабатывается. Ни каких надписей и маркировок шина не имеет.
Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190
Колеса для моделей самолета Fw-190 Колеса для моделей самолета Fw-190


Диски и шины от компании Эльф понравились больше всего из вышеуказанного материала.
Диски только позднего типа, хоть и выполнен из пластика (черного цвета), проработан очень качественно и копийно.
Колеса для моделей самолета Fw-190

Шины раннего и позднего типа выполнены из плотной резины черного цвета. Очень хорошо проработаны, имеют маркировку в виде названия фирмы производителя «Continental», размера шины и еще какие-то трудно читаемые знаки. Рисунок протектора также хорошо проработан. Облоя нет вообще, резину обрабатывать не надо.

Диск хвостового колеса сделан качественно. Шина имеет маркировку «Buna» и данные размера.
В наборе дополнения от Эльф имеется также шина и диск для хвостового колеса увеличенного размера.
Колеса для моделей самолета Fw-190Колеса для моделей самолета Fw-190

Несмотря на то, что в статье не были указаны размеры для моделей в 32 и 72 масштабах, думаю материал будет полезен всем любителям замечательного самолета FW-190.

 

Список использованных источников:

  • Adam Skupiewski “Monografie lotnicze 18 FW.190 A/F/G”. Gdansk, A.J.-Press, 1994.
  • Brian Filley FW. 190 A, F, and G in action. Squadron/signal publication.
  • Jerry L.Campbell FW 190 in action. Squadron/signal publication
  • Focke-Wulf Fw. 190 A – Praha, Modelpress, 1991.
  • Malcolm Laing and E. Brown Ryle Walk around Fw. 190 A/F, Squadron/signal publication.
  • Чертежи A.L .Bentley
  • Focke-Wulf Fw. 190 A/F Aero detail 6
  • Peter Rodeike «Focke Wulf Jagdflugzeug»
  • Krzysztof Janowicz Focke Wulf FW. 190 Vol.1 Lublin, Kagero. 2003

Колеса для моделей самолета Fw-190

Eсли вы обращаетесь к производителю или покупаете модели/aftermarket в магазине - пожалуйста, говорите им, что вы прочитали обзор на ScaleModels.ru.

Eсли вы хотите прислать свою продукцию для обзора на нашем сайте - напишите нам.

3аранее спасибо!
» Информация о статье
Thunderbolt в 22.09.2009 - 15:16
Sulla
Спасибо. Всё понятно. В 48-м колёса от Эльф действительно правильно выглядят, а вот в 72-м - диски основного шасси полгое Г. Потому то я и оставил диски из набора, а резину и хвостовое колесо применил от Эльф.
Anonymous в 22.09.2009 - 15:45
Тема: Re: Колеса для моделей самолета Fw-190
Да, тамиеские колесики выглядят красиво и пропорционально, вот только в диаметре чуть ли не на миллиметр меньше...
KVM в 22.09.2009 - 19:57
В 72 масштабе есть у меня ранние(6 отверстий) нагруженные колёса(эпокс) от KORA. D-примерно- 9.4м.м.Кому интересно позже попр.фото сделать
Sulla в 22.09.2009 - 20:01
KVM и остальные коллеги: скидывайте фото и обмеры колес. Я думаю, это будет полезно при дальнейшем выборе.
foxbot в 22.09.2009 - 20:10
Отличный обзор! Коротко, ясно, ёмко.

Было очень интересно почитать.
Pavel_P в 22.09.2009 - 20:16
обзор хорош. но вот Айрисовские смолянные колеса, там есть рисунок и в целом они не плохие, но как быть с местом соединения литника и шины. Там точно рисунок при обработке будет утерян.
yvk в 22.09.2009 - 22:45
обзор хорош. но вот Айрисовские смолянные колеса, там есть рисунок и в целом они не плохие, но как быть с местом соединения литника и шины. Там точно рисунок при обработке будет утерян.

А чем-нибудь типа скрайбера протектор потом восстановить разве нельзя будет? Спрашиваю без иронии, на самом деле интересно знать.
Sulla в 22.09.2009 - 23:20
yvk можно пропилить пилками от Хасегавы, я на смоле так восстанавливал. Главное не отламывать литник, а спилить его аккуратно. Посмотрите на диски от Экипажа, там такой же случай. Только расшивки особой нет, но тоже очень не удобно сделано, особенно хвостовой диск.
KVM в 23.09.2009 - 10:40
Вот колёса KORA -вкладываются с деками на 190й в 72 масш. Диаметр диска мримерно-5.7мм,колеса-9.5мм

[url=http://www.postimage.org/image.php?v=PqZB2vr][/url]
hellcat-70 в 16.08.2010 - 00:41
Спасибо за хороший обзор. На двух из найденных мной в районе аэродрома Луостари FW 190F-8 стояли разные шины хвостового колеса. Одинаковый только размер 350х135, на одном надпись SPORN, на другом VERSTARKT DUNLOP. Первая более "квадратная" в сечении, вторая более "круглая", если можно так выразиться. Протектор на обоих-продольные канавки.

Добавить свою статью | Обсудить на форуме

Вы должны быть пользователем сайта, чтобы комментировать статьи!
Зарегистрироваться

Канал на Дзене Телеграм ScaleModels.ru Вконтакте Подписаться на RSS
ScaleModels.ru - сборные масштабные модели. © 2005-2022
Privacy Policy