Седьмого декабря 1941 года с борта этого линкора поступил приказ: "Начинайте восхождение на гору Ниитака". Так началась Вторая Мировая Война на Тихом океане.
Линкор Нагато был одним из немногих кораблей, спроектированных и построенных исходя из опыта Первой Мировой войны. Большая часть таких проектов и заложенных кораблей попала под действие послевоенных договоров и никогда не была закончена постройкой. Однако несколько новых кораблей, которые все-таки были достроены, настолько отличались от линкоров предыдущего поколения, что почти сразу стали предметом национальной гордости в своих странах. Линкоры Нагато и Мутсу стали символами военно-морской мощи Японии в межвоенный период. Они по очереди служили флагманами флота и регулярно проходили модернизации. Не имея возможности по условиям договоров строить новые линкоры, японцы, как и итальянцы, выжимали из своих кораблей все заложенные при постройке резервы. Усилялось палубное бронирование, полностью была заменена двигательная установка, были добавлены противоторпедные були и удлинен корпус. Ну и конечно, менялась архитектура надстроек.
Если в начале своей карьеры корабль напоминал по архитектуре и компоновке английские линкоры, то к началу войны японцы добавили ему столько национального колорита, что силуэты Нагато и Мутсу стали неповторимы и легкоузнаваемы. Огромная "Пагода"-надстройка, построенная вокруг семиногой мачты, только на первый взгляд была хаотичным нагромождением мостиков. Фактически, все посты было скомпанованы очень продумано и эргономично-одна платформа - для адмирала и рулевых, другая - для штурманов, третья - для артиллеристов и т.д.
Но экстравагантная архитектура была лишь фантиком этой незаурядной боевой машины. Японцы, как и англичане на Худе, сумели соединить в одном корпусе мощное бронирование, сокрушительную мощь крупнейших на момент постройки орудий ГК и высокую скорость. По этим параметрам Нагато выглядел очень достойно даже на фоне новых американских линкоров, вступивших в строй в начале войны.
ТТХ линкора
Водоизмещение стандартное 39 120 - 39 250 т, полное 46356 т.
Длина 221,1/224,9 м
Ширина 33 м
Осадка 9,5 м
Бронирование: главный пояс — 305—102 мм; верхний пояс — 203 мм; траверсы 330—254 мм; палуба — 127+70; башни — до 457 мм; барбеты — до 457 мм; рубка — 370; казематы — 25 мм.
Силовая установка 4 ТЗА Kampon
Мощность 82 300 л. с.
Скорость 25 узлов (26,7 узлов до модернизации.)
Автономность плавания 8 560 миль на 16 узлах.
Экипаж 1480 человек
Вооружение... Артиллерия 4х2 — 410-мм/45, 18х1 — 140/50
Зенитное вооружение 4х2 — 127-мм/40, 10х2 — 25-мм/60
Авиация 1 катапульта, 3 гидросамолёта.
Модель
Прекрасную модель этого линкора в масштабе 1:350 выпускает фирма Hasegawa. В свое время я купил этот набор даже не потому, что мне нравился прототип, а почитав восторженные отзывы о качестве японского пластика. Сейчас, после окончания сборки, я могу только присоединиться к этому хору. Модель просто великолепна. Шпаклевка использовалась в мизерных количествах, все монтажные соединения тщательно продуманны и легко реализуются. Очень выразителен рельеф поверхностей деталей - многочисленные иллюминаторы, козырьки, двери отлиты идеально ровно и без смещений. Даже хулимая многими клеточная расшивка бортов по окончании сборки мне уже не казалась такой нелепой. Да, она абсолютно немасштабна, но зато выглядит корабль с ней очень интересно даже без смывки по углублениям.
Единственный реальный недостаток набора - очень большая цена. Если бы не это, я бы рекомендовал эту модель всем, кто хочет попробовать себя в 350-м масштабе.
В работе использовался комплект травления от Hasegawa (два набора - базовый и суперсет) и набор травления от WEM. В дополнение к этим наборам использовались фототравленые 127мм зенитки тип89 Voyager, 2х25мм зенитки, разнообразные двери, а также рельсы и поворотные столики от LionRoar, Штрипки для линолеума от Flyhawk, набор стволов для Нагато от SeaMaster и еще совсем немного был "поднадкусан" набор травления от GMM "японские линкоры".
