Доброго, всем! Предлагаю вашему вниманию диораму с 3-мя самостоятельными моделями на тему: "Вторжение в Нормандию" - операция "Neptune" ("Overlord"). Диорама датирована вечером 6 июня 1944 года, пляж зоны высадки "Omaha", участок "Dog Green":
А. Американский танкодесантный корабль LST 325 типа LST класса LST Mk.1 с механизированным десантом (смола + ф/т, Iron Shipwrights, 1/350); Б. Американский танкодесантный катер LCT 622 типа LCT Mk. 6 (пластик, Heller, 1/400); В. Термоядерная бомба АН-602 "Царь-бомба" (пластик, Amodel, 1/72). Примечание... 1. В целом я всю диораму подвожу под общий масштаб 1/350, несмотря на то, что формально LCT 622 и АН-602 имеют другие масштабы. 2. Обозначения А, Б и В идут по всей статье и соответствуют только указанным выше моделям. Это единая статья на 3 модели. Данной статьей я продолжаю серию последовательных экспериментов, постепенно добавляя сложности в работу. Я не пытаюсь сделать сразу что-то фантастическое. Всему свое время. Решение сделать эту диораму было спонтанным.
Итак...
А. LST – Landing Ship Tank – Танкодесантный корабль. Этот тип корабля из-за своей скорости и слабой маневренности приобрел у моряков нелестное прозвище "Large Slow Target" – "Большая Тихоходная Мишень". Всего было выпущено более 1150 кораблей LST всех 7-ми модификаций, из которых 115 кораблей были поставлены Англии по ленд-лизу. Данная модель LST комплектуется механизированным десантом.
Литература на английском языке: http://www.insidelst.com/design.htm и http://www.insidelst.com/evansville.htm
Видео об LST: http://www.youtube.com/watch?v=OAwXEDrevT8 и http://www.youtube.com/watch?v=OTSqhCdgwrI Б. LCT – Landing Craft Tank – Танкодесантный катер. Всего было выпущено 960 катеров модификации Mk. 6 – самая массовая модификация. Всего было 9 модификаций. Часть катеров была поставлена по ленд-лизу Англии и СССР. Между театрами боевых действий LCT перевозились на верхних палубах кораблей типа LST и LSD. Модель LCT дается без десанта. В. АН-602 "Царь-бомба" взята, после некоторых раздумий и зондирования почвы, в качестве аэростата заграждения. Модель нуждается в переделках, см. раздел "Доработки" пункт "Переделки АН-602". При привязке к 350-му масштабу, оригинал будет в длину 28 метров.
Еще в Первую Мировую войну за аэростатами заграждения закрепилось прозвище "КОЛБАСА". Оно прижилось и дошло до наших дней.
Длина модели LST - 28,4 см. Длина модели LCT - 9,2 см. Длина модели АН-602 - 8 см.
Из истории
Пляж зоны высадки "Omaha".
На пляже зоны высадки "Omaha" Союзники высадили 34000 человек По разным данным общие потери составили 4500-5000 человек, из них убитыми до 2500 человек. Это больше, чем на всех остальных пляжах вместе взятых.
По злой иронии судьбы этот пляж оказался тем единственным местом во всей Нормандии, где немцы ждали высадку. При этом Союзники не знали о существовании 352-й немецкой дивизии. Именно они там были. Более того, разведка не обнаружила больше 50% огневых точек немцев. Американцам была уготована "кровавая баня".
Литература в сети интернет о высадке: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BC%D0%B0%D1%85%D0%B0_(%D0%BF%D0%BB%D1%8F%D0%B6) и http://www.6juin1944.com/assaut/omaha/en_index.php
Документальное видео о высадке на пляже зоны высадки "Omaha" на русском языке: http://www.youtube.com/watch?v=r5Fgpl1vpqE
Современная реконструкция событий любителями истории: http://www.youtube.com/watch?v=Z4zd_GvFVQ8
Документальное видео об общей высадке в Нормандии: http://www.youtube.com/watch?v=uhR3e0ziohE.
У меня есть художественный фильм "Самый длинный день". Его нет на указанном видео портале. Он черно-белый и длится около 3-х часов. Рекомендую. А. Боевой путь LST 325.
