Я вырос в Питере. Однажды в детстве я прокатился на Ми-8, который катает туристов над городом, а взлетает с площадки около Петропавловской крепости. Каждый петербуржец знает этот вертолет, а кое-кто и не любит потому, что он летает на небольшой высоте и сильно шумит. Мне всегда хотелось, чтобы он стоял и у меня на полке.
В результате я купил модель Звезды, правда, в коробке Revell. По ошибке, а может, с каким-то неведомым мне умыслом туда положили два лишних литника, в том числе с лопастями и деталями салона. Дело было в магазине «Реттковский» в Гамбурге. Впридачу, я купил набор экстерьерной травленки Эдуард. Насчет интерьеров я пока не заморачиваюсь, поэтому решил не покупать.
Детали корпуса хорошо прилегали, щелей почти не было. Что мне не понравилось, так это стекла. Во-первых, иллюминаторы совершенно не похожи, и у них зачем-то сделано углубление с обратной стороны, получается круг в круге. Стекло кабины выглядело лучше, но, судя по фотографиям, у него проблемы с копийностью. Так, верхний ряд стекол у настоящего вертолета явно вытянут сильнее по вертикали. С первой проблемой я решил расправиться так –плоским надфилем я проточил широкий прямоугольный паз под прорезями в корпусе и вырезал прямоугольную же пластину из коробки от компакт-диска. Я вклеил ее в самом конце, сняв створки грузового отсека.
Фотографии борта можно найти на сайте airliners.net. Я сперва скачал несколько старых фоток, где брюхо вертолета покрашено голубой краской с сильным зеленоватым оттенком. Как я подумал уже покрасив, это может быть проблема с цветопередачей, но было поздно...
Так или иначе, я начал понемногу склеивать фюзеляж. Вплоть до момента покраски я по ошибке пользовался фотографиями другого борта, поэтому приборы на задней балке не соответствует моему RA-24477. Другие неточности, которые надо было устранять на этапе склейки – форма (длина и количество стяжек) левого топливного бака, торец правого. Так или иначе, я склеил что было и начал приклеивать травленку. Это был мой первый опыт, поэтому очень пригодились лишние литники. Я купил цианоакрилатный клей, тюбик с кисточкой. Оказалось, что он намертво приклеивает металл к некрашенной пластмассе, крашенная клеится плохо. Плохо получились вентиляционные решетки – избыток клея залепил отверстия, и даже смывка кое-где не помогла.
Я сразу определился с уровнем детализации. Я решил клеить только то, что потом будет держаться, поэтому большинство деталей клеилось до грунтовки и потом предохранялось чехлами, склеенными из бумаги. Я не стал клеить часть антенн, ручки открывания люков, дворники, задний костыль (родной пластмассовый – ужасен, Эдуардовский красивый, но долго не проживет). А вот неправильные антенны на задней балке я приклеил намертво, поэтому мне просто жалко их отрывать.
Когда все было склеено я наживил дверь и створки грузового отсека. Кстати, там пришлось повозиться с точностью прилегания. В ход пошла тамиевскаяшпаклевка. И тут встал вопрос фонаря. Раньше я всегда красил фонарь отдельно, кисточкой и получалось нормально. Тут стало понятно, что надо шпаклевать все по кругу, иначе фонарь будет смотреться чужеродной деталью. Как тогда быть с переплетом? Краска будет просвечивать, смотреться будет плохо. Я заклеил окна тамиевской пленкой и решил попробовать сделать переплет из шпаклевки. Я затер ее между защитными масками, после чего отшлифовал заподлицо. Это пришлось повторить трижды, пока слой шпаклевки, и толщина переплета не стала примерно одинаковой.
Для первичной дефектовки я использовал белый эмалевый грунт из баллончика Тамия в один слой. Тут я понял, что красить придется много и без вытяжки не обойтись. С приятелем мы под пиво соорудили бокс из тонкого пенапласта, монтажного скотча, вентилятора для ванной и гибкой трубы от кондиционера. Труба высовывается в окно, тянет отлично. После первого слоя грунта обнаружилась масса неровностей и дырок, которые зашпаклевывались. Самодельным скрайбером была подновлена расшивка в тех местах, где она сошлифовалась или закрасилась.