Конечно, можно и нужно было поступить проще, купив полный набор травления от Lion Roar, но к тому моменту, как он появился в продаже, у меня было уже куплено три набора травления Hasegawa...
Кратко об использованом афтермаркете
Травление Hasegawa... Отличный набор для начинающих. Очень простая сборка, очень прочные и выразительные детали, но иногда немасштабно толстые. Из недостатков - нет трапов, вьюшек, переплетов остекления и деталировки 25мм и 127мм зениток. И еще мне очень не понравился способ крепления бортовых рейлингов - на отгибаемых клапанах. Из-за рейлингов и лесенок и был куплен набор WEM.
Травление WEM. Эконом-вариант травления LionRoar. Позволяет собрать модель на 1941 и на 1944год. Однако сильно уступает Lion Roar по объему дополнительной деталировки. В сравнении с Хасегавой менее технологично. Присутствует обидный брак на детали прожекторной эстакады - ошибка при разработке макета. Из достоинств - есть уже раскроенные переплеты на остекление(кроме переплета на кормовой надстройке), отличные тонкие рейлинги, раскроенные по местам установки, изящные лесенки с перфорацией ступенек и косоуров, деталировка шлюпок(травленые банки, кильблоки, рули, весла). Вьюшки жадные англичане в набор не положили - у них же есть отдельный набор за отдельные деньги "Японские вьюшки"... В итоге вьюшки я взял из набора GMM.
Стволы SeaMaster. Отличный набор. Содержит стволы ГК и СК. Все очень ровно и аккуратно. Стволы 410мм я поставил именно от Симастера, почитав критику прекрасной работы Ю. Логазаяка. Дело в том, что у СиМастера стволы выточены из белого металла, что исключает появление "золотых" бликов в канале ствола.
127мм зенитки от Voyager. Очень смпатичный набор, достойная альтернатива смоляному изделию Weteranmodels. В комплекте точеные стволы, смоляные накатники и около 15-ти травленых деталей. В любом случае лучше пластиковой изкоробочной зенитки.
Модель строилась в рамках нашего первого корабельного групбилда и достраивалась после него. Я постараюсь показать самые интересные эпизоды в статье, но подробности и обсуждение можно посмотреть здесь.
Итак, прожекторная эстакада:
Если бы англичане не накосячили с разверткой, она была бы полностью травленой, а так я смог использовать только торцевые стенки этого элемента.
Двери на надстройках у Хасегавы получились очень хорошо, но у меня образовался излишек травленых дверей, и я все видимые двери поменял на травленые LionRoar.
Полетная палуба.
WEM дает для нее раскроенные рельсы, но что бы их приклеить, надо срезать пластиковые. Когда срезаешь пластиковые - страдает раскрой линолеума на палубе. В итоге я решил имитировать нащельники травленым изделием от Flyhawk, но на него уже не вставали ВЕМ-овские рельсы - пришлось ставить рельсы от Lion Roar. Травление было наклеено на зачищенный пластик, потом загрунтовано, после высыхания штрипки были зачищены ножиком до блеска, потом все было закрашено в цвет линолеума, а нащельники вновь зачищены.
Рельсы были окрашены потом с помощью масок из скотча.
Сборка
Единственное сложное место с плохой стыкуемостью - кормовая надстройка. Я ее собирал в два блока - нижний потребовал значительного шкуринга и пластиковых вставок:
На верхней части меня приятно удивила конструкция Starfish:
Этот элемент идеально проработан в травлении Хасегавы. Конструкция получается очень прочная, но при этом рельефная и выразительная. В процессе постройки я уронил надстройку, сломалась пластиковая стеньга у основания, а этого травленого "паучка" даже править не пришлось. Верхний и нижний блок красил отдельно, потом собирал уже окрашенными. Немножечко поддул аэрографом стык.
Комплекс "труба-прожекторная эстакада-площадки ПВО" собирал и красил отдельно, поэлементно.
Сначала приклеил всю травленку, потом сложил вместе - чтобы убедиться в правильной стыкуемости. Потом разобрал и по отдельности покрасил.
Чтобы нормально окрасить черный козырек трубы, я заранее срезал верхушки патрубков, попадавших в "черную" зону. Затем верх трубы был окрашен в черный цвет, замаскирован скотчем и ФУМ-лентой, после чего остальная часть трубы была окрашена в серый цвет. Верхушки патрубков были окрашены отдельно и приклеены уже к готовому "комплексу" на суперклей.