Заложен 10 августа 1942 году в Филадельфии. Спущен на воду 27 октября 1943 года. Сдан флоту 1 февраля 1943 года.
Вторжение на о. Сицилия – операция "Husky" (июль-август 1943 г.). Высаживал части 1-й армии США.
Вторжение в Салерно – операция "Avalanche" (сентябрь 1943 г.). Всего совершил 3 высадки. Высаживал 40-й британский танковый полк.
В январе – мае 1944 года корабль постоянно выходил в море на учения для отработки действий во время "Вторжения в Нормандию". Не скучали ребята.
Вторжение в Нормандию (июнь 1944 г.) – операция "Neptune" ("Overlord").
6 июня был составе соединения "B". Высадил 5-ю специальную инженерную бригаду на пляж зоны высадки "Omaha".
LST 325 с июня 1944 года по апрель 1945 года произвел 44 высадки на различные участки.
28 декабря 1944 года LST 325 спас 700 солдат с британского войскового транспорта LSI(L) HMS "Empire Javelin", который был торпедирован около берегов Франции предположительно подлодкой U-322. Всего на транспорте было 3500 человек. U-322 не вернулась на базу. На снимке: LSI(L) HMS "Empire Javelin". Снимки тонущего транспорта сделаны с LST 325.
Продан флоту Греции в 1964 году и переименован в L-144 RHS "Syros".
В конце 2000 года продан обратно в США для переоборудования в корабль-музей.
10 января 2001 года прибыл в город Мобил в штате Алабама.
В начале 2004 года начаты работы по переоборудованию в корабль-музей. Вооружение примерно соответствует 1945 году, но не внешний вид.
С октября 2005 года LST 325 - это корабль-музей, открытый для посещения публики в городе Ивансвилль (Evansville) в штате Индиана (США). В этом городе во время войны были построены некоторые LST.
Также на английском языке см.: http://www.lstmemorial.org/pages/history.html
Эти снимки я нашел в сети вечером 24 декабря 2012 года: http://www.youtube.com/watch?v=-LMwf81FeO0 ТТХ LST 325.
Водоизмещение стандартное/полное: 1650/4080 т. Масса десанта: до 1900 т. Длина: 99,4 м. Ширина: 15,1 м. Осадка носа пустого LST: 0,45 м. Осадка кормы пустого LST: 3,2 м. Осадка носа полного LST: 2,42 м. Осадка кормы полного LST: 4,4 м. Длина носовой рампы: 7 м. Ширина носовой рампы: 3,93 м. Количество носовых дверей: 2. Высота носовых дверей: 7,27 м. Длина палубного лифта: 4,54 м. Ширина палубного лифта: 3,94 м. Двигатель LST: 2 дизеля по 900 л.с. Движитель: 2 4-хлопастных винта диаметром по 2,12 м. Рули: 2 пера в струях винтов. Скорость макс.: 12 узлов. Число оборотов винтов на 12 узлах: 744 об/мин. Дальность хода (скорость): 9500 миль (9 уз.). Экипаж: 109 человек (9 офицеров).
На транце десантного корабля есть специальный якорь - кормовой якорь. Корабль, подходя к зоне высадки на 300-400 метров, на ходу сбрасывает его и продолжает травить трос. Для десантирования транспортных средств, корабль фактически садится на мель. Также кормовой якорь препятствует боковому сносу корабля во время десантирования. Чтобы сняться с мели, корабль дает задний ход машинами и в дополнение, выбирает кормовой якорь, давая дополнительную тягу. Для LST ничего не стоит лечь на дно целиком без опасения за целостность конструкции.
В более поздних модификациях LST, лифт был заменен на рампу, обладавшую большей грузоподъемностью, и смещен ближе к носу. Вооружение.
Состав вооружения на кораблях типа LST достаточно сильно рознился. Я попробовал воспроизвести вооружение LST 325 на 1944 год:
7х1 40-мм Бофорсов, 10х1 20-мм Эрликонов и 2 пехотных десантных катера типа LCVP с 4-мя 12,7-мм пулеметами. Десант LST 325.
Как известно из источников, 6 июня LST 325 высаживал 5-ю специальную инженерную бригаду, в составе которой были амфибии DUKW. Утром 6 июня корабль находился в зоне ожидания, чтобы не мешать непосредственному штурму "Крепости "Европа"".
Десант размещается на двух палубах, кроме тяжелой техники. Палубный лифт имеет грузоподъемность только 6,4 т. DUKW не входит на лифт по габариту. Для техники, размещенной на нижней "танковой" палубе (габариты ДхШхВ – 78,6х9,1х3,4 м), предусмотрены специальные рукава для отвода выхлопных газов наружу при прогреве двигателей перед десантированием. На снимках: танки и схема LST по палубам. Типичной является десантная загрузка: 26 грузовиков 6х6, 6 грузовиков 4х4, 4 джипа, 1 джип с полуприцепом, 1 5-т. подъемный кран, 2 бульдозера, 2 40-мм буксируемые зенитные пушки, 200 тонн топлива, 115 тонн пищевых пайков, 40 тонн боеприпасов, 12 тонн других грузов. LST может перевезти только на нижней "танковой" палубе: 25 легких танков (M3 "Stuart") или 20 средних танков (M4 "Sherman") или 21 амфибию DUKW или 18 плавающих транспортеров LVT или 160 солдат (перевозка на дальние расстояния).
На корабли типа LST можно добавить еще 4 кран-балки для перевозки катеров LCVP (Landing Craft Vehicle Personnel).
Катера LCT на дальние расстояния перевозятся на верхних палубах LST на специальных опорах. Нахождение LCT на борту не препятствует наличию другого десанта. LCT может быть десантирован с борта LST заполнением балластных цистерн одного из бортов.
В качестве десанта были также понтоны, закрепленные на бортах.
Бывал и такой десант, на кадрах LST 21: http://www.frontalbum.ru/17596
Мог даже самолет запустить. УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ТИП КОРАБЛЯ! Б. Боевой путь LCT 622.
Заложен 1 ноября 1943 года. Построен 17 ноября 1943 года. Сдан флоту 20 ноября 1943 года и включен в 12-ю флотилию LCT.
Участие в боевых действиях ограничивается только "Вторжением в Нормандию" в июне 1944 года в зоне высадки "Omaha", участок "Dog green".
6 июня был в составе 1-й штурмовой волны и высадил части 1-го батальона 116-го полка. В этой волне погибли 7 из 10 катеров LCT. Подробности о десанте, см. эту ссылку (пункт № 1153): http://www.americandday.org/Loading_Plan/Omaha_Beach_116th_RCT_page2.html
Летом 1945 года переброшен на Марианские острова в составе 13-й флотилии LCT, 37-й группы, 73-го дивизиона.
После войны законсервирован.
В 1952 году передан Франции и получил наименование RFS L9085.
В июле 1956 года выведен из состава флота Франции и отправлен на слом. ТТХ LCT 622.
У катеров LCT-6 откидным являлась не только носовая рампа, но и кормовой борт, а переход убирается. Данные ТТХ в источниках рознятся.
Водоизмещение стандартное/полное: 160/320 т. Масса десанта: 150 т (в перегруз до 160 т). Длина: 36,3 м. Ширина: 9,9 м. Осадка носа пустого: 0,2 м. Осадка кормы пустого: 1,1 м. Осадка носа полного: 1 м. Осадка кормы полного: 1,2 м. Двигатель: 3 дизеля по 225 л.с. Число винтов: 3. Рули: 2 пера, по бортам в струях винтов. Скорость max.: 10 узлов. Дальность хода (скорость): 700 миль (7 уз.). Экипаж: 12-14 человек. Вооружение: 2х1 20-мм Эрликона.
У LCT, также как и у LST, есть кормовой якорь. Десант LCT 622.
Поскольку дальность хода по морским меркам небольшая, то можно было загружаться под завязку: 4 танка типа M4 "Sherman" + 60 солдат или 9 грузовиков + N-е число солдат или 150 тонн грузов. Для наглядного примера: В. АН-602. Аэростат заграждения.
Аэростаты заграждения активно применялись Союзниками, особенно в Англии и СССР.
Главная задача – сбить прицелы вражеским летчикам. А лучше срезать им крылышки тросом, которым удерживается аэростат. Толщина троса от 2 до 8 мм.
Советские аэростаты заграждения были одиночными и тандемными и поднимались до высоты соответственно 2 км и 4,5 км. Английские аэростаты заграждения были только одиночными и поднимались на высоту до 1,5 км.
Платформа аэростата заграждения может быть как стационарной, так и подвижной (на кузове грузовика). Высота подъема подвижного аэростата не превышала 0,6 км при этом грузовик мог постоянно перемещаться по местности.
Во время "Битвы за Москву" насмерть объелись русской "колбасой" с водородной начинкой и приправой из взрывчатки 150 орёликов из Люфтваффе. В районе Лондона "колбаски" сбили 231 крылатую ракету Фау-1 и N-ое число ракет Фау-2.
Сборка диорамы
Общее А. LST 325.
Это моя 1-я модель от Iron Shipwrights. Впечатления "с пылу – с жару".
Моделист может выбрать любой американский корабль типа LST на свое усмотрение.
Модель корабля сделана из эпоксидной смолы с ф/травлением. Качество смолы далеко не фонтан, хотя расшивка хорошая. Корабль возможно собрать только в полный корпус.
Качество ф/т хорошее. Правда леера придется нарезать по факту.
Моя сборочная инструкция дается в 2-х экземплярах, которые немного отличаются друг от друга. На 1-й взгляд всё понятно, но только на 1-й. Чем больше смотришь, тем меньше понимаешь, в итоге: "ОХ Ё...!!!". Исторической справки нет. Производитель вообще не дает цветов окраски модели. Итогового вида тоже нет.
Про косяки самой модели и сборочной инструкции даже говорить особо не интересно. Это 1 большой косяк и полный бардак. Например: в комплекте только 4 станины для 40-мм Бофорсов, а мне надо 7 станин. Также Iron Shipwrights предлагают подвесить становый якорь на правый борт, но там на отливке вообще нет клюза.
Назначение некоторых деталей для меня осталось загадкой, так как их нет в описи комплекта.
Благо есть отличные фотографии этого периода, правда все с нижнего ракурса и левого борта. Не всё возможно поправить из-за нехватки деталей. Частично это связано с тем, что нет привязки к конкретному LST.
Всё вооружение сразу идет под замену.
Пилить и шлифовать надо много. На основной отливке корабля работы немного. Основной запил касается десанта, см. пункты "Десант" в этом разделе и в разделе "Доработки".
Клеил супер клеями Tamiya СА и Bison. Б. LCT 622.
В модели 28 деталей.
Сборочная инструкция дается на 1 листе. Судя по шрифту в сборочной инструкции, как-будто набранному на печатной машинке, модель изготовлена очень давно. Я ее покупал в откровенно зашарпанной коробке, которая с трудом держала форму.
Несмотря на преклонный возраст, модель катера сделана из пластика хорошего качества. Всё отлично стыковалось. Некоторые производители до сих пор не дотянули и до этого. Расшивка слабая. Модель без окон и дверей. Новые модели Heller по качеству пластика заметно хуже этой.
Клеил сверх жидким клеем Tamiya.
Модель собирается целиком не торопясь где-то за 30-40 минут + леера + покраска. Где-то часа 3 выходит. В. АН-602.
Не вижу смысла рассказывать о модели АН-602, как о бомбе. Я ведь полностью меняю ее внешний вид и назначение.
Для приведения модели бомбы в нужный вид, какой реально был над пляжем зоны высадки "Omaha", хотя бы примерно, надо капитально переделать бомбу. См. раздел "Доработки" пункт "Переделки АН-602".
Сам пластик модели мне понравился. Я давно не работал с моделями от Amodel и был приятно удивлен, хотя внутри есть утяжины.
Склеивал сверх жидким клеем Tamiya.
Окраска
LST 325 окрашен по схеме Measure 21. Цвета: Х-11, XF-1, XF-17 и XF-50. Иллюминаторы не окрашивались.
LCT 622 окрашен в XF-1, XF-9, XF-17 и XF-18.
Смола от Iron Shipwrights охотно принимает акриловую краску Tamiya при работе кистью.
С LCVP мудрить не стал. Они окрашены в XF-18. LCVP на LST 325 окрашены в XF-1 и XF-50.
Десант окрашен в XF-1 и XF-62. Почему-то XF-62 не желала нормально ложиться на технику. Возможно краска старая. Прошелся грунтовкой от Tamiya. Только тогда краска XF-62 начала нормально ложиться и уже не сходила.
Аэростат заграждения окрашен в XF-19. Стержень не окрашивался.
Декали
А. Декаль LST 325.
Декаль дается общая для американского флота Второй Мировой войны, но при этом нет литер для номеров. Хотя литеры нередко встречаются на бортах кораблей.
Более того, у Iron Shipwrights целая серия десантных катеров и кораблей. Могли бы и сделать специальную декаль для серии.
Родные флаги выполнены просто здорово. Они отлично прорисованы и более яркие и четкие, чем у "Бегемот".
Б. Декаль LCT 622.
Моделисту предлагается декаль только с тактическим номером 622 на обоих бортах в носовой части. Любопытно, но нет ни одной исторической фотографии LCT 622. В Нормандии было другое обозначение.
Декаль флага предлагается нарисовать и вырезать из листа самой сборочной инструкции. Показано место, где это можно сделать. Катер LCT 622 был под французским флагом. Более того, это должен быть именно флаг Свободной Франции, а не привычный нам флаг. У меня его нет. См. раздел "Доработки" пункт "Декали LST 325 и LCT 622".
Десант
Десант модели LST весьма разнообразен – 7 типов: 7 танков M4 "Sherman", 5 плавающих транспортеров LVT, 6 105-мм самоходных гаубиц М7 "Priest", 3 полугусеничных БТРа М3, 6 грузовики 6х6, 7 амфибий DUKW и 6 джипов с 2-мя полуприцепами. Итого - 40 единиц.
Вся техника достаточно хорошо детализована для такого масштаба. Видны даже расшивки лючков.
На десанте везде вагон смоляного облоя. Есть облой такого размера, что за ним с трудом проглядывается полуприцеп. Нет ни одного целого полуприцепа. От 3-х джипов остались только половинки. На 2-х грузовиках слишком много облоя и я их выбросил.
В итоге на диораме находятся 35 целых единиц техники, включая безбашенный танк.
Танковые башни идут отдельно от корпусов. Стволы в башнях танков сразу надо менять. Они все кривые. Видимо для стрельбы из-за угла.
Пушки для M7 "Priest" идут отдельно от корпусов. Они хорошего качества и замены не требуют.
Плавающий транспортер LVT может перевезти 24 солдата или 2,9 тонны груза.
Амфибия DUKW может перевезти 25 солдат или 2,4 тонны груза.
В модели 6 пехотных десантных катеров LCVP, а на корабль надо только 2. Чего добру пропадать? Отправил их в вояж. Рампы на моделях не откидные.
Некоторые LST возили 6 LCVP. Для таких в комплекте модели есть все нужные кран-балки и на отливке главной палубы указаны места установки.
В зонах высадки "Utah" и "Omaha" было использовано 1089 LCVP, из них погибло, 26 - на "Utah" и 55 - на "Omaha".
Всего было выпущено 20000 катеров типа LCVP. Каждый LCVP может перевезти: 36 пехотинцев или 1 джип или 3 тонны груза на дальность до 110 миль со скоростью 9 узлов. Скорость пустого: 12 узлов. Всего было выпущено 20000 катеров типа LCVP. Часть катеров, высаживавших войска на "Omaha", сохранилась до наших дней и по прежнему на ходу. В том числе катера на LST 325. В сети есть видео. На снимках: моя давняя модель британского LCVP в масштабе 1/35.
Доработки
Переделки АН-602.
1. Мне абсолютно не нужна расшивка бомбы. Шкуркой на электродрели Dremel и вручную сгладил переходы и расшивку на корпусе. Толщина пластика это легко позволила.
2. Из пластикового листа Tamiya смастерил стабилизаторы. Размеры и формы стабилизаторов сделал на глаз. Никаких чертежей. Проектировал сразу на пластике. У бомбы было 3 стабилизатора, а у аэростата их 4. Приклеил супер клеем Tamiya CA. Окончательные корректировки форм стабилизаторов происходила уже на корпусе аэростата.
3. Полностью срезал заднюю цилиндрическую зону и часть конической зоны так, чтобы установить туда передний конический обтекатель. Корпус бомбы заметно укоротился с 13,7 см до 7,9 см.
4. Также большая проблема: Подвешивание аэростата. Модель ведь из пластика. Сама не летает. Взял у сварщиков на работе стержень d=1,5 мм, сделав 1 опору. Этот же стержень выполняет роль стального троса, он же канат. В реальности, в зависимости от размера, аэростат заграждения удерживался стальным тросом толщиной 2-8 мм. Вооружение LST 325 и LCT 622.
Заменил всё вооружение на LST и LCT. 1-ствольные 40-мм Бофорсы никто не делает. 40-мм Бофорсы заменил на спаренные установки от Alliance modelworks, срезав 1 ствол.
Сделал платформу для 7-й 1-ствольной установки 40-мм Бофорса. Она сделана из крышки от тюбика силикона Soudal. Она находится сразу за надстройкой на продольной оси корабля.
20-мм Эрликонам добавил щиты от ф/т установок от North Star models. А. Добавки на LST 325.
Добавил на мачту вертикальный трап от Flyhawk model. Установил 2 родных трапа на 7-ю зенитную площадку. Установил по 1-му родному трапу на все носовые площадки 40-мм Бофорсов и площадку на юте. Установил по 1-му родному трапу на оба борта и транец. Свесил за борт трос от кормового кабестана. Б. Добавки на LCT 622.
Ф/т леера от Flyhawk model (нарезка по факту), ф/т двери от Fujimi (остались от авианосца "Hiryu"), ф/т вертикальные трапы от North Star models, 2 смоляных плота из набора LST и нарисовал иллюминаторы на ходовой рубке. Сместил мачту, которая находится на крыше ходовой рубки, назад, на кормовую стенку. Десант.
Для придания живости сцене диорамы, добавил фигурки. В данном случае это японские моряки от Fujimi в рабочей и парадной униформе. Покрасить их цвета американских солдат и моряков не составляет труда. Фигурки окрашены в XF-1, XF-2, XF-8, XF-15 и XF-62. Всего использовал 196 фигурок (146 "живых" и 50 "мертвых"). На головах моряков белые головные уборы, а на солдатах – каски в цвет униформы.
Пушки танков заменил на латунные прутки d=0,5 мм. Для их установки сделал сверлом выемки в масках башен танков.
Грузовой технике добавил сам груз. А то все порожняком идут. Это основания смоляных отливок от больших плотов, оставшихся от плавбазы подлодок AS-3 USS "Holland" и пластиковые квадратные прутки 4,8x4,8 мм от Evergreen.
На полугусеничные БТРы М3, 105-мм самоходные гаубицы M7 "Priest" и катера LCVP добавил пулеметы. Реально – это пластиковые 25-мм японские автоматы тип 96 от Hasegawa, а пулеметные щиты на катерах от 20-мм Эрликонов от North Star models.
На пулеметах катеров LCVP, которые висят на кран-балках LST 325, я щитов не видел.
Для фиксации бортовых катеров LCVP к кран-балкам воспользовался латунной цепью из запасов.
Как известно, войны без потерь не бывает. В воде подбитый LCVP с группой трупов. Часть трупов плавает в прибое. На пляже подбил 2 джипа и танк и убил группу пехоты. У танка снесена башня. На месте, где была башня, просверлил выемку в корпусе 3-мм сверлом и подкоптил черной краской. Джипы расколоты на 2 части, между которыми воронки с кучками осколков.
Катера LCVP на воде с британского войскового транспорта LSI(L) HMS "Empire Anvil". Они высаживают 3-й батальон 16-го полка. Сам исторический транспорт 6 июня был на якоре в особой зоне для таких кораблей, в 10 милях от берега, и высаживал войска на "Omaha". LSI(L) – Landing Ship Infantry (Large) – Большой пехотный десантный корабль. На снимке: LSI(L) HMS "Empire Anvil", общий план однотипного корабля LSI(L) HMS "Cicero" и общий список пехотных десантных кораблей, которые высаживали пехоту на пляж зоны высадки "Omaha" с указанием подразделений пехоты.
Декали
Декали LST 325 и LCT 622.
Для маркировки литерами LST 325 и LCT 622 воспользовался декалями от "Бегемот" для британского флота, Yankee modelworks и Iron Shipwrights. Пришлось набирать каждый символ отдельно. Работёнка далеко не подарочек. В добавок у "Бегемот" белая подложка и белые знаки еле-еле видно – прощай глаза. У Yankee modelworks и Iron Shipwrights подложки голубого цвета.
За неимением нужных букв для маркировки LCT 622, взял заглавные буквы.
Повесил на LCT 622 не французский, а американский флаг от "Бегемот". Всё равно там был американский экипаж.
Все декали отходили от подложек за 5-10 секунд. Сверху добавил немного SOL(а).
Подставка диорамы
Купил доску массива сосны в строительном магазине. В оригинале она имеет размер 80х40 см. Стоит всего 166 рублей. После прикидки распилил. Итоговый размер 45х40 см.
Так как модели LST 325 и LCT 622 возможно собрать только в полный корпус, сделал выемки под них до уровня ватерлинии и при этом держал в уме уровень будущего заглубления в имитатор воды. Работа это была тяжелая и шумная, но в итоге невидимая, так как скрыта под водой.
В месте с водной поверхностью сделал темную основу аэрозольной краской Tamiya AS-8. Заняло всего 20 секунд. Сильно и долго воняет на всю квартиру, зато свободен. На боках подставки показал продолжение песочного дна под водой.
Уже в процессе работы, доска изогнулась дугой.
Местность диорамы
Всю технику я закончил 20 декабря 2012 года и сразу вечером приступил к формированию поверхности диорамы, при этом имея лишь набросок в голове.
Для более точного воспроизводства местности, просмотрел видео, фотографии и карты с пляжа зоны высадки "Omaha". Также немного потренировался на других поверхностях, так как со всеми составами, кроме пасты "Atlantic blue", я еще не работал.
Береговая линия примерно соответствует пляжу зоны высадки "Omaha" участок "Dog Green" с привязкой по сторонам света.
Вода изготовлена из пасты "Atlantic blue" от Vallejo.
Вода в небольшом углублении на пляже изготовлена из жидкого состава "Still water" от Vallejo.
Барашки, буруны и кильватерные следы изготовлены из жидкого состава "Foam & snow" от Vallejo.
Песок изготовлен из пасты "Light sand" от Tamiya (объем банки 250 мл). Поскольку песок в месте высадки достаточно темный, поэтому окрасил пасту в XF-60 Dark yellow. В районе прибоя, для имитации мокрого песка, подкрасил пасту в XF-59 Desert yellow. Также краску XF-59 я применил в зоне со стоячей водой.
Тина на пляже от Noch.
Из пластиковых прутков d=1 мм от Evergreen сделал противотанковые ежи и противодесантные морские препятствия. Кстати, немцы их минировали. Корабль или катер, натыкаясь на препятствие, не только распарывал себе днище, но и, в качестве бонуса, получал подводный взрыв мины.
Правее катера с джипом на борту, под водой видна небольшая банка. В прибое виден песок под водой.
Фотосессия
Такой сложной фотосессии у меня давно не было. Из-за плохого контраста полностью четких снимков не получалось даже со штатива с фотокамерой, выставленной на ручной режим МАКРО. Некоторые хорошие ракурсы так и не получились. Ну нет фокуса и всё! Хоть ты в лепёшку расшибись!
Заключение
Об американских десантных средствах есть неплохая книжка на английском языке: Squadron №17 – US Landing Craft in action.
О литерах флота США: http://www.ibiblio.org/hyperwar/USN/USN-ships.html
Вся диорама закончена вечером 22 декабря 2012 года, то есть за 3 недели. Работа была интересная, трудная и кропотливая. Трудности, как известно, закаляют и добавляют опыт, который от меня никуда не денется. Спасибо за внимание.
Костя с удовольствием прочитал статью и просмотрел фото! Количество фото и остального материала впечатляют! Я себе только могу представить полную статью )) Касательно самой диорамы. Думаю некоторые минусы нет смысла указывать, их ты думаю и сам знаешь. Есть определенная неаккуратность в исполнении но тут нужно учитывая короткие сроки исполнения столь объемной и сложной диорамы. Очень понравилась сама задумка диорамы, сразу вспомнился фильм "Спасение рядового Райна" и эпическая сцена высадки американского десанта. Поскольку сам обделен ораторски-писательским талантом твоя статья впечатлила не меньше модели. Может стоит в серьез задуматься про издание своей книги? ну или минимум блога! ))
Я перед окраской песка смотрел цветные фотографии пляжей Нормандии и в первую очередь, ту самую "Омаху". Пустынный песок и песок на аттоллах еще светлее, почти белый, как-будто ракушки накрошить. Именно такого цвета сама тамиевская паста. Карьерный песок тоже своего особого цвета. Возможно я просто дал слишком яркий свет или так влияет сочетание цветов.
Аэростаты с такими стабилизаторами тоже были. Также в кадре катера LCVP, которые высаживали на "Омаху". Отсюда и окраска моих.
Я вижу, что фигурки плавно размазались по району. На LST 325 находится 41 моряк. На LCVP - 3 моряка + 31 десантник. Я изначально предполагал только 115 фигурок. Думал хватит. Потом 150. В итоге и 196-ти оказалось мало.
Кстати, поздние версии LST могли перевозить ~1100 тонн топлива в своих цистернах.
После войны много LST пошло на слом. Часть осталась в строю, а другие переоборудовали в сухогрузы, танкеры и паромы.
Есть определенная неаккуратность в исполнении но тут нужно учитывая короткие сроки исполнения столь объемной и сложной диорамы.
Если неаккуратность касается перехода цветов камуфляжа на LST, то это допустимо спецификацией. Тем более, что прототип перед вторжением постоянно выходил в море на учения и времени на марафет не было.
Поскольку сам обделен ораторски-писательским талантом твоя статья впечатлила не меньше модели. Может стоит в серьез задуматься про издание своей книги? ну или минимум блога! ))
Можешь верить, можешь нет, но мой самый НЕ любимый предмет в школе был ЛИТЕРАТУРА. Я с 13 лет не прочел НИ ОДНОЙ книги из художественной литературы. Только в кратком изложении, и то кое-как.
Я терпеть не могу блоги. Особенно, когда на них, как спам, приходят ссылки, на которые я не подписывался.
Я ТЕХНАРЬ и просто очень люблю ИСТОРИЮ.
Трактат впечатлил!
Я воздержусь от трактатов подобного размера в будущем.
Это Ваша следующая после "Японского блицкрига"? получается, полтора месяца делали? или работали над двумя параллельно?
Нет. Между ними есть другая модель: 102-мм британская морская 4-хдюймовая пушка в масштабе 1/35 от СМК. Эту диораму делал 3 недели.
Между большими проектами я делаю некие "буферные модели", то есть модели попроще. Я снимаю напряжение после предыдущей модели и лучше психологически подготавливаюсь к следующей.
В данный момент у меня на столе как раз такой "буфер".
Я воздержусь от трактатов подобного размера в будущем. Наоборот, коллега! Считаю, что такие трактаты очень нужны, и чем их больше, тем лучше. Ведь "информации много не бывает" (С) не помню кто. Просто не у каждоо моделиста хватает сил, времени и терпения детально изложить материал по теме. Считаю, очень украшает сайт подход к подаче материала подобный Вашему.
Между ними есть другая модель: 102-мм британская морская 4-хдюймовая пушка в масштабе 1/35 от СМК
Наоборот, коллега! Считаю, что такие трактаты очень нужны, и чем их больше, тем лучше. Ведь "информации много не бывает" (С) не помню кто. Просто не у каждоо моделиста хватает сил, времени и терпения детально изложить материал по теме. Считаю, очень украшает сайт подход к подаче материала подобный Вашему.
Редактор очень сильно ворчал.
Сколько людей, столько и мнений.
А где на нее можно посмотреть?
Здесь на форуме. Можно, например, найти через мой акаунт.
Тема: Диорама 1/350 Вторжение в Нормандию - Кровавая баня Omaha