После второго слоя грунта модель уже смотрелась хорошо. Я решил не утяжелять процесс и обойтись без белой краски. Грунт отлично сошел за базовый цвет. Дальше я последовательно покрыл модель синим и голубым. Как я теперь вижу, голубой зеленоват. Увы. Краска – Тамия, разводил изопропанолом, свистнутым на работе. Крашу я распылителем из магазина Clas Ohlson, приводимым от компрессора оттуда же. Компрессор стоил в пересчете 2500 рублей, аэрограф – 1200, смешивание внешнее. У компрессора отсутствует вентиль, поэтому давление регулируется постепенным отвинчиванием аэрографа . Меня устраивает. Детали аэрографа выполнены из металла, поэтому мыть довольно просто.
Тут я понял, что надо делать декали самому. В интернете очень мало примеров хороших самопальных декалей. Бумагу можно было заказать в Штатах, в Швеции, в Германии. Какой-то странный тип бумаги производился в Японии. Я не знаток интернет-торговли, поэтому не хотелось рисковать. Вертолет стоял полусобранный и ждал своего часа... Я между тем нарисовал будущую декаль в Фотошопе, используя Pen tool – то есть фактически векторно. Разрешение – 600 dpi. Я пользовался фотографиями борта, а также сайтом Балтийских авиалиний.
Удача улыбнулась в мае, когда я должен был лететь в Японию по работе. Пока мои коллеги неспешно покупали расписные ножи и экзотические рыбные консервы, я носился по торговому центру в городке Санномия (пригород Осаки) в поисках магазина моделей. Мне почему-то казалось, что в Японии Тамия и Хасегава это примерно как Тоета и Сони. Оказалось, склейкой пластиковых моделек там заняты те же 0,000001 процента населения, что и у нас. Nobody cares. Под вечер магазин все же был найден. Чувак, конечно, не понимал ни слова по-английски. Слава богу, моя японская подруга смогла объяснить ему, что мне нужно. Я купил две пачки по три листа – три прозрачных, три белых. Стоят по тысяче йен. Говорить с чуваком было не о чем, и мы ушли. Как оказалось, с мануалом стоило ознакомиться на месте.
Я прилетел домой и стал изучать вопрос. Сайт конторы, которая делает эту бумагу – на японском. Слава богу, есть google translate. С его помощью я узнал, что после печати наклеек их нужно закрепить специальным спреем этой же фирмы. Черт побери... Вертолет по-прежнему ждал своего часа... Спустя месяц моя подруга нашла этот магазинчик и купила-таки специальный спрей. Еще месяц он ехал ко мне обычной почтой. В сентябре доехал.
Опущу проблему поиска подходящего принтера, его заправку с помощью шприцов и какой-то матери... Многочисленные эксперименты с фотобумагой, а затем и с одним из прозрачных японских листов показали, что печатать нужно с минимальным расходом краски. Стоило нанести больше, как краска плыла при нанесении спрея, а затем он засыхал и вспучивался как земля в засуху. Конечный алгоритм выглядел так: напечатать максимальное количество копий рисунка на минимальной площади, дать просохнуть день, затем наносить спрей в четыре - пять очень тонких слоев с большого расстояния. Наконец приемлемые декали были напечатаны и зафиксированы. Я радостно вырезал их и положил в воду. Под громкие матюги краска тут же потекла и смешалась с размягчившимся фиксатором, образовав вязкую липкую дрянь. Самое странное, что текла она «спереди», как бы сквозь фиксатор. Я чуть не выбросил всю эту кухню в окно.
Еще неделя экспериментов – и я установил, что декаль, действительно, течет вверх, но достаточно стабильна сзади. Делать нужно так: вода наливается в крышку от банки, чтобы она возвышалась над краями. Декаль берется пинцетом, и опускается на поверхность воды. Главное, чтобы вода не попала наверх. Когда подложка намокает, декаль поднимается и кладется на стол. Затем ее можно подцепить с края и перенести (по воздуху!) на модель. Недостаток этого метода – в том, что очень мало клея остается на декали. Она серебрится и может отвалиться. Так что впереди – эксперименты с привариванием декалей...
Результат меня в-общем устроил. Как я уже говорил, в некоторых местах декали серебрятся (но не фатально, не Italeri). Кроме того, края больших декалей имеют свойство загибаться вверх. Это можно устранить подклеиванием их на цианоакрилат. Еще оказалось, что прозрачные декали смотрятся только на белом фоне, поэтому в тех местах, где они лежат на голубом или синем фоне (например, герб Питера на двери) мне пришлось красить под ними белой краской. В-общем, я этого ожидал, поэтому и купил три белых листа на будущее.
Когда декали были наклеены, я облил модель двумя слоями прозрачного лака с легким голубым оттенком (чтобы немного нивелировать контраст между тремя цветами). При обдувке первым слоем это сыграло со мной дурную шутку. Правая декаль с номером просто улетела под напором воздуха, а новая уже была не тонирована. Поэтому она немного светлее остального вертолета.
Вторая декаль с номером отлетела при падении недоделанного вертолета на стол. Я приклеил ее обратно, намочив непропечатанный обрезок декальной бумаги и намазав клей на пластик. Кстати, эта декаль не текла. Возможно, имеет смысл после фиксатора на бумаге покрывать декаль обычным лаком (у меня – тамиевский акрил).
Удаление масок со стекла было делом несложным, даже несмотря на толщину покрытия. Скальпелем подцепляется один уголок, потом все тянется пинцетом. Правда, результат не идеален. Шпаклевка везде лежит очень ровно, а вот краска местами откололась до грунта. Возможно, стоит смешивать шпаклевку с пигментом. Чтобы не было такого контраста. Тем не менее, я в целом доволен.
Последняя цитадель, которую пришлось брать – это ротор. К сожалению, делати автомата перекоса у Звезды ни к черту. Я три раза переделывал, причем Эдуардовские детали тоже не вполне подошли – стойки автомата там имеют прямоугольное сечение. Пришлось делать их из медицинских иголок. Также пришлось делать странную деталь с желтыми коробками (кто знает, что это за хреновина?). Тут мне пригодилясь лишние роторы, а также скамеечки пассажирского отсека. Ось винта получилась толще, чем хотелось бы, но зато крепко...
Тонировал я масляными красками Van Gogh, которые разводил скипидаром, а вытирал лишнее ватными палочками. Самая приятная и легкая часть работы.
Вот и все. Буду очень рад вопросам и комментариям!
Модель в целом передает облик, на фото "в полете" снизу очень впечатляет.
На створке грузового люка снизу интересно выделение клепки (возможно получилось случайно, но копийно).
Минусы - модель выглядит немного игрушечно, цвета стоило чуть пригасить, тот же черный можно было сделать посветлее. Линии неаккуратны, на предпоследнем фото это видно - около топливного бака и на черном поле около выхлопа. Последнее можно немного пригасить, имитировав закопченность борта.
Ну и в целом рекомендация - если есть сложные моменты (декаль, покраска, прочее), проще просить здесь, у коллег :-) Было бы гораздо проще.
Удачи!
Респект за оригинальность борта и упорство его создания (деки, окрас)- +1.
Косячки, которых легко было избежать, конечно, есть. Совет - сейчас идёт групповая сборка вертолётов http://scalemodels.ru/modules/forum/viewforum_f_77.html - поучаствуйте, или затейте стройку онлайн. Одним словом тусуйтесь на scalemodels.ru.
да,с иллюминаторами не понятно,эти "дырки",выгледят не очень. + у протатипа Большие современные баки 1000-1100л,а у вас маленькие,старые на 600-700. Ну и ЛПГ всеже меньше чем нужно,особенно обтекатель самой лебедки.
И где кстати хвостовая опора? :wink:
Модель выглядит неплохо, но нужно было посерьёзнее подойти к вопросу :smile: И покраска местами с небольшими ляпами)
И где кстати хвостовая опора?
....куда-то пропала :grin:
Тема: Revell 1/72 Ми-8 Балтийских Авиалиний(#3588) - обсуждение
Модель в целом передает облик, на фото "в полете" снизу очень впечатляет.
На створке грузового люка снизу интересно выделение клепки (возможно получилось случайно, но копийно).
Минусы - модель выглядит немного игрушечно, цвета стоило чуть пригасить, тот же черный можно было сделать посветлее. Линии неаккуратны, на предпоследнем фото это видно - около топливного бака и на черном поле около выхлопа. Последнее можно немного пригасить, имитировав закопченность борта.
Ну и в целом рекомендация - если есть сложные моменты (декаль, покраска, прочее), проще просить здесь, у коллег :-) Было бы гораздо проще.
Удачи!