Для деталировки этого элемента в основном использовалось травление от Хасегавы - оно оказалось более технологично. От ВЕМ я взял решетку "гриль" на трубу, решетчатые настилы проходов к бортовым КДП, крестовые связи для площадок ПВО, возвышенные позиции для прожекторов и торцы прожекторных эстакад.
Самую эффектную часть корабля - "пагоду" собирал и красил отдельно, по ярусам:
Стеклянные детали из набора я заменил травлеными переплетами от ВЕМ (в наборах ФТД от других производителей таких деталей нет.
На некоторых платформах я сделал линолеумный пол. Инструкция предлагает красить все в серый, но на мой взгляд это не правильно. Superillustration тоже дает кое-где линолеумное покрытие. В-общем, на некоторых уровнях я приклеил травленые нащельники и покрасил пол в цвет линолеума.
Башни ГК я собирал с травлением Хасегавы - оно красивее, прочнее и копийнее. Японцы тоже накосячили с развертками рам-стоек для такелажа, но в инструкции показали, что и как надо подрезать, чтобы деталь встала правильно. Если этот этап пропустить, то эти рамы будут заметно "завалены" в сторону амбразур.
Стволы взял у Си-Мастера. Площадки для учебных стрельб, укрепленные на стволах - WEM. 127мм зенитки я заменил на изделия Voyager. Этот набор предлагает изготовить четыре установки из фототравленых деталей. Стволы - точеные, накатники - из смолы.
Стыкуется все хорошо, главное правильно накатать радиусы загиба. За палубу хочется сказать еще раз большое спасибо коллеге Warship. По его совету я расчертил на окрашенной и пролакированной палубе углубления между досок механическим карандашом и потом протер уховертками, смоченными в мыльном растворе. По-моему получилось красиво и аккуратно.
Лодки и катера собрал по инструкции. В основном использовались детали Хасегавы, но для подвесных лодок я использовал травленые банки от WEM.
Прожекторы... Для больших прожекторов я использовал детали Хасегавы из набора QG35 - маховички и переплет остекления. Внутри прожекторы окрашены "титаниум Силвер", снаружи - серым Куре. Доделал тренажер для артиллеристов - добавил мостки заряжающих.
25мм автоматы собирал из набора ЛионРоар. Стволы красил отдельно в черный цвет, станину и лафет - отдельно в серый Куре.
Все окрашенные детали лакировал футурой после суточной просушки - тамиевскийакрил очень легко стирается пальцами. А под футурой держится хорошо.
Для окраски корабля использовалась Тамиевская химия:
1. Грунтовка в баллоне белая
2. XF75 - IJN Kure gray
3. XF79 - Linoleum deck broun
4. XF55 - Deck tan
5. XF9 - hull red
6. X32 - Titanium Silver
7. X12 - Gold Leaf
Для самолетиков:
8.XF11 - JN green
9.XF12
10/ ModelMaster "Burnt sienna"
Лак - футура и Тамиевский TS-80 из баллона.
Такелаж - нитка от бантика и мононить для такелажа крана. Чтобы обеспечить подвижность второй башни, приходящий на нее такелаж был сделан из эластичной нити для бисероплетения.
Спасибо! Статья по Конго тоже уже почти готова, надо только собраться и написать текст.
Не в укор: на фото №3 (DSCF0523) на ф/т дверях козырьки только обозначены. У меня в наборе Fujimi дверные козырьки показаны очень четко и загибаются по краям.
Если это тот самый бантик, про который вчера говорили, то я думаю есть смысл рискнуть.
Константин, к сожалению Фуджими не продает дверей отдельно. А на Конго у меня вообще с ними не срослось - они были выше, чем надстройка :) И все одинаковые по ширине.
Шикарная модель получилась! Особый респект за мелочи и такелаж - я б двинулся рассудком пока все это приделал.
Вопрос - как делали... эээ... такие "лесенки" из растяжек?
Спасибо за оценку модели!
Рад, что корабль понравился. Значит свободное время было потрачено не напрасно ;) ъ
Artanizzz
"Лесенки" клеил на импровизированном кондукторе из бантичной нитки (Спасибо Юрию Логазяку за придуманную технологию):
Константин прав насчет длины - Нагато немного меньше Тирпица. А смотрится гораздо интереснее, во многом за счет высокого качества исходного набора.
Тема: Hasegawa 1/350 Линкор Нагато, 